Что происходит на приеме у детского психиатра?

Психиатрическое обследование – как проходит прием у психиатра

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/psihiatricheskoe-obsledovanie-kak-prohodit-priem-u-psihiatra-900×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/psihiatricheskoe-obsledovanie-kak-prohodit-priem-u-psihiatra.jpg» title=»Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра»>

Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор

  • Запись опубликована: 11.11.2020
  • Время чтения: 1 mins read

Пациенты с психологическими жалобами, проблемами или поведенческими расстройствами обращаются в различные медицинские учреждения, в том числе к терапевтам или в клиники неотложной помощи. Но правильно обращаться сразу к врачу-психиатру.

Важно понимать, что психиатр в частной клинике не ставит больного на учет, он даже может провести прием анонимно, так как главная цель в этом случае – помочь больному, а не ограничить его действия и возможности.

Обычное психиатрическое обследование включает в себя общий медицинский и психиатрический анамнез и оценку психического статуса.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Жалобы или беспокойства могут быть новыми или вызванными существующей психологической проблемой. Симптомы могут быть связаны с преодолением соматического заболевания или с его непосредственным воздействием. Процедура оценки состояния больного зависит от того, являются ли жалобы экстренными или они выявлены на назначенном приеме. В случае возникновения чрезвычайной ситуации психиатру, чтобы решить, что делать, необходимо сосредоточиться на текущей истории болезни, симптомах и поведении.

Врач должен определить, может ли пациент сам предоставить информацию о своей истории болезни, т. е. ответит ли пациент на некоторые из начальных вопросов охотно и полноценно. Если это не так, информацию получают от семьи, опекунов или других дополнительных источников (например, полиции).

Даже если пациент общительный, близкие члены семьи, друзья или опекуны могут поделиться информацией, которую пациент упустил. Получение дополнительной информации, которую не запрашивал психиатр, не является основанием для утери доверия к пациенту. Это всего лишь средство улучшения качества диагностики.

Также проверяются результаты предыдущих психиатрических осмотров , лечения и степень приверженности к предыдущему лечению.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/anamnez-bolnogo-s-psihiatricheskimi-narushenijami-900×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/anamnez-bolnogo-s-psihiatricheskimi-narushenijami.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/anamnez-bolnogo-s-psihiatricheskimi-narushenijami.jpg» alt=»Анамнез больного с психиатрическими нарушениями» width=»900″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/anamnez-bolnogo-s-psihiatricheskimi-narushenijami.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/anamnez-bolnogo-s-psihiatricheskimi-narushenijami-768×512.jpg 768w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» title=»Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра»> Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Если врач обсуждает анамнеза поспешно и безразлично или если он предпочитает задавать закрытые вопросы, например, следуя строгой схеме, пациент с большей вероятностью воспрепятствует раскрытию соответствующей информации. Поэтому опытные психиатры задают открытые вопросы об истории текущего заболевания и позволяют пациентам обозначить проблему своими словами. Это занимает много времени, но позволяет больным описать социальные обстоятельства, связанные с заболеванием, и показать эмоциональные реакции.

Анамнезное интервью должно сначала выяснить, что вызвало необходимость (или желание) обратиться к психиатру, например, нежелательные или неприятные мысли, нежелательное поведение. И насколько сильно симптомы влияют на пациента или его социальные, профессиональные и межличностные отношения. Мешают ли они функциональности.

Затем врач пытается получить более широкое представление о личности пациента, обсуждая важные жизненные события – текущие и прошлые – и оценивая реакцию пациента на них (см. Таблицу 1: Области, которые необходимо охватить в первоначальной психиатрической оценке). Также оценивается психиатрический, медицинский, социальный анамнез и история развития патологического состояния. Важно исследовать системы органов на предмет других симптомов, не описанных в психиатрическом анамнезе.

Сосредоточение внимания исключительно на представленных симптомах, исключая предыдущий анамнез, может привести к постановке неправильного первичного диагноза и игнорированию других психиатрических или медицинских сопутствующих заболеваний. Например, если не узнать о предыдущих маниакальных эпизодах у пациента с депрессией, можно ошибиться с диагнозом, поставив большое депрессивное расстройство вместо биполярного расстройства.

Полученный в результате профиль личности может указывать на адаптивные черты личности, например, стойкость, чувство долга, а также на те, которые говорят в пользу плохой адаптации, например, эгоцентризм, зависимость, низкая толерантность к фрустрации, и используемые механизмы преодоления.

Собеседование по истории болезни может выявить:

  • навязчивые идеи – нежелательные и тревожные мысли или импульсы;
  • компульсии – чрезмерное, повторяющееся, целенаправленное поведение, к которому склонен человек;
  • бредовые убеждения – твердые ложные убеждения.

Также можно определить, отражается ли дистресс:

  • в физических симптомах, например, головная боль, боль в животе;
  • в психических симптомах, например, фобическое поведение, депрессия;
  • в социальном поведении.

Психиатр должен определить, является ли причиной возникновения или ухудшения психического расстройства физическое заболевание или его лечение.

Помимо прямых эффектов, например, симптомов, в том числе психических, вызывают огромный стресс, многие физические заболевания. Пациенту необходимы стратегии выживания, чтобы противостоять давлению, связанному с болезнью. Многие пациенты с тяжелыми физическими заболеваниями имеют некоторую степень расстройства адаптации . Пациенты с основным психическим расстройством могут стать нестабильными.

» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/rasstrojstva-adaptacii-900×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/rasstrojstva-adaptacii.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/rasstrojstva-adaptacii.jpg» alt=»Расстройства адаптации» width=»900″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/rasstrojstva-adaptacii.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/rasstrojstva-adaptacii-768×512.jpg 768w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» title=»Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра»> Расстройства адаптации

Таблица 1. Области, которые должны быть охвачены при первичной психиатрической оценке

Область Элементы
Психиатрический анамнез Известные диагнозы.

Соответствующий анамнез (например, психотические симптомы, маниакальные эпизоды).

Новые физические симптомы.

Семейное положение, включая качество и стабильность брака или браков или партнерских отношений.

Профессиональная карьера, в том числе стабильность и эффективность в работе.

Преступность, включая аресты и тюремное заключение.

Жилищные условия, например, где и с кем проживает пациент – один, с семьей, в жилом помещении или приюте для бездомных, на улице.

Поведение во время тренировок.

Семейные и социальные роли.

Предыдущие попытки суицида и использованные агенты.

Оценка психического статуса

Тест психического статуса основан на наблюдении и вопросах для оценки различных областей психического функционирования, в том числе:

  • речи;
  • эмоционального выражения;
  • мышления и восприятия;
  • когнитивных функций.

Для определения определенных компонентов оценки психического статуса, можно использовать короткие стандартизованные анкеты, включая специальные анкеты для оценки ориентации и памяти. Такие стандартизированные оценки помогают выявить ключевые симптомы и обеспечить основу для оценки ответа на лечение. Однако инструменты скрининга не могут заменить более комплексную и детальную оценку психического статуса.

Наблюдение за пациентом во время сбора истории болезни может указывать на психические расстройства или физические заболевания. Язык тела может выявить отношения и чувства, которые пациент отрицает. Больной может ерзать, ходит туда-сюда, отрицать очевидный страх. Он может быть грустным, хотя отрицает депрессию . Также может дать подсказки общий вид, включая одежду и симптомы – дрожь, зуд и т.д.

» data-medium-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/otricanie-depressii-900×600.jpg» data-large-file=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/otricanie-depressii.jpg» loading=»lazy» src=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/otricanie-depressii.jpg» alt=»Отрицание депрессии» width=»900″ height=»600″ srcset=»https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/otricanie-depressii.jpg 900w, https://unclinic.ru/wp-content/uploads/2020/11/otricanie-depressii-768×512.jpg 768w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» title=»Психиатрическое обследование — как проходит прием у психиатра»> Отрицание депрессии

Общий внешний вид должен быть проверен на невербальные сигналы к базовым расстройствам. Например, внешний вид пациента помогает определить:

  • В состоянии ли больной поддерживать себя . Например, выглядят истощенным, растрепанным, одетым не по погоде или имеет сильный запах от тела.
  • Придерживается ли пациент социальных норм . Например, одет в социально неприемлемую одежду.
  • Присутствует ли злоупотребление психоактивными веществами или попытки членовредительства . Например, есть запах алкоголя, шрамы, указывающие на внутривенное употребление наркотиков или членовредительство.
  • Речевые особенности . Можно оценить по спонтанности, синтаксису, скорости и объему речи. Пациент с депрессией может говорить медленно и тихо, тогда как пациент с манией будет говорить быстро и громко. Такие аномалии, как дизартрия и афазия, могут указывать на физическую причину психических изменений – травму головы, инсульт, опухоль головного мозга или рассеянный склероз.
  • Эмоциональное выражение . Можно оценить, попросив пациента описать свои чувства. Нужно учитывать тон, осанку, жесты и мимику больного, оценить его настроение и эмоциональное состояние. Следует учитывать аффект и его объем (т.е. полный или ограниченный), а также соответствие аффекта содержанию мысли, например, улыбку при обсуждении трагического события.
  • Мышление и восприятие . Можно оценить, обращая внимание не только на то, что передается, но и на то, как это передается.

Аномальный контент может принимать следующие формы:

  • Заблуждения (ложные, твердые убеждения);
  • Бредовые заблуждения по отношению к своей личности – представление пациента о том, что повседневные события имеют особое значение только для него, происходят только из-за него или направлены против него.
  • Навязчивые идеи – стойкие идеи, чувства, порывы, беспокойства.

Врач может определить, взаимосвязан, целенаправлен и логичен ли ход мыслей. Психотические или маниакальные пациенты часто имеют неорганизованное мышление или внезапный полет идей.

Когнитивные функции пациента:

  • уровень внимания;
  • фокусировка;
  • ориентация относительно окружающих, места и времени;
  • немедленная, кратковременная и долговременная память;
  • абстрактное мышление;
  • поле зрения;
  • проницательность.

Когнитивные нарушения наиболее распространены при делирии, деменции, наркомании, но они также могут иметь место при депрессии.

Чем занимаются детские психиатры?

Многие родители опасаются психиатров, потому что в их представлении это человек, который запрет их ребенка в интернате и будет пичкать таблетками. Другие отмахиваются — «мой ребенок не сумасшедший». Но из-за такого восприятия профессии реальные проблемы детей могут остаться незамеченными.

Психиатр — это кто?

Детский психиатр — это доктор, который работает с психическими расстройствами. Он получил высшее образование по направлению «лечебное дело» или «педиатрия», а потом закончил интернатуру или ординатуру по психиатрии. Его квалификация дает право диагностировать расстройства и назначать лечение. В том числе медикаментозное.

Психиатра часто путают с психологом, но это разные специальности. Детский психолог тоже работает в сфере психического здоровья. Только он не врач, поэтому не ставит диагнозы и не лечит расстройства. Обычно к нему приходят дети, чье самочувствие беспокоит родителей, но является разновидностью нормы. Психолог, например, помогает справиться с утратой близкого человека, стрессом, низкой мотивацией к учебе. Если же психолог заподозрит у ребенка патологию, его задача — направить клиента к психиатру.

Можно подробнее — что такое психическое расстройство?

Психические расстройства очень разные . Объединяет их то, что они затрагивают мышление, эмоции, поведение и мешают ребенку комфортно жить. Например, сказываются на успеваемости в школе и общении со сверстниками. Все эти состояния перечислены в международной классификации болезней.

Одна из больших групп — расстройства развития. Это диагнозы, при которых нервная система формируется неправильно, поэтому ребенок развивается не так, как сверстники. Например, все никак не начинает разговаривать. Или не может сконцентрироваться на задаче и выполнить ее до конца, как при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Такие состояния обычно проявляются в детстве и могут остаться до конца жизни.

Есть и другие группы. Среди них расстройства настроения вроде депрессии или тревожные расстройства, при которых ребенок испытывает панику по незначительным поводам.

Для большинства из них невозможно установить причину. Как правило, на их развитие влияет генетика и факторы окружающей среды вроде перенесенных инфекций, травм головы, насилия и других сложных жизненных ситуаций.

Детей с психическими расстройствами изолируют?

Нет, чаще всего дети остаются дома и приходят к психиатру на прием. Ребенка могут поместить в стационар, только если его состояние очень серьезное. Например, угрожает его жизни.

Психиатр обычно назначает курс лекарств, чтобы контролировать симптомы. Но большинство психических расстройств не вылечить исключительно таблетками. Обычно дети нуждаются в другом.

Если есть нарушения в развитии, психиатр будет работать над теми навыками, которые необходимы ребенку для общения, учебы и самостоятельной жизни. Если ребенок или подросток справляется со стрессом нездоровым образом — заедает его или употребляет психоактивные вещества, — психиатр поможет ему найти другой подход, как правило, с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Часто психиатр работает с семьей. Например, если ребенок ведет себя агрессивно из-за напряженной ситуации дома.

Такие врачи занимаются аутизмом?

Да, аутизм — это одно из расстройств развития, и психиатры с ним работают. В первую очередь психиатр нужен для того, чтобы установить диагноз «расстройство аутистического спектра». Далее с ребенком может работать психолог и педиатр, но если начинают возникать проблемы, они могут предложить обратиться к психиатру за дополнительной консультацией.

Сначала разберемся, какие симптомы могут свидетельствовать о том, что нужен осмотр психиатра. Расстройства аутистического спектра обычно проявляются в первые три года жизни. У детей с аутизмом, как правило, нарушены коммуникативные навыки.

Заподозрить аутизм можно , если в первые годы жизни ваш ребенок:

  • не реагирует на свое имя — если в 12 месяцев ребенок реагирует на другие звуки, но не поворачивает голову на свое имя, это может быть признаком аутизма;
  • избегает зрительного контакта;
  • не реагирует на ваши эмоции, например, не улыбается в ответ на улыбку;
  • не показывает пальцем на предметы, когда просит их, или не смотрит в ту сторону, куда показывают родители;
  • чрезмерно реагирует на звуки, запахи, вкусы, прикосновения: может слишком сильно расстраиваться, если они ему не нравятся;
  • циклично повторяет одни и те же движения — поднимает руки, щелкает пальцами или раскачивается из стороны в сторону;
  • не произносит отдельные слова к 15 месяцам и фразы в возрасте двух лет;
  • повторяет одни и те же фразы — например, ребенок может постоянно повторять то, что слышит по телевизору, но не понимать смысла этих слов;
  • не включается в игру.

В более старшем возрасте дети с аутизмом могут хуже распознавать эмоции как свои, так и других людей. Им сложно говорить о своих чувствах и проявлять эмпатию к окружающим. Стоит насторожиться и в том случае, если ребенок не может найти друзей и предпочитает все время находиться наедине с собой.

Если диагноз «расстройство аутистического спектра» уже установлен, то к детскому психиатру рекомендуют обращаться в случае, если :

  • ребенок стал заметно чаще терять контроль над собой;
  • стал проявлять физическую агрессию по отношению к себе или другим;
  • чаще теряет контроль за речью и переходит на интенсивный крик;
  • стал проявлять продолжительную словесную и физическую ярость.

Ваш страх тоже может стать поводом для визита к психиатру. Например, если вы боитесь за ребенка и его поведение с братьями и сестрами, вам страшно, когда ребенок ведет себя агрессивно, вам тяжело жить с мыслью, что это может продолжаться всегда.

С какими еще вопросами приходят к психиатру?

Не всегда трудное поведение — это признак психического расстройства. Ведь нам всем (и взрослым, и детям) бывает сложно следовать правилам. Мы грустим и можем агрессивно реагировать на несправедливость. Это нормально. Такое поведение может указывать на проблему, если оно выражено слишком ярко и мешает жить, общаться, учиться.

  • чувствует себя подавленно больше двух недель;
  • причиняет себе вред или говорит о желании умереть;
  • избегает социального взаимодействия или страдает после общения с другими людьми;
  • регулярно прогуливает школу или отказывается туда идти;
  • вспыльчив и раздражителен по незначительным поводам;
  • без причины испытывает страх или панику, которые могут сопровождаться частым сердцебиением, потливостью, головокружением;
  • несколько раз проявлял агрессию по отношению к другим, например, провоцировал драку;
  • резко изменился в поведении и характере;
  • мало ест, принимает слабительные, вызывает рвоту или испытывает чувство вины за количество съеденной пищи;
  • не может усидеть на одном месте, постоянно отвлекается, что мешает ему учиться, и подвергает здоровье опасности;
  • циклично повторяет одни и те же движения, фразы, звуки;
  • не в первый раз употребляет наркотики или алкоголь;
  • стал хуже спать — спит намного больше или меньше обычного.

Как попасть на прием и подготовиться к нему

Чаще всего детские психиатры принимают прямо в детской поликлинике, хотя юридически относятся не к ней, а к районному психоневрологическому диспансеру. Записаться на прием в Москве, например, можно прямо в детской поликлинике. Для этого не нужно направление, можно просто прийти на консультацию с ребенком, потому что у вас есть вопросы к врачу и какие-то опасения.

Готовиться к приему никак не нужно — врачу важно посмотреть на ребенка в его естественном состоянии. Если у вас уже достаточно взрослый ребенок, то обязательно предупредите его о визите к врачу, о том, что будет на приеме и что вы планируете обсудить его поведение. Объясните, что ребенка не будут ругать, а будут задавать вопросы, чтобы помочь.

Информация о том, что вы были на приеме у психиатра, является медицинской тайной, и получить выписку о состоянии вашего ребенка можете только вы как родитель.

Что происходит на приеме у детского психиатра?

Раздел медицины, известный как детская психиатрия — важное направление, значимость которого переоценить невозможно. Многие дети подвержены различным психическим заболеваниям, поэтому специалисту в данной сфере приходится иметь дело с психическими патологиями, их симптоматикой, причинами возникновения, особенностями диагностики и лечения, а также профилактикой психических болезней у детей и подростков.

Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте.

Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, кому необходимо освобождение от экзаменов, а кому нужно оформлять инвалидность.

Мотивы обращения к детскому психиатру

Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?

В раннем возрасте — общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и раннем школьном возрасте — гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после б лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сногоеорение, нарушение выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте — нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Как следует подготовиться к посещению детского психиатра?

Постарайтесь не заострять внимание вашего ребенка на этой консультации. По возможности, он должен чувствовать себя спокойно и уверенно.

Что происходит на приеме детского психиатра?

Прием у детского психиатра начинается с опроса маленького больного, его родителей, изучения присутствующей симптоматики, результатов собранного анамнеза, в том числе и семейного.

  1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни.
  2. Проведет беседу с ребенком и проанализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины.
  3. Назначит медикаментозное лечение, либо направит к клиническому психологу для проведения психокоррекционной работы, даст рекомендации по образу жизни.
  4. Решит необходимые социальные вопросы: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе, оформление инвалидности.

Какие дополнительные обследования может назначить детский психиатр?

С целью постановки точного диагноза и разработки грамотного лечения пациенту могут быть назначены следующие виды дополнительных исследований:

  1. электроэнцефалография;
  2. компьютерная, магнитно-резонансная томография головного, спинного мозга;
  3. сканирование мозговых сосудов;
  4. ультразвуковое обследование головного мозга.
  5. Кроме того, психиатр может отправить ребенка к другим узкопрофильным специалистам для проведения консультации и выявления причин психического расстройства.

Какие заболевания лечит доктор?

В специализацию детского психиатра входят следующие виды психических расстройств у маленьких пациентов:

  • умственная отсталость;
  • поведенческие расстройства;
  • депрессивные состояния;
  • шизофрения;
  • аутизм;
  • фобии;
  • навязчивые состояния, галлюцинации;
  • пищевые расстройства (булимия, анорексия);
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • расстройства сна;
  • панические атаки;
  • нарушения мышления, памяти, мировосприятия;
  • неврозы,психоз, психопатия, неврастения;
  • ипохондрия.

Данные патологические состояния поддаются корректировке при своевременном обращении к психиатру.

С какими признаками и состояниями необходимо обращаться к специалисту?

Внеплановая консультация ребенка у детского психиатра необходима при проявлении следующих настораживающих признаков:

  • страхи, беспричинная повышенная тревожность, нервозность;
  • судорожные приступы;
  • проявления истерии, приступы агрессии;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное чувство голода;
  • постоянная бессонница или чрезмерная сонливость;
  • суицидальные попытки;
  • проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками;
  • задержки умственного и речевого развития;
  • патологические фантазии, не восприятие реальных событий;
  • неспособность к запоминанию новой информации;
  • заикание на фоне перенесенного психоэмоционального потрясения;
  • энурез и энкопрез (недержание мочи и кала).

При проявлении у ребенка хотя бы одного из перечисленных выше симптомов необходимо отвести его на прием к доктору. Своевременное обращение к психиатру позволит избежать многочисленных осложнений, дальнейших патологических изменений в детской психике и повысит результативность лечения.

В обязательном порядке дети посещают психиатра перед поступлением в первый класс.

Мифы о психиатрии

Миф 1: Психиатр, психотерапевт и психолог — это одно и то же

Психолог — это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой и психокоррекцией, но не назначает лечение. Психологи, работающие в школах — это, как правило, педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать. Психиатр — это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование и лечение. Психотерапевт — это врач-психиатр, прошедший специализацию по психотерапии. Он занимается немедикаментозным лечением психической патологии — специальными методами воздействует на психику, а через психику — на весь организм.

Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет»

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру — дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет — и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра. После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:

  • при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
  • при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения — берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости;
  • если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения;
  • амбулаторная карта отправляется в архив;
  • при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение — он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении.

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются — они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач- психиатр может давать сведения только законным представителям ребёнка, следственным органам или суду по их запросу.

Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

N.B. Если у родителя возникают сомнения — это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка — важнее всего.

Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.

Олег Рой — писатель, а не психолог и психиатр, сказал: «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает».

Консультация детского психиатра, психотерапевта

Детский психиатр занимается изучением, диагностикой и профилактикой различных психических нарушений в детском возрасте. В его сферу деятельности входит лечение таких серьезных расстройств как умственная отсталость, расстройства аутического спектра, детская шизофрения и психотические расстройства. Также он корректирует пограничные расстройства, к которым относятся:

  • Невротические;
  • Депрессивные;
  • Тревожные;
  • Фобические;
  • Поведенческие нарушения;
  • Психосоматические заболевания;
  • Задержки психического развития различного происхождения.

Задача детского психиатра сводится к выявлению болезни на ранней стадии и подбору правильной коррекционной программы, которая позволит минимизировать негативные последствия и затормозить развитие патологии. В нашем центре детские психиатры работают в команде с неврологами, нейропсихологами, детскими психотерапевтами и дефектологами. Это необходимо, поскольку психическое здоровье детей обусловлено множеством факторов:

  • Генетические;
  • Особенности протекания беременности и родов;
  • Наличие острых и хронических заболеваний;
  • Влияние окружающей обстановки и социальной среды;
  • Близкое окружение и особенности коммуникации в семье, методы воспитания и др.

Факторы тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, поэтому для правильной коррекции необходим комплексный подход, как к диагностике, так и лечению. Кроме того, совместная работа специалистов позволяет использовать комбинацию медикаментозной и психологической терапии, что дает более быстрые и эффективные результаты. Мы работаем над устранением причины нарушений, и если отклонения в поведении ребенка связаны с психологическими проблемами или социальной ситуацией, то решается, прежде всего, именно этот процесс с помощью психотерапии. Если нарушения спровоцированы соматическими заболеваниями, то выдаем направление к врачу соответствующего профиля и подбираем поддерживающую терапию, пока не будет устранено основное заболевание.

Своевременно поставленный правильный диагноз имеет непосредственное влияние на то, как сложится взрослая жизнь человека, его уровень адаптации и аликвотного взаимодействия с окружающим миром. Именно поэтому при малейших сомнениях или отклонениях в поведении ребенка необходимо обратиться за консультацией. Такой визит не будет негативно влиять на репутацию, а наоборот поможет успокоиться или вовремя выбрать подходящие способы коррекции. В ситуации, если этого не делать, болезнь может прогрессировать, что в итоге приведет к инвалидизации и дезадаптации.

Как проходит консультация

Дети в возрасте до 15 лет проходят консультацию у психиатра по просьбе родителей или законны представителей ребенка и в их присутствии. Добровольное согласие родителей или опекунов обязательно. Проведение консультации в присутствии человека, который не является законным представителем возможно только при наличии доверенности. После достижения 15 лет консультация детского психиатра или психотерапевта возможна, только если сам ребенок выразил добровольное согласие на осмотр.

Консультирование включает несколько этапов:

  1. Изложение жалоб – осуществляет сам ребенок или его представители, если он не может этого сделать в силу своего состояния или раннего возраста. Необходимо озвучить переживания, особенности поведения, развития и воспитания ребенка. Также тут необходимо предоставить сведения о соматических заболеваниях и образе жизни пациента.
  2. Диагностика. Основной метод – наблюдение и беседа. В процессе этого врач наблюдает за эмоциональными реакциями ребенка и его поведением. С использованием игровых методик, рисования и специальных психодиагностических тестов, в зависимости от возраста, происходит оценка наличия и уровня психопатологической симптоматики.
  3. Формулировка предварительного заключения на основании анализа полученной информации и постановка предварительного диагноза. Назначение методов дополнительного обследования – патопсихологические и нейропсихологические исследования, диагностика у логопеда, инструментальная и лабораторная диагностика (ЭЭГ, анализ крови, «Нейротест»).

В психиатрии диагноз может уточняться путем длительного наблюдения, для которого показаны встречи раз в неделю. Это помогает уточнить и сформулировать клинический диагноз, подобрать медикаментозное и психотерапевтическое лечение, определить частоту повторных посещений для фиксации состояния.

Повторные встречи необходимы для наблюдения динамики и эффективности назначенного лечения, его корректировки, а также подключения смежных специалистов – психологов и неврологов. Также важно помнить, что только врач может уменьшать дозы препаратов или частоту сеансов у психотерапевта или логопеда. Самостоятельная корректировка программы коррекции может привести к ухудшению состояния, поэтому если вам кажется, что улучшения стабилизировались, то об изменении терапии проконсультируйтесь с психиатром.

При каких патологиях и когда необходимо обращаться к детскому психиатру

Обращение в специализированный центр к детскому психотерапевту и психиатру показано при следующих патологиях:

  • Расстройства аутического спектра – может проявляться замкнутостью, отсутствием социальной адаптации, навязчивыми идеями;
  • Расстройства психики, которые сопровождаются нарушениями сознания;
  • Расстройства мышления – бредовые идеи преследования, запугивания, ревности и другие;
  • Расстройства восприятия – галлюцинации визуальные, слуховые;
  • Шизотипические расстройства и детская шизофрения проявляются расстройством мышления и на уровне неадекватного поведения;
  • Умственная отсталость, задержки психического и речевого развития;
  • Психопатии, расстройства эмоционально-поведенческой сферы – чрезмерная активность, агрессивность, возбудимость или полнейшее отсутствие интереса к окружающим людям и событиям;
  • Неврозы и неврозоподобные состояния;
  • Заикание, которое не проходит в течение длительного времени, а также не поддается коррекции простыми упражнениями у логопеда;
  • Расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия);
  • Фобические и тревожные расстройства, навязчивости;
  • Нарушения сна (бессонницы, сложности с засыпанием, частые пробуждения или ночные кошмары);
  • Тики (лицевой, мышечный);
  • Энурез и энкопрез при отсутствии соматических заболеваний, связанных с урогенитальной сферой или позвоночником;
  • Все типы зависимостей – алкогольная, игровая, наркотическая, табакокурение, прием лекарственных препаратов, токсикомания;
  • Астеническое состояние, сохраняющееся в течение длительного времени;
  • Суицидальное поведение, а также высказывания на данную тему, склонность к самоповреждению и аутоагрессии.

Записаться на прием к детскому психиатру необходимо в ситуациях, когда имеются нарушения психики, а также в профилактических целях по достижению определенного возраста. Плановый осмотр показан в раннем возрасте, чтобы определить соответствие развития психических функций нормам, а также перед поступлением в школу, чтобы определить уровень готовности к усвоению новых знаний и социализации.

Различные проявления психопатологий могут проявляться независимо от даты последнего профилактического обследования, поэтому необходимо ориентироваться по возрастным этапам. В зависимости от возрастных проявлений записаться на прием следует:

  • В раннем возрасте (до 5 лет) при сниженном аппетите, раздражительности, чрезмерной возбудимости, беспричинном двигательном беспокойстве.
  • В дошкольный и младший школьный периоды при повышенной возбудимости, двигательном беспокойстве или наоборот заторможенности, утрате ребенком непосредственности и активного интереса к жизни. Диагностика состояния показана при появлении повторяющихся действий (раскачивания, выдергивание волос, кусание губ, самоповреждение пальцев, расчесывание кожи и т.д.). Также необходимо проконсультироваться, если имеются склонность к чрезмерному фантазированию с последующим полным погружением в мир фантазий (важно отличать от обычного детского фантазирования), необычные ночные и дневные страхи, недержание мочи и кала, стойкое заикание. Дополнительные поводы для визита – отставания в психоречевом развитии и проблемы с формированием школьных навыков. Последний пункт является наиболее заметным и чаще всего школьные учителя рекомендуют пройти обследование и возможно скорректировать программу обучения или поменять само заведение.
  • В подростковом возрасте. При односторонних увлечениях, когда отсутствует интерес к другим сторонам жизни, нарушениях сна. При таких нарушениях поведения как суицидальные высказывания или попытки, употребление психоактивных веществ, склонности к поджогам и бродяжничеству, сильная ненависть к близким, жестокость и агрессивность, которые могут проявляться по отношению к людям и животным. Обязательна консультация при странном поведении, которое сопровождается потерей или изменением сознания, а также при судорожных припадках. Также важна консультация при искаженном восприятия собственного тела – преувеличении недостатков и фиксации на этом, попытках изменить свое тело путем голодания или вызывания рвоты после обжорства.

Записывайтесь на консультацию детского психиатра и психотерапевта в Москве по телефону или оставляйте заявку на сайте, и наши менеджеры свяжутся с вами в удобное время. Наши специалисты проведут полную диагностику, определят диагноз, а также составят схему коррекции или профилактики заболевания.

Что происходит на приеме у детского психиатра?

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Возрастной кризис – проблема или «перезагрузка»?

Организация и проведение курса развития творческого мышления

ВЕБИНАР: Как вырастить из ребенка успешного взрослого? Инструменты эффективного родителя

Скоро

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

  • #детская психология
  • #психиатрия
  • #психодиагностика

Кто такой детский психиатр и зачем его посещать. Рекомендации для родителей

Автор

Воронов Виталий Андреевич

Раздел медицины, известный как детская психиатрия — важное направление, значимость которого переоценить невозможно. Многие дети подвержены различным психическим заболеваниям, поэтому специалисту в данной сфере приходится иметь дело с психическими патологиями, их симптоматикой, причинами возникновения, особенностями диагностики и лечения, а также профилактикой психических болезней у детей и подростков. Специальная медицинская подготовка помогает врачу проводить диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию психических нарушений.

Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок страдает задержкой развития. Истинной причиной патологии могут быть изменения в организме, которые возникают в переходный период или кроются совершенно в ином, но установить это под силу только специалисту.

По роду своей деятельности доктор консультирует родителей и учителей по вопросам воспитания, а также создания благоприятной среды в семье и детском коллективе. Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, кому необходимо освобождение от экзаменов, а кому нужно оформлять инвалидность.

Стигматизация

Совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.

В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией («стигматизация» — негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую).

Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.

Мотивы обращения к детскому психиатру

Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?

В раннем возрасте — общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и раннем школьном возрасте — гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте — нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Как следует подготовиться к посещению детского психиатра?

Постарайтесь не заострять внимание вашего ребенка на этой консультации. По возможности, он должен чувствовать себя спокойно и уверенно.

Что происходит на приеме детского психиатра?

1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни.
2. Проведет беседу с ребенком и проанализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины.
3. Назначит медикаментозное лечение, либо направит к клиническому психологу для проведения психокоррекционной работы, даст рекомендации по образу жизни.
4. Решит необходимые социальные вопросы: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе, оформление инвалидности.

Какие дополнительные обследования может назначить детский психиатр?

1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
2. Ультразвуковое обследование мозга.
3. Компьютерная томография мозга.
4. Консультации других специалистов.

Мифы о психиатрии

Миф 1: Психиатр, психотерапевт и психолог — это одно и то же

Психолог — это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой и психокоррекцией, но не назначает лечение. Психологи, работающие в школах — это, как правило, педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать. Психиатр — это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование и лечение. Психотерапевт — это врач-психиатр, прошедший специализацию по психотерапии. Он занимается немедикаментозным лечением психической патологии — специальными методами воздействует на психику, а через психику – на весь организм.

Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет».

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру — дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет — и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.

После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
• при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
• при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения — берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
• при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение — он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении.

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются — они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребёнка, следственным органам или суду по их запросу.

Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.

Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.

Олег Рой — писатель, а не психолог и психиатр, сказал: «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает».

Детский психиатр в Москве: куда обратиться

Нередко родителей настораживает поведение собственных детей, но к кому обратиться за помощью они не знают. В этом случае консультативную помощь может оказать детский психиатр в Москве. На сегодняшний день получиться такую помощь можно во многих лечебных заведениях. Детские психиатрические кабинеты работают во всех поликлиниках города, также врачи психиатры ведут прием в частных клиниках.

Кто такой психиатр

Человеческий организм – сложная система. Но все процессы жизнедеятельности можно условно разделить на два вида. К первому относят все физические явления, происходящие во внутренних органах. Данными процессами занимается соматическая медицина. Второй вид – это психические процессы, являющиеся результатом деятельности головного мозга. Патологическими процессами в данной области занимается психиатрия.

Психиатров издавна называют врачевателями душ, они помогают людям справиться с расстройствами психики. К таким патологиям относятся проблемы с мышлением, волей и сознанием.

Не стоит путать психиатров с психологами. Это две совершенно разные специальности, но находящиеся рядом.

Психиатр – это, прежде всего, врач. Чтобы иметь возможность работать в данном направлении, человек должен окончить медицинский вуз по специальности «психиатрия». Относительно недавно появились новые врачебные специальности – психотерапевт и психоневролог. Эти специалисты также являются психиатрами, но они проходят дополнительное образование в области психотерапевтии и неврологии.

Психолог – не врач, но тоже человек с высшим психологическим образованием или с любым другим, но прошедший переподготовку. Он не имеет права выставлять диагнозы и проводить лечение, но его работа очень важна. Она заключается в оказании специализированной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Но если речь заходит о душевном здоровье, то тут психологи бессильны.

В прошлом веке психиатрия в нашей стране играла роль карательного органа. Людей, имеющих точку зрения отличную от общепринятой, часто определяли в душевнобольные, сумасшедшие. Их изолировали от общества в заведениях, мало похожих на больницы. Такое положение вещей привело к тому, что и сегодня многие опасаются обращаться к психиатру. Если возникают проблемы с психическим здоровьем, люди ищут помощи у родственников, знакомых и даже экстрасенсов. Но все это лишь усугубляет ситуацию.

Если возникают тревожные симптомы, нужно незамедлительно обращаться к специалистам. Сегодня за визит к психиатру никто не будет подвергаться порицанию, а современные психологические клиники очень комфортны. Здесь работает высококвалифицированный и радушный персонал. Чтобы убедиться в этом, посетите Московский городской психоэндокринологический центр. Его специалисты обладают большим опытом работы. Сюда приходят люди с самыми разными проблемами, и все они получают квалифицированную медицинскую помощь.

Особенности работы детского психиатра

Детская психиатрия является очень важным разделом психиатрической науки в целом. Большинство проблем с психикой формируется именно в детстве. При отсутствии должного лечения они лишь усугубляются, приводя к серьезнейшим душевными болезнями в будущем.

Иногда проблемное поведение детей вызвано неврологическими расстройствами. Такими патологиями занимается детский невролог.

При отсутствии проблем с физическим здоровьем стоит записать на прием к детскому психиатру. Врач этой специализации поможет справиться с:

  • головными болями и повышенной утомляемостью, при условии, что физическое здоровье ребенка в норме. Такие проявления могут свидетельствовать о наличии психосоматических заболеваний;
  • нарушениями памяти, расстройством внимания и других когнитивных функций;
  • отсутствием стремления к учебе и низкой успеваемостью;
  • тревожными расстройствами, различными фобиями и навязчивыми страхами;
  • синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • задержкой в развитии;
  • врожденными психическими заболеваниями, такими как, расстройства аутистического спектра, шизофрении и т.д.

Кроме того, детский психиатр ведет работу и с родителями. Достаточно часто психические проблемы ребенка бывают обусловлены неврожденными патологиями, а воспитанием и обстановкой в семье. Например, главный детский психиатр Москвы в своем интервью отметила, что в попытках подростков свести счеты с жизнью виноваты именно взрослые.

Врач никогда не лечит пациента, сколько бы лет тому ни было, без учета влияния на него близкого окружения. Как показывает практика, проблемы с психикой у детей часто бывают обусловлены либо слишком высокими требованиями и сверхопекой родителей, либо полным игнорированием проблем ребенка. Это две крайности воспитания, которые могут стать причиной психических проблем у ребенка. Поэтому очень часто детскому психиатру приходится не просто корректировать состояние маленького пациента, но и еще учить его родителей быть родителями, как бы странно это не звучало.

Когда стоит обратиться к детскому психиатру

Если у ребенка есть психические проблемы, то это непременно скажется на его поведении. Малыш может быть излишне капризным или, наоборот, замкнутым, проявлять агрессию и т. д. Многие родители не придают особого значения такому поведению, считая, что с возрастом все пройдет. Но если проблема заключается в расстройстве психики, то с течением времени она лишь усугубится.

Внимательных родителей может насторожить такое поведение ребенка:

  • дети до одного года не должны долго фокусировать внимание на одном объекте (листочки деревьев, тени и т. д.) не реагируя на голос мамы. Они не избегают телесного контакта, особенно с мамой, реагируют на мокрые пеленки и другие раздражители, не любят долгое время оставаться в одиночестве, с интересом рассматривают яркие новые для себя предметы. Если малыш не реагирует на маму, может часами находиться один и проявляет беспокойство при изменении внешнего вида мамы, то это может свидетельствовать о нарушениях в психическом развитии;
  • в возрасте от одного года до трех лет о наличии проблем можно понять по отказу ребенка от твердой пищи и сужения рациона до нескольких продуктов. Насторожить родителей также должно бесцельное блуждание от предмета к предмету, появление стереотипных движений, отсутствие интереса к игрушкам и примитивные игры, бег по кругу с вычурными движениями, утрата имевшихся навыков, нарушение сна и внезапные приступы возбуждения;
  • к шести годам ребенок уже приобретает достаточно большое количество навыков, его речь должна быть хорошо сформирована. Кроме заметного отставания в общем развитии, о наличии проблем могут свидетельствовать моменты замирания, когда ребенок вдруг прекращает свое занятие, фокусируя взгляд на одну точку. Малыш может проявлять тревогу при подготовке ко сну, а засыпание в непривычном месте вообще вызовет панику. Проявления жестокости и агрессии по отношению к животным, навязчивые однообразные игры, постоянное повторение услышанных где-то фраз с определенной интонацией и вне контекста происходящего – все это может быть поводом для записи к детскому психиатру;
  • от шести и до пятнадцати лет у ребенка могут возникнуть ритуалы, которые приобретают навязчивый характер. Подросток может начать выдергивать на себе волосы, отказываться от посещения общественных мест, потерять аппетит или вовсе отказаться от еды, а также появляются другие странности в поведении. В этом возрасте может возникнуть зависимость от компьютерных игр. Главный детский психиатр Москвы утверждает, что количество детей с таким расстройством ежегодно увеличивается.

Психические проблемы в каждом возрасте не ограничиваются описанными выше проявлениями.

Любое внезапное изменение характера, привычек и поведения может стать поводом для записи на прием к специалистам.

Родители не должны бояться обращаться к детскому психиатру за помощью. У подавляющего большинства маленьких пациентов психические расстройства находятся в пограничном состоянии. Если вовремя обратиться к врачу, то можно полностью избавиться от проблемы без каких-либо последствий.

Мифы о врачах психиатрах

В последние годы информированность населения о специфике работы психиатрических служб в стране заметно выросла. Но все же есть люди, которые по-прежнему боятся таких врачей, считая их монстрами в белых халатах.

Среди наиболее распространенных заблуждений можно выделить :

  1. После визита к психиатру пациент будет поставлен на учет, а о его диагнозе сообщат на место работы и учебы. Сегодня такая практика отсутствует. На диспансерный учет ставят пациентов, которые нуждаются в длительном наблюдении. Это возможно лишь с согласия самого человека или его родственников, если речь идет о детях или недееспособных гражданах. Диагнозы пациентов не разглашаются, и этот момент строго контролируется действующим законодательством. Врач-психиатр может передать информацию о пациенте только правоохранительным органам после принятия соответствующего решения судом.
  2. Психиатры в ходе терапии прописывают «тяжелые» медицинские препараты, превращающие человека в овощ. Сегодня в ходе терапии лекарства применяются лишь в крайних случаях, когда они действительно необходимы. При этом большинство врачей практикуют принцип монотерапии, когда лечение осуществляется одним препаратом. Это особенно важно, если речь идет о детях. К тому же современные лекарственные средства имеют небольшое количество побочных эффектов и противопоказаний.
  3. Если ребенок будет наблюдаться у психиатра в детстве, то это может привести к проблемам во взрослой жизни. До сих пор многие думают, что детские психологические проблемы помещают получить права, поступить в выбранный вуз или пойти на службу в армию. Но это не так. Во-первых, ребенок наблюдается у психиатра до тех пор, пока это необходимо. Если на протяжении года проблем с психикой не возникает, пациент снимается с учета, а его история болезни передается в архив. Во-вторых, при получении разрешительных документов учитывается состояние человека в настоящий момент.
  4. Психиатрическая клиника – это место, похожее на тюрьму с решетками. Такие лечебницы существовали в те времена, когда душевнобольных людей не лечили, а изолировали от общества. Сегодня психиатрическая служба старается помочь людям решить свои проблемы и социализироваться. То есть, человек получает возможность полноценно учиться, работать, создавать семью и воспитывать детей. Современные клиники очень комфортны, они скорее напоминают дома отдыха, нежели больницы.

В последнее время все больше знаменитостей делится с общественностью своим опытом борьбы с психическими расстройствами. Они не боятся открыто признаваться в том, что лечились в психиатрических клиниках в разные периоды своей жизни.

Например, актриса Эмма Стоун, получившая широкую известность после выхода фильма «Ла-ла-ленд», в детстве страдала от тревожного расстройства. Она до сих пор помнит то чувство тревоги и ужаса, которое испытывала в 7 лет. Ей казалось, что дом охвачен огнем, а весь мир должен погибнуть через считанные минуты. Из-за этого она боялась ходить в школу, встречаться с друзьями.

Справиться с проблемой ей помогли врачи. Сегодня Эмма успешная актриса, ведет активную общественную жизнь и счастлива в браке с режиссером Дэвидом Ли МакКэри.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: