Что фильтрует масляный фильтр?

Масляный фильтр — устройство и принцип работы

Масло в системе необходимо для того, чтобы защищать все комплектующие внутри от сухого трения. В результате предотвращается ускоренный износ, перегрев и заклинивание. Масло способствует очищению двигателя внутреннего сгорания от продуктов естественного износа. Чтобы такие загрязнения не циркулировали дальше по всей системе, в конструкции предусмотрен специальный фильтр — масляный.

Чтобы понять, где стоит масляный фильтр и как он выглядит, достаточно открыть крышку капота и заглянуть на переднюю или боковую часть мотора

У масляного фильтра есть основные задачи, которые он должен выполнять, находясь в топливной системе. Во-первых, он проводит качественную очистку масла от механических загрязнения, улавливает частицы и продукты износа. Во-вторых, он сохраняет максимальную пропускную способность, чтобы не допустить критического падения давления масла в системе. Если учитывать все эти особенности, информация о принципах работы становится более важной. Автомобилисту следует знать, когда проводить замену фильтра и какой элемент лучше всего выбирать в качестве нового.

Чтобы понять, где стоит масляный фильтр и как он выглядит, достаточно открыть крышку капота и заглянуть на переднюю или боковую часть мотора. Как правило, элемент представляет собой металлическую колбу, которая имеет внутреннюю резьбу и накручивается на специальный шток масляного фильтра. В месте, где фильтр прилегает к мотору, на корпусе первого предусматривается резиновая накладка.

Устройство фильтра не самое сложное — корпус из металла, который выполнен в виде чаши. На нем есть грани под специальный ключ для снятия. В конструкции предусмотрена передняя крышка корпуса с монтажной резьбой и отверстиями. Еще одна составляющая — фильтрующий элемент. Как правило, он выполнен из картона, укрепленного синтетическим волокном. В самом корпусе элемент укладывается гармошкой, чтобы максимально увеличить площадь фильтрации.

За работу элемента отвечают перепускной и дренажный клапан. Первый необходим для того, чтобы выполнять аварийный сброс избыточного давления масла в системе. Если внутри растет этот показатель, значит масло не способно прокачиваться в должном объеме. Из-за этого у двигателя может наступить масляное голодание, которое чревато капитальным ремонтом.

Дренажный фильтр удерживает «столб» масла в заборной магистрали после того, как двигатель остановлен, а маслонасос не работает. Это обеспечивает явление, при котором масло на заглушенном двигателе не стекает в поддон. Это позволяет сразу подать смазку в силовой агрегат сразу после его запуска.

В момент фильтрации удерживаются крупные частицы, которые представляют опасность для двигателя

Принцип работы. Система смазки двигателя на большинстве двигателей не отличается сложностью. Первым делом насос забирает масло из поддона, после чего образует давление и подает в фильтр. Так как жидкость идет под напором, происходит открытие противодренажного клапана. Как только он открывается, масло попадает внутрь и происходит заполнение полости корпуса.

Под высоким давлением состав проходит через фильтр и направляется к центральному каналу. В момент фильтрации удерживаются крупные частицы, которые представляют опасность для двигателя. Уже после центрального канала масло подается в систему смазки и растекается по каналам. Когда внутри наблюдается масляное голодание, перепускной клапан позволяет потоку масла обходить фильтрующий элемент и идти напрямую в систему смазки. У разных двигателей этот элемент настроен на срабатывание под разным давлением.

Итог. Система смазки двигателя в автомобиле играет большую роль. Несмотря на то, что принцип ее работы не такой сложный, она тоже нуждается в периодическом обслуживании.

Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра

Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.

В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.

  1. Назначение фильтра в системе смазки двигателя
  2. Устройство масляного фильтра
  3. Виды фильтров для моторного масла
  4. Центробежный масляный фильтр
  5. Особенности обслуживания

Назначение фильтра в системе смазки двигателя

В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.

Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.

Устройство масляного фильтра

Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:

  • Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
  • Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
  • Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
  • Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
  • Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
  • Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.

На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.

Виды фильтров для моторного масла

Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:

  • Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
  • Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
  • Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.

Помимо этого различают:

  • одноразовые конструкции (неразборные);
  • разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.

Одноразовый и разборной масляный фильтр

Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.

Центробежный масляный фильтр

Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.

Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.

Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.

Особенности обслуживания

Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.

Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.

Ключи для снятия масляного фильтра

Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:

  • Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
  • Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
  • Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.
Читайте также  Какое масло лучше заливать в двигатель Пежо 308?

Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:

  • Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
  • Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.

Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.

Эксперимент читателя ABW.BY: масляный фильтр работает всего 2500 километров?

Внешне масляный фильтр выглядит так же нехитро, как и задача, которая на него возложена. А задача эта проще пареной репы: очищать моторное масло от грязи, представляющей собой набор из посторонних включений, проникших в двигатель извне вместе с воздухом и топливом, продуктов износа трущихся деталей мотора, а также образовавшихся внутри двигателя нагара, кокса и напоминающих слизь продуктов разложения масла.

Больше от фильтра ничего не требуется, поэтому, если заглянуть в него через резьбовое отверстие в донышке, внутри ожидаемо можно увидеть бумажный фильтрующий элемент, который задерживает грязь, появившуюся в масле. Чем лучше грязь будет отфильтровываться, тем дольше прослужит мотор, пока в конце концов не станет жертвой естественного износа.

Однако если разобрать фильтр на отдельные компоненты, выяснится, что помимо фильтрующего элемента в нем есть еще какие-то детали.

Это перепускной клапан. Своим появлением в конструкции фильтра он обязан тому, что по мере накопления грязи в фильтрующем элементе растет сопротивление протоку масла через масляный фильтр. Из-за этого возможны ситуации, когда фильтр фактически превращается в пробку, препятствующую поступлению масла к трущимся деталям. Перепускной клапан как раз и предусмотрен для того, чтобы не допустить масляного голодания в подшипниках коленчатого и распределительного валов, картриджа турбокомпрессора, которые смазываются под высоким давлением, и их последующего заклинивания.

Как только сопротивление фильтра протоку масла становится чрезмерным, клапан открывается, после чего масло мимо фильтрующего элемента поступает к деталям, смазываемым под давлением. Однако появляется другая проблема — масло-то подается неочищенное. Говоря проще, система смазки начинает работать так, будто фильтра в ней нет вовсе, со всеми вытекающими для срока службы двигателя последствиями. Возникает вопрос: когда же на самом деле открывается перепускной клапан? Этим вопросом задался наш читатель, приславший в редакцию abw.by письмо, выдержки из которого мы приводим ниже:

«Пришел к выводу, что, чтобы уловить момент срабатывания перепускного клапана, можно воспользоваться кнопкой с нормально замкнутыми контактами и контрольной лампочкой. Один контакт кнопки соединяем с корпусом фильтра, другой выводим наружу. Когда клапан закрыт, он давит на кнопку. Контакты разомкнуты — лампочка не горит. Но вот клапан открылся — кнопка отжимается, лампочка загорается.

Подготовил фильтр. Кнопку впаял в двухсторонний текстолит. В корпусе фильтра просверлил отверстие, в которое заделал вставку из текстолита с кнопкой. Определенное время ушло на подгонку кнопки по высоте. Пока подгонял, масло в двигателе согласно указателю на приборном щитке успело разогреться до 50 градусов. При таком прогреве контрольная лампочка сигналила о срабатывании перепускного клапана лишь при 6000 об/мин и сразу же потухала. Когда мотор прогрелся полностью, лампочка не загоралась вообще.

На следующее утро вернулся к машине. Спиртовой термометр на стене в гараже показывал 2 градуса мороза. Завожу мотор — лампочка даже не мигнула. Добавляю обороты до 2500 — есть, загорелась! Сбрасываю обороты до 2000 — гаснет. Итак, все работает как надо! Остается посмотреть, насколько фильтра хватит.

Первые результаты появились при пробеге 1000 км. К фильтру прикрепил изолентой термодатчик от мультиметра. Температура фильтра — 4 градуса мороза. Ровно столько же было на термометре в гараже. Завожу — лампочка загорелась сразу. Это понятно: масло на морозе густое, фильтр уже чуть забит грязью. Ему ничего не остается делать, как открывать клапан и пускать грязное масло напрямую. Жду и наблюдаю за мультиметром. Температура масла уже достигла 15 градусов тепла, а лампочка все не тухнет!

Может, клапан подклинил? Глушу мотор — лампочка гаснет. Завожу — загорелась. Значит, все работает. Только при температуре масла плюс 30 лампочка погасла на холостых оборотах. При этом температура охлаждающей жидкости уже поднялась до плюс 55. Увеличиваю обороты до 2500 — лампочка загорелась, медленно сбрасываю до 1300 — потухла. Дальше не стал ждать. Но и так уже есть что сравнить: на новом масле и фильтре было то же самое, только тогда было минус 2, а теперь такой же результат при плюс 30. Во всяком случае после полного прогрева в обычном режиме клапан не открывается, а значит, масло фильтруется. А что еще надо?

В дальнейшем ситуация только ухудшалась. К пробегу 2500 км при старте лампочка загорается и не тухнет вообще. Если после хорошего прогрева заглушить двигатель, а перепускной клапан при этом, естественно, закрывается, а потом завести — лампочка не горит. Даю обороты под 3000 — загорается и больше уже не гаснет. Это значит, что клапан не закрыт и пропускает неочищенное масло в систему смазки двигателя.

Кроме экспериментов на своей личной машине такие же кнопки я впаивал в фильтры автомобилей своих товарищей. То есть работа перепускного клапана и то, как долго масляный фильтр справляется со своей задачей, было проверено на разных машинах, с разными маслами и разными фильтрами. Результат один: 2500 км — это потолок для фильтра. Один раз, правда, дотянули до 3000 км. Может, сыграло роль то, что машина сделала пару дальних рейсов.

Еще хотелось бы сказать несколько слов об обратном клапане. Он предназначен якобы для того, чтобы масло не вытекало из фильтра, когда мотор заглушен. Идея хорошая, да только этот клапан держит масло, которое во внешнем контуре, а то, что оно может просто просочиться через бумагу и стечь через внутреннюю трубку, производители почему-то не учитывают! Сколько времени понадобится, чтобы это произошло, сказать трудно, но оно должно вытечь! Лучший вариант — когда фильтр установлен донышком вверх, такому фильтру обратный клапан вообще не нужен. В остальных случаях могут помочь только частые заводки либо забитый фильтр, когда грязь не позволяет маслу просочиться через бумагу. Если этого нет, по утрам мы заводим свои машины с пустыми фильтрами».

От редакции

Рекомендуемая периодичность замены моторного масла и масляного фильтра в белорусских условиях эксплуатации составляет для бензиновых двигателей 12-15 тыс. км, для дизелей — 8-10 тыс. км. Судя по результатам эксперимента, поставленного нашим читателем, лишь первые 2,5-3 тыс. км после замены фильтр справляется со своими обязанностями по очистке масла от грязи, а далее толку от него становится все меньше, если он вообще остается.

Масляный фильтр

Масляный фильтр, на английском звучит как oil filter – обеспечивает очистку моторного масла от посторонних примесей, попадающих туда в процессе циркуляции. Его, несомненно, можно назвать одним из ключевых элементов системы смазки любого двигателя внутреннего сгорания. Располагается фильтр масла в нижней части двигателя.

Виды масляных фильтров

На данный момент в автомобилестроении распространены:

  1. полнопоточные
  2. частичнопоточные
  3. комбинированные фильтры

Полнопоточные фильтры имеют самую простую конструкцию и сразу пропускают через фильтрующий блок все масло, поступающее с масляного насоса, которое после этого подается на все точки смазки двигателя. Данный маслофильтр работает на основе перепускного клапана, регулирующего давление в системе смазки. Если масляное давление масла превышает допустимое значение,его снижает перепускной клапан фильтра. В этом кроется определенный недостаток такой конструкции, поскольку при засорении фильтра, поток масла замедляется, внутреннее давление повышается, перепускной клапан открывается и пропускает в систему загрязненное масло. Перепускной клапан с одной стороны предотвращает немедленную поломку двигателя из-за прекращения его смазки, а с другой – позволяет циркулировать грязному маслу, из-за чего за состоянием фильтра нужно следить очень тщательно.

Частичнопоточный фильтр масляный двигателя очищает масло дольше, чем полнопоточный. В системах, где он применяется, масло очищается постепенно, циркулируя сразу в двух контурах: прямом – от насоса к зонам трения, и очистном – от насоса, через фильтр и к зонам трения. В процессе циркуляции масла разных контуров смешиваются, что обеспечивает очистку смазки двигателя в целом. Такие системы способны поддерживать масло в неплохом состоянии на протяжении длительного периода. Их весомое преимущество – даже при забитом фильтре и сломанных клапанах поток масла не прекратится и двигатель будет работать.

Комбинированные системы созданы с применением технологий обеих предыдущих типов. Здесь устройство масляного фильтра гарантирует максимальное качество фильтрации масла и наибольший срок его использования.

Конструкция масляного фильтра

Почти каждый современный фильтр масла является не разборным. Но тем немения достаточно много автомобилей (немецкие, американские) имеют разборной маслофильтр, предоставляющие возможность замены фильтрующего элемента. Основное преимущество, такого фильтр – возможность замены только фильтрующего элемента, а не всего узла, что существенно удешевляет обслуживание автомобиля.

Устройство масляного фильтра.

Внутри корпуса устройства размещается фильтрующий элемент и пара клапанов. Один из них – противодренажный, предназначенный для устранения обратного тока масла. Другой – перепускной клапан, обеспечивающий поток моторного масла даже при засорении фильтра и поломке противодренажного клапана. Перепускной клан срабатывает еще и при использовании масла с чрезмерной вязкостью, отличающегося утрудненной фильтрацией.

Читайте также  Сколько нужно заливать масла в Бензокосу?

Перепускной клапан обеспечивает циркуляцию моторного масла даже при полном выходе из строя фильтра. Задача противодренажного клапана – не выпускать масло изфильтра при выключенном двигателе, чтобы его циркуляция и смазка мотора начиналась одновременно с его запуском.

Принцип работы масляного фильтра

Распространенные поломки масляного фильтра

Ухудшение работы двигателя, черный выхлоп при подгазовке, падение или повышение давления масла, возгорание соответствующей лампы на контрольной панели – все это может быть признаками неисправности масляного фильтра.

Помимо забивания фильтрующего элемента, проблема может быть связана с потерей упругости противодренажным клапаном. Проявляется это в периодическом кратковременном включении контроллера на приборной панели, чаще всего сразу после запуска двигателя. Так происходит из-за того, что во время стоянки с выключенным мотором масло вытекает из корпуса фильтра, и при запуске он начинает работать без должной смазки.

Замена масляного фильтра производится в обязательном порядке во время замены масла. За этот строк он успевает сильно засорится.

Решить проблему просто: нужно заменить масляный фильтр или фильтрующий элемент, если это разборная модель. Подозревая неправильную работу фильтра, затягивать с устранением проблемы нельзя, ведь любое ухудшение качества смазки двигателя – это его перегрев и ускоренный износ, что чревато гораздо более серьезными неисправностями и капитальным ремонтом.

Периодичность замены

Ни один масляный фильтр не отличается выдающейся долговечностью.

Специалисты рекомендуют обновлять фильтрационную систему хотя бы раз в 10 тысяч километров пробега, как правило замена фильтра происходит вместе с непосредственно процедурой замена масла.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Масляный фильтр

С течением времени моторное масло засоряется механическими примесями, образующимися в результате износа деталей двигателя, и приобретает абразивные свойства. Такое масло уже не смазывает двигатель, а лишь ускоряет износ его деталей. Поэтому масло в моторе необходимо очищать — с этой задачей справляются масляные фильтры, о которых пойдет речь в представленной статье.

Назначение масляного фильтра

Нормальная работа двигателя обеспечивается смазкой всех его трущихся деталей: коренных и шатунных подшипников коленвала, деталей ГРМ, поршневых колец в цилиндрах и т.д. Эту задачу решает смазочная система двигателя, подающая масло ко всем деталям. Однако в процессе работы даже смазанные детали контактируют друг с другом (хоть и через пленку масла), происходит износ, и в масло попадают микроскопические частицы металла размером в единицы и десятки микрометров. В результате со временем масло из смазочного материала становится абразивом, который приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Чтобы решить эту проблему, в систему смазки двигателя вводится фильтр, который очищает масло от механических загрязнений. Современные фильтры устроены таким образом, что задерживают до 95% частиц размером от 25-45 микрометров. Кроме того, фильтр очищает масло от частиц нагара и других загрязнений.

Фильтр имеет и еще одну функцию: он обеспечивает задержку масла в магистрали и каналах двигателя после того, как двигатель остановлен. Такое решение делает пуск двигателя более безопасным, так как первые мгновения он не совсем сухой, а имеет некоторое количество смазки в трущихся деталях.

Интересно отметить, что масляные фильтры массово стали устанавливаться на автомобили лишь в 20-е годы прошлого века, и введение этого компонента резко увеличило ресурс масла (в 10-15 раз) и двигателя (в 2-3 раза). В двигателях без фильтра замена масла производилась через каждые 700-800 километров пробега. Сравните это с современными 10-ю, а то и 20-ю тысячами километров! Однако до середины 40-х годов использовались неполнопоточные фильтры, через которые проходила лишь часть масла, поэтому очистка была не слишком качественной. С появлением полнопоточных фильтров, которые сразу очищают все поступающее в двигатель масло, стало возможным продлить период использования масла до нынешних значений.

30. Корпус фильтра
31. Прокладки
32. Колпак фильтра
33. Рукава ротора
34. Шайба
35. Гайки
36. Шайба упорная
37. Шайба колпачковая
38. Гайки
39. Колпак ротора
40. Отражатель
41. Ротор
42. Кольцо стопорное
43. Кольцо уплотни тельное
44. Подшипник шариковый
45. Ось ротора
46. Жиклер
47. Шайба уплотнительная
48. Болты
49. Пружина фильтра
50. Элемент фильтрующий
51. Ось фильтра
52. Колпак масляного фильтра
53. Прокладки
54. Корпус масляного фильтра
55. Клапан перепускной
56. Пружина перепускного клапана
57. Пружина сигнализатора
58. Корпус сигнализатора
59. Шток сигнализатора
60. Неподвижный контакт
61. Регулировочная шайба пружины клапана
62. Прокладки
63. Пробка клапана
64. Клемма

Типы масляных фильтров

Существует четыре основных типа масляных фильтров:

— Механические (обычные фильтры с фильтрующим элементом из пористого материала);
— Гравитационные (отстойники);
— Центробежные;
— Магнитные.

В свою очередь, механические фильтры делятся на две большие группы:

— Сменные;
— Со сменным фильтрующим элементом.

И независимо от типа фильтров, все они могут быть полнопоточными (через них проходит весь объем масла, подаваемый в двигатель) и неполнопоточными (через них проходит лишь часть масла).

Особо нужно сказать о классификации фильтров по тонкости фильтрации. На сегодняшний день выделяют три группы фильтров: тонкой, средней и грубой очистки. Однако в большинстве легковых автомобилей устанавливается только один фильтр, который задерживает частицы размером больше 25-45 микрометров, чего вполне достаточно. На грузовых автомобилях, тракторах и другой технике обычно имеется специальный фильтр грубой очистки, которые задерживает крупные частицы размером свыше 60-70 микрометров. А нередко используются фильтры-отстойники, в которых задерживаются самые крупные частицы.

Очень часто в поддон картера встраивается магнитный фильтр, задерживающий крупные металлические частицы. Однако такой фильтр собирает только стальную стружку (и частицы других ферромагнитных сплавов). Выполнен магнитный фильтр обычно в виде пробки, вкручивающейся в наиболее низкую часть поддона картера. Очистка фильтра производится выкручиванием и протиранием пробки.

Устройство масляного фильтра

Здесь расскажем об устройстве наиболее распространенных сменных механических фильтров, которые устанавливаются на все автомобили и другие транспортные средства.

Фильтр состоит из нескольких составных частей:

— Цилиндрический корпус;
— Нижняя крышка с впускными и выпускным отверстиями (в неразборном фильтре крышка соединена с корпусом вальцовкой или сваркой);
— Фильтрующий элемент (штора) из бумаги, картона, войлока и других пористых материалов со специальной пропиткой;
— Перепускной клапан;
— Противодренажный клапан (препятствует сливу масла при остановленном двигателе);
— Противосливной клапан (в неразборных фильтрах);
— Прижимная пружина (в неразборном фильтре).

Разборные (со сменным фильтрующим элементом) и неразборные сменные фильтры не имеют принципиального отличия в устройстве и принципе действия, однако в разборных фильтрах корпус имеет съемную герметичную крышку и компоненты фиксации сменного фильтрующего элемента.

Корпус и крышка. В крышке фильтра предусмотрен ряд расположенных радиально отверстий, через которые осуществляется подача масла. Оно поступает в пространство между корпусом и шторой, проходит через фильтрующий элемент и, очищенное, выходит через центральное отверстие в крышке. Отверстие имеет резьбу для присоединения фильтра к штуцеру на двигателе. Обычно корпус выполняется из стали и имеет высокую прочность, так как фильтр работает под давлением от 2 до 16 атмосфер.

Фильтрующий элемент (штора). Это основная деталь фильтра. Штора изготовлена из бумаги или картона особых сортов, которые дополнительно пропитываются специальными составами. Штора сложена в «гармошку» и закручена, образуя многолучевую звезду — так удается многократно повысить площадь фильтрующего элемента при незначительном увеличении его объема. Штора заключена в металлические кольца, поэтому имеет цилиндрическую форму и не распадается. Многие фильтрующие элементы помимо бумажной шторы имеют войлочную вставку по периметру, которая задерживает наиболее крупные частицы и значительно продлевает ресурс шторы.

Перепускной клапан. Это обычный пружинный клапан, установленный в верхней или нижней части фильтра. Клапан необходим для предотвращения «масляного голодания» при слишком высокой вязкости масла (например, при пуске двигателя зимой) или при загрязнении фильтра. Клапан открывается при превышении определенного порогового давления и направляет масло в двигатель минуя фильтрующий элемент. Необходимость перепускного клапана вызвана тем, что лучше непродолжительное время смазывать двигатель неочищенным маслом, чем даже на минуту оставить двигатель вовсе без смазки.

Противодренажный клапан. Обычно он выполнен в виде резинового кольца, закрывающего впускные отверстия в крышке фильтра. Этот клапан необходим для предотвращения вытекания масла из двигателя после его остановки.

Противосливной клапан. Это «сервисный» клапан, который предотвращает вытекание масла из фильтра (через выпускное отверстие) при его замене.

Эксплуатация и обслуживание масляного фильтра

Эксплуатация масляного фильтра не представляет сложности, особенно, если иметь дело с современным неразборным фильтром. Однако есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать.

Применение только рекомендованного фильтра. На автомобиль можно устанавливать только те фильтры, которые рекомендованы производителем автомобиля. Дело в том, что каждый фильтр рассчитан на то или иное давление, имеет определенную пропускную способность, тонкость фильтрации и т.д. И использование фильтра, который просто подошел по резьбе и размерам, недопустимо — это может привести к поломкам двигателя.

Периодичность замены масляного фильтра. Каждый производитель автомобилей указывает на то, с какой периодичностью необходимо заменять фильтр, однако обычно такая замена производится вместе с заменой масла каждые 10-20 тысяч км пробега. Однако при эксплуатации автомобиля в сложных условиях, применении топлива низкого качества, а также при частых пусках и остановках двигателя фильтр можно менять чаще — это потребует небольших затрат, но продлит ресурс силового агрегата.

Грамотная замена фильтра. Масляный фильтр просто прикручивается к двигателю с помощью резьбового штуцера, поэтому никаких сложностей с его установкой и снятием не возникает. Однако закручивание фильтра необходимо производить с довольно большим усилием, и руками здесь не справиться — для этого используется специальный ключ для масляного фильтра. При установке нового фильтра необходимо протереть маслом резиновое уплотнительное кольцо, что улучшит герметичность посадки. Также нужно провести очистку штуцера.

Читайте также  Для чего заливают масло в масляный фильтр?

Устранение воздушных пробок. Часто при замене масла в системе образуется воздушная пробка, и давление масла не приходит в норму. Устранить пробку легко: нужно слегка ослабить фильтр и прокрутить стартером коленвал двигателя до появления масла из-под фильтра. Затем нужно снова закрутить фильтр — после этого давление масла должно прийти в норму.

Необходимо отметить, что в двигателях, в которых используются масляные фильтры без перепускных клапанов (так как клапаны есть в двигателе), необходимо производить осмотр фильтра после его замены. Если корпус фильтра будет вздут или иметь деформации, говорящие о повышенном давлении масла, нужно проверить состояние встроенных в двигатель редукционных клапанов.

При регулярной замене фильтров, использовании качественного топлива и рекомендованного моторного масла фильтр будет нормально выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации и обеспечит защиту двигателя от быстрого износа и выработки ресурса.

Фильтр масляный: на страже смазочной системы двигателя

Система смазки — одна из важнейших в любом двигателе. Однако для нормальной работы системы и всего мотора масло необходимо регулярно очищать — с этой задачей справляется масляный фильтр. Все о масляных фильтрах, их типах и конструкции, а также об их правильном подборе и замене — рассказано в статье.

Что такое масляный фильтр?

Масляный фильтр (маслофильтр) — компонент системы смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания; устройство для удаления загрязнений из циркулирующего по двигателю и его агрегатам моторного масла.

Масляные фильтры решают несколько задач:

  • Предотвращение изменения вязкости моторного масла, вызванного повышением концентрации загрязняющих частиц и веществ;
  • Предотвращение загрязнения масла частицами различного происхождения — нагара, коррозии и износа деталей двигателя, окисления и разложения компонентов самого масла и т.д.;
  • Сохранение качеств и характеристик масла на протяжении всего межсервисного интервала;
  • Снижение интенсивности износа деталей двигателя за счет удаления из масла металлических частиц, образующихся в парах трения (цилиндр-кольца, в шестернях, подшипниках и т.д.).

Масляный фильтр критически важен для сохранения свойств моторного масла и функционирования силового агрегата в целом. Загрязнение, выработка ресурса, поломка или полное отсутствие этого элемента резко снижает ресурс силового агрегата и приводит к разнообразным неисправностям. Маслофильтры подлежат регулярной замене, но прежде, чем выбрать нужный фильтр для автомобиля, следует разобраться в типах, конструкции и особенностях этих деталей.

Типы и применимость масляных фильтров

Масляные фильтры делятся на группы по заложенному в их основу принципу действия, назначению, конструкции, по объему проходящего масла и по основным характеристикам.

По принципу действия фильтры бывают следующих типов:

  • Адсорбционные;
  • Центробежные;
  • Гравитационные (фильтры-отстойники);
  • Магнитные.

О конструкции, работе и особенностях каждого из этих фильтров рассказано ниже.

По назначению масляные фильтры бывают следующих типов:

  • Фильтры-отстойники — используются для удаления макроскопических частиц, песка, пыли, металлической стружки и других крупных включений;
  • Фильтры грубой очистки (ФГО) — предназначены для удаления частиц размером 60-90 мкм и более;
  • Фильтры тонкой очистки (ФТО) — предназначены для удаления частиц размером порядка 25-45 мкм.

По объему проходящего масла фильтры бывают двух типов:

  • Неполнопоточные;
  • Полнопоточные.

Неполнопоточные фильтры устанавливаются таким образом, что через них во время работы двигателя проходит лишь часть поступающего из масла. Полнопоточные фильтры пропускают через себя все масло, обеспечивая его полную очистку до подачи на трущиеся детали двигателя.

Наконец, фильтры имеют различные характеристики, наиболее важными из которых являются полнота отсева, номинальная и средняя тонкость отсева. Полнота отсева, выраженная в процентах, показывает, какое количество содержащихся в масле загрязнений останавливается фильтром, этот параметр различен для частиц разного размера. Средняя тонкость отсева — это размер частиц, для которых полнота отсева составляет 50%, а номинальная тонкость отсева — это размер частиц, для которых полнота отсева составляет не менее 95%.

Типы, конструкция и особенности адсорбционных масляных фильтров

В адсорбционных фильтрах очистка масла осуществляется его процеживанием через пористый фильтрующий элемент, задерживающий (адсорбирующий) частицы загрязнений. Данные изделия являются ФТО масла. Существует два типа таких устройств:

  • Сменные неразборные;
  • Разборные со сменным фильтрующим элементом.

Устройства первого типа представляют собой неразборную конструкцию со стандартизированными установочными размерами, по мере загрязнения он просто заменяется на новый. Устройства второго типа представляют собой бескорпусный фильтрующий элемент, который устанавливается в корпус фильтра на транспортном средстве, и по мере загрязнения заменяется на новый.

Наиболее широко распространены адсорбционные фильтры трех типов:

  • Объемно-адсорбирующие с гофрированным фильтрующим элементом;
  • Объемно-адсорбирующие с дисковыми фильтрующим элементом;
  • Ленточно-щелевые.

Основу объемно-адсорбирующих фильтров первого типа составляет цилиндрический фильтрующий элемент, изготовленный из специальной бумаги (картона) или нетканых синтетических материалов. Полоса фильтрующего материала сложена в гармошку и помещена между двумя металлическими кольцами, придающими конструкции жесткость. Дополнительно элемент может быть обернут войлоком, а на элементы больших размеров устанавливается картонная или металлическая перфорированная обечайка.

В разборных фильтрах элемент помещается в корпус со съемной крышкой. В неразборных фильтрах элемент помещается в глухой металлический корпус, в нижней части которого выполнена крышка с центральным и периферийными отверстиями. Через периферийную перфорацию масло подается в корпус, через центральное — отводится в главный масляный канал двигателя. Внутри фильтра располагается пружинный перепускной клапан, обеспечивающий отвод масла в обход фильтроэлемента при его чрезмерном загрязнении. Также в фильтре предусмотрены противодренажный и противосливной клапаны в виде резиновых колец, первый предотвращает слив масла при остановке силового агрегата, а второй — при замене самого фильтра. Фильтр монтируется на мотор с помощью резьбы на выпускном отверстии, для уплотнения используется одно или два резиновых кольца.

В устройствах второго типа фильтрующий элемент выполнен в виде стопки картонных дисков, через шайбы посаженных на стяжной болт, и помещенных в корпус. Сегодня такие фильтры практически вытеснены фильтрами с гофрированным элементом.

Ленточно-щелевые фильтры тоже устроены довольно просто. Их основу составляет металлический гофрированный стакан, на который виток к витку намотана тонкая латунная проволока. В результате намотки проволоки образуются тонкие щели, которые задерживают загрязняющие частицы. В одном фильтре может быть предусмотрено два и более таких стаканов. Как правило, ленточно-щелевые фильтры используются в качестве ФГО.

Конструкция и характеристики адсорбционных маслофильтров должны соответствовать ГОСТ Р 53844-2010.

Конструкция и принцип работы центробежных фильтров

Сегодня находят применение активно-реактивные фильтры центробежной очистки масла, в которых вращение ротора обеспечивается истекающими с высокой скоростью струями масла. В общем случае такой фильтр состоит из корпуса, внутри которого на неподвижной полой оси располагается ротор с жиклерам-соплами. Ротор состоит из корпуса (днища) и стакана, на нижней или боковой поверхности ротора под некоторым углом к оси (тангенциально) установлены два или более жиклера (сопла).

Работает центробежный маслофильтр следующим образом. Масло под некоторым давлением подается к оси ротора, откуда оно через отверстия поступает в стакан ротора и далее к жиклерам. Так как сопла имеют небольшой диаметр, масло истекает из них тонкими струями с высокой скоростью, создавая реактивный момент — за счет этого ротор получает вращение (частота вращения может достигать 5000-6000 оборотов в минуту). При вращении ротора в заполняющем его масле возникают центробежные силы, эти силы отбрасывают более тяжелые частицы загрязнений к стенкам стакана ротора, где они и оседают. Очищенное масло, выходящее из форсунок, попадает в корпус фильтра и отводится от него в двигатель.

Обычно центробежные фильтры выполняются неполнопоточными, на многих двигателях они объединяются в один блок с ФГО.

Конструкция и принц работы фильтров-отстойников

Сразу следует заметить, что фильтры-отстойники не используются в качестве самостоятельных элементов очистки масла, а обычно входят в состав ФГО. Основу этого устройства составляет корпус, в нижней части которого установлен стакан, а в верхней части располагается пластинчатый ФГО, состоящий из ряда металлических пластин. При пропуске масла через такой фильтр частицы загрязнений отделяются на пластинах и оседают в стакане. По мере загрязнения стакан снимается и очищается от осадка, также прочищается и разборный пластинчатый ФГО.

Конструкция и принцип работы магнитных фильтров

Магнитный фильтр — это обычная пробка масляного поддона с интегрированным магнитом. Магнитная пробка поддона обеспечивает сбор стальных частиц (стружки, пыли), которые попадают в масло в результате износа трущихся деталей силового агрегата. Металлические частицы притягиваются магнитом и оседают на пробке, а затем удаляются с нее при каждой замене моторного масла.

Вопросы выбора и замены маслофильтров

Все маслофильтры в процессе работы засоряются и требуют замены или промывки. Обычные адсорбционные фильтры меняются при каждой регламентированной замене масла, центробежные и фильтры-отстойники промываются при достижении определенного пробега или времени работы двигателя. На замену необходимо использовать только те масляные фильтры, которые рекомендованы производителем транспортного средства, в противном случае возможна недостаточная очистка масла или нарушение работы масляной системы.

Операции по замене и обслуживанию масляных фильтров необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ТО и ремонту транспортного средства или трактора. Все работы выполняются только на остановленном двигателе после слива масла, для замены фильтра может потребоваться специальный инструмент (например — съемник для отворачивания неразборных фильтров). При правильном выполнении работ силовой агрегат будет обеспечен чистым маслом в любых условиях эксплуатации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: