Где собирают грузовики Мерседес?

На КАМАЗе в Набережных Челнах открылось сборочное производство грузовых Мерседесов

Компания Volvo Truck первой построила свой российский завод — под Калугой, в чистом поле. Его половину получила дочерняя компания Renault Trucks (она начала сборку позже и без официальной церемонии). Прошлой осенью в игру вступила Scania: ее сборочный завод открылся под Питером, в арендованном складском корпусе. В итоге за прошлый год вольвовцы собрали на российской земле 1236 машин, компания Renault — 253 грузовика, а Scania сразу набрала хороший темп, выпустив 333 машины, в основном комплектных самосвалов.

И только сейчас к ним присоединился Mercedes — уже не самостоятельно, а при помощи КАМАЗа. Не поздновато ли? В данном случае — лучше поздно, чем никогда! Потому что мерседесовцы чуть не потеряли российский грузовой рынок.

До конца 2009 года продажами грузовых и легковых Мерседесов занималась одна компания, ООО Мерседес-Бенц Автомобили. И если с легковушками у нее дела обстояли отлично, то с большими грузовиками — увы. Пока конкуренты наращивали поставки, открывали филиалы и станции сервиса, создавали заводы в России или у ее границ (имеется в виду польский завод МАНа, ориентированный на СНГ), Mercedes спал.

Только когда стало ясно, что рынок вот-вот будет потерян, немцы спохватились и срочно создали совместное с КАМАЗом предприятие Мерседес-Бенц Тракс Восток (сокращенно МБТВ), которому был передан весь «грузовой» бизнес, за исключением легких фургонов. Его возглавил немец Борис Биллих, а директором по продажам и маркетингу стал — кто бы вы думали? — Константин Когогин, сын генерального директора КАМАЗА Сергея Когогина. Так что КАМАЗ теперь — полноценный семейный концерн.

Дела у мерседесовцев пошли на лад. Увеличились продажи, появились новые дилеры. А теперь в Набережных Челнах началась и сборка Мерседесов! Правда, это не полноценное производство, как у Volvo в Калуге и Скании в Питере: туда кабины, двигатели и другие компоненты поступают по отдельности, и уже на месте из них собирается модель в нужной комплектации. А Мерседесы приходят в Набережные Челны в виде «готовых конструкторов», полностью разобранных машинокомплектов (CKD). Такая технология проще (распаковал ящики — и работай гайковертом!), но она менее прогрессивная и не гибкая.

Надо заметить, что сборка Мерседесов не имеет никакого отношения к конвейерному производству самих КАМАЗов: производство Мерседесов разместилось в одном из цехов гигантского корпуса КИП-Мастер, который сдается в аренду камазовским партнерам (КИП — это Камский индустриальный парк). Площади в КИП-Мастере арендуют больше 130 фирм самого разного профиля: производственные, складские, инжиниринговые.

Именно здесь Daimler уже собирает легкие грузовички Mitsubishi Fuso, а теперь — в соседнем цеху — еще и Мерседесы, причем последнего образца, такие же, как в Германии.

Большинство мерседесовских сборщиков уже имеет опыт работы на других автозаводах: одни пришли с КАМАЗа, другие — с соседнего производства компании Соллерс. По словам рабочих, оклады не очень большие, сравнимые с камазовскими (около 16 тысяч рублей), но к ним плюсуются различные надбавки и премии — и в итоге сумма увеличивается чуть ли не вдвое.

До начала выпуска песонал десять месяцев обучался в Германии, а сейчас среди 60 рабочих есть около десятка в черных, а не синих комбинезонах: это немцы, работающие вахтовым методом. Они обучают наших в течение месяца, затем уезжают на родину, меняясь с новой бригадой. Проходят даже негласные соревнования между нашими и немецкими рабочими по качеству сборки: говорят, уже побеждают наши.

По неофициальной информации, несколько экземпляров было собрано еще до создания производства, на камазовских площадях — чтобы успеть сертифицировать модели до 1 января 2010 года и чтобы они могли отвечать нормам Euro 3 (автомобили, сертифицированные после этой даты, должны соответствовать Euro 4).

Первый «официальный» автомобиль, тягач Actros 1841LS, был сделан в Челнах 30 сентября прошлого года. Но сейчас Актросы выпускаются здесь только в виде строительных шасси.

А основная модель — бюджетные тягачи Axor 1835LS и 1840LS. У них рядные шестицилиндровые двигатели Euro 3 мощностью около 350 и 400 л.с., коробка передач с рычагом (а не с джойстиком, как у немецких аналогов), пневмоподвеска сзади. Комплектация вполне достойная: 650-литровый топливный бак, блокировка дифференциала, электрические стеклоподъемники, дополнительная теплоизоляция кабины, воздушный «фен» на 2 кВт — и, разумеется, фильтр-«сепар».

Уже известны и цены: Axor 1835LS cтоит 2 млн 350 тысяч рублей, комплектный четырехосный самосвал Actros 4141K — 4 млн 400 тысяч рублей.

Впрочем, по заказу здесь готовы собирать машины с любыми опциями, будут делать и другие модели: уже сертифицированы развозные грузовики Atego, а в перспективе планируется собирать носатые вездеходы Zetros и уж совсем специфические Унимоги.

При этом ни о какой локализации речи не идет: все комплектующие импортные, и даже кабины для Аксоров везут не из Турции (где они тоже выпускаются), а из Германии.

К моменту открытия завода было сделано ровно сто экземпляров, план выпуска на 2011 год — 1100 машин, а продать планируется 2500 новых грузовиков (часть из них — за счет импорта).

При этом руководство МБТВ заявило на пресс-конференции, что подало заявку на льготные условия промсборки: это позволит завозить комплектующие с нулевыми пошлинами. Минуточку! Но для этого по существующим законам нужно через восемь лет выпускать 350 тысяч автомобилей с локализацией не менее 60%. Разве МБТВ способен на такое? Ведь проектная мощность предприятия — всего 4500 грузовиков в год.

Оказывается, заявка подана не самим МБТВ, а главным акционером КАМАЗа, госкорпорацией Ростехнологии, куда входят и КАМАЗ, и ВАЗ. «Надо знать, с кем дружить!» — улыбнулся Константин Когогин, показав рукой в сторону главы Ростехнологий Сергея Чемезова.

Можно предположить дальнейшее развитие событий. В Германии Actros и Axor вскоре будут сняты с производства: на смену им придет совершенно новая серия, о двигателях для которой рассказывается в этом же выпуске рубрики. А устаревшие для Западной Европы модели будут производиться в «странах третьего мира» — России и Турции (см. заметку на этой же странице).

Но сборка — еще полдела. Потому что мерседесовские компоненты вскоре появятся на КАМАЗах! Уже достигнуто соглашение о выпуске мостов, затем будет налажено производство кабин (видимо, от Аксора: ходят слухи, что кабину Актроса отдадут китайцам), дело дойдет и до двигателей. Недавно Сергей Когогин заявил, что к 2020 году более 50% КАМАЗов будут оснащаться кабинами Mercedes, а первый КАМАЗ с мерседесовскими компонентами должен быть показан осенью, на выставке Комтранс в Москве.

И это — даже не скрытая, а явная угроза традиционной продукции самого КАМАЗа. Ведь если лет через десять можно будет купить относительно недорогие камские грузовики с качественными немецкими компонентами, то кому будут нужны КАМАЗы с давно устаревшими кабинами и моторами? Разве что армии и муниципальным службам.

Как бы не стала продукция МБТВ кукушонком, который выдавит своего прародителя из гнезда! Тем более что подобного опыта Даймлеру не занимать.

Тюрк-Бенц

На заводе Mercedes-Benz Turk в турецком Аксарае, где выпускается бюджетная модель Axor, хорошо известная отечественным перевозчикам, началось производство еще и флагмана Actros — как для самой Турции, так и на экспорт. Пока машины собираются из машинокомплектов, которые поставляются с головного завода в немецком Верте, двигатели отвечают нормам Euro 4 и Euro 5. В ближайшие пять лет Daimler собирается инвестировать в турецкое производство 130 млн евро: для компании это третий по величине «грузовой» рынок после самой Германии и Бразилии.

Индия-Бенц

Так переводится название марки BharatBenz, под которой Daimler в 2012 году начнет выпуск грузовиков в индийском Ченнае. Закамуфлированные грузовики еще проходят испытания на полигоне, построенном рядом с заводом, но уже известно, что в гамме будут машины полной массой от шести до 49 тонн. Средние и тяжелые модели созданы на базе семейства Mercedes Actros/Axor, легкие — на основе грузовиков Mitsubishi Canter. Наверняка конструкция их будет примерно такой же, как у МАНов индийского производства: усиленной и упрощенной (мощные шасси с рессорной подвеской, кабины с простой отделкой, не самые экологичные двигатели). Инвестиции в производство составят 700 млн евро. Как уверяет руководство компании, к 2020 году индийский рынок грузовиков вырастет на 80%, а объемы местного «грузового» производства удвоятся.

Чайна-Бенц

Китайская компания Beifang Benci (сокращенно Beiben) начала выпуск новой модели H06. Дизайн кабины для нее спроектировала немецкая инжиниринговая компания EDAG: в числе ее «грузовых» дизайн-проектов — кабины для моделей MAN TGA и DAF XF, бразильских тягачей VW Constellation, нынешнее поколение малотоннажников Mercedes Sprinter. Компания уверяет, что кабина для китайцев — «complete new development», полностью новая разработка. Но приглядитесь внимательно: обводы крыши ничего не напоминают? А если заглянуть внутрь? Так это же кабина от модели Mercedes Actros, только внешне измененная до неузнаваемости! И не исключено, что после снятия нынешнего Актроса с производства выпуск его кабины будет переведен именно в Китай.

Читайте также  Где стоит датчик заднего хода ваз 2101?

Следим за руками. Есть ли разница между Mercedes немецкой и российской сборки

В индустриальном парке «Есипово» открылся первый в России завод по производству автомобилей Mercedes-Benz. Немецкий концерн давно продаёт автомобили в России, однако производством займётся впервые. Лайф разбирался, сохранится ли эталонное немецкое качество при сборке в России.

Немцев трудно упрекнуть в непродуманности принятых решений. Пока отдельные автопроизводители не могут вписаться в рынок и уходят, закрывая заводы, один из крупнейших автоконцернов продолжает экспансию на развивающийся рынок. В Mercedes-Benz утверждают, что открытие нового завода в Московской области — это стратегически взвешенное решение, принятое на основании многих количественных и качественных исследований.

Московская область характеризуется очень хорошими материально-техническими связями, близостью к столице и наличием высококвалифицированных кадров

Из официального сообщения Mercedes-Benz

Фото: © AP Photo/dpa / Fredrik von Erichsen

Производитель отмечает, что завод по производству легковых автомобилей будет охватывать все этапы — от кузовного цеха до цеха окраски и окончательной сборки автомобиля. На этом месте большинство автовладельцев, вероятно, начнёт переживать, что русские руки могут испортить немецкое качество. Но нет. Стандартизация производства и подход к созданию завода за пределами Германии позволяют строить заводы в любой стране без потери качества. Кстати, в России немцы уже давно и активно собирают микроавтобусы Sprinter (Нижний Новгород) на мощностях ГАЗ, а также грузовики Actros, Axor, Atego, Zetros и Unimog, площадкой для сборки которых стал завод в Набережных Челнах. Важно и другое — машины производятся с тем же качеством, что и на родине, а их стоимость, по разным оценкам, на 15–20 процентов ниже, чем при импорте из Германии.

Сказке про кривые русские руки примерно столько же лет, сколько зарубежные автогиганты работают на российском рынке. Первые адепты только зарубежного автомобиля поначалу активно пытались обнаружить дефекты в Ford Focus российской сборки, а когда этого не произошло, стали искать косяки в других автомобилях компании, производимых в России. Через год-полтора от этих попыток отказались окончательно. Такое положение дел сохранялось ровно до того момента, пока в 2007 году свой завод в Санкт-Петербурге не построили японцы из Toyota.

Фото: © AP Photo / Jay Reeves

Толпы фанатов японского качества морщили лоб и впадали в меланхолию от одного упоминания российской сборки, однако позднее вся спесь со скептиков сошла. Аналогичные претензии пережили и немцы из Volkswagen, запустившие производство полного цикла в Калуге в 2009 году. Через то же самое пришлось пройти и заводу «Автотор», который производит аж восемь моделей BMW в Калининграде, и заводу KIA в Санкт-Петербурге.

Странно, но подобных претензий к заводам BMW в Китае, Mercedes в Мексике, или Volkswagen в Бразилии у автоскептиков и искателей русского следа во всех бедах почему-то никогда не было. Скорее всего, потому, что качество автомобилей было одинаковым.

Неверие, рождённое глупостью

Компания Mercedes — титан автомобильного рынка, и к любым крупным финансовым вливаниям в Штутгарте относятся с недоверием. Правда, Россия для немцев — рынок особенный. Пожалуй, настолько же сильно, как в России, немецкие автомобили любят только в Германии, ну и, может быть, в США. Зайти в Россию Mercedes-Benz решил с козырей. В компании отмечают, что первый автомобиль сойдёт с конвейера в 2019 году, и это будет — седан E-класса.

Фото: © AP Photo / Miguel Villagran

Не самый дешёвый в линейке, но один из самых сложных в производстве автомобилей. С такой модели свою экспансию в Россию автоконцерн начинает сознательно — люксовые автомобили сложнее производить, и внимание к качеству здесь должно быть особенным. По сути, на Е-классе проверят все этапы производства, отладят процессы, обучат персонал. После этого начнётся настоящее дело.

В дальнейшем Mercedes-Benz планирует в России производство внедорожников: GLC, GLE и GLS. Для локализации производства в России концерн инвестирует более 15 млрд рублей. Вопрос с качеством обсуждать два раза не стоит — как и для любого завода за рубежом, Mercedes-Benz будет использовать только те комплектующие, которые используются на заводах в Германии.

Здесь нет никаких исключений, а все домыслы относительно поломок русских «Мерседесов» будут возникать исключительно в головах тех, кто до сих пор не может поверить, что в России можно собирать хорошие автомобили.

Главная претензия водителей и экспертов к Mercedes в том, что на Е-класс российской сборки производитель не планирует снижать цены. Объяснить это довольно легко — в отличие от бюджетных моделей А-класса или более доступных седанов С-класса, бизнес-класс медленно падает в цене, а затраты на его производство высоки. Возможно, если немцы начнут производить на новом заводе бюджетные автомобили, цены будут заметно снижены.

Образец борьбы с таким подходом к ценообразованию показал посол Германии Рюдигер фон Фрич. На открытие завода в технопарке Есипово он приехал на посольском бронированном BMW 7-й серии, вполне возможно, калининградской сборки.

Где располагается производство легендарных автомобилей Mercedes

«Mercedes» — бренд, который появился еще в конце XIX века и стал символом нескольких эпох, страной-производителем этих автомобилей является Германия. В самом начале зарождения автомобильной индустрии два богатых немца, К. Бенц и Г. Даймлер, основали независимые друг от друга компании и начали выпуск машин и двигателей к ним. На тот момент мощность последнего постоянно совершенствовалась и играла ключевую роль в конкурентоспособности. Дизайн пока был всецело подчинен функциональности, а цена не имела особенного значения – все авто собирались вручную, были «штучным» и очень дорогим товаром для богатых людей. Фирма Карла Бенца занималась преимущественно автобусами и грузовиками, а Готлиб Даймлер сосредоточился на гоночных легковых автомобилях. У обеих компаний были легендарные конструкторы: Нибель и Майбах.

Карл Фридрих Бенц

Название «Mercedes» («милость») придумал глава французского филиала фирмы «Даймлер – Моторрен-Гезельшафт» Эмиль Еллинек. Его третья дочь хоть и носила имя Адриана, но дома ее звали именно этим ласковым прозвищем. С тех пор все авто фирмы стали выходить под маркой Mercedes.

До Первой мировой войны сыну Даймлера Паулю и инженеру-конструктору Порше удалось придумать бесшумный двигатель и создать несколько успешных гоночных моделей. В послевоенный период наступил финансовый кризис, обвалилась марка, и на автомобильный рынок хлынули американцы со своими предложениями. Чтобы не потерять конкурентоспособность компании Бенца и Даймлера объединились в одно предприятие «Даймлер-Бенц».

Приход к власти Гитлера кардинально решил вопрос с фирмами-конкурентами: начались годы под лозунгом «покупай только немецкое». Вышло две новые модели «Mercedes»:

  • Mercedes-Benz 770 для главарей нацистского режима;
  • Mercedes-Benz 170V – первый автомобиль потокового производства.

Mercedes-Benz 170V

В 1944 году открывшие второй фронт англичане и американцы начали бомбежки немецких городов, в результате чего серьезно пострадали все заводы «Даймлер-Бенц». Их восстановили к концу 40-х, и начали производство машин по старым чертежам. Только в 1954 году удалось запустить новую элитную серию «Mercedes-Benz Аденауэр»-300 и более «массовую» и недорогую «Понтон».

В это же время компания пожелала вернуться в сферу гонок и выпустила Mercedes-Benz W194, занявший призовое место в Формуле-1, а также спортивный Mercedes-Benz W198, который отправили на экспорт в Соединенные Штаты. Последняя модель произвела небывалый фурор благодаря необычному дизайну и дверям, открывавшимся вверх. Правда, позднее печальная статистика аварий со смертельным исходом заставила конструкторов отказаться от дверей подобной модификации.

С 60-х годов по сегодняшний день компания «Mercedes-Benz» является уверенным лидером на мировом рынке автомобилей. Их модели представлены во всех возможных классах: от грузовых машин и внедорожников до гоночных и спортивных.

Несмотря на то, что основные заводы «Mercedes-Benz» базируются в родной стране, за пределами Германии есть несколько официальных производителей на разных континентах.

Завод в Раштатте

Большой машиностроительный комплекс в Германии, где собирают «Mercedes» классов А и Б (седаны, семейные автомобили, бизнес-класс). Завод состоит из нескольких цехов по сборке и производству запчастей, стоянки, где находятся уже готовые авто (их можно купить прямо на месте, без посредников) и музея с выставочными образцами.

Завод в Зиндельфингене

Главный завод компании, который построили сразу после Первой мировой войны. Он выпускает автомобили Mercedes следующих классов:

  • E – просторные и дорогие машины, развивающие не очень большую скорость, но оборудованные с максимальным удобством для водителя и пассажиров;
  • S – самые дорогие машины, сборка которых происходит с учетом пожеланий конкретного покупателя;
  • CLS – машины, объединяющие характеристики классов Е и S;
  • GLС – легковые автомобили, которые внешне похожи на внедорожники;
  • GT – спортивные авто, развивающие максимально возможную скорость.

Завод в Верте

Завод, где осуществляется сборка всех грузовых моделей «Mercedes-Benz». Производство здесь было запущено еще в начале 60-х, и с тех пор его объемы только растут. Ежегодно с конвейера сходят такие модели «Mercedes», как:

  • «Атего»;
  • «Аксор»;
  • «Арокс»;
  • «Юнимог»;
  • «Эконик»;
  • «Зетрос».

В последние 10 лет завод был переоборудован с учетом новых экологических стандартов: контролируется не только безопасность материалов, но и количество отходов и выброса в атмосферу углекислого газа.

Читайте также  Где стоит предохранитель прикуривателя Форд Фокус 2?

Заводы в России

В нашей стране есть четыре завода по производству «Mercedes»: в Нижнем Новгороде, Ярославле, Набережных Челнах и Подмосковье. Модели, которые собирают в России:

  • «Спринтер»;
  • «Спринтер Классик»;
  • «Аксор»;
  • «Атего»;
  • «Зетрос»;
  • «Юнимог».

Все это микроавтобусы и небольшие грузовики. Легковыми премиум-автомобилями займется подмосковный завод в наступающем году.

Завод в ЮАР

Завод, чьей скорости сборки машин можно только удивляться. Отсюда идут авто на экспорт по всей Африке, Северной Америке и близлежащим островам, а рабочих всего около 500 человек. Завод был открыт недавно в городе Ист-Лондон, где базируются многие европейские автомобильные предприятия. Здесь также создают комплектующие. В ЮАР производят недорогие и популярные модели С-класса.

Завод в Венгрии

Был открыт четыре года назад в городе Кечкемет. Венгерское правительство приветствовало такой шаг и даже предложило концерну льготные условия, потому что он обеспечивал много рабочих мест. В данный момент завод является одним из самых важных предприятий страны и выпускает две модели «Mercedes-Benz»:

  • w 246 – авто класса В для широкого круга покупателей, с просторным салоном и аккуратным дизайном;
  • с 117 – дорогой лимузин премиум-класса.

Завод в Турции

Крупнейший завод по производству автобусов «Mercedes» в Стамбуле. Здесь происходит сборка практически всех существующих моделей:

  • «Варио»;
  • «Медио»;
  • «Цитаро»;
  • «Интегро»;
  • «Травего»;
  • «Спринтер».

Представительство в Турции открыто более 50 лет назад, и производство постоянно расширяется. Корпусы завода занимают территорию в несколько километров.

И немцу хорошо, и русскому неплохо: запущен завод каркасов кабин для грузовиков КамАЗ и Mercedes-Benz

В Набережных Челнах 27 мая торжественно (очень торжественно!) открыли новый завод каркасов кабин. Новое предприятие – дитя нежной любви сразу трёх компаний: КамАЗ, Daimler AG и «Даймлер КамАЗ РУС». Зачем это надо, кому от этого станет хорошо, и кто впадёт от этого в благородную коммерческую ярость, расскажем ниже.

История любви

С отрудничество КамАЗа и Daimler AG началось давно. Ещё в 2008 году немецкий концерн приобрёл 10% уставного капитала тогда ещё ОАО «КамАЗ» (сейчас это ПАО). С тех пор доля немцев в автогиганте сильно не повысилась и составляет всего 15%. Зато они получили множество приятных “плюшек” в виде сервисной сети КамАЗа. А других отечественных магистральных тягачей в России нет, так что ход Даймлера в этом отношении был очень хорош.

КамАЗ тоже получил своё. Хотя бы — возможность поднять качество своих машин (которые пользовались более-менее приличной популярностью исключительно из-за сравнительно низкой цены). Теперь в Набережных Челнах появилось оборудование, которым не брезгует даже Мерседес, стал более строгим контроль качества, были внедрены новые технологии.

Время шло, и щупальца двух производителей переплетались всё больше и больше. В июне 2012 года Daimler Trucks и ОАО «КамАЗ» подписали соглашение, в рамках которого Mерседес предоставлял КамАЗу технологию производства кабин своего Axor. Эти кабины удивительным образом подошли новому на то время КамАЗ-5490. Кстати, эта же машина получила и немецкие моторы, и коробки, и мосты. Русские люди стали посматривать на татарский грузовик с подозрением: какой-то он не русский. Но эта коллаборация пошла КамАЗу только на пользу. Всё-таки машина с кабиной от Аксора, дизелем ОМ457 и коробкой ZF (в том числе и автоматической) выглядит не так страшно, как КамАЗ-5410 с мотором КамАЗ-740, который простоял на конвейере 30 лет.

Правда, стоимость 5490 тоже подросла. И всё же он смог остаться вполне бюджетным (в сравнении с европейскими грузовиками, конечно.)

Ну, а что Мерседес? Он тоже получил свой профит. С начала сотрудничества с КамАЗом «Даймлер КамАЗ РУС» в Татарстане локализовал сборку Actros, Axor и Atego с различными колёсными формулами. Само собой, машины получили российские VIN, что не могло не отразиться на продажах: на них стали распространяться все льготные условия приобретения, недоступные для иномарок. Можно сказать, что КамАЗ спас продажи Мерседеса: в начале 2000-х покупатели этими машинами явно пренебрегали, предпочитая, например, MAN. Даймлер здорово рискнул, начав строительство своего сборочного завода. Но он рискнул и выиграл. И польза от сотрудничества с КамАЗом стала настолько очевидной, что в 2016 году производители сделали ещё один шаг в объятия друг друга: начали строить завод каркасов кабин.

Запутанные дела с кабинами

Что и говорить: кабина — это лицо грузовика. А ещё очень дорогая и достаточно сложная в производстве деталь. А у Мерседеса — ещё и красивая.

Я уже говорил, что на КамАЗе-5490 отлично себя чувствует кабина Mercedes-Benz Axor. Она же стоит на самосвалах КамАЗ-6580. Сборку этой кабины в Челнах освоили давно. Правда, именно сборку — основная масса деталей приходила из Германии, хотя периодически степень локализации пытались повышать.

Тем временем на КамАЗе усиленно разрабатывали новое поколение машин. Им полагается новый рядный мотор Р6 и, само собой, новая кабина, куда бы этот мотор можно было бы спрятать. Какой эта кабина будет? Многие ломали над этим голову (на самом деле нет, большинству всё равно, что там будет за кабина). Строили разные предположения, самое популярное из которых заключалось в том, что логично было бы наладить сборку в Челнах кабины третьего поколения Mercedes-Benz Actros. Но решение, принятое «Даймлер КамАЗ РУС», было более революционным. Решили строить новый завод, который выпускал бы каркас кабин. Почему каркас? Потому что одни и те же каркасы используются и на Mercedes-Benz Actros, и на КамАЗах. С КамАЗом всё понятно — речь идёт о новом поколении К5. А вот с Актросом не угадали, и кабина эта стоит на машинах не третьего, а четвёртого поколения. Правда, в Германии есть уже и Actros пятого поколения, но нам оно пока не светит. В Челнах выпускают именно четвёртое поколение, и именно его считают у нас актуальным. Кроме того, эти Actros этого же поколения собирают в Турции.

Итак, в 2016 году стартовало строительство нового завода. И надо отдать должное, строили его очень быстро. К середине 2017 году здание было закончено (а это, между прочим, 60 тысяч квадратных метров!), и начался монтаж оборудования. В 2018 году сделали тестовый пуск, а в 2019 помпезно его открыли.

Что ты такое — завод каркасов кабин?

Мы уже разобрались, почему так важно не путать понятия кабины и каркаса: каркас у Актроса и КамАЗа одинаковый, но весь “обвес” — разный. При этом речь идёт не только о пластмассовых мелочах, но и о панелях дверей, передней части кабины, подножках и других деталях. Может показаться, что остаётся пустяк: пол, крыша и стенки. На самом деле, это не совсем так. Каркас этой кабины только сварных точек имеет более 4 600! А это много. И сварить всё это надо точно.

Цех, где варят кабины, называется кузовным (есть ещё цех окраски и логистический). Его архитектуру тут называют “рыбьим хребтом”: есть средняя линия, где идёт основная сборка, а от неё отходят “рёбра” линий подсборки. И на сборке мне показалось, что она вымерла: людей нет, темно… Оказывается, тут почти везде работают роботы. А свет им не нужен.

Mercedes-Benz прекратил производство в Нижнем Новгороде

Немецкий концерн Daimler и входящая в его состав компания Mercedes-Benz прекращают сотрудничество с «Группой ГАЗ» Олега Дерипаски. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании, решение о «завершении производства автомобилей Sprinter Classic» принято в связи с изменением в линейке легких коммерческих автомобилей в России. Фургон Sprinter Classic на данный момент уже не отвечает ожиданиям клиентов, отметили в Mercedes-Benz.

«Это сложное, но необходимое решение для направления малотоннажных автомобилей в России.

Мы сохраняем преданность российскому рынку и верим в его потенциал. Тем не менее, нам необходимо сделать следующий шаг в направлении инновационных продуктов и актуального портфеля. Мы будем поставлять нашим клиентам привлекательные продукты», — заметил по этому поводу директор по продажам и маркетингу малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz Ларс Паули.

Он отметил, что российское представительство «Мерседес-Бенц РУС» будет «по-прежнему предоставлять послепродажное обслуживание владельцам Sprinter Classic». Компания остается верной своим долгосрочным обязательствам перед клиентами и по-прежнему будем предоставлять владельцам Sprinter гарантию, запасные части и услуги, добавил Пули.

В компании отметили, что подразделение Mercedes-Benz Vans сосредоточится на имеющемся актуальном портфеле продуктов. В нынешней линейке компании последнее поколение Sprinter, минивэны V-classe и Vito. Немецкий концерн ожидает рост спроса на малотоннажные автомобили на российском рынке, кандидатуры сокращенных сотрудников проекта Sprinter Classic немцы пообещали рассмотреть на открытые вакансии внутри компании.

Сборка коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Classic на ГАЗе была приостановлена во второй половине 2018 года. Тогда в качестве причины остановки конвейера руководство Daimler указывало на проблемы с комплектующими, которые якобы не поступали на завод.

В апреле этого же года Минфин США ввел персональные санкции в отношении Олега Дерипаски и его активов, в том числе «Группы ГАЗ», где и производился немецкий Sprinter. В декабре прошлого года бизнесмену путем выхода из руководства и ряда компромиссных решений удалось вывести из-под санкций три наиболее крупных актива: холдинга En+ и подконтрольных ему UC Rusal и энергетической компании «Евросибэнерго». Однако ситуация с «Группой ГАЗ» до сих пор остается не до конца разрешенной.

Читайте также  Где находится предохранитель дворников на ваз 2115?

В июне этого года Минфин США потребовал от российского автозавода ежеквартально предоставлять отчетность. Несколько источников «Газеты.Ru» в автобизнесе и правительстве связывают прекращение производства Mercedes-Benz на ГАЗе с влиянием американских санкций. В «Группе ГАЗ» санкционную тему не комментируют но подтверждают, что сотрудничество закончилось.

«Совместный проект с компанией Daimler действительно завершен. Результаты этого сотрудничества, в котором ГАЗ и Ярославский моторный завод (входит в группу — «Газета.Ru») подтвердили выход на уровень лучших стандартов мировой автоиндустрии, трудно переоценить, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Группы ГАЗ».

В компании отметили, что сотрудничество с немецким автогиганом позволило модернизировать 100 тыс. кв.м производственных и логистических объектов, построить новые цеха окраски и штамповки, которые сегодня используются для выпуска автомобилей ГАЗ, а также внедрить систему качества, которая применяется на всех заводах Mercedes в мире.

«Премия качества», которую Ярославский моторный завод получил от компании Daimler за изготовление высококачественных компонентов, является одним из подтверждений успешности проекта.

Мы также гордимся тем, что локализация на Горьковском автозаводе и Ярославском моторном заводе помогла компании Mercedes-Benz Vans обеспечить рекордные продажи марки на российском рынке малотоннажной техники»,

— сообщил официальный представитель Нижегородского автозавода.

Уход Mercedes-Benz с ГАЗа был ожидаемым, хотя немцы долгое время держали проект в заморозке и сохранялась небольшая надежда на возрождение сборки, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Столь драматичное влияние американских инструментов экономического давления на ГАЗ говорит о том, что российская промышленность совершенна беззащитна перед иностранным вмешательством, убежден собеседник.

Производство Sprinter Classic на ГАЗе началось в 2013 году. Компании Mercedes-Benz удалось достичь ежегодного производства свыше 10 тыс. фургонов в год, уровень заявленной локализации составил около 50%.

В России открылся завод Mercedes-Benz. И тут уже делают Е-класс.

Мне удалось в числе первых побывать на новом производстве в подмосковном Есипово, недалеко от Солнечногорска. Когда-то тут был военный городок, теперь — индустриальный парк. Его центром станет расположенный на площади в 85 гектаров завод легковых автомобилей Mercedes-Benz. И это будет полноценное производство! Сегодня, 3 апреля, завод был торжественно открыт.

Площадь производственных построек — 95 тысяч квадратных метров. Уже действуют цеха сварки и окраски кузовов, сборочный цех, складские помещения. Первоначальная мощность производства — 25 тысяч автомобилей в год, то есть 82 автомобиля в день. Напомню, что в прошлом году в России продали 44 133 автомобиля немецкой марки. На случай расширения производства, рядом зарезервирована дополнительная площадка.

Для обеспечения выпуска 25 тысяч автомобилей заводу необходимо около 1000 сотрудников. Если открыть сайты вакансий, то можно обнаружить, что предприятие активно набирает сотрудников различного уровня — руководителей, инженеров по подготовке сварочных линий, операторов производственных линий, специалистов по контролю качества и так далее. На данный момент на предприятии работает около 500 человек.

На заводе уже начато производство седанов Е-класса.Чуть позже на конвейер встанут модели GLC, GLE и GLS (после смены поколения). Вопрос локализации производства компонентов рассматривается, но пока все кузовные детали, узлы и агрегаты будут поставляться с других заводов марки в Европе и США. Так что к немецкому качеству вопросов быть не должно.

Торжественная церемония открытия производства прошла с большим размахом — на нее даже прилетел на вертолете президент России Владимир Путин, по такому случаю опоздавший всего на час. Иных мировых лидеров президент вынуждал ждать его дольше! Это ярче любых слов говорит о том, насколько новый завод важен для правительства.

И дело даже не только в том, что часть автомобилей будет приобретаться для чиновников — например, производить любимые ими S-классы тут не будут. Наличие производства Mercedes-Benz — серьезный шаг в деле нормализации отношений с Западом. К слову, на настоящий момент, легковые автомобили Mercedes-Benz помимо России, Германии и США выпускают в Австрии, Финляндии, Венгрии, Мексике, Южной Африке, Китае, Бразилии, Индии, Таиланде, Малайзии, Вьетнаме, Индонезии.Полагаю, что производство в России имеет много общего с шестью последними пунктами в этом списке.

В ходе выступления, Владимир Владимирович признался в том, что регулярно ездит на Mercedes. Хотя на мероприятие он, как и Денис Мантуров (министр промышленности и торговли Российской Федерации), прибыл на бронированном седане Aurus. Дениса Валентиновича высадили у входа, а Владимир Владимирович ездил на своем лимузине прямо по цехам.

Чтобы исключить влияние рыночных факторов и защитить инвестиций немецкой марки в размере более 15 миллиардов рублей, завод построен в рамках СПИК — специального инвестиционного контракта, согласно которому правительство гарантирует стабильность бизнеса и неизменную налоговую нагрузку. Выступивший в рамках церемонии открытия завода председатель правления концерна и глава подразделения Mercedes-Benz Cars Дитер Цетше подтвердил, что Mercedes в контексте локального производства пришел в Россию всерьез и надолго. О том же говорил и федеральный министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер.

Теперь предлагаю вам прогуляться по цехам российского завода Mercedes-Benz.

Все начинается со сварки кузова. Он создается посредством точечной сварки из 330 импортных деталей. Российская сталь пока не используется:) Алюминиевые детали (у Е-класса W213, это, например, капот, передние крылья, крышка багажника)

Большая часть сварочных операций выполняется вручную при помощи полуавтоматических сварочных клещей- это касается сварки отдельных панелей кузова.

Точность сварки обеспечивается массивными кондукторами, в которых закрепляются все детали перед началом сварки клещами. Инженерно грамотное решение, сочетающее точность и минимальные затраты.

Роботы Kuka стоят только на финальном этапе сварки, где соединяются крыша, пол и боковины. Контроль качества на этом этапе максимально жесткий, роботы последнего поколения отслеживают качество сварки при помощи десятков сенсоров.

Все операторы, работающие сварочными клещами, проходят 7-недельное обучение на заводах Mercedes-Benz за границей. В данный момент уже запущена сборка Е-класса, его мы и видим на большинстве фото. Соседняя линия пока пуста, она предназначена для сборки кроссоверов.

После сварки и подсборки, неокрашеный кузов попадает в так называемый световой тоннель. Тут сотрудники контроля качества проверяют кузов на на отсутствие деформаций, царапин и вмятин. Кузова подвозятся при помощи роботизированных тележек актуального поколения — им уже не нужна магнитная линия, достаточно нарисованной на полу. Ее распознают оптические датчики.

После контроля кузова при помощи тех же автоматических тележек отправляются на окраску.

В окрасочный цех нас, конечно же, не пустили, но заверили, что этот процесс, включающий в том числе катафорезное грунтование, осуществляется в соответствии со всеми стандартами качества концерна Daimler-Benz. Судя по всему, вариантов цвет пока не очень много — на заводе я видел только черные и белые кузова.

Бампера, кстати, на данный момент поставляются уже окрашенными, из Германии.

Окрашенный и герметизированный кузов роботы-тележки перевозят на линию сборки, с него снимают двери.

Проходя через череду постов конвейера, он обзаводится VIN-номером и начинает обрастать деталями (первая из них — панорамная крыша), постепенно становясь похожим на готовый автомобиль. Вдоль каждой линии тянется шнур “андона” — заметив ошибку сборки, оператор тянет его и останавливает линию до устранения недостатка. Как и на других автозаводах, тут трудится немало женщин. Обширно используется ручной электроинструмент.

Первым делом устанавливается топливный бак, тормозные и топливные трубки. Затем — сборка салона, установка теплозащиты и тепловых экранов, электронных модулей и проводки. Ее жгут, кстати, весит добрых 30 кг. Следуя вдоль конвейера, можно оценить, насколько E-класс более наворочен относительно бюджетных автомобилей. Прежде всего, тут много шумоизоляции.

После этого устанавливаются детали салона, подушки безопасности, потолок, сервопривод багажника, передние амортизационные стойки.

Перед установкой сидений ковер пола закрывается картоном -чтобы избежать возможных повреждений. Затем устанавливаются стекла — примечательно, что клей на них наносит специальный робот, после чего операторы линии устанавливают стекла вручную.

Все машины на конвейере — с базовой аналоговой приборкой, что говорит о том, что это самые народные версии — идеальный выбор для госаппарата или такси. После того, как сборка салона окончена, сиденья подключены, происходит взаимная прошивка всех блоков управления и ключей зажигания. С этого момента все они приписаны к конкретному автомобилю.

После компьютерной проверки всех параметров, следует торжественный этап свадьбы — соединение кузова с подвесками, двигателем и трансмиссией.

Коробку и мотор соединяют воедино тут же, в Есипово, а вот подвеска в сборе с редукторами и приводами на подрамниках поставляется из Германии. По крайней мере, пока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: