Как получают моторное масло?

Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать

Без моторного масла двигатели внутреннего сгорания работают очень недолго.

В сети полно доказательств — например, эксперимент британского автожурналиста Мэта Уотсона, ведущего ютуб-канала carwow. Он поставил рядом Форд Фокус 2, Пежо 208 и Хонду Цивик 6, слил везде антифриз и масло, запустил двигатели и положил по камню на педали газа.

Двигатель Форда прожил 20 секунд, Пежо продержался 47 секунд, а вот на Хонде пришлось поездить: она всех удивила и работала долго. В любом случае без масла рано или поздно клинит даже такие двигатели, как у этого Цивика 2000 года.

Моторное масло образует на деталях двигателя прочную масляную пленку и предотвращает их износ. Но не все так просто: оно должно смазывать, снижать трение, охлаждать, очищать, защищать от коррозии. Все это — при высоких температурах и больших нагрузках и желательно с самого начала работы двигателя.

В этом материале мы расскажем, чем моторные масла различаются, как их подбирать и как часто нужно проходить техобслуживание с заменой масла и масляного фильтра.

Что вы узнаете

  • Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
  • Кто делает моторное масло
  • Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны
  • Классификация масел по SAE. Летнее, зимнее и всесезонное масло
  • Классификация моторных масел по API
  • Классификация моторных масел по ACEA
  • Допуски и одобрения автопроизводителей
  • Как правильно подобрать моторное масло
  • Можно ли смешивать моторные масла
  • Как часто надо менять масло

Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка

Готовое моторное масло, которое продают в магазинах, — сложная смесь базового масла и пакета специальных присадок, которые защищают двигатель от износа. Базовое масло определяет свойства готового продукта.

По международной классификации Американского института нефти все базовые масла делятся на пять основных категорий, или групп. Чем выше группа базового масла, тем выше качество готового продукта — моторного масла.

Минеральные масла — первая и вторая группы. Когда нефть перерабатывают, она разделяется на фракции. 2—5% из них — масляные. Масляные фракции депарафинизируют и чистят методом базовой селективной очистки. Так они становятся базовым маслом первой категории.

В результате гидроочистки такого масла получается масло второй категории. Это и есть минеральные масла, их делают прямо из сырой нефти.

Моторные масла с минеральной основой сильно густеют при низких температурах, быстро окисляются при контакте с кислородом, склонны к образованию отложений и по своим экологическим показателям не соответствуют современным требованиям. Поэтому их применяют лишь в очень старых автомобилях с простыми малонагруженными двигателями.

Синтетические масла — третья группа. Такие масла также производят из нефти, но процесс более сложный. Масляные фракции нефти проходят атмосферную и вакуумную перегонку, каталитическую гидродепарафинизацию, гидрокрекинг и гидроочистку.

К третьей группе относятся и базовые масла типа gas-to-liquid — GTL. Такое масло делают из метана методом газожидкостной конверсии. Преимущество этого метода синтеза — базовое масло получается чистое, почти без примесей. «Газовые» моторные масла распространены — например, линейка Shell Helix Ultra.

Когда смешивают базовые масла первой и второй групп с маслами третьей группы, получается полусинтетическое базовое масло. Базовые масла третьей группы гораздо чище минеральных, у них значительно выше индекс вязкости, в них почти нет ароматических углеводородов, серы и азота, они более устойчивы к окислению и служат вдвое дольше.

В подавляющем большинстве современных авто в качестве как первичных, так и сервисных заливок используют моторные масла, произведенные на основе базового масла третьей группы.

Полностью синтетические масла — четвертая группа: ПАО и эстеры. Базовые масла четвертой группы — это настоящая синтетика, полученная методом органического синтеза из этилена — газа, который образуется при переработке нефти. Они называются полиальфаолефинами, или ПАО.

У таких масел отличные температурные свойства и высокая стойкость к окислению, но стоят они гораздо дороже, чем масла третьей группы. Масла четвертой группы практически не смешиваются с присадками, так что при создании масел с применением ПАО их доля в канистре чаще всего не более трети, остальное — базовые масла других групп.

Пятая группа — это прочие базовые масла, которые не вошли в группы 1—4. Это чистая синтетика — эфиры, эстеры и полиалкиленгликоли (PAG). Масла пятой группы имеют характеристики, близкие к идеальным, и стоят очень дорого. Поэтому в составе готовых «эстеровых» масел обычно не более 3% базовых масел пятой группы.

Бывают и исключения. Существуют моторные масла, которые на 70% состоят из полностью синтетических базовых масел. Но, к сожалению, надпись «полностью синтетическое» на канистре не указывает на истинный состав масла: это просто маркетинговый термин. Понять, на какой основе делали масло, можно только после лабораторных исследований, на которых специалисты детально изучают физико-химические характеристики готового продукта.

ВСЕ О СИНТЕТИЧЕСКОМ И МИНЕРАЛЬНОМ МАСЛЕ

Зачем изобрели синтетическое моторное масло?

Уже из названий понятно, что минеральное моторное масло — это что-то натуральное, полученное из нефти, тогда как синтетическое моторное масло — субстанция, полученная в результате синтеза.Что же вызвало необходимость такого синтеза и зачем вообще нужно было изобретать синтетику?

Дело в том, что условия, в которых работает любой двигатель не стабильны. После остановки мотор остывает, после запуска прогревается, во время эксплуатации двигатель также постоянно изменяет свой режим работы – меняются обороты, температура, скорость трения и прочее. Поэтому идеальным моторным маслом для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) могло бы быть такое масло, свойства и характеристики которого не изменялись бы при изменениях вышеперечисленных условий. Но это невозможно – при остывании любая субстанция становится гуще, при увеличении скорости трения – перегревается и так далее.

Поэтому на определенном этапе развития моторостроения вопрос обеспечения максимальной стабильности свойств моторного масла при разных условиях стал особо актуальным. А поскольку минеральная основа моторного масла имеет свои ограничения в плане обеспечения такой стабильности, ученые, путем синтеза молекул, получили синтетическую основу, которая значительно менее подвержена влиянию внешних факторов и свойства которой более стабильны в процессе длительной эксплуатации.

Впервые синтетическое моторное масло было применено в авиации, когда встала необходимость запуска двигателей при очень низких температурах (-40 и ниже). Минеральное масло при таких температурах просто замерзало. Понятно, что себестоимость синтетического масла была в те времена очень высокой, что не позволяло массово применять его в двигателях автомобилей. Со временем синтетические моторные масла стали более дешевыми в производстве и начали применяться в автомобильной промышленности.

Какое моторное масло лучше – синтетическое или минеральное?

Итак, главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального, является более высокий уровень стабильности его свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.

Что это означает для обычного автолюбителя? Три момента.

Первое – синтетическое моторное масло потенциально меньше боится низких температур и перегревов.

Второе – синтетическое масло дольше сохраняет свои свойства в процессе эксплуатации.

Третье – некоторые параметры моторного масла, обязательные для многих современных двигателей невозможно реализовать на полностью минеральной основе. Ярким примером является вязкость.

При этом важно помнить, что все в этом мире относительно, а потому далеко не всегда использование именно синтетического моторного масла является острой необходимостью. К примеру, всем известно, что платина является лучшим проводником тока, чем медь, но это вовсе не означает, что в квартирной проводке нужно использовать платиновые провода, поскольку свойств медной проводки с головой хватает для подключения и использования бытовых приборов. Одним словом, хорошее – враг лучшему.

В некоторых случаях как раз наоборот – синтетика для двигателя противопоказана – это касается, в основном, двигателей с большими пробегами.

Поэтому, если для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль, не характерны падения температур в зимний период ниже, скажем -15-20 градусов Цельсия, острой необходимости в использовании синтетического моторного масла для Вас нет, если конечно все остальные параметры масла подходят для Вашего двигателя. Просто минеральное, или же полусинтетическое масло Вам придется менять немного чаще, чем Вы меняли бы синтетическое. В этом случае никакого вреда для двигателя от использования минерального или полусинтетического моторного масла не будет.

Читайте также  Какое масло заливать в двигатель 4b11?

Дополнительно читайте: что такое гидрокрекинговые масла и нужно ли бояться слова гидрокрекинг?

А может полусинтетическое моторное масло?

Полусинтетическое моторное масло делается из смешанной основы, где 30-50% составляет синтетическая составляющая, и, соответственно, 50-70% — минеральная. Такое масло действительно обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому.

Обычно полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами, когда увеличивается угар синтетического масла. В таких ситуациях полусинтетика – оптимальный выход, поскольку вероятность найти полусинтетическое масло, соответствующее всем требованиям производителя двигателя достаточно велика, в отличие от минерального.

Можно ли смешивать минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла?

А также, можно ли смешивать масла разных производителей, вязкости, допусков и прочее…
Вообще, любое смешивание разных масел в двигателе — это плохо. Плохо в первую очередь потому, что смешиваются совершенно разные присадки, которые содержатся в этих автомаслах, и совершенно неизвестно, какая будет химическая реакция при таком смешивании. Абсолютно очевидно, что полученная смесь не может соответствовать хоть каким-нибудь стандартам или требованиям. Поэтому нужно понимать, что любое смешивание разных масел — это крайняя мера.

Обычно вопрос о смешивании возникает либо при смене одного моторного масла на другое (вязкость, тип, производитель и т.д.), либо же в случаях, когда необходимо долить масло в двигатель, а нужной марки под рукой нет. С точки зрения долгожительства Вашего двигателя, рекомендую 10 раз подумать о целесообразности смены в первом случае и всегда иметь литр масла в багажнике для избежания второго.

Насколько это все таки вредно для двигателя? Среди автолюбителей бытует мнение о том, что при смешивании разные автомасла якобы могут сворачиваться, особенно это относится именно к смешиванию синтетики и минералки. Так все таки, можно их смешивать или нет? Сам факт существования моторных масел на полусинтетической основе доказывает, что смешивать минеральное и синтетическое моторные масла можно.

Правда, тут есть несколько очень важных оговорок:

1. Гарантированно совместимы только основы одного производителя. У разных производителей разные технологии получения самой основы и соответственно ее химический состав, поэтому при переходе с одного вида масла на другой (к примеру, с синтетики на полусинтетику, или минералку), лучше еще как минимум несколько сервисных циклов заливать масло того же производителя.

2. Исходя из вышеописанного, не исключено, что при необходимости долива масла безвреднее будет долить другое масло того-же производителя (другого вида, вязкости и т.д.), нежели такое-же по параметрам, но от другой торговой марки. Но в любом случае нужно понимать, что долив другого масла в любом случае означает, что при первой же возможности Вы эту адскую смесь из мотора уберете!

3. При замене масла, какое-то его количество все равно остается в двигателе (в среднем 5-10%) и смешивается с вновь залитым. Поэтому важно понимать, что свойства масла несколько изменяются, поэтому в те же несколько сервисных циклов масло следует менять чаще обычного.

КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?

КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?

Как делают моторное масло?

Если не вдаваться глубоко в детали, моторное масло – это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе, основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.

Присадки – это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых, необходимых для нормальной работы двигателя.

Присадки, добавляющиеся в моторное масло при производстве, выполняют разные задачи, от стабилизации вязкости при определенных температурах, и до очистки внутренних деталей двигателя. Фирмы-производители моторных масел не разглашают состав и свойства своих присадок – это их коммерческая тайна, собственно, обычному потребителю это и не нужно. Важно то, что сбалансированный набор этих присадок в конкретной марке масла должен соответствовать определенным стандартам, принятым во всем мире, а также дополнительным требованиям к составу моторного масла производителей автомобилей.

Таким образом, именно сбалансированный набор присадок, которые содержатся в отдельно взятом моторном масле и делают его пригодным для использования в каком-то конкретном двигателе. Тон в этих вопросах, разумеется, задают разработчики двигателей.

ВИДЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

На какие виды и группы делятся моторные масла?

В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:

1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло ).
2. По вязкости (классификация SAE ).
3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)
4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел ).

Следует сразу заметить, что все вышеперечисленные категории прямо не описывают, какое масло лучше, а какое хуже – все эти масла просто разные и подходят для разных двигателей. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля, нужно знать, какое масло подходит именно к Вашему двигателю. Исключением, пожалуй, является первая категория – химический состав основы, поскольку производители автомобилей редко настаивают на использовании какой-то конкретной из существующих. Собственно, с этой категории и начнем, но перед этим следует сказать несколько слов, что из себя представляет моторное масло в целом.

ПОЧЕМУ МНОГО РАЗНЫХ АВТОМАСЕЛ?

Почему существует так много разных моторных масел?

Потому, что существует множество разных по предназначению двигателей и их производителей. И у каждого из последних – свои технологии производства.

К примеру, если один двигатель проектируется, как мощный, для спортивных автомобилей, то другой изначально конструкторами предназначается для экономных горожан. Третья же группа двигателей предназначена больше для буксирования прицепов и езды по гористой местности.

Вариантов маркетингового позиционирования двигателей на самом деле очень много. И производитель автомобиля при этом изначально закладывает в техническое задание конструкторам вполне определенные условия будущей эксплуатации каждого мотора. Задача последних – максимально оптимизировать конструкцию двигателя именно под эти заданные условия.

Отсюда – великое множество разных по объему, конструкции, а также, что немаловажно, используемым в производстве внутренних деталей материалам двигателей. А все эти факторы, в свою очередь, предполагают необходимость ужесточения требований к моторному маслу, которое будет использоваться. При этом, некоторые параметры автомасла для разных двигателей являются взаимоисключающими.

Например, все знают, что с ростом оборотов двигателя температура масла растет. Соответственно, с ростом температуры масла его вязкость снижается. А знаете ли Вы, что рабочее число оборотов двигателя у разных моторов разное? То есть, если, к примеру, на одной передаче и при частоте оборотов двигателя, скажем в 3000, один автомобиль едет со скоростью 110 км/ч, то скорость другого при тех же параметрах составляет 140, а третьего – 160.

Очевидно, что этим трем автомобилям для нормальной работы двигателя нужно масло с совершенно разными параметрами.

ЗАЧЕМ МНЕ ЗНАТЬ СТОЛЬКО ПРО АВТОМАСЛО?

Зачем нужно знать, какие бывают моторные масла?

Зайдя в любой магазин автозапчастей, можно легко убедиться в том, что различных моторных масел бывает очень много. Есть множество фирм-производителей моторного масла, но каждая из них предлагает еще целый набор марок своей продукции для разных двигателей, условий и даже сезонов. Как разобраться во всем этом и нужно ли вообще в этом разбираться обычному автолюбителю?

Читайте также  Сколько масла в коробке Мазда СХ 5?

К сожалению, нужно. Дело в том, что на этикетке моторного масла Вы не найдете информацию о его совместимости именно с Вашим двигателем, как это часто бывает с другими запчастями. Так происходит в основном потому, что разные двигатели даже одной модели автомобиля одного производителя рассчитаны на разные по своим свойствам моторные масла, и перечисление всех совместимых двигателей на этикетке моторного масла просто невозможно. К тому же, часто для одного двигателя допускается использование сразу нескольких типов моторного масла, что еще больше усложняет задачу.

Как осуществляется производство моторных масел

С выпуском каждого нового поколения, автомобильные двигатели представляют собой все более сложные устройства даже в машинах бюджетного типа, так как от них требуется все большее количество экологичности, экономичности, комфорта, а также пониженного уровня шума и вибрации.

С повышением сложности мотора увеличивается и его «капризность», и требовательность к качеству применяемых жидкостей. Несмотря на то, что использование не того типа моторного масла не угрожает немедленной гибелью двигателя, последствием будет постепенное падение мощности, увеличение потребления топлива и ухудшение запуска, в особенности в зимнее время года. Со временем, продуктами износа будет загрязнен как сам мотор, так и применяемое масло, что приведет к образованию нагара.

Ситуация на рынке. Иными словами, желание получения экономии может стать причиной обратного эффекта и привести к необходимости недешевых ремонтных работ. Какое же масло лучше всего подобрать? Этот вопрос нередко озадачивает автомобилистов, так как выбор на автомобильном рынке нашей страны достаточно большой. В перечень производителей, которые на нем присутствуют, есть как известные мировые компании, так и отечественные производители. Как же выполняется производство?

Производство масел. Все предприятия для производства могут быть условно разделены на несколько типов. Это могут быть блендинговые, где выполняется смешивание масел из привезенных ингредиентов. На них производится завоз основных компонентов, где они смешиваются с присадками. Вторым типом производственных площадок являются площадки полного цикла, куда также поставляются присадки, а вот основа для масла делается непосредственно на месте. Имеется еще некоторое число предприятий, на которых выполняется так называемое контрактное производство. Это означает, что владельцем заводов компания не является, но на них производятся масла по ее заказу и под ее торговой маркой. Общее их количество в мире составляет около 25. Какие же типы масел выпускаются?

Линейка выпускаемых продуктов достаточно большая, и в нее входят не только масла для трансмиссий и моторов, но и немалое количество индустриальных: гидравлические и закалочные, для использования в турбинах и жидкости для смазки и охлаждения во время обработки металлов.

Если коснуться исключительно производимых моторных масел, то они делятся на подгруппы. Имеются масла премиум-категории, рассчитанные для использования в автомобилях ТОП-класса. Другая же их разновидность предназначается для более старых машин, когда требования к автомобильным маслам были совсем другими. Их различие, помимо стоимости, состоит еще и в свойствах самого масла. Для производства масел премиум-класса применяются ингредиенты повышенного качества и с большей эффективностью, что совершенно не значит, что масла класса эконом будут хуже. Просто премиальная линейка производится с расчетом на новые автомобили, где требования гораздо выше, чем у моторов возрастом 20 и более лет. Изготовление премиальных масел подразумевает применение большего числа присадок, сделанных на основе большего количества современных химических соединений. Помимо этого, для машин премиум-класса используются синтетические базовые масла, имеющие намного более высокую степень очистки, чем минеральные.

Итог. Для обеспечения качества, проводится постоянный контроль, а также модернизация оборудования на производственных мощностях и в лабораториях. Все производимые масла адаптированы к условиям работы, что намного облегчает работу устройств, где они применяются.

Синтетическое моторное масло состав, характеристики и технология получения

Выбирая смазку для двигателя, стоит обратить внимание на синтетическое масло. Его получают химическим синтезом базовых масел с добавлением присадок для улучшения эксплуатационных качеств. Служит для агрегатов, работающих в нормальных или экстремальных условиях.

Предназначение и функции моторных масел

Поверхности деталей мотора постоянно соприкасаются. При трении выделяется тепло, что снижает КПД двигателя. Для уменьшения трения используют смазывающие жидкости. Они понижают расход топлива. Это основное предназначение моторного масла. Но смазка выполняет еще несколько функций:

  • охлаждает узлы, испытывающие высокие нагрузки (цилиндропоршневая группа);
  • способствует легкому запуску двигателя зимой при температуре до -35°С;
  • освобождает агрегат от загрязнений, образующихся во время работы (сажа, шлак, нагар);
  • заполняет люфт между поршнем и цилиндром в камере сгорания, поддерживает в ней максимальное давление;
  • предупреждает коррозию деталей.

Состав

Смазывающие жидкости для ДВС включают базовое масло и присадки, улучшающие свойства базы. Все виды синтетических моторных масел разделяют на группы в зависимости от того, из чего оно сделано:

  • изготовленные из полиальфаолефинов (ПАО);
  • произведенные на основе эстеров;
  • полусинтетика, состоящей на 20-50 % из синтетической жидкости;
  • НС – синтетика.
  • В качестве присадок используют следующие группы веществ:

    1. Эфиры жирных кислот создают прочную тонкую пленку, понижают трение между металлическими деталями.
    2. Вязкостные модификаторы удерживают необходимую вязкость при любой температуре. С их добавлением смазка не густеет на морозе, не становится жидкостью при +100°С.
    3. Моющие ингредиенты очищают детали узлов двигателя от продуктов сгорания. Делятся на 2 подгруппы: детергенты и дисперсанты. Добавки первой подгруппы действуют аналогично бытовым моющим средствам. Они нейтрализуют кислоты, предотвращая коррозию металлических узлов. Дисперсанты поддерживают загрязнения во взвешенном или растворенном состоянии до момента их достижения бумажного фильтра. Фильтр окончательно отделяет взвешенные вещества от смеси, растворенные остаются в масляной смеси до конца срока его эксплуатации.
    4. Противоизносные добавки действуют там, где расстояние между трущимися поверхностями слишком мало, и смазывающая пленка образоваться не может.
    5. Антиокислительные элементы увеличивают срок службы масла, снижают окислительные процессы, разрушающие структуру масляной смеси. Окисление возникает в смазке в присутствии окислов азота и водорода под влиянием высокой температуры.
    6. Антикоррозийные присадки – органические и минеральные кислоты, создают защитную пленку, предотвращая коррозию деталей.
    7. Противопенные вещества добавляют, чтобы предотвратить образование пены при перемешивании взболтанного масла с воздухом. С образованием пены смазка меняет свои свойства, двигатель без смазки выходит из строя.

    Технологии получения

    Эксплуатационные характеристики синтетического масла определяются тем, насколько одинаковые атомы задействованы в цепочках молекул углеводородов. Это зависит от способа его получения. Различают следующие:

    • Гидрокрекинг – наиболее дешевый способ. Легкие фракции выделяют из сырой нефти и максимально очищают, используя НС или VHVI технологии. Большинство синтетических смазок на рынке изготавливают на такой базе. Производители указывают название технологии на канистрах. Такие смеси значительно дешевле чисто синтетического масла, но термоокислительные качества у них хуже. Проигрывают они также по испаряемости. Такую смазку надо чаще менять.
    • 100%-синтетику (ПАО) получают из полиальфаолефинов. Нефтяным месторождениям сопутствуют бутилен и этилен, легкие углеводородные фракции, газы, которые служат сырьем для получения синтетического масла. Оно обладает температурной стабильностью, высокой вязкостью, устойчивостью к окислению. Базовая основа высокого качества состоит из однородных молекул. В нее добавляют минимальное количество присадок. Но стоимость значительно выше НС-синтетики.
    • Эстеры получают нейтрализацией карбоновых кислот спиртами, проявляют себя во время эксплуатации гораздо эффективнее, чем ПАО и гидрокрекинговые составы. Их молекулы полярны, сами прикрепляются к металлическим поверхностям. Эстеровая основа обладает достаточной вязкостью, не требует присадок. Не вызывает проблем утилизация, потому что они экологически чисты. Но, несмотря на неоспоримые преимущества, занимают только 5% рынка из-за высокой стоимости.
    • Лучшими, но и самыми дорогими, являются масла на основе полигликоля (PAG). Они отлично справляются с трением, безнадежными загрязнениями, инертны по отношению к уплотнительным элементам двигателя. Их нельзя смешивать с другими основами. Используют в масляных смесях как модификатор трения.

    Характеристики

    О качестве смазки, соответствии ее всем предъявляемым требованиям судят по характеристикам масла:

    1. Одна из самых важных – температурно-вязкостная. Как изменяется вязкость смеси при изменении температуры, определяет индекс вязкости. Уровни вязкости определены в классификаторе SAE.
    2. Температура вспышки демонстрирует количество легкокипящих примесей в масляной смеси. С ее возрастанием снижается испаряемость и выгорание, улучшаются низкотемпературные характеристики. Для бесперебойной работы двигателя показатель должен быть выше +225°С.
    3. Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет текучесть, работа мотора прекращается из-за загустевания смазки. Оно должно быть от -45°С до -50°С. Но надо учитывать, что со снижением температуры застывания возрастает температура минимальной проворачиваемости двигателя внутреннего сгорания.
    4. Щелочное число характеризует термоокислительную стабильность смеси. Только залитое масло имеет этот показатель 8÷14. В процессе эксплуатации эта величина уменьшается.

    Маркировка

    Обозначение указывают на канистре. Маркировка содержит:

    • класс вязкости по SAE;
    • спецификации по API, ACEA, ГОСТ;
    • допуск автопроизводителя;
    • дату выпуска, номер партии.

    Масла подразделяются на 2 класса: для бензиновых двигателей и дизельных. Информацию об этом размещают на этикетке.

    Классификация по SAE

    По международному стандарту SAE, учитывая вязкость, масла делят на три группы:

    1. Зимние масла создают условия для легкого запуска мотора при низкой температуре. В их обозначении присутствует английская буква «W» (winter). Например, SAE 10 W. Нагревание делает это масло текучим. Оно не образует смазывающую пленку, перестает поддерживать нужное давление в системе, выполнять свои функции.
    2. Летние смазки используют при среднесуточной температуре воздуха выше 0°С. У них высокий индекс вязкости, если сравнивать с зимними маслами. В обозначении указывают только число (SAE 10). Чем оно выше, тем выше вязкость.
    3. Всесезонные работают круглый год, при низких и высоких температурах. На это указывает двойное обозначение (SAE 5W-30) в маркировке.
      Единица измерения вязкости – сантистокс.

    Классификация по ГОСТ

    Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла подразделяются:

    • по кинематической вязкости на 12 классов, номеру класса соответствует арабская цифра;
    • по области применения на 6 групп, которые обозначают заглавными буквами русского алфавита.

    В обозначении масел для бензиновых двигателей присутствует индекс 1, для дизельных – 2. Отсутствие индекса свидетельствует об универсальности.

    Преимущества и недостатки

    Синтетика охотно используется автомобилистами благодаря следующим преимуществам:

    1. Синтетические масляные смеси обладают достаточной текучестью, обеспечивают снижение трения и расхода топлива.
    2. Структурная устойчивость в необходимом диапазоне изменения температуры.
    3. Благодаря высокой вязкости масла нет необходимости часто заменять.
    4. Отличные моющие и противоизносные качества.
    5. Хорошо растворяет присадки, они не кристаллизуются при эксплуатации.

    К недостаткам можно отнести высокую стоимость. У эстеровых автомасел растворяющая способность выше, чем у ПАО смесей. Они не только размягчают, но и растворяют сажу и нагар.

    Синтетическое моторное масло создает условия для бесперебойной работы двигателя в сложных условиях эксплуатации (широком диапазоне температур, высоком давлении). При выборе следует учитывать, что чем больше пробег авто, тем выше должна быть вязкость масляной смеси. Нельзя выбирать смазку только по индексу вязкости, не принимая во внимание другие характеристики.

    Как делают моторное масло?

    Предприятие, на примере которого пойдёт наш рассказ, располагается в Омске и соседствует с одним из крупнейших НПЗ в России. ООО «Газпромнефть-СМ» занимает 23 % рынка смазочных материалов наших северных соседей. Одним словом, опыт у компании немалый и ей есть что показать.

    На заводе смазочных материалов порядки строгие. Посетителей обяжут облачиться в спецодежду, накрыть макушку каской, а глаза пластиковыми очками. Знакомство с «Газпромнефть-СМ» мы начинаем со святая святых — центральной операторной, куда круглосуточно стекается информация со всей аппаратуры, установленной на линиях, и где пара сотрудников «наколдовывает», какое именно масло польётся в канистры сегодня. Работу операторов отслеживает компьютер, который блокирует в случае человеческой ошибки линию до тех пор, пока не будут введены данные согласно необходимой рецептуре. Количество составляющих при этом рассчитывается с точностью до миллиграммов.

    В двух словах — процесс изготовления автомобильных смазок достаточно прост: в базовое масло добавляются присадки, затем готовая продукция разливается в бочки и канистры. Всё интересное кроется в деталях.

    Мазут для изготовления базового масла завод закупает тут же, у своих соседей — на Омском НПЗ. Хранится он на улице в специальных ёмкостях, и оттуда по трубопроводу поступает в цех, где из него делают базовое масло. Там же оно смешивается с химическими присадками, придающими готовому продукту необходимые качества. Присадки доставляются к месту действа также по трубам. К слову, трубы эти самоочистные, после каждого цикла освобождаются от остатков химикатов специальным поршнем (чушка).

    Трубопроводы сделаны с внутренней шероховатостью, что позволяет поршню выбирать всё до капли. Данная технология, как поясняют на заводе, относительно нова. Поначалу её даже боялись применять, особенно в зимнее время. Ведь поршень мог попросту замёрзнуть в магистрали, остановив работу всего предприятия. Но инженеры всё-таки рискнули, и, как оказалось, не зря. Использование чушки значительно сократило время очистки трубопроводов за счёт уменьшения количества циклов прокачки, дало практически стопроцентную «стерильность» линии, кроме того, позволило заводу неплохо сэкономить на прокачных маслах.

    Присадки на предприятие приходят в бочках, цистернах и контейнерах. Завод закупает их за рубежом: в Европе и Америке. Говорят, что несколько лет назад пытались использовать российскую химию, но стабильности показателей масла на тот момент не получили. Перед использованием присадки доводят до нужной температуры в разогревочных шкафах (особенно те, что более вязкие). В специальных ёмкостях их смешивают с необходимыми компонентами и лишь после этого добавляют в масло.

    Из цеха смешивания масло отправляется в лабораторию, где его проверяют по 27 параметрам. Масло с отклонениями выбраковывается (что, по утверждению заводчан, происходит крайне редко).

    На предприятии работает восемь «мешалок», разбитых на группы: для смешивания моторных масел, для трансмиссионных и т. д. На линии сначала готовят более вязкие масла, после — лёгкие. Весь продукт взвешивается и отправляется на хранение, и затем уже со склада начинается его разливка по ёмкостям и отгрузка.

    Канистры, в которые разливается масло, 1, 4, 5-литровые. Изготавливают тут же, на заводе, выдувая из полиэтиленовых гранул. Ёмкости побольше, 10, 20, 50-литровые, привозные. Линия роботизирована. Каждую из канистр аппаратура проверяет на наличие дефектов. Далее их путь лежит на шесть линий цеха фасовки, где так называемые иглы налива наполняют их продукцией. Игл по две на каждой линии. Одна грубо, под большим напором, льёт масло в канистру, другая подравнивает наполнение, доводя жидкость до точного веса.

    Канистры взвешиваются. Недолитые (более 0.5 %) автоматически отбраковываются, а «полноценные» отправляются на запайку горловины диск-вкладышем и оклейку этикетками. Специальные датчики контролируют, крепко ли закручена крышка, ровно ли наклеена этикетка. По похожей схеме заполняются бочки. Весь процесс контролируется, как мы уже говорили, электроникой и записывается видеокамерами (на случай возникновения спорных моментов и для исключения хищений).

    Продукция предприятия реализуется в России. Кроме того, компания осуществляет поставки в страны Средиземноморья, на Балканы, в Восточную и Северную Европу, СНГ, в том числе в Казахстан, Балтию, Центральную и Юго-Восточную Азию и Африку.

    Вот так или примерно так работают сегодня практически все предприятия, изготавливающие масла для автотранспорта.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: