Зачем спускают шины на бездорожье?

Как правильно передвигаться на спущенных колесах

(из старых публикаций в журнале ORD)

Каким образом стравливание воздуха из шины влияет на проходимость автомобиля? Спустить колесо мало — для эффективной борьбы с бездорожьем нужно понимать еще и физику процесса. Ведь изменение давления в колесах влияет на ряд параметров, среди которых проходимость и управляемость.

Ни для кого не секрет, что, попадая на мягкий грунт, колесо автомобиля неизбежно проминает его, образовывая тем самым лунку. Ну а дальше все идет по нарастающей: чтобы выбраться из нее, на колесо надо подводить большую силу, величину которой не всегда удается точно рассчитать, шина пробуксовывает, зарываясь еще глубже, и т.д., и т.п. Самое действенное средство — борьба с первопричиной, то есть проваливанием колеса. Чтобы оно не вминалось в грунт или делало это в минимальной степени, необходимо существенно уменьшить давление на поверхность опоры. Из азов физики известно, что давление зависит от частного двух величин: действующей силы (в данном случае силы тяжести, которая, в свою очередь, зависит от массы предмета) и площади, на которую она прилагается. Но если со снижением величины первого параметра бороться не всегда возможно, то увеличение площади опоры, то есть пятна контакта шины с поверхностью земли, вполне достижимо. Для этого необходимо всего лишь стравить воздух из колес.
Помимо увеличения самого пятна контакта так же увеличивается площадь деформации при контакте с поверхностью, что приводит к появлению эффекта гусеницы. За счет чего уменьшается лобовое сопротивление и сопротивление качению

Как правильно это делать

Спускать колеса лучше всего на твердой ровной поверхности — это поможет правильно определить, до какой степени колесо сплющилось. Лучше выпустить воздух заранее «на сухом», нежели бегать вокруг застрявшей в луже машины, когда не только невозможно понять величину деформации колеса, но и не всегда получается добраться до ниппеля.

Если колесо большого размера, то для экономии времени можно вывернуть ниппель и спускать колесо контролируя процесс спускания с помощью манометра, дабы в результате во всех колесах было одинаковое давление и именно то, которое вам требуется. Когда процесс окончен, можно водворить ниппель на место. Обязательно следует проверить давление в колесах с помощью манометра, оно должно быть одинаковым, в противном случае машина будет ехать непредсказуемо. О тактике стравливания и пригодном для этого оборудования подробно написано здесь >>>

Какое давление оптимально?

Здесь все зависит от высоты покрышки, размера колеса, массы автомобиля и несущих грунтов. Низкопрофильные шины стравливать ниже 1,2 атмосферы я бы не рекомендовал. Из-за небольшой толщины шины есть опасность повредить диск. Если вы собираетесь передвигаться по бездорожью, но на вашей машине установлены низкопрофильные колеса. Настоятельно рекомендую заменить их на что-нибудь более соответствующее вашим увлечениям. Подробнее о том как выбрать резину для бездорожья можно почитать здесь >>>

Чем тяжелее машина, тем сильнее деформация покрышки при прочих равных. Например, при давлении 1,0 атмосферы колесо BF Goodrich M/T 33/12.5 R16, установленное на автомобиле UAZ Hunter, деформируется на 15–20%, а та же покрышка под весом внедорожника Toyota Land Cruiser 105 потеряет 30–40% высоты.

Это обязательно надо учитывать, спуская колеса. Важным определяющим фактором является визуальная деформация колеса, а не только количество атмосфер. Так же следует помнить что оптимальное давление для движения по бездорожью начинается от 0,7 атмосферы, а никак не на полутора.

Также необходимо принять во внимание, что на твердом грунте покрышка проминается сильнее, нежели на мягком. Например, колесо стоящей на асфальте машины, потерявшее при стравливании половину высоты шины, вернется практически к своей прежней форме, когда вы съедете в напитанный водой чернозем или на болотный ковер. Отсюда следует, что потеря дорожного просвета будет не так существенна, а для уменьшения давления на очень податливый грунт желательно спускать колеса как можно сильнее.

Зимой еще надо учитывать естественный разогрев шин. Например, вы спускаете колеса стоящего автомобиля при температуре –15°C. Манометр показывает вам 0,7 атмосферы, но, как только вы начнете движение, покрышка от трения и деформации разогреется сама и нагреет воздух внутри. Как следствие, давление в колесе увеличится до 0,9 – 1,0 атмосферы, и требуемые характеристики будут потеряны. Поэтому зимой после того, как вы спустили колеса, а затем некоторое время передвигались, имеет смысл еще раз проверить давление и при необходимости повторить процедуру стравливания.

Езда на спущенных колесах

На твердых грунтах, глине и каменистых участках перебарщивать с высвобождением воздуха не следует, потому как чем сильнее вы спустите колеса, тем больше машина потеряет в клиренсе, что немаловажно особенно при движении по колеям и среди больших камней. Но стравливать колеса все равно надо даже при езде по высоким колеям, так как благодаря дополнительной деформации шин автомобиль будет лучше противостоять боковому смещению, что позволит вам увереннее двигаться вразрез колее. К тому же увеличенное пятно контакта даст лучшее, чем на накачанных колесах, сцепление с дорогой. Это позволит внедорожнику продолжать движение, даже если он скребет мостами по высокой межколейке, когда в тех же условиях машина с дорожным давлением в колесах давно остановилась бы и забуксовала.

При движении по ухабистым дорогам или «грейдерам» можно снижать давление до полутора атмосфер. Это несколько увеличит расход топлива, зато ехать станет гораздо комфортнее.

После того, как вы спустили колеса, поведение машины на дороге изменится. Возрастет нагрузка на гидроусилитель, машина станет более валкой, и реакция на управляющие действия снизится. Поэтому, если между двумя участками бездорожья предстоит ехать по твердому покрытию, лучше не полениться и подкачать колеса.

При движении по бездорожью повышенное внимание следует уделить выбору траектории. Чем меньше давление в колесе, тем мягче становится боковина и тем труднее ей противостоять механическим повреждениям. Особенно это касается внедорожной резины увеличенной размерности. Также опасность для боковины спущенного колеса представляют обломанные сучья, корни деревьев и острые камни. Если что-либо из вышеперечисленного окажется зажатым между покрышкой и колеей, пиши пропало — скорее всего колесо будет порвано. При этом отремонтировать его в половине случаев не удается, а если и получается зашить и проклеить порез, то кроме как на запаску оно не годится.

Чем меньше давление в колесах, тем аккуратнее следует ехать. Старайтесь избегать ударов боковины колеса о колею, поваленные деревья и камни. Жесткий контакт может привести к разбортировке. Также стоит избегать боковых нагрузок на колеса при лебежении. Но опасность разбортирования все равно присутствует. Что же делать, если оно все-таки произошло?

Разборт: страшно или нет?

Подавляющее большинство новичков не любит спускать колеса, мотивируя это тем, что, дескать, можно разбортироваться. Да, можно, но это не так страшно, как «разложить» машину из-за невозможности совершать управляющие действия на накачанных колесах.

Вероятность разбортироваться на камерной резине ниже, чем на бескамерной, но есть риск, убив камеру, не собрать колесо выше.

Если вы разбортировали колесо, а именно покрышка слезла с диска только с одной стороны, следует поддомкратить автомобиль таким образом, чтобы пострадавшее колесо свободно вращалось в воздухе, после чего надлежит по возможности удалить грязь и воду из шины, затем вывернуть ниппель и подключить компрессор. Когда воздух пойдет в скат, нужно прижать покрышку к диску таким образом, чтобы воздух не находил щели. После этого остается только ждать момента, когда давление в колесе повысится настолько, что оно забортируется само собой. Если покрышка слезла с диска полностью, ее следует насадить обратно, после чего сжать колесо по кругу веревкой или реп-лентой таким образом, чтобы посадочные места шины с обеих сторон прижались к диску, а затем приступить к упражнениям с компрессором. Подробно об этом процессе рассказано здесь >>>

О бортировании колеса с помощью паров бензина или эфира я умышленно не рассказываю, так как считаю этот способ вредным для резины, да и просто опасным.

Колесо с камерой может разбортироваться лишь в том случае, если сама камера порвана или провернуло сосок. Лечится такой разборт исключительно заменой камеры на новую.

Чтобы избежать разбортировки, применяют специальные диски с дополнительным ободом bead-lock или дополнительные колесные камеры в специальных корпусах tire-lock. О них уже неоднократно писалось и еще немало будет написано. Скажу лишь, что оба устройства являются специфическим внедорожным оборудованием и в повседневной жизни почти не используются.

Следует помнить, что после разбортирования, а также при длительной езде на стравленном колесе балансировка нарушается, и при первом же удобном случае ее необходимо восстановить. Кстати, если во время бортировки грязь и воду из колеса извлекли неполностью, оно также будет «бить» при движении по шоссе. Но, несмотря на угрозу разбортирования, потерю времени на стравливание и подкачку, настоятельно рекомендую вам снижать давление в колесах, потому что это самый простой и доступный способ в значительной степени увеличить проходимость вашего автомобиля.

В каких случаях стоит ездить на приспущенных шинах автомобиля

Ответ прост: если приходится проезжать по бездорожью с риском застрять. Ведь не каждый может позволить себе «зубастую» резину, заточенную под грязь. Хотя, даже обладатели мощных колес специально стравливают давление.

Получается, что максимально выгодным решением проблем с преодолением нервностей и грязи, будет приспускать шины. Для чего, в каких случаях, как произвести – будет описано в этой статье.

  1. Основные принципы
  2. Приспущенные шины: преимущества на бездорожье
  3. Последствия постоянной езды на приспущенных шинах
Читайте также  Как проверить датчик массового расхода топлива?

Основные принципы

Поведение автомобиля по асфальтированной дороге и бездорожью различаются. Так, в первом случае ударение ставится на управляемость автомобиля, скорость, что достигается повышением отталкивания от поверхности, следовательно – высоким давлением в шинах.

На бездорожье ситуация другая. Для того чтобы преодолевать ухабистость мягче – нужно увеличить площадь сопротивления, «умягчить» резину. Для этого-то и приспускают атмосферы. Вспомним, для того, чтобы мяч хорошо отскакивал от поверхности – накачивался он до упора. Спущенный же мяч моментально терял свою прыть. Так и здесь.

Вывод! Если нужна скорость – давление на максимуме. Если плавность хода – давление приспускается.

Приспущенные шины: преимущества на бездорожье

Что выигрывает автомобиль, если спустить атмосферы:

  1. Плавность хода.
  2. «Обтекаемость» препятствий.
  3. Улучшение сцепления с дорогой.
  4. Уменьшение продавливания колесом грунта.

Получается, что в условиях бездорожья, благодаря большей амортизации, увеличится комфорт передвижения не только в плане тряски водителя и пассажира, но и преодоления препятствий. Ведь, водители замечали, что съезжая с асфальтированной дороги, протектор шин практически сразу забивается грунтом, песком. Это снижает показатели сцепления с дорогой, превращаясь от каждой пробуксовки в грязевой ком. Приспущенная же покрышка растекается в ширину, немного удлиняется, что увеличивает диапазон контакта с дорогой.

Обратите внимание! На приспущенных шинах автомобиль не только перестанет проваливаться, но будет более устойчив к боковому заносу.

Последствия постоянной езды на приспущенных шинах

Конечно, при езде по щебенке, грязи, ухабам – стравливание атмосфер поможет, но при выезде на «нормальную» дорогу поездка на спущенных шинах может негативно сказаться как на стрелке топливного бака, так и на износе колес. Но это не весь букет, который ожидает встречи с любителями поездить на пониженном давлении.

Рассмотрим, какие последствия могут быть:

  1. Разбортирование. К сожалению, если перестараться со спуском давления при неудачном повороте возможно соскакивание шины с диска. Но не так страшно разбортироваться, чем рассыпаться на бездорожье.
  2. Механические повреждения. Необходимо проявлять осторожность в выборе траектории, так как снижение давления в покрышке делает ее мягче, соответственно, увеличивает шансы к тому, что при первом неудачном крене или остром предмете в колее она будет разорвана.
  3. Трудность в рулевом управлении. Так как резина становится мягче, ее сопротивляемость поверхности уменьшается, тем самым снижая «послушность» автомобиля.
  4. Уменьшение клиренса. Понижая количество атмосфер, диаметр колеса уменьшается, а соответственно, посадки машины становится ниже.

Важно! Действуйте по обстоятельствам, выбирая меньшее из зол.

Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

Вопрос / ответ.

Нам постоянно присылают письма, задавая часто один этот же вопрос — «Зачем нужно снижать давление в колесах при передвижении по бездорожью?».

Для того чтобы избежать подобных одинаковых вопросов, мы попросили эксперта по внедорожным соревнованиям разъяснить нашим читателям, необходимо ли снижать давление в шинах при движении на плохой дороге, а также, зачем это нужно.

Недавно мы получили следующий вопрос:

Александр Соколов из Рязани спрашивает:

Вопрос: Я начинаю обучаться управлению автомобиля на бездорожье, для того чтобы в будущем участвовать в различных автопробегах и соревнованиях. Мне сказали, что для лучшей тяги, необходимо спустить давление в шинах ниже рекомендованного автопроизводителем при движении по асфальту. Объясните, пожалуйста, пониженное давление в колесах обеспечивает только увеличение тяги или есть еще какие-то плюсы? Также расскажите, до какого уровня я должен снизить давление в покрышках. И на каком этапе я должен снизить давление в колесах?

Отвечает автоэксперт движения по бездорожью Кирилл Осипов из Новосибирска:

Ответ: «Есть три основные причины, почему мы должны при движении по бездорожью обязательно уменьшить давление в шинах» — сказал Кирилл.

«Во-первых, снижение давление в колесах при передвижении по пересеченной местности, улучшит ваш комфорт на бездорожье. Так, колеса с пониженным давлением улучшат работу подвески на различных горных участках и при движении на склонах. В итоге вы и ваши пассажиры получите значительный комфорт при движении по плохой дороге».

«Во-вторых, снижение давление в колесах улучшит тяговые усилия автомобиля, поскольку более низкое давление в шинах увеличит площадь сцепления протектора с дорожной поверхностью. В результате большего контакта резины с дорогой даст машине больше тяги».

«Также колеса с пониженным давлением станут более мягкими и, по сути, превратятся в мини-гусеницы. Помните, что чем меньше давление в колесах, тем меньше оказывается давление на поверхность грунтовой дороги. В итоге машина на бездорожье будет меньше проваливаться в грязи, утопая в грунт».

Теперь, когда мы знаем, зачем спускают шины при управлении машины на бездорожье, пришло время выяснить, когда это необходимо делать и до какого уровня необходимо спустить давление в колесах?

Как разъяснил Кирилл, уровень давления в колесах при езде по бездорожью зависит от рельефа местности, по которому движется внедорожник. Например, если вы максимум выезжаете только на грунтовую дорогу и чаще всего передвигаетесь на большие расстояния, то вы должны уменьшить давление в шинах до 1,72-1,93 бар.

Если же вы планируете выехать на тяжелое бездорожье, где придется ехать на низкой скорости, то вы должны снизить давление в шинах намного больше.

«Например, при движении в грязи или по скалистой местности вы должны спустить давление до 1,38-1,72 бар.

Для движения по песку, чтобы получить больше тяги вам придется снизить давление до 1,03-1,38 бар. Помните что движение по песку очень сложное. Дело в том, что песок может быть и мокрым. В таком случае машине будет очень тяжело двигаться по нему».

«Также стоит отметить, что если снизить давление, то вы вряд ли повредите шины на бездорожье. Главное помните, что закончив движение по бездорожью, вы должны не забыть вернуть колесам прежнее стандартное значение».

«В том числе не забудьте, что, как правило, давление в передних колесах должно на немного быть больше, чем в задних. В зависимости от марки и модели автомобиля эта разница примерно составляет около 0,2-0,3 бар».

«Некоторые покрышки имеют более лучшее оснащение, для того чтобы справится с внедорожной местностью. То есть обратите внимание, что поездки по реальному бездорожью должны осуществляться на специальной резине с большим протектором (маркировка должна означать, что покрышки предназначены для бездорожья, а также соответствовать весу вашего внедорожника).

Благодаря специальной внедорожной резине вы обеспечите автомобилю лучшие условия для наибольшего сцепления, а также получите лучшую тягу на бездорожье».

«Для того чтобы спустить давление в шинах вам понадобится самый дешевый дефлятор, который умеет автоматически спускать воздух из колес.

Дефлятор для спуска колес

Также это вы можете сделать с помощью насоса, не закрутив шланг до конца. Если ваш насос оснащен измерителем давления, то с помощью него вы сможете проконтролировать снижение давление в шинах до необходимых значений для движения по бездорожью».

«Также не забудьте вернуть стандартное давление в колесах, как только собираетесь выезжать обратно на асфальтовую дорогу. Иначе вы рискуете повредить покрышки.

Лучше для этого иметь электрический насос с хорошей мощностью, для того чтобы накачать колеса внедорожника как можно быстрее».

Внимание! Не рекомендуем вам снижать давление в шинах менее чем 0,8-0,9 бар. Также не забывайте о том, что небольшое давление в покрышках может привести к разбортированию колеса (резина может слететь с колесного диска).

Трави заранее! Что нужно знать о давлении в шинах на бездорожье

«Травить, иль не травить?» – поистине шекспировский вопрос, волнующий джиперов с тех пор, как в колёса начали закачивать воздух. Однозначный ответ – травить, найден ещё советскими строителями БАМа и коммунизма, но даже в век бескамерных шин у многих остаются сомнения в необходимости этой простейшей процедуры, значительно повышающей проходимость любого автомобиля. А значит, в очередной раз пришло время их развеять.

Начнём с азов. Почему спускать давление в шинах перед выездом на бездорожье всё-таки надо? Потому что наш родной офф-роуд – густая или жидкая грязь, болота, глубокие снега, местами пески, то есть грунты со слабой несущей способностью. Проще говоря, наступил – и провалился почти по самые помидоры. Лучший способ избежать подобного фиаско – снизить давление на грунт, для чего его нужно распределить по максимальной площади. Как это сделать? Заранее стравить шины!

Накачанное колесо соприкасается с поверхностью меньшей площадью, а значит — глубже проваливается. При понижении давления шина начинает работать как гусеница. Там, где приходилось бороться за каждый метр, вы легко поедете, удивляясь возросшей чуть ли не в половину проходимости. Ведь при низком давлении шины не только меньше проваливаются и скользят, но и легче наползают на препятствия, будь то колея или поваленное дерево. Вспомните об этом, когда какое-нибудь бревно перебежит вам дорогу. Накачанными колёсами вы скорее всего будете просто толкать его перед собой, а приспущенные шины легко переползут через преграду.

Но, говорят, не всякие шины можно травить? Да нет, всякие. Зимние и летние, внедорожные и не очень. На нашей планете законы физики неизменны и работают всегда – чем большей площадью шина касается грунта, тем меньше на него давит. Однако, эффект от снижения давления бывает разным.

К примеру, достаточно низкопрофильные универсальные шины Toyo Open Country A/T Plus 275/50R21, с протектором типа All/Terrain, для статусного Lexus LX можно приспустить до 1,5, максимум до 1 атмосферы, и уверенно преодолеть скользкий подъём. Но травиться ещё сильнее – бесполезно и опасно: проходимость не улучшится, а колёса, скорее всего, разбортируются. Так что справившись с засадой лучше снова накачать шины до рекомендованного производителем давления.

Читайте также  Как правильно поменять антифриз на акценте?

Другое дело высокопрофильные внедорожные шины. Они и при обычном давлении обеспечивают отличную проходимость, но если их стравить – раскрываются по-настоящему. Допустим, шины Toyo Open Country M/T можно спускать до 1,5 атм, чтобы мягко стелить по ухабистым грунтовкам, а «во всю ширину» их протектор работает при 0,5 – 0,3 атм.

При низком давлении шины не только меньше проваливаются и скользят, но и легче наползают на препятствия, будь то колея или поваленное дерево

Допустим, мы убедили вас в том, что спускать колёса на бездорожье полезно, но чем это делать? Вопрос кажется праздным лишь на первый взгляд. Представляете, сколько воздуха в таких больших шинах как Toyo Open Country M/T 35X12.50 R17? Даже не думайте просто нажать на клапан ниппеля ключом от квартиры – ваши товарищи будут возвращаться обратно, а вы всё ещё будете спускать свои «тридцать пятые». Самый дешёвый и быстрый способ – просто вывернуть золотник. Но чтобы он не улетел в траву или снег, требуется сноровка и хорошо развитая мелкая моторика. А ещё манометр для контроля давления. Одна из старинных джиперских легенд гласит, что можно травиться «на звук», мол, на одной атмосфере шины начинают свистеть. Доля истины в этом есть, но свистят не все, не всегда и не точно, а если давление в колёсах окажется разное, то поведение внедорожника не будет стабильным.

Так что лучше пользоваться дефлятором, но тоже не любым. Лучше выбрать дефлятор с манометром и устройством для выкручивания золотника. С ним всё пройдёт быстро и под вашим полным контролем. Штука простая – и дорогой гламурный ARB, и дешёвая китайская поделка работают одинаково. А вот брать дефлятор, который просто нажимает на золотник, не стоит. Это всё равно, что травиться ключом – долго, нудно и ключ можно потерять. То же касается дефляторов, настраиваемых на определённое давление. Они просто давят на клапан, стоят дорого, да к тому же требуют калибровки.

Поздравляем! Если вы дочитали до этого места, вы уже научились спускать колёса. Теперь дело за малым, научиться понимать сколько нужно стравить и как при этом ездить. Для движения по ухабистым грунтовкам на высокопрофильных шинах, достаточно полутора атмосфер. Будет намного комфортнее. Но нужно помнить, что и при таком, достаточно высоком давлении, автомобиль начнёт вести себя по-другому: станет более валким, вялым в управлении, а нагрузка на усилитель руля возрастёт. А ведь чем слабее грунт, тем сильнее надо травиться.

Чтобы легче ехать по не слишком тяжёлой грязи или песку, может хватить 1 атмосферы, но если под колёсами жидкая каша, придётся спускать их до 0.5 атм. А может и сильнее. Тут важен визуальный контроль, потому что те же внедорожные Toyo Open Country M/T при давлении в 0,5 атмосферы даже не выглядят спущенными, а значит их можно травить сильнее. А более мягкие зимние Тoyo Observe GSi-5, или их новейшее поколение GSi-6, при том же давлении буквально распластываются по грунту.

Слева: Зимняя Тoyo Observe GSi-5, совмещает преимущества шипованных шин и комфорт бесшумной езды. Отличается повышенной износоустойчивостью. Справа: Новая зимняя шина Toyo Observe GSi-6, с повышенной прочностью и улучшенными тормозными характеристиками на снегу и мокром покрытии, постепенно заменяет Observe GSi-5, но пока выпускается не во всех типоразмерах

Кстати, тонкий слой свежевыпавшего снега, при температуре около нуля, настолько скользкое покрытие, что автомобиль может сползти на малейшем уклоне. В этом случае, зимний протектор будет работать гораздо лучше, чем редкие и широкие внедорожные шашки. То же касается и глубокого снега, так что всегда выбирайте шины по сезону! В любом случае, чем давление ниже, тем аккуратнее нужно ехать. Ведь боковина колеса становится мягче, её легче порвать о сучья или камни, торчащие в колее. От удара о стенки колеи, пень, или при резких манёврах, колесо может разбортироваться. Кстати, именно из страха «разборта» джиперы часто и не хотят травиться.

Хотя, кажется, чего тут бояться? Есть же запаска! Но что делать, если разбортировалось сразу два колеса? Вариантов много, и вызов в лес специального эвакуатора – самый последний из них. Обычно достаточно собственных сил и компрессора. Чаще всего шина отходит от диска только с одной, внешней стороны. В этом случае нужно вывесить колесо домкратом, промыть (если нечем, то хорошо протереть обод диска и шину), обязательно вывернуть золотник, накрутить на ниппель шланг насоса, включить его и плотно прижать шину к ободу руками. Шина сама, в течение нескольких секунд, с хлопком встанет на место. Если не получилось с первого раза, тщательнее очищайте обод и плотнее прижимайте шину, меняя приложение силы. Всё получится!

Хуже, если шина отошла от диска с обеих сторон. Тут, видимо, придётся снимать колесо. Очищайте его, кладите диском на пень и прыгайте на шине, чтобы насадить её на диск с одной стороны, а после накачивайте, прижимая другую сторону шины к ободу, как мы уже говорили.

В полевом шиномонтаже главное – тщательно очистить бортик шины и обод диска от грязи или снега. Берите с собой компрессор помощнее и не забудьте выкрутить золотник перед накачкой. Прижимая шину к ободу, следите, чтобы ваши пальцы не попали между шиной и диском

Ещё хуже, когда шина частично или полностью слетела с диска. Это уже совсем серьёзно, но тоже поправимо. Правда, потребуется куда больше усилий и несколько монтировок. Если удалось надеть шину на диск – самое сложное позади. Что делать дальше вы знаете. Чего делать не стоит, так это бортировать колесо «взрывом» – мороки не меньше, чем с компрессором, а результат непредсказуем. Повредить можно не только шину, но и самого себя. Помните, что забортированное в полях и лесах колесо, разбортировать во второй раз будет значительно легче, так что выбирать траектории и маневрировать нужно вдвойне осторожнее. Ну а выехав к цивилизации обязательно посетите шиномонтаж и перебортируйте пострадавшие колеса с промывкой и балансировкой.

Зачем спускают шины на бездорожье?

Многие слышали что это надо делать, но мало кто знает зачем и почему травят (спускают) шины на бездорожье. Как подобрать правильное давление и прочее.

Давайте попробуем разобраться в вопросах связанных с этим. Что же происходит с колесом когда мы в нем снижаем давление? Первое и очевидное оно плющится и теряет свою высоту, тем самым уменьшая дорожный просвет. Именно это (потеря дорожного просвета) в подавляющем большинстве случаев становится причиной отказа от понижения давления в колесах. Многие водители считают что они больше от этого проиграют.
Второе – оно плющится т.е. площадь пятна контакта колеса с поверхностью и колесо как бы превращается в мини гусеницу.
Третье – колесо становится мягче и легче деформируется.

Немного теории и обоснований…

И тут не обойтись без теории… Постараюсь затронуть только самое основное для понимания сути вопроса и физики процесса. Еще в школе нам объясняли (может кто-то и вспомнит) – что машина движется за счет трения между колесом и поверхностью на которой оно находится и если к колесу приложить большой момент силы (проще говоря газануть от души), то сила трения окажется меньше приложенной силы к колесу и оно просто напросто забуксует. Этот эффект мы очень наглядно наблюдаем в течении года летом на сухом асфальте колеса крайне неохотно уходят в пробуксовке в отличии от зимы на гололеде, когда достаточно чуть сильнее нажать на газ. Каким образом можно увеличить силу трения между колесом и поверхностью? Правильно сделать пятно контакта больше.

Слева колесо со штатным давлением, справа с пониженным давлением.

Как мы видим из рисунка выше колесо на штатном давлении имеет меньшее пятно контакта т.е. меньшую силу трения т.е. шансы уйти в пробуксовку у него намного выше чем у спущенного колеса. Так же обратите внимание на стрелки часов нарисованных на картинке – они указывают на такую характеристику как время взаимодействия колеса с грунтом. Чем это время больше тем плотнее уплотняется грунт под колесом, в следствии чего, опять таки возрастает сила трения между колесом и грунтом – а это как мы знаем меньший шанс на пробуксовку.

На этом рисунке показана деформация боковины на спущенном колесе

Давайте теперь посмотрим на колесо в разрезе. В отличии от накачанного колеса (а) на стравленном колесе (б) начинает “работать” входя в контакт с грунтом, так же увеличивая пятно контакта и следствие уменьшая возможность пробуксовки.

стравленное колесо “превращается” в мини гусеницу

Таким образом стравленное колесо уже становится похоже на мини гусеницу. Вот мы и подошли к следующему моменту который стоит разобрать. Где используется гусеничная техника? Правильно! На слабонесущих грунтах и применяются они на тяжелой технике. За счет их применения даже тяжелый танк может передвигаться по пересеченной местности и дело тут в удельном давлении на грунт. Заострять на этом моменте наше внимание не будем, просто вспомним что чем ниже удельное давление на грунт тем меньше проваливается тело в этот грунт. Этот эффект применяли еще в древний Руси, когда из бересты плели болотоступы чтобы ходить по ягоды на болота и не проваливаться. Так же и с машиной – чем больше мы спускаем колеса – тем больше пятно контакта с грунтом – тем меньше удельное давление на грунт – тем меньше проваливается автомобиль в этот самый грунт.

Читайте также  Как поставить время на Митсубиси Аутлендер?

Давайте подведем промежуточный итог – в таблице выше на примере автомобиля ЗИЛ-157 установлено экспериментально тяговое усилие развиваемое автомобилем на различных грунтах в зависимости от давления в колесах. Как вы с вами видим чем больше стравлены колеса тем тяговое усилие развиваемое автомобилем выше. Если в двух словах то тяговое усилие – это количественная оценка способности автомобиля двигаться и чем больше эта величина тем лучше.

Спустив колеса на бездорожье мы уже ездим на поле где на накаченных колесах мы моментально рвали дерн и тут же проваливались по ступицу, у нас увеличилось тяговое усилие уже на столько что мы можем заехать на горку не буксуя в которую могли заехать лишь до середины на накачанных колесах даже с разгона. Но и это еще не все… За счет того что наши колеса стали мягче мы намного легче переезжаем камни, бревна, ветки и заскакиваем на всякого рода ступеньки и уступы. Все это происходит за счет того, что в отличии от накачанного колеса которое норовит оттолкнуться от любого встреченного препятствия, спущенное колесо как бы “обтекает” препятствие охотно изгибаясь вокруг него.

Ну и еще один момент – при сниженном давлении в колесах автомобиль на бездорожье значительно меньше трясет и идет он намного плавнее, в салоне становится на порядок комфорт нее когда вас не подбрасывает до потолка на каждой кочке или не трясет как на вибростенде от мелких ухабов и камней.

Всего в меру!

Мера должна быть во всем и без опыта езды на спущенных колесах я бы не рекомендовал вам понижать давление ниже 0.7 атм по двум причинам. Первая – это на низком давлении намного легче повредить диск и пока нет навыка езды на спущенных колесах лучше не зверствовать. Вторая – чем ниже давление тем выше риск разбортироваться. Поэтому не стоит сильно выкручивать руль в колее и упираться боковиной в различные препятствия.

Как спускать колеса?

Ну во первых я бы рекомендовал задние колеса спускать чуть больше т.к. развесовка автомобилей не идеальна и на переднюю ось приходится больший вес чем на заднюю. Разница эта где-то порядка 0.2 атм. Можно спускать колеса по старинке давая палочкой на золотник или же кто-то вовсе выкручивает его определяя примерное давление в колесе по свисту выходящего воздуха и быстро по достижении нужного давления вкручивают его обратно. Однако есть более удобный и цивилизованный способ – это дефлятор. Что это такое? Приспособление для спускания колеса до нужного давления в автоматическом режиме . Самые простые изготавливаются в виде колпачков и стоят порядка 150 рублей.

Не забывайте что потом надо будет колеса и накачать обратно, для этого можно использовать и обычный компрессор, но лучше использовать специальные компрессоры. Но об этом в следующий раз…

Повышение проходимости автомобиля. Часть вторая — снижение давления в шинах.

Мы продолжаем серию заметок о том, как оптимальнее использовать возможности своего автомобиля при поездках по бездорожью, или дорогам без покрытия.

Казалось бы, на тему стравливания давления в колесах написано уже предостаточно. Но на наших выездах мы вновь и вновь сталкиваемся с тем, что владельцы внедорожников часто пренебрегают этим простым и эффективным способом повышения проходимости автомобиля. Причем нежелание стравиться встречается как у новичков, так и у людей, имеющих уже определенный опыт вне дорог.

Давайте еще раз разберем, зачем же нужно снижать давление в шинах? Основные причины, для чего это следует делать следующие:

1) Самая простая и всем понятная причина — комфорт. Да-да, ведь даже на посыпанных щебнем проселках, не говоря просто о полевых и лесных дорожках, встречается очень много неровностей — как мелких так и крупных. Перекатываться через все на маленькой скорости — значит терять темп движения. Конечно, никто не говорит, что надо на спущенных колесах гнать во весь опор не разбирая дороги. Но уверенно можем сказать, что средняя скорость на автомобиле с давлением в колесах ниже шоссейного хотя бы на треть, заметно выше, а тряски с салоне при проезде неровностей ощутимо меньше. Так что задумайтесь, насколько приятно трястись вам и вашим пассажирам, если проехать без асфальта предстоит не километр, а значительно дольше.

2) Следующая причина — увеличение пятна контакта колес при стравливании. Еще в школьном курсе физики приводили пример того, что взрослый человек в сапогах может давить на грунт сильнее, чем тяжеленный трактор на широких гусеницах. Но, не все это помнят.) А зря! Внедорожник на подспущенных колесах едет гораздо увереннее, как раз в силу того, что меньше проваливается в вязкую почву, снег или песок. А раз автомобиль меньше проваливается, то меньше риск цеплять о грунт мостами, или другими элементами джипа. Так же снижается риск закопаться, особенно если на машине стоит резина класса МТ (mud terrain).

Так выглядит покрышка 235/85 16 при давлении 0,7 атм.

3) Спущенное колесо обладает способностью больше деформироваться. А значит при движении, оно проще выходит из ямок, или колеи. При наезде даже на вертикальную стенку последней, колесо проминается к середине, и та часть, что сверху, начинает ехать уже как бы по горизонтальной ступеньке. На шоссейном же давлении, велик шанс что колесо просто отпружинит от краев ямы или стенки колеи, не позволив автомобилю покинуть ее.

4) В силу, опять таки, большей пластичности подпущенной шины, протектор лучше очищается от грязи. Причем этот эффект заметен даже на шоссейной резине, не говоря уже про АТ или МТ. А раз очищение лучше, то и тяга, развиваемая на грунте автомобилем, выше. То есть автомобилю проще ехать, несмотря на сопротивление почвы.

Плюсов от стравливания очень много. Но почему же многие его почти что бояться? Основные «страхи» перечислим также по пунктам:

1) Неуверенность в компрессоре, и отсюда боязнь терять время на стравливание и последующее накачивание шин. Это часто свойственно новичкам, не обзаведшимся пока надежным и мощным другом, качающим даже 4 колеса достаточно быстро. Однако поверьте, гораздо проще и приятнее, подождать подольше пока даже слабенький компрессор накачает шины, чем ковыряться в грязи, выковыривая севший почти на ровном месте джип. И времени на выковыривание может уйти непредсказуемо много.)

2) Многие бояться потери дорожного просвета при стравливании. Но, как мы уже писали выше, на шоссейном давлении гораздо проще закопаться и выбрать любой просвет. Единственное когда вы точно знаете, что предстоит ехать по колее с очень твердым основанием, тогда возможно излишне стравливаться и не стоит, чтобы не цеплять горбы колеи. Хотя опять таки, если на знакомой дороге образовалось промоина, изменить направление движения на сдутых колесах, как и выйти из колеи, гораздо проще.

3) Но конечно, самым мощным аргументом против выступает страх разбортироваться. Безусловно, риск того, что покрышка соскочит с диска, особенно на давлении 0,5 атм и ниже, крайне велик. Но во первых, при езде на спущенных колесах следует помнить об этом риске, и не пытаться активно рулить на большой скорости по неровностям — ведь вывернутое в крайнее положение колесо при ударе о борт колеи или край ямы легко может соскочить с диска. Во вторых, даже если «разборт» случился, посадить покрышку обратно на диск в большинстве случаев можно даже не снимая колесо с машины. Особенно если соскочил только один, внешний край. Удаляем грязь с обода и из полости колеса, подсоединяем компрессор и прижимаем покрышку к диску тросом, продетым за колесом. В более сложных случаях, колесо полностью снимается машины. Возможно понадобятся монтажки, летучие смеси для посадки покрышки на обод взрывом и так далее. Но, повторимся, при включении головы разборты происходят не столь часто, а устраняются обычно не сложно. Поэтому этот риск стоит принять из-за большей выгоды от стравливания.

Так что, уважаемые автотуристы, джиперы и им сочувствующие: не избегайте стравливания! Достаточно несколько раз на практике попробовать самому, чтобы понять, насколько сильно в лучшую сторону меняется поведение автомобиля на подспущенных колесах. К тому же, если вы не обладает достаточным опытом и не можете пока выкрутить ниппель и по звуку отличить 1 атмосферу от половины, вам на помощь придут манометры и разнообразные дефляторы (устройства для стравливания). А чтобы накачать колеса уверенно и быстро, лучше заранее прикупить хороший компрессор. Ну и конечно, на наших выездах проще, чем в одиночку, получить наглядный опыт и поддержку от более опытных товарищей! Так что ждем Вас на наши мероприятия!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: