Что такое синтетическое моторное масло?

Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать

Без моторного масла двигатели внутреннего сгорания работают очень недолго.

В сети полно доказательств — например, эксперимент британского автожурналиста Мэта Уотсона, ведущего ютуб-канала carwow. Он поставил рядом Форд Фокус 2, Пежо 208 и Хонду Цивик 6, слил везде антифриз и масло, запустил двигатели и положил по камню на педали газа.

Двигатель Форда прожил 20 секунд, Пежо продержался 47 секунд, а вот на Хонде пришлось поездить: она всех удивила и работала долго. В любом случае без масла рано или поздно клинит даже такие двигатели, как у этого Цивика 2000 года.

Моторное масло образует на деталях двигателя прочную масляную пленку и предотвращает их износ. Но не все так просто: оно должно смазывать, снижать трение, охлаждать, очищать, защищать от коррозии. Все это — при высоких температурах и больших нагрузках и желательно с самого начала работы двигателя.

В этом материале мы расскажем, чем моторные масла различаются, как их подбирать и как часто нужно проходить техобслуживание с заменой масла и масляного фильтра.

Что вы узнаете

  • Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
  • Кто делает моторное масло
  • Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны
  • Классификация масел по SAE. Летнее, зимнее и всесезонное масло
  • Классификация моторных масел по API
  • Классификация моторных масел по ACEA
  • Допуски и одобрения автопроизводителей
  • Как правильно подобрать моторное масло
  • Можно ли смешивать моторные масла
  • Как часто надо менять масло

Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка

Готовое моторное масло, которое продают в магазинах, — сложная смесь базового масла и пакета специальных присадок, которые защищают двигатель от износа. Базовое масло определяет свойства готового продукта.

По международной классификации Американского института нефти все базовые масла делятся на пять основных категорий, или групп. Чем выше группа базового масла, тем выше качество готового продукта — моторного масла.

Минеральные масла — первая и вторая группы. Когда нефть перерабатывают, она разделяется на фракции. 2—5% из них — масляные. Масляные фракции депарафинизируют и чистят методом базовой селективной очистки. Так они становятся базовым маслом первой категории.

В результате гидроочистки такого масла получается масло второй категории. Это и есть минеральные масла, их делают прямо из сырой нефти.

Моторные масла с минеральной основой сильно густеют при низких температурах, быстро окисляются при контакте с кислородом, склонны к образованию отложений и по своим экологическим показателям не соответствуют современным требованиям. Поэтому их применяют лишь в очень старых автомобилях с простыми малонагруженными двигателями.

Синтетические масла — третья группа. Такие масла также производят из нефти, но процесс более сложный. Масляные фракции нефти проходят атмосферную и вакуумную перегонку, каталитическую гидродепарафинизацию, гидрокрекинг и гидроочистку.

К третьей группе относятся и базовые масла типа gas-to-liquid — GTL. Такое масло делают из метана методом газожидкостной конверсии. Преимущество этого метода синтеза — базовое масло получается чистое, почти без примесей. «Газовые» моторные масла распространены — например, линейка Shell Helix Ultra.

Когда смешивают базовые масла первой и второй групп с маслами третьей группы, получается полусинтетическое базовое масло. Базовые масла третьей группы гораздо чище минеральных, у них значительно выше индекс вязкости, в них почти нет ароматических углеводородов, серы и азота, они более устойчивы к окислению и служат вдвое дольше.

В подавляющем большинстве современных авто в качестве как первичных, так и сервисных заливок используют моторные масла, произведенные на основе базового масла третьей группы.

Полностью синтетические масла — четвертая группа: ПАО и эстеры. Базовые масла четвертой группы — это настоящая синтетика, полученная методом органического синтеза из этилена — газа, который образуется при переработке нефти. Они называются полиальфаолефинами, или ПАО.

У таких масел отличные температурные свойства и высокая стойкость к окислению, но стоят они гораздо дороже, чем масла третьей группы. Масла четвертой группы практически не смешиваются с присадками, так что при создании масел с применением ПАО их доля в канистре чаще всего не более трети, остальное — базовые масла других групп.

Пятая группа — это прочие базовые масла, которые не вошли в группы 1—4. Это чистая синтетика — эфиры, эстеры и полиалкиленгликоли (PAG). Масла пятой группы имеют характеристики, близкие к идеальным, и стоят очень дорого. Поэтому в составе готовых «эстеровых» масел обычно не более 3% базовых масел пятой группы.

Бывают и исключения. Существуют моторные масла, которые на 70% состоят из полностью синтетических базовых масел. Но, к сожалению, надпись «полностью синтетическое» на канистре не указывает на истинный состав масла: это просто маркетинговый термин. Понять, на какой основе делали масло, можно только после лабораторных исследований, на которых специалисты детально изучают физико-химические характеристики готового продукта.

Синтетическое моторное масло

Содержание

  • Что такое синтетическое масло
  • Состав синтетического масла
  • Технические характеристики и спецификации
  • Преимущества синтетики
  • Каталог синтетических моторных масел ROLF
    • Масла для легковых автомобилей
    • Масла для коммерческого транспорта
  • Советы и рекомендации

Полностью синтетическое моторное масло – оптимальный выбор в первую очередь для высоконагруженных двигателей с большой удельной мощностью, где требуется максимально возможный уровень защиты пар трения. Однако за счет чистоты и стабильности синтетическая база становится единственно допустимым вариантом и для менее жестко эксплуатируемых двигателей, рассчитанных на актуальные экологические нормы. В этом случае речь идет о машинах с многокомпонентными катализаторами и/или сажевыми фильтрами. Здесь требуется минимальное содержание соединений серы и фосфора, ограничиваются испаряемость и зольность до таких значений, которые не может обеспечить минеральная основа.

Что такое синтетическое масло

Автомасла на основе продуктов прямой переработки нефти принято называть минеральными, хотя их база – это в первую очередь сложные углеводороды, то есть органика. При производстве синтетического масла для автомобилей происходит не выделение и очистка соответствующих нефтяных фракций, а химическое преобразование исходного сырья – синтез базового масла.

«На входе» реакции синтеза можно иметь более чистое вещество (а состав нефти очень сложен, и многие ее компоненты для моторного масла просто вредны), а также, управляя процессом, можно точно задавать характеристики итогового продукта. Поэтому синтетические смазочные материалы по всем эксплуатационным характеристикам превосходят минеральные, выходя на верхние места в рейтингах и классификациях.

Состав синтетического масла

Существует несколько способов синтеза базового автомобильного масла. Если расположить их по росту себестоимости производства, порядок будет следующим.

  • Метод гидрокрекинга основан на разрушении тяжелых цепочек углеводородов, насыщении их водородом. Исходное сырье здесь – фракции нефти, более тяжелые, чем нужны для производства моторного масла.
  • Полиальфаолефиновые масла (сокращенно – ПАО) производятся обратным способом: происходит синтез более тяжелых цепочек из легких, сырьем обычно служит попутный нефтяной газ. Он может быть лучше очищен, что прямо влияет на качество продукта реакции, а сами ПАО-масла имеют изначально высокие характеристики, например температура вспышки может превышать +250 °С.
  • Масла на эстеровой основе правильно называть полиэфирными. Здесь способом производства становится полимеризация эфиров, полученных путем переработки растительного сырья. По сравнению с остальными моторными маслами синтетика на основе полиэфиров обеспечивает наибольшую прочность масляной пленки, ее свойства наиболее полно задаются в ходе реакции синтеза. Но именно за счет полярности молекул растут потери на трение: требуется увеличение доли антифрикционных присадок либо комбинирование эстеровой и полиальфаолефиновой основы.
  • Алкилированные нафталины (АН). Могут указываться под названием Synesstic (Synesstic 5 или Synesstic 12 в зависимости от вязкости). Получаются путем алкилирования нафталина в присутствии катализатора, в качестве алкилирующего агента используются олефины. Молекулы АН, благодаря отрицательной полярности атомов, притягиваются к металлу. За счет этого на парах трения образуется постоянный слой масляной пленки, то есть двигатель остается смазан в любых условиях, даже при холодном запуске или агрессивном стиле вождения.

При разработке состава масла для двигателя синтетические базы разных типов могут комбинироваться, задавая таким образом оптимальные свойства или уменьшая стоимость продукта. ROLF Lubricants GmbH в основном использует две популярные технологии – гидрокрекинг и синтез ПАО-масел, так как их достаточно для удовлетворения даже строгим требованиям современных стандартов. Для современных бензиновых и дизельных двигателей, включая турбированные и с непосредственным впрыском, ROLF Lubricants GmbH предлагает синтетическое моторное масло премиального качества (ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 ACEA A3/B4 и ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40 ACEA A3/B4), сочетающее 3 вида синтетики: синтезированное гидрокрекинговое базовое масло, алкилированные нафталины и полиальфаолефины, а также передовой пакет присадок. Для моторов с наиболее жесткими условиями эксплуатациями, высокими температурными нагрузками оптимально применение ПАО-масел. Малая испаряемость делает их рекомендуемыми для двигателей с максимальными требованиями по экологичности.

Технические характеристики и спецификации

Правильно выбрать масло для авто – значит обеспечить соответствие большому перечню характеристик. Для удобства принято несколько стандартов качества, а также стандартизация вязкости по SAE. Эти параметры обязательно указываются на упаковке масла.

Так как у дизельных и бензиновых двигателей серьезно различаются условия работы моторного масла, то для легковых и грузовых машин изначально имелись отдельные классы в обеих наиболее распространенных системах стандартизации.

  • Американский стандарт API выделяет масла для бензиновых моторов в категорию S, для дизельных – С. Каждый новый вводимый класс маркируется буквой латинского алфавита по порядку. Поскольку требования к маслам все ужесточаются, чтобы подобрать подходящий вариант, нужно рассматривать продукцию с соответствующим классом API не ниже, чем указан в требованиях производителя автомобиля. Например, API SH перекрывает требования API SG, а API СF – API CD.
  • Европейский стандарт ACEA сохранил похожий принцип (A – бензиновые двигатели, B – дизели) только для легковых машин и малого коммерческого транспорта. Масла для тяжелых грузовиков выделены в класс E, а для двигателей обоих типов с катализаторами теперь применяется отдельный класс С с соответствующими специфическими требованиями к составу и свойствам.

В стандарте ACEA понятие перекрытия старых требований новыми стандартами не так точно, как в API. Нужно искать сорт именно с тем же набором классов ACEA, что требует производитель. Например, нельзя применять масла ACEA E7 в моторах, где указана необходимость продукции ACEA E6, так как класс Е6 – это масла для двигателей с сажевыми фильтрами, а для E7 соответствующие требования к составу и свойствам не установлены.

Вязкость моторных масел по стандарту SAE указывается в двух точках: низкотемпературной и высокотемпературной, если речь идет о наиболее востребованном классе всесезонных масел. Первый индекс (с суффиксом W – winter, «зима») определяется в первую очередь особенностями климата, в котором эксплуатируется автомобиль. Даже если производитель допускает применение масел SAE 15W – 20W, в северных широтах нельзя использовать масла с индексом выше 5W, если на моторе нет предпускового подогрева. Индекс высокотемпературной вязкости определяет характеристики масла при температурах, условно считающихся рабочими, и должен соответствовать требованиям, установленным автопроизводителем. От этого зависит рабочее давление масла, прочность масляной пленки, эффективность смазки разбрызгиванием, производительность гидрокомпенсаторов и гидромуфт управления фазами газораспределения.

Читайте также  Какое моторное масло лучше для старых двигателей?

Преимущества синтетики

У синтетики фракционный состав базового масла наиболее однороден относительно других сортов, следовательно, изменение ее свойств по мере старения проще прогнозировать. Улучшенные трибологические показатели синтетической базы позволяют снижать объем пакета присадок. В результате могут допускаться увеличенные сроки замены без риска падения ресурса двигателя. Ресурс качественной синтетики может превышать 20 тысяч километров, если производитель автомобиля указывает на такую возможность для конкретного масла.

Также однородность состава (особенно у продукции прямого синтеза, то есть ПАО-синтетики и эстеровых масел) прямо влияет на уровень отложений, образующихся по мере эксплуатации. Мотор дольше сохраняет чистоту, не снижается проходное сечение масляных каналов, сохраняется работоспособность гидрокомпенсаторов, клапанов управления фазами ГРМ.

Малая испаряемость – немаловажный фактор, влияющий на темпы расхода масла на угар. Пары масла, попадающие в цилиндры двигателя через вентиляцию картера, ухудшают экологические характеристики выхлопа, снижают ресурс катализаторов. Поэтому наиболее жесткие классы качества, в которых учитываются требования экологов, указываются именно для синтетических моторных масел ROLF.

Каталог синтетических моторных масел ROLF

Масла для легковых автомобилей

– Линейка GT. Соответствует наиболее жестким современным требованиям к качеству – API SN для бензиновых двигателей.

Синтетическое моторное масло состав, характеристики и технология получения

Выбирая смазку для двигателя, стоит обратить внимание на синтетическое масло. Его получают химическим синтезом базовых масел с добавлением присадок для улучшения эксплуатационных качеств. Служит для агрегатов, работающих в нормальных или экстремальных условиях.

Предназначение и функции моторных масел

Поверхности деталей мотора постоянно соприкасаются. При трении выделяется тепло, что снижает КПД двигателя. Для уменьшения трения используют смазывающие жидкости. Они понижают расход топлива. Это основное предназначение моторного масла. Но смазка выполняет еще несколько функций:

  • охлаждает узлы, испытывающие высокие нагрузки (цилиндропоршневая группа);
  • способствует легкому запуску двигателя зимой при температуре до -35°С;
  • освобождает агрегат от загрязнений, образующихся во время работы (сажа, шлак, нагар);
  • заполняет люфт между поршнем и цилиндром в камере сгорания, поддерживает в ней максимальное давление;
  • предупреждает коррозию деталей.

Состав

Смазывающие жидкости для ДВС включают базовое масло и присадки, улучшающие свойства базы. Все виды синтетических моторных масел разделяют на группы в зависимости от того, из чего оно сделано:

  • изготовленные из полиальфаолефинов (ПАО);
  • произведенные на основе эстеров;
  • полусинтетика, состоящей на 20-50 % из синтетической жидкости;
  • НС – синтетика.
  • В качестве присадок используют следующие группы веществ:

    1. Эфиры жирных кислот создают прочную тонкую пленку, понижают трение между металлическими деталями.
    2. Вязкостные модификаторы удерживают необходимую вязкость при любой температуре. С их добавлением смазка не густеет на морозе, не становится жидкостью при +100°С.
    3. Моющие ингредиенты очищают детали узлов двигателя от продуктов сгорания. Делятся на 2 подгруппы: детергенты и дисперсанты. Добавки первой подгруппы действуют аналогично бытовым моющим средствам. Они нейтрализуют кислоты, предотвращая коррозию металлических узлов. Дисперсанты поддерживают загрязнения во взвешенном или растворенном состоянии до момента их достижения бумажного фильтра. Фильтр окончательно отделяет взвешенные вещества от смеси, растворенные остаются в масляной смеси до конца срока его эксплуатации.
    4. Противоизносные добавки действуют там, где расстояние между трущимися поверхностями слишком мало, и смазывающая пленка образоваться не может.
    5. Антиокислительные элементы увеличивают срок службы масла, снижают окислительные процессы, разрушающие структуру масляной смеси. Окисление возникает в смазке в присутствии окислов азота и водорода под влиянием высокой температуры.
    6. Антикоррозийные присадки – органические и минеральные кислоты, создают защитную пленку, предотвращая коррозию деталей.
    7. Противопенные вещества добавляют, чтобы предотвратить образование пены при перемешивании взболтанного масла с воздухом. С образованием пены смазка меняет свои свойства, двигатель без смазки выходит из строя.

    Технологии получения

    Эксплуатационные характеристики синтетического масла определяются тем, насколько одинаковые атомы задействованы в цепочках молекул углеводородов. Это зависит от способа его получения. Различают следующие:

    • Гидрокрекинг – наиболее дешевый способ. Легкие фракции выделяют из сырой нефти и максимально очищают, используя НС или VHVI технологии. Большинство синтетических смазок на рынке изготавливают на такой базе. Производители указывают название технологии на канистрах. Такие смеси значительно дешевле чисто синтетического масла, но термоокислительные качества у них хуже. Проигрывают они также по испаряемости. Такую смазку надо чаще менять.
    • 100%-синтетику (ПАО) получают из полиальфаолефинов. Нефтяным месторождениям сопутствуют бутилен и этилен, легкие углеводородные фракции, газы, которые служат сырьем для получения синтетического масла. Оно обладает температурной стабильностью, высокой вязкостью, устойчивостью к окислению. Базовая основа высокого качества состоит из однородных молекул. В нее добавляют минимальное количество присадок. Но стоимость значительно выше НС-синтетики.
    • Эстеры получают нейтрализацией карбоновых кислот спиртами, проявляют себя во время эксплуатации гораздо эффективнее, чем ПАО и гидрокрекинговые составы. Их молекулы полярны, сами прикрепляются к металлическим поверхностям. Эстеровая основа обладает достаточной вязкостью, не требует присадок. Не вызывает проблем утилизация, потому что они экологически чисты. Но, несмотря на неоспоримые преимущества, занимают только 5% рынка из-за высокой стоимости.
    • Лучшими, но и самыми дорогими, являются масла на основе полигликоля (PAG). Они отлично справляются с трением, безнадежными загрязнениями, инертны по отношению к уплотнительным элементам двигателя. Их нельзя смешивать с другими основами. Используют в масляных смесях как модификатор трения.

    Характеристики

    О качестве смазки, соответствии ее всем предъявляемым требованиям судят по характеристикам масла:

    1. Одна из самых важных – температурно-вязкостная. Как изменяется вязкость смеси при изменении температуры, определяет индекс вязкости. Уровни вязкости определены в классификаторе SAE.
    2. Температура вспышки демонстрирует количество легкокипящих примесей в масляной смеси. С ее возрастанием снижается испаряемость и выгорание, улучшаются низкотемпературные характеристики. Для бесперебойной работы двигателя показатель должен быть выше +225°С.
    3. Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет текучесть, работа мотора прекращается из-за загустевания смазки. Оно должно быть от -45°С до -50°С. Но надо учитывать, что со снижением температуры застывания возрастает температура минимальной проворачиваемости двигателя внутреннего сгорания.
    4. Щелочное число характеризует термоокислительную стабильность смеси. Только залитое масло имеет этот показатель 8÷14. В процессе эксплуатации эта величина уменьшается.

    Маркировка

    Обозначение указывают на канистре. Маркировка содержит:

    • класс вязкости по SAE;
    • спецификации по API, ACEA, ГОСТ;
    • допуск автопроизводителя;
    • дату выпуска, номер партии.

    Масла подразделяются на 2 класса: для бензиновых двигателей и дизельных. Информацию об этом размещают на этикетке.

    Классификация по SAE

    По международному стандарту SAE, учитывая вязкость, масла делят на три группы:

    1. Зимние масла создают условия для легкого запуска мотора при низкой температуре. В их обозначении присутствует английская буква «W» (winter). Например, SAE 10 W. Нагревание делает это масло текучим. Оно не образует смазывающую пленку, перестает поддерживать нужное давление в системе, выполнять свои функции.
    2. Летние смазки используют при среднесуточной температуре воздуха выше 0°С. У них высокий индекс вязкости, если сравнивать с зимними маслами. В обозначении указывают только число (SAE 10). Чем оно выше, тем выше вязкость.
    3. Всесезонные работают круглый год, при низких и высоких температурах. На это указывает двойное обозначение (SAE 5W-30) в маркировке.
      Единица измерения вязкости – сантистокс.

    Классификация по ГОСТ

    Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла подразделяются:

    • по кинематической вязкости на 12 классов, номеру класса соответствует арабская цифра;
    • по области применения на 6 групп, которые обозначают заглавными буквами русского алфавита.

    В обозначении масел для бензиновых двигателей присутствует индекс 1, для дизельных – 2. Отсутствие индекса свидетельствует об универсальности.

    Преимущества и недостатки

    Синтетика охотно используется автомобилистами благодаря следующим преимуществам:

    1. Синтетические масляные смеси обладают достаточной текучестью, обеспечивают снижение трения и расхода топлива.
    2. Структурная устойчивость в необходимом диапазоне изменения температуры.
    3. Благодаря высокой вязкости масла нет необходимости часто заменять.
    4. Отличные моющие и противоизносные качества.
    5. Хорошо растворяет присадки, они не кристаллизуются при эксплуатации.

    К недостаткам можно отнести высокую стоимость. У эстеровых автомасел растворяющая способность выше, чем у ПАО смесей. Они не только размягчают, но и растворяют сажу и нагар.

    Синтетическое моторное масло создает условия для бесперебойной работы двигателя в сложных условиях эксплуатации (широком диапазоне температур, высоком давлении). При выборе следует учитывать, что чем больше пробег авто, тем выше должна быть вязкость масляной смеси. Нельзя выбирать смазку только по индексу вязкости, не принимая во внимание другие характеристики.

    Синтетическое моторное масло

    С развитием и продвижением новых технологий нефтеперерабатывающей отрасли, синтетические автомасла обрели широкую популярность, и в подавляющем большинстве случаев пришли на смену минеральным. Это объясняется тем, что синтетика по многим характеристикам превосходит минеральную базовую основу.

    Автомасла, получаемые путем синтеза углеводородов и органических соединений, относятся к синтетической группе смазочных материалов. Синтетическое отличается от минерального тем, что такое моторное масло имеет более стабильные характеристики. Получают смазочный материал из компонентов нефти, природного газа и углеводородных соединений.

    Характеристики и виды

    Синтетическое масло получают путем перегонки нефти, в результате которой базовый компонент проходит несколько ступеней переработки до молекул вещества. На этапе производства продукту задаются основные свойства, которые в процессе эксплуатации способны сохраняться длительное время. Уникальность присадок, добавляемых к базовой основе, высокие защитные свойства.

    Основные характеристики синтетических масел:

    • облегченный холодный запуск двигателя;
    • высокие показатели вязкости;
    • низкая испаряемость;
    • обеспечение износоустойчивости деталей мотора;
    • термоокислительная стабильность.

    Виды синтетических смазок подразделяются в зависимости от состава и особенностей химического синтеза. Нужно учесть, что у производителей разных стран свой подход к производству масел и количеству присадочных компонентов в их составе (их может быть от 30 до 50% от общего объема).

    Наиболее популярные виды синтетических смазочных материалов по способу производства:

    Новое слово в производстве смазочных материалов — масло на основе полигликоля. Такие продукты пока еще недостаточно распространены, и стоимость их очень высока, но по износоустойчивости и моющей способности им нет равных. Недаром полигликоль используется в качестве модификаторов трения в пакете присадок.

    Классификация моторных масел на синтетической основе подразделяет их согласно основным техническим показателям. Толщина масляной пленки на поверхности деталей и способность сохранять текучесть в определенных температурных границах характеризует вязкость смазочного материала. От индекса вязкости зависит стабильность образуемой защитной пленки, противостоящей негативному воздействию трения. Обычно синтетика имеет индекс вязкости от 120 до 150.

    Обозначение класса вязкости моторных масел соответствует стандартам SAE, указывающим на температурный диапазон, в условиях которого продукт сохраняет свои рабочие характеристики.

    Классификация по SAE J300 делит синтетические автомасла на 6 зимних и 5 летних типов. Согласно принятым стандартам маркировка моторного масла должна содержать цифровые индексы и буквенное обозначения для зимних и всесезонных смазок:

    • первая цифра указывает на вязкостные характеристики в зимний период;
    • буква W (от winter — зима) говорит о том, что масло используется зимой;
    • последнее числовое значения показывает максимум плюсовой температуры, допустимый для применения продукта.

    На примере маркировки рассмотрим масло 5W-40. Литера W указывает на то, что оно пригодно для применения в зимнее время, и поскольку цифровых индекса два, то смазочный материал относится к так называемым всесезонным.

    Первая цифра 5 — показатель вязкости в зимнее время. Для расчета минимума температур используют простую формулу: ЧП — 35 = Т, где ЧП — числовой показатель, стоящий первым в маркировке, 35 — const. (постоянное значение), Т — температура, при которых сохраняются основные эксплуатационные свойства. Несложный расчет: 5 — 35 = —30, и мы получили минусовой предел в —30℃.

    Последняя цифра в неизменном виде указывает на максимум летних температур, или вязкость при разогретом двигателе. Итак, масло с маркировкой 5W—40 можно использовать в границах температур
    от —30℃ до +40℃.

    Выбирая смазочный материал обратите внимание на маркировку. Производитель всегда обозначает базовую основу (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло).

    Особенности производства

    В отличие от минералки, которая производится из сырых нефтепродуктов, синтетика получается путем синтеза. Технология производства заключается в изменении структурного состава и направления молекул вещества. Выравнивая цепочки углеводородов, в результате этого процесса получают однородный состав с максимальной термической и химической стабильностью. Сложность технологического процесса отражается на стоимости конечного продукта: минеральные масла в несколько раз дешевле синтетики.

    Основные различия синтетических масел по способу производства:

    Гидрокрекинговое

    Его получают путем глубокой очистки и гидрообработки минеральной основы. Гидрокрекинг воздействует на молекулярную структуру базы, удаляя лишние примеси (сера, фосфор, азот). За счет подобных метаморфоз полученная смесь обладает теплоустойчивостью, стойкостью к химическому и механическому воздействию. Благодаря глубокой переработке получается продукт по качеству выше, чем минеральное масло. Необходимые свойства придает пакет уникальных присадок.

    Полиальфаолефиновые (ПАО) синтетические масла

    Особенности таких смазочных материалов в том, что 100% ПАО даже без дополнительных компонентов в составе имеют низкую температуру замерзания и сохраняют текучесть в переделах —50℃. Технология производства ПАО масел достаточно сложная: альфаолефины проходят несколько этапов (олигомеризация, двойная дистилляция и гидрогенизация с помощью катализаторов). В результате получают продукт с более однородным составом. Преимущества данных смазочных материалов: низкая испаряемость, легкий холодный запуск, высокая вязкость, увеличение интервала замены, оптимальные антиоксидантные свойства и термическая стабильность.

    Эстеровые синтетические моторные масла

    Этот вид продукции отличает высокая стоимость. Эстеровые смазки производят из сложных эфиров растительной природы. Если остальные делают из переработанных нефтепродуктов, то эти жидкости уникальны по своему происхождению. Получают эстеры путем эрификации карбоновых кислот спиртами. Полярность молекул способствует смещению электронной плотности к атому кислорода, который в свою очередь стремится к металлическим узлам двигателя. За счет поляризации смеси образуют стабильную смазывающую пленку. Преимущества синтетики данного класса: наличие стабильной пленки, легкий запуск в морозную погоду, оптимальные экологические показатели, простота утилизации, уникальные диспергирующие свойства, увеличение показателя пиковых нагрузок.

    Преимущества синтетических моторных жидкостей

    Отличительные характеристики синтетики отображены в таблице ниже:

    Технические показатели Отличительные особенности Свойства Преимущества
    Индекс вязкости Высокий Наиболее оптимальная толщина смазывающей пленки в условиях высоких и низких температур Износоустойчивость двигателя даже в экстремальных условиях и при повышенных нагрузках
    Зимняя эксплуатация Оптимальные низкотемпературные характеристики Сохранение текучих свойств в зимний период Максимальное снижение трения при запуске за счет быстрого проникновения в узлы и детали двигателя
    Испаряемость Низкая Снижение расхода смазочного материала Увеличение периода замены
    Коэффициент трения Низкий Снижение трения за счет равномерности структуры вещества на молекулярном уровне Эффективная работа силового агрегата и снижение нагрева масла
    Термоокислительные свойства Усиленные Замедление процесса старения смазки Образование шламов сведено к минимуму, стабильность вязкостных показателей в широком диапазоне температур

    Ложка дегтя в бочку с синтетикой

    У рассматриваемых смазочных материалов имеются и недостатки. Синтетическое моторное масло заметно дороже смазок на минеральной основе. Причина тому — более сложный процесс производства.

    Владельцы автомобилей со значительным износом двигателя вынуждены выбирать продукты минерального происхождения. В синтетических смазках используются моющие присадки, которые агрессивны по отношению к резиновым прокладкам. В двигателях старого образца высок риск протекания уплотнителей.

    Еще один недостаток, особенно актуален при выборе, популярные моторные жидкости чаще фальсифицируют. Внимательно подойдите к выбору, и приобретайте горюче-смазочные материалы у надежных поставщиков.

    Синтетические моторные жидкости обладают оптимальными характеристиками, способны уменьшить расход масла и топлива. Сопоставляя качества и свойства, можно сделать вывод: относительно высокая стоимость синтетики оправдывает себя. Она обеспечивает надежную защиту двигателя, чистоту узлов и деталей, способствует увеличению периода замены.

    Какое синтетическое масло лучше заливать в двигатель?

    Синтетическое моторное масло – это смазочное вещество, состоящее из базовой жидкости и присадок, модифицирующих характеристики жидкости и улучшающих эксплуатационные свойства состава. Однозначно сказать, какое синтетическое масло лучше заливать в двигатель нельзя, так как разные жидкости отличаются определенными характерными особенностями.

    Производители, выпускающие полностью синтетическое моторное масло, наделяют его характеристиками, выгодно отличающими жидкость от минеральной. Синтетика более стабильна, поэтому ее заливают в моторы современных машин. В отличие от органических составов, синтетические изготавливаются путем синтеза углеводородов с органикой.

    Технология производства синтетических масел

    Синтетическое масло — это сравнительно новый продукт. Ранее двигатели всех машин работали на минеральных смазках. Поначалу вязкость масел на минеральной основе не контролировали и автомобилисты были вынуждены заливать, что найдется в продаже. Позднее вязкость масел начали регламентировать, и производители стали выпускать смазочные жидкости разной вязкости, подходящих под разные силовые агрегаты.

    Наглядное отличие минералки от синтетики

    Главным преимуществом моторной синтетики является то, что нефть для их основы сильно перерабатывается. Базовый состав подвергается химической, температурной и физической переработкам.

    Вязкость регулируют разными присадками и добавками. Благодаря этому упрощается работа производителя и удешевляется производственный процесс. Это сказывается на финальной стоимости товара. После тщательной фильтрации нефть меняет свои свойства: из нее вытесняют посторонние сгустки и частицы, способные негативно повлиять на работу двигателя.

    После этого базовый состав подвергают модификации и подвергают его термообработке. Для этого жидкость нагревают до предельных температур, в результате чего выжигаются мельчайшие частицы, которые может пропустить даже самый современный фильтр. На выходе производитель получает жидкость уникального состава и качества. Далее его отправляют на химическую обработку, благодаря которой синтетика получает полезные для мотора свойства.

    Только после этого в будущее моторное масло синтетику добавляют присадки, улучшающие характеристики и качество смазочной жидкости. Также маслу с их помощью придаются уникальные свойства, полезные для определенного класса моторов. Важно отметить, что синтетическое масло для 2-х тактных двигателей существенно отличается от жидкости для 4-тактных.

    Состав синтетики

    Какое синтетическое моторное масло лучше мы разберемся далее, а сейчас рассмотрим состав этого смазочного состава. В него входят следующие основные компоненты, за исключением базовой жидкости:

    • эфиры (они возникают в результате реакции органических кислот и спиртов);
    • углеводороды (представлены алкилбензолами и полиальфаолефинами).

    Многообразие синтетических масел

    В зависимости от условий, в которых проходят химические реакции, а также от состава масла, синтетику делят на несколько категорий:

    • углеводородные масла;
    • эфирные;
    • полиорганосилоксановые;
    • изопарафиновые;
    • полиальфаолефиновые;
    • галогензамещенные;
    • фторсодержащие;
    • хлорсодержащие;
    • полиалкиленгликолевые.

    Обычным автомобилистам не нужно вдаваться в подробности, а достаточно руководствоваться только основными рабочими характеристиками смазочного состава. В зависимости от страны-производителя, синтетика бывает разной. Например, в некоторых государствах синтетикой считают масла с содержанием до 30 процентов присадок, а в других это может быть 50 процентов. Многие производители приобретают базовые составы и присадки у изготовителей синтетических масел. При их смешивании получаются жидкости, успешно реализуемые в разных странах.

    Важную роль в классификации синтетических моторных масел играют присадки. Эти вспомогательные составы содержат углеродные соединения и химические элементы. Они улучшают противокоррозионные и смазывающие качества, а также предупреждают процессы горения и трения, которые всегда происходят в автомобильных моторах.

    Присадки продлевают моторесурс и увеличивают интервал замены масла до 15-30 тыс. километров. Мы же вам советуем, независимо от типа смазочного состава, менять масло в двигателе не реже 10-12 тыс. километров пробега. Решайте сами, сколько можно ездить на синтетическом масле, но помните, что даже лучшая смазка постепенно вбирает в себя продукты износа двигателя в виде мельчайшей металлической пыли. Если вас интересует полусинтетика, советуем прочитать статью о выборе лучшего полусинтетического масла.

    Параметры синтетических масел

    Вязкость синтетики и минералки

    Синтетические масла для бензиновых двигателей или дизельных отличаются параметрами вязкости и прочими характеристиками. Вязкостью называют способность жидкости задерживаться на поверхности элементов мотора, сохраняя текучесть. Чем ниже вязкость, тем тоньше пленка. Это зависит от индекса вязкости, косвенно указывающего на степень чистоты базовой жидкости от примесей. Индекс вязкости синтетических моторных масел колеблется в пределах от 120 до 150 единиц.

    Обычно для производства синтетики применяются базовые компоненты с оптимальными низкотемпературными свойствами. Они принадлежат широким диапазонам вязкости. Например, в рейтинг моторных синтетических масел попадают жидкости SAE 0W-40 и даже 10W-60.

    Параметр SAE классифицирует диапазон температур, в котором работает масло. Таким же образом жидкости делятся на летние и зимние. По международному стандарту маркировка масла состоит из цифр и буквы W. Первые цифры до этой буквы обозначают низкотемпературную вязкость:

    • 0W — масло подходит для работы с температурой до -35°С;
    • 5W — до -30°С;
    • 10W — до -25°С;
    • 15W — до -20°С.

    Второе значение после буквы W обозначает вязкость в высокотемпературном диапазоне. Это число обозначает минимальную и максимальную вязкость масла при 100-150 градусах выше нуля. Чем выше число, тем более вязким остается жидкость.

    Как подобрать хорошее масло?

    Чтобы определиться, какое синтетическое масло самое лучшее, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    • если ресурс мотора выработан до 25%, лучше подойдут масла 5W-30 или 10W-30;
    • если моторесурс выработан на 25-75 процентов, для лета подойдут жидкости 10W-40 и 15W-40, а для зимы 5W-30 и 10W-30;
    • при выработке ресурса силового агрегата более 75 процентов, придется заливать зимой 5W-40 и 10W-40, а в летние месяцы 15W-40 и 20W-50.

    к содержанию ↑

    Применение синтетики

    Что такое синтетическое моторное масло мы выяснили, но как его правильно использовать? Синтетика надежно защищает внутренности ДВС в экстремальных эксплуатационных условиях. Жидкость также пригодна для турбированных моторов.

    Чистый мотор, работающий на синтетике

    Для новых машин, оснащенных современными агрегатами, тоже предпочтительны синтетические масла. Они предотвращают возникновение нагара, коррозию и обеспечивают стабильное функционирование мотора.

    В двигатели с большим пробегом синтетику использовать некоторые мастера не советуют. Они рекомендуют заливать полусинтетику или даже минеральные жидкости. Объясняется это увеличением слоя нагара, расширением зазоров в парах трения и появлением микротрещин в поршневой группе. Синтетика более текучая, поэтому не способна заполнять все пространства. В результате этого начинается масляное голодание.

    Другие автомеханики рекомендуют все же подобрать лучшее синтетические масло для автомобиля, соответствующее по вязкости пробегу. Вы должны понимать, что синтетика в изношенных моторах делает следующее:

    • вымывает микротрещины, заполненные маслом, в результате чего повышается расход смазки;
    • провоцирует отрывание нагара от внутренних поверхностей, в результате чего смазочная система засоряется.

    к содержанию ↑

    Какую синтетику выбрать?

    Motul Specific DEXOS2 5w30

    Самое лучшее моторное масло синтетика по многим рейтингам – это Motul Specific DEXOS2 5w30. Эту стопроцентную синтетику одобрил автоконцерн GM. Масло отличается хорошими энергосберегающими свойствами и смазывающими способностями. Не важно, какой у вас мотор – дизельный, бензиновый или работает на газе. Каждый из них совместим с жидкостью Motul Specific DEXOS2 5w30.

    Масло хорошо противостоит воздействию высоких температур, а его вязкость при этом не меняется. Также жидкость не оставляет отложений на внутренних стенках мотора.

    На втором месте в ТОПе лучших синтетических масел мы ставим Shell Helix НХ8 5W/30. Данная жидкость производится по уникальной технологии активной очистки, которая предупреждает скопление грязи на элементах мотора и исключает появление осадка. Низкая вязкость способствует экономии топлива и защите мотора даже при долгих периодах между заменами.

    При отрицательных температурах зимой масло не густеет. Данное синтетическое масло идеально для инжекторных моторов с системами рециркуляции отработавших газов и катализаторами.

    Отечественное масло Лукойл Люкс 5W/40 SN/CF одобрено многими автоконцернами, среди которых БМВ, Рено и даже Порше. Масло относится к премиум-классу и подходит для современных автомобилей с дизельными и бензиновыми агрегатами. Жидкость хорошо переносит температурные перепады и подходит для суровых эксплуатационных условий.

    Синтетические моторные масла

    Содержание статьи:

    • Виды синтетических моторных масел по способу производства
    • Виды присадок для синтетических масел
    • Сферы применения синтетических моторных масел
    • Преимущества синтетических масел
    • Синтетические моторные масла Sintec
    • Купите синтетическое моторное масло от производителя
    • Популярные вопросы о синтетических моторных маслах
    • Можно ли использовать синтетику после масла на минеральной основе?
    • Правда ли, что синтетика текучая и может просачиваться через уплотнители?
    • Если производителем рекомендована одна марка масла, то использование другой марки автоматически снимает автомобиль с гарантии?
    • Масло быстро потемнело после заливки. Это некачественная синтетика?
    • Можно ли смешивать синтетическое масло с полусинтетическим?

    Синтетические моторные масла изготавливают на основе базовых масел высокого качества с добавлением эффективного пакета присадок. Смазочные материалы этой группы используются в современных двигателях, в том числе в сложных условиях эксплуатации.

    Виды синтетических моторных масел по способу производства

    Смазочные материалы различаются между собой по составу, который во многом зависит от технологии производства. В отличие от минеральных масел, которые получают перегонкой сырых нефтепродуктов, синтетику изготавливают методом направленного органического синтеза. В процессе производства получают максимально однородный молекулярный состав для повышения эксплуатационных свойств масла. Сложность технологии определяет высокую цену продукции. Стоимость синтетического моторного масла может быть в несколько раз выше, чем у минерального.

    Гидрокрекинговое масло (НС-синтетика). Тяжелую нефтяную основу материала подвергают гидрообработке и глубокой очистке. Происходят изменения на молекулярном уровне: исчезают кристаллические структуры, макромолекулы разбиваются на более мелкие звенья. Химические примеси не удаляют из базового масла, а модифицируют, получая вещества с заданными свойствами. Повышается термическая стабильность, улучшаются другие эксплуатационные качества, снижется содержание серы и увеличивается индекс вязкости. Пакет присадок помогает получить продукт с необходимыми характеристиками.

    Полиальфаолефиновое масло (ПАО, Full Synthetic). Продукт производят по сложной многоэтапной технологии направленного синтеза в реакторах. В качестве сырья используют короткие мономеры. Сначала базовую смесь подвергают олигомеризации (создают длинные молекулярные цепочки), затем двойной дистилляции (очистке), гидрогенизации на катализаторах (избавляются от нестабильных двойных связей, насыщая их водородом). Смазочные материалы ПАО по сравнению с гидрокрекинговыми имеют более однородный состав, низкую испаряемость. Увеличивается интервал замены масла при сохранении высоких характеристик.

    Эстеровые масла. Основа смазочных материалов – сложные эфиры растительного происхождения. Это уникальная группа масел, которые производят методом этерификации спиртов и карбоновых кислот. Получаются полярные молекулы с избыточной электронной плотностью околокислородных атомов. Отрицательно заряженные концы частиц притягиваются к металлическим поверхностям деталей двигателя и создают стабильную пленку. Эстеровые масла в высокой степени экологичные, обладают хорошими низкотемпературными, диспергирующими свойствами, но имеют высокую цену.

    Существует также гликолевая синтетика. Это высокоэффективные моторные масла с отличными низкотемпературными свойствами, но они несовместимы с маслами другого типа. Поэтому материалы на основе гликолей практически не выпускают в настоящее время.

    Виды присадок для синтетических масел

    Вязкостно-загущающие. Добавки повышают индекс вязкости масла. Модифицированное масло получает более широкий температурный диапазон эксплуатации, показатель текучести становится стабильнее.

    Антиокислительные. Группа ингибиторов останавливает или замедляет окислительные процессы в смазочном материале. Масло контактирует с кислородом воздуха, металлическими поверхностями деталей двигателя с сохранением основных характеристик.

    Антикоррозионные. Присадки замедляют окисление металлических поверхностей. Они образуют на деталях защитную пленку и нейтрализуют кислоты в процессе эксплуатации масла.

    Моющие. Добавки предназначены для защиты термонагруженных зон двигателя от появления нагара.

    Диспергирующие. Поверхностно-активные вещества с высокой растворяющей способностью. Они удаляют высокотемпературные отложения в двигателе, твердые загрязнения, переводят их во взвешенное состояние и не допускают образования осадка.

    Сферы применения синтетических моторных масел

    Синтетические масла используют в современных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, с турбонаддувом и без него, с системой нейтрализации отработавших газов, с сажевыми фильтрами. Применение синтетики рекомендуют почти все производители автомобилей бизнес-класса. Ограничено использование масел в двигателях устаревших модификаций с большим пробегом. Улучшенные характеристики синтетических масел способствуют быстрому растворению отложений, нагара. Загрязнения отрываются от поверхности крупными частицами и засоряют смазочную систему.

    Преимущества синтетических масел

    Высокий индекс вязкости. Этот параметр характеризует стабильность свойств масла. Вязкость измеряют при разных температурах и устанавливают ее изменения, определяя индекс. Чем выше полученное число, тем меньше характеристики масла подвержены колебаниям. Материалы с высоким индексом вязкости имеют широкий температурный диапазон применения, обеспечивают стабильную толщину пленки в условиях экстремального нагрева и охлаждения, снижают износ деталей двигателя.

    Низкая температура застывания. Параметр определяет момент резкого увеличения вязкостных характеристик масла вплоть до полной потери текучести. Температура застывания обусловлена наличием в жидкости парафинов нормального строения. При охлаждении они кристаллизуются, полностью или частично закупоривая маслопровод. В хорошем синтетическом масле парафины нормального строения удалены или химически трансформированы в разветвленную структуру для однородности состава жидкости. Для снижения температуры застывания в материалы также вводят присадки. В результате смазка сохраняет текучесть при охлаждении. Обеспечено быстрое поступление масла в двигатель при холодном запуске.

    Низкая испаряемость. В процессе эксплуатации происходят естественные потери масла. Оно испаряется, уменьшается его объем, увеличивается концентрация загрязняющих веществ. Приходится периодически доливать масло, чтобы защитить мотор от преждевременного износа. Такая характеристика синтетического масла, как низкая испаряемость, повышает его эффективность и сокращает расходы на доливку.

    Низкий коэффициент трения. Смазочный материал создает на поверхности соприкасающихся деталей масляную пленку. Она предотвращает непосредственное трение элементов конструкции, обеспечивая расчетную мощность, КПД двигателя, сокращая расход топлива и увеличивая ресурс узла. Чем ниже коэффициент трения, тем лучше скольжение и меньше нагрев.

    Синтетические моторные масла Sintec

    Компания «Обнинскоргсинтез» разрабатывает рецептуры и производит современные смазочные материалы, соответствующие мировым стандартам. В нашей линейке масел для моторов синтетика представлена серией Platinum. Продукция изготавливается на основе высококачественного сырья. Для модификации мы используем пакеты присадок от ведущих производителей. Преимущества синтетических моторных масел Sintec Platinum:

    • улучшенные антифрикционные, антиокислительные свойства, высокая текучесть и термостабильность за счет использования технологии High Performance System;
    • повышенная защита двигателя от износа и коррозии благодаря Engine Safety System;
    • высокая моющая способность, устранение микроповреждений внутренних поверхностей двигателя благодаря Active Repair System.

    Эксплуатация масел Sintec обеспечивает снижение расхода масла на угар, сокращение расхода топлива, легкий запуск моторов при низкой температуре и эффективную работу системы нейтрализации отработанных газов.

    Купите синтетическое моторное масло от производителя

    Чтобы заказать смазочные материалы Sintec, позвоните нам или оставьте заявку на сайте. Возможны поставки в любой регион РФ. На все материалы мы предоставляем сертификаты соответствия. Адреса розничных точек продаж представлены в разделе «Где купить».

    Популярные вопросы о синтетических моторных маслах

    Можно ли использовать синтетику после масла на минеральной основе?

    С минерального на синтетическое масло можно перейти в любой момент, но предварительно рекомендуется очистить двигатель полнообъемной промывочной жидкостью.

    Правда ли, что синтетика текучая и может просачиваться через уплотнители?

    Не правда. Если двигатель исправен и сальники не изношены, масло не будет протекать. Следы масла часто появляются на моторах с пробегом, когда уплотнители теряют эластичность. Необходимо просто заменить их новыми.

    Если производителем рекомендована одна марка масла, то использование другой марки автоматически снимает автомобиль с гарантии?

    Чтобы сохранить гарантию, важно использовать масло, вязкость и температурные характеристики которого соответствуют рекомендациям производителя. Как правило, требования к марке не являются обязательными. Также необходимо учитывать сезон, регион эксплуатации машины, соблюдать межсервисные интервалы. В линейке синтетических масел Sintec есть различные типы масел, соответствующих требованиям мировых автопроизводителей.

    Масло быстро потемнело после заливки. Это некачественная синтетика?

    Если масло меняет цвет, это может значить следующее:

    • в двигателе было много нагара и отложений, что особенно характерно для дизелей с пробегом;
    • эффективно работают моющие присадки, которые растворяют застарелые образования на деталях двигателя.

    Если мотор новый, а масло потемнело – выбирайте продукцию другого производителя. Дешевые масла малоизвестных брендов часто бывают низкого качества. Также не стоит исключать плохое дизельное топливо. Оно содержит большое количество серы и сажи. В любом случае использование качественного синтетического масла известного производителя поможет защитить двигатель от преждевременного износа.

    Можно ли смешивать синтетическое масло с полусинтетическим?

    Крайне нежелательно смешивать масла разных видов. Даже если они имеют одинаковый класс вязкости, они содержат разные пакеты присадок, которые при контакте могут химически реагировать между собой. Результаты реакции непредсказуемые: от образования осадка, вспенивания до коррозионного воздействия на детали двигателя. Некоторые производители указывают допуски для смешения синтетического масла с другими, но если таких рекомендаций нет, лучше воздержаться. В ситуации, когда необходимо долить масло в систему, но материал закончился, лучше полностью заменить жидкость.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: