Что такое Карбоксилатный антифриз?

Карбоксилатные антифризы

Старый тест состава карбоксилатных антифризов с сайта Zr.ru

Держать в секрете составы присадок нынче смысла нет: химические лаборатории освоили газовую хроматографию, и теперь достаточно пары капель жидкости, чтобы разложить ее на ингредиенты. Мы воспользовались помощью химиков — и получили в распоряжение формулы девяти карбоксилатных антифризов. На самом деле главная тайна — технология приготовления раствора, а ее так просто не вычислишь!

СОДЕРЖАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В АНТИФРИЗАХ:

Нам, журналистам, впору было схватиться за голову от обилия органических кислот с никогда ранее не встречавшимися названиями в отчете из химической лаборатории. Но специалисты успокоили: все они хороши в том смысле, что имеют право (и должны) присутствовать в карбоксилатных антифризах. Эти-то кислоты как раз и защищают систему охлаждения от агрессивного этиленгликоля. А вот силикатов, боратов, фосфатов и нитритов в таких составах быть категорически не должно, ну разве что в незначительных количествах — в пределах пары миллиграммов на литр (это оговорено требованиями автопроизводителей да и прямо указано практически на всех этикетках).

Итак, стало ясно, по какому принципу нам расставить участников экспертизы. Те, анализы которых показали присутствие боратов, автоматически опустились вниз. Остальные же выстроились согласно прейскуранту. В конце концов, на дворе кризис, надо экономить.

Но только с умом: если ваш автомобиль новый, на гарантии, выбирайте антифриз с допуском именно вашего автопроизводителя и именно для конкретной модели. Даже если на этикетках лихо обещают пригодность для почти бесконечного списка машин, не стоит относиться к этому серьезно. Во-первых, такого не может быть в принципе, а во-вторых, зачем вам, случись что, оплачивать ремонт из своего кармана? Выбор для обладателей авто со стажем шире, но и здесь есть смысл взять антифриз, проверенный не только ЗР (помните, мы писали выше о важности технологии приготовления раствора?), но и прошедший обкатку в автопарке именитых автопроизводителей! И, наконец, вряд ли стоит рисковать и заливать жидкость непонятного состава, лишь заявленную как G12, но содержащую агрессивные по отношению к алюминию бораты, которых, повторим, там быть не должно — как по смыслу термина «карбоксилатный», так и согласно прямым заверениям на этикетках.

НАША СПРАВКА: КАК ДОШЛИ ДО ЦИФРЫ ТАКОЙ?

Автомобилистам давным-давно известно: если воду разбавить этиленгликолем, то зимой ее можно будет не сливать из охлаждающей системы. Точность пропорций не столь уж важна: в любом случае такая смесь на сильном морозе не замерзает, не угрожает разрывом блока цилиндров и радиатора, потому что превращается в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такой антифриз был к тому же безопасен в отношении коррозии.

Все стало хуже с началом широкого внедрения алюминиевых сплавов: горячий раствор этиленгликоля быстро разъедал радиаторы, интенсивнее всего — их тонкостенные трубки. Тогда в состав антифризов стали вводить добавки на основе неорганических солей — они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Так работали и всем известный «Тосол», и ряд более поздних, так называемых гибридных антифризов, один из которых был обозначен фирмой «Фольксваген» как G11. Однако срок службы пакета неорганических присадок не превышал пары лет.

Продлить живучесть антифризов помогла органическая химия: вместо минералов в пакеты присадок стали включать кислоты со сложными названиями. Реагируя с оксидом алюминия, они создают на поверхности деталей защитную пленку, исправно работающую лет пять, а то и дольше! И вновь на «Фольксвагене» придумали ставший нарицательным индекс — G12. Хотя правильнее называть такого рода антифризы карбоксилатными.

НАША СПРАВКА: СООТВЕТСТВУЮЩИЕ И ДОПУЩЕННЫЕ

Автопроизводители постоянно ужесточают требования к антифризам. Оно и понятно: хотелось бы, чтобы однажды залитый на заводе раствор сливали лишь при утилизации авто. Заданные характеристики не секретны, весьма детальны, и каждый, кто хочет выпустить свой антифриз, может с ними ознакомиться, сравнить с тем, что у него получилось, и с чистой (или не совсем) совестью написать на баночке: «Соответствует требованиям…». Но это не поможет попасть в закупочный список автоконцернов или в инструкцию к автомобилю. Ведь автопроизводитель отвечает рублем (или долларом) за возможный вред от рекомендованной им самим той или иной жидкости. А потому антифризу сначала нужно пройти долгий (длиною в год) и дорогой (около миллиона евро) цикл ходовых испытаний. И только после их успешного окончания он будет внесен в список допущенных, а у его изготовителя появится право указать этот факт на этикетке. В нашем тесте таких антифризов оказалось три: X-Freeze Carbox, CoolStream Premium и Sintec Premium — все, кстати, отечественные!

Карбоксилатный антифриз

Основа материалов – моноэтиленгликоль с пакетом современных модифицирующих присадок. Компания ROLF Lubricants GmbH представляет Вашему вниманию линейку антифризов с собственной рецептурой. Наша продукция одобрена ведущими мировыми производителями, такими как Cummins, John Deere, Ford, и другими.

Содержание

  • 1. Сферы применения
  • 2. Варианты обозначений карбоксилатных антифризов
  • 3. Принцип действия растворов на основе этиленгликоля
  • 4. Модернизация состава
  • 5. Основные преимущества
  • 6. Зачем окрашивают антифризы
  • 7. Рекомендации по использованию карбоксилатных антифризов
  • 8. Переход с охлаждающей жидкости предыдущего поколения на карбоксилатный антифриз
  • 9. Карбоксилатные антифризы от ROLF Lubricants GmbH
  • 10. Допуски и соответствия ROLF G12+ Red

Сферы применения

Карбоксилатные антифризы с успехом используют в легковых, коммерческих, грузовых автомобилях отечественных и зарубежных марок, эксплуатирующихся в разных климатических условиях. Возможно применение жидкости в теплообменных аппаратах, для которых рекомендованы составы с соответствующим уровнем свойств.

Варианты обозначений карбоксилатных антифризов

  • OAT (Organic Acid Technology).
  • LLC (Long Life Coolant).
  • Carboxylate coolants.
  • ELC или XLC (Extended Life Coolant).
  • SF (Silicate Free).
  • SNF (Silicate Nitrite Free).
  • G12 (по спецификации Volkswagen TL 774-D).
  • G12+ (по спецификации VW TL 774-F, с 2006 года).

Принцип действия растворов на основе этиленгликоля

Растворы на основе этиленгликоля применяются в качестве охлаждающей жидкости в автомобилях разных марок и назначения. Материалы отлично справлялись со своими функциями до появления современных сплавов на основе алюминия. Горячий этиленгликоль вызывал ускоренную коррозию металлических элементов, поэтому в растворы начали добавлять пакеты неорганических присадок. Соли оседали на алюминиевых поверхностях и образовывали плотный слой, устойчивый к воздействию охлаждающей жидкости, замедляли анодное растворение металлов. Срок службы таких веществ составлял не более 2 лет – до выработки действующих компонентов.

Модернизация состава

Для улучшения характеристики антифризов в раствор этиленгликоля вместо минеральных солей начали добавлять органические присадки – сложные карбоновые кислоты (каприловую, капроновую, бутадиеновую, себациновую и т. д.). Вещества реагируют с оксидом алюминия и образуют химически стойкую защитную пленку со сроком службы до 5 лет и дольше. Жидкости с пакетом органических присадок получили название карбоксилатных антифризов и выпускаются в промышленных объемах с середины 1990-х годов. Составы на основе алифатических кислот отличаются от других материалов полным отсутствием нежелательных минеральных компонентов: нитритов, силикатов, боратов, аминов, фосфатов, нитратов. Карбоксилаты являются эффективными ингибиторами коррозии. Точечно воздействуя на очаги разрушения, они закрывают проблемный участок герметичной пленкой толщиной не более 1 микрона. Антифриз не оседает на всей поверхности внутренней стенки, поэтому расходуется дольше, чем традиционные охлаждающие жидкости.

Основные преимущества

  • Эффективное подавление коррозии в зарождающихся очагах.
  • Образование механически прочной пленки, более надежной, чем покрытия из боратов и фосфатов.
  • Экономный расход карбоксилатных присадок за счет их высокой гидрофобности и локального принципа действия.
  • Снижение кавитации водяных насосов и вибрирующих стенок мокрых гильз.
  • Термическая стабильность в сложных условиях.
  • Отсутствие в составе солей, образующих твердые отложения.
  • Хорошие показатели теплоемкости и теплопроводности.
  • Устойчивость к вспениванию.
  • Низкая вязкость при отрицательных температурах.

Зачем окрашивают антифризы

Цвет охлаждающей жидкости – это не только классификационный признак, но и основной визуальный индикатор ее состояния. Карбоксилатные антифризы в норме красные. Если жидкость темнеет, значит в системе охлаждения скопилась ржавчина и накипь, необходима прочистка. Осветление антифриза – повод проверить двигатель на перегрев. С окрашенной жидкостью легче проверять уровень наполнения бачка, определять протечку в системе охлаждения. Бесцветный антифриз можно спутать с водой, что создает опасность для потребителя – состав ядовит при проглатывании.

Рекомендации по использованию карбоксилатных антифризов

Для каждой модели двигателя производитель рекомендует специальный тип охлаждающей жидкости. Заливать в мотор можно только указанный антифриз. Запрещено использовать в системе материалы разных марок, даже при схожей рецептуре. Отдельные модификаторы в составе могут оказаться несовместимыми друг с другом, что приводит к образованию отложений, к снижению основных характеристик антифризов. Необходимо менять незамерзающую жидкость по истечении срока эксплуатации, указанного производителем. При изменении цвета антифриза, появлении осадка в расширительном бачке материал сливают раньше установленного срока. Растворы на основе этиленгликоля подвижнее воды. Важно тщательно проверять систему на герметичность во время каждой смены антифриза. Уровень охлаждающей жидкости в двигателе постоянно контролируют. При уменьшении объема доливают дистиллированную воду. Избыточная концентрация карбоновых кислот, как и их недостаток, повышает температурный предел замерзания состава.

Переход с охлаждающей жидкости предыдущего поколения на карбоксилатный антифриз

Смена охлаждающей жидкости требует соблюдения определенных правил. Если сразу залить карбоксилатный антифриз в систему, в которой ранее работал состав с минеральными присадками, то карбоксилаты начнут сначала растворять осадок с поверхностей металлических деталей. Это приводит к нерациональному расходу активных компонентов. В ряде случаев возможно образование мелкодисперсной взвеси, снижающей противокавитационные и противопенные свойства антифризов. Поэтому рекомендуется использовать карбоксилатные жидкости в новых автомобилях, которые еще не работали на минеральных составах. Для перехода с антифризов предыдущих поколений на стандарт G12 и выше необходимо предварительно тщательно промыть систему охлаждения водой, заменить старые шланги, уплотнители, а также проверить детали на герметичность.

Карбоксилатные антифризы от ROLF Lubricants GmbH

Охлаждающая жидкость ROLF G12+ Red разработана с использованием новейших достижений в сфере органических присадок. Основные преимущества:

  • эффективная защита деталей двигателя, профилактика отложений в отсеке мотора, в охлаждающих каналах, в помпе, в радиаторе;
  • совместимость с пластиковыми и резиновыми компонентами системы охлаждения;
  • применение в современных двигателях внутреннего сгорания с повышенными требованиями к свойствам антифризов;
  • эффективное охлаждение термонагруженных и высокооборотистых моторов.

Технические характеристики карбоксилатного антифриза ROLF G12+ Red:

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Большинство людей уделяют огромное внимание выбору моторного масла для двигателя, но при этом совершенно забывают про антифриз. Хотя правильная работа двигателя очень сильно зависит от этой охлаждающей жидкости.

Как выбрать правильный антифриз, гибридный, карбоксилатный и лобридный антифризы, обозначение и свойства, кавитация или кавитационная эрозия.

В настоящее время главный тренд современного автомобилестроения: увеличение мощности двигателя при уменьшении его объема и массы. Применение турбонаддува только увеличивает важность системы охлаждения. Уже не редки случаи, когда сама турбина расположена в развале блока цилиндров двигателя, нагревая все подкапотное пространство.

Читайте также  Как можно просушить свечи?

Автопроизводители всеми силами стараются убрать лишний вес под капотом автомобиля для лучшей развесовки и управляемости. Давно ушли в прошлое чугунные блоки двигателей, уступив место легкому алюминию. Внедряются магниевые сплавы. Например, на шестицилиндровых двигателях BMW серий N52 и N53 из магниевого сплава выполнена внешняя часть блока, «рубашка» системы охлаждения. Это позволило уменьшить вес на 10 кг по сравнению с цельноалюминиевой конструкцией.

Также магниевые сплавы используют для блок-картеров двигателей у мотоциклов. Известно, что данные двигатели были склоны к перегреву. Да еще и магний плохо воспринимал высокую температуру. Поэтому владельцы на своем опыте быстро убедились, как важно соблюдать сроки по замене антифриза.

С помощью системы охлаждения от двигателя отводится до 30% тепла, и применение дешевого и некачественного антифриза сильно уменьшает эту долю. Это может стать причиной коррозии на внешней стороне гильзы двигателя. А как известно, коррозия сильно уменьшает теплопроводность, примерно в 55 раз, что может вызвать локальный перегрев. Помимо загрязнения охлаждающих каналов ржавчиной, некачественный антифриз сам может выпасть в осадок.

Локальный перегрев может привести к повышенному расходу масла. От высокой температуры маслосъемные кольца достаточно быстро закоксовываются, и в худшем случае это может привести к задирам на зеркале цилиндра.

Особенности выбора правильного антифриза для вашего автомобиля.

Для того, чтобы избежать таких ситуаций, важно правильно выбрать тип антифриза. В советское время был доступен только один тип охлаждающей жидкости под маркой Тосол. В наше время выбор охлаждающей жидкости довольно обширен. Из-за того, что разными национальными регулирующими органами утверждено множество различных спецификаций, выбрать правильный антифриз довольно сложно.

Не облегчают задачу и сами автопроизводители. Большинство из них в технической литературе указывают только артикул фирменного OEM антифриза, без указания типа. Как известно, автопроизводители самостоятельно не занимаются производством антифриза, предпочитая заказывать продукцию у известных брендов. На примере продукции одного из лидеров рынка, немецкой компании Liqui Moly, мы разберем, в чем отличие у различных типов антифриза.

Для начала необходимо полностью забыть, что разные типы антифриза можно легко отличить по цвету. Поскольку ни вода, ни гликоль, ни пакет присадок не имеют цвета. Производители добавляют краситель на свое усмотрение для обозначения технической жидкости.

Гибридный антифриз, обозначение и свойства.

В технической литературе гибридный антифриз обозначают:

— HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
— Hybrid Technology.
— NF (Nitrite Free).
— G11 (по спецификации VW TL 774-C).

К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11. Он является антифризом первого поколения, где функции антикоррозионной защиты возложены на органические кислоты.

В европейских гибридных антифризах вместе с карбоксилатами используют силикаты. Такой тип антифризов наиболее распространенный и применяется на первых заправках автомобилей BMW, Mercedes (до 2014 года), Chrysler, Toyota, Лада. Срок их эксплуатации в каждом случае устанавливает производитель автомобиля. У антифриза Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11 срок службы увеличен до 3 лет, по сравнению с неорганическими антифризами.

Карбоксилатный (органический) антифриз, обозначение и свойства.

В иностранной литературе обозначается как:

— Carboxylate coolants.
— OAT (organic acid technology).
— SNF (silicate nitrite free).
— G12+ (спецификации Фольксвагена).

Его ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы. Они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12+ с комплексным пакетом ингибиторов ОАТ. Он содержит добавки аминов, нитритов, фосфатов, боратов, а также силикатов. Применяется для систем охлаждения двигателей марок: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Suzuki.

Данный стандарт появился в 2006 году, и он совместим с антифризами предыдущего поколения. Срок службы увеличен до 5 лет, но если смешивать с антифризом стандарта G11 и аналогами, то срок службы сократится до 3 лет. Нередко об этом забывают сказать механики на СТО, доливая антифриз в систему при замене помпы двигателя. Как результат, через 2-3 года антифриз теряет свои свойства, и в системе может образоваться коррозия. А на стенках гильз и на крыльчатке помпы кавитационная эрозия.

Лобридный антифриз, обозначение и свойства.

В данных антифризах органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Общепринятое обозначение еще не установлено, поэтому европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные). Американские — N ОАТ (нитритно-карбоксилатные). Японские и корейские разработчики — Р ОАТ (фосфатно-карбоксилатные).

К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++, гибридный антифриз нового поколения с содержанием силикатов. Одним из преимуществ является повышенная температура кипения. Все присадки сохраняют свои свойства при высокой температуре, что позволяет применять его на современных теплонагруженных двигателях.

Например, Volkswagen использует данный тип для заливки на конвейере с 2008 года, a Mercedes с 2014 года. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы, иначе может образоваться осадок. Срок службы антифриза составляет 5 лет.

Лобридный антифриз с добавлением 20 % глицерина.

Самое современное поколение антифриза G13 появилось на свет в 2012 году и обязано в первую очередь заботе об экологии. При химически схожем с G12++ пакете присадок, часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином. Это позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку. Используемые ингибиторы пока не имеют общепринятого наименования и называются «SOAT coolants» либо «Lobrid coolants».

К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 13. Этот продукт создан для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Благодаря силикатам, содержащимся в составе этого антифриза, на поверхности металлических деталей системы охлаждения образуется сверхтонкая антикоррозионная защитная пленка. Отличительной чертой антифризов G13 является неограниченный срок эксплуатации, если он заливается в новый автомобиль.

Другие типы антифризов.

Особое внимание на правильный антифриз стоит уделить владельцам автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroen), где требуется своя спецификация PSA B71 5110. Для таких автомобилей подойдет антифриз Kuhlerfrostschutz KFS 33. Лобридный антифриз, содержащий в себе комбинацию из органического карбоксилатного пакета присадок и небольшой доли неорганических минеральных ингибиторов.

Содержание молибдатов — 1 000 мг/кг. Они применяются для гашения кавитации помпы, в соответствии с требованиями PSA. Данный антифриз можно смешивать только с антифризами G33 и его аналогами. Автопроизводитель рекомендует менять антифриз раз в 6 лет (или 120 000 км).

Состав антифризов разных типов.

Все представленные антифризы состоят из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок и воды. В антифризе Kuhlerfrostschutz KFS 13 часть этиленгликоля заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации. Все это является стандартом для качественной работы двигателя. Опасен не только старый антифриз, но и некачественный. Он может привести к неправильной работе, локальному перегреву и повышенному износу двигателя.

Некоторые производители пытаются сэкономить на основе и вместо дорогого гликоля применяют дешевый метиловый спирт. Естественно это сказывается на износе двигателя и повышенной нагрузке на моторное масло, и в итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией.

Кавитация или кавитационная эрозия.

Кавитационная эрозия — это физическое явление кавитации, образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды. Когда пузырьки длительное время схлопываются вблизи металлической поверхности, то из нее высекаются микрочастицы металла, и поверхность покрывается язвами (ямками).

Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок. Затем эти ямки разрастаются, углубляются, а при длительной кавитации стенка цилиндра пробивается насквозь. Кавитация гильз является одной из главных проблем, влияющих на срок службы двигателя. При поперечных колебаниях гильзы, вызванных движением поршня, в окружающей жидкости возникают волны разрежения и сжатия.

Нагретая жидкость постоянно вскипает и прекращает кипеть при понижении и повышении давления. Это провоцирует кавитационную эрозию гильзы, и приводит к ее разрушению. Для двигателя разрушение гильз означает капитальный ремонт.

От кавитации также страдает крыльчатка помпы. Здесь кавитация (образование и схлопывание пузырьков) возникает на концах лопастей крыльчатки за счет уменьшения давления при повышении скорости. Эти пузырьки «съедают» края лопастей, а в предельном случае крыльчатку целиком. Приходится заменять помпу.

Лучшие современные антифризы имеют в своем составе компоненты (пакеты присадок), способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз и продлить срок службы двигателя и помпы, но важно не забывать про сроки замены антифриза. Иначе пакет присадок перестанет выполнять свою функцию.

Карбоксилатные антифризы: Микстура № 12

Держать в секрете составы присадок нынче смысла нет: химические лаборатории освоили газовую хроматографию, и теперь достаточно пары капель жидкости, чтобы разложить ее на ингредиенты. Мы воспользовались помощью химиков — и получили в распоряжение формулы девяти карбоксилатных антифризов. На самом деле главная тайна — технология приготовления раствора, а ее так просто не вычислишь!

СОДЕРЖАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В АНТИФРИЗАХ

Нам, журналистам, впору было схватиться за голову от обилия органических кислот с никогда ранее не встречавшимися названиями в отчете из химической лаборатории. Но специалисты успокоили: все они хороши в том смысле, что имеют право (и должны) присутствовать в карбоксилатных антифризах. Эти-то кислоты как раз и защищают систему охлаждения от агрессивного этиленгликоля. А вот силикатов, боратов, фосфатов и нитритов в таких составах быть категорически не должно, ну разве что в незначительных количествах — в пределах пары миллиграммов на литр (это оговорено требованиями автопроизводителей да и прямо указано практически на всех этикетках).

Итак, стало ясно, по какому принципу нам расставить участников экспертизы. Те, анализы которых показали присутствие боратов, автоматически опустились вниз. Остальные же выстроились согласно прейскуранту. В конце концов, на дворе кризис, надо экономить.

Антифризы

Но только с умом: если ваш автомобиль новый, на гарантии, выбирайте антифриз с допуском именно вашего автопроизводителя и именно для конкретной модели. Даже если на этикетках лихо обещают пригодность для почти бесконечного списка машин, не стоит относиться к этому серьезно. Во-первых, такого не может быть в принципе, а во-вторых, зачем вам, случись что, оплачивать ремонт из своего кармана? Выбор для обладателей авто со стажем шире, но и здесь есть смысл взять антифриз, проверенный не только ЗР (помните, мы писали выше о важности технологии приготовления раствора?), но и прошедший обкатку в автопарке именитых автопроизводителей! И, наконец, вряд ли стоит рисковать и заливать жидкость непонятного состава, лишь заявленную как G12, но содержащую агрессивные по отношению к алюминию бораты, которых, повторим, там быть не должно — как по смыслу термина «карбоксилатный», так и согласно прямым заверениям на этикетках.

Антифризы

Разве что ненадолго, в экстренной ситуации…

Читайте также  Что нужно иметь чтобы подключить компьютер к локальной сети?

НАША СПРАВКА: КАК ДОШЛИ ДО ЦИФРЫ ТАКОЙ?

Автомобилистам давным-давно известно: если воду разбавить этиленгликолем, то зимой ее можно будет не сливать из охлаждающей системы. Точность пропорций не столь уж важна: в любом случае такая смесь на сильном морозе не замерзает, не угрожает разрывом блока цилиндров и радиатора, потому что превращается в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такой антифриз был к тому же безопасен в отношении коррозии.

Все стало хуже с началом широкого внедрения алюминиевых сплавов: горячий раствор этиленгликоля быстро разъедал радиаторы, интенсивнее всего — их тонкостенные трубки. Тогда в состав антифризов стали вводить добавки на основе неорганических солей — они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Так работали и всем известный «Тосол», и ряд более поздних, так называемых гибридных антифризов, один из которых был обозначен фирмой «Фольксваген» как G11. Однако срок службы пакета неорганических присадок не превышал пары лет.

Продлить живучесть антифризов помогла органическая химия: вместо минералов в пакеты присадок стали включать кислоты со сложными названиями. Реагируя с оксидом алюминия, они создают на поверхности деталей защитную пленку, исправно работающую лет пять, а то и дольше! И вновь на «Фольксвагене» придумали ставший нарицательным индекс — G12. Хотя правильнее называть такого рода антифризы карбоксилатными.

Спросим читателе

НАША СПРАВКА: СООТВЕТСТВУЮЩИЕ И ДОПУЩЕННЫЕ

Автопроизводители постоянно ужесточают требования к антифризам. Оно и понятно: хотелось бы, чтобы однажды залитый на заводе раствор сливали лишь при утилизации авто. Заданные характеристики не секретны, весьма детальны, и каждый, кто хочет выпустить свой антифриз, может с ними ознакомиться, сравнить с тем, что у него получилось, и с чистой (или не совсем) совестью написать на баночке: «Соответствует требованиям…». Но это не поможет попасть в закупочный список автоконцернов или в инструкцию к автомобилю. Ведь автопроизводитель отвечает рублем (или долларом) за возможный вред от рекомендованной им самим той или иной жидкости. А потому антифризу сначала нужно пройти долгий (длиною в год) и дорогой (около миллиона евро) цикл ходовых испытаний. И только после их успешного окончания он будет внесен в список допущенных, а у его изготовителя появится право указать этот факт на этикетке. В нашем тесте таких антифризов оказалось три: X-Freeze Carbox, CoolStream Premium и Sintec Premium — все, кстати, отечественные!

Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:

  • Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
  • «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
  • Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
  • По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.

Для чего нужен и как работает антифриз?

Функционал современных автомобильных антифризов:

  1. Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
  2. Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
  3. Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.

Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.

Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.

Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.

Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:

  • принципами антикоррозионной защиты;
  • совместимостью с материалами;
  • сроками службы.

Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.

Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?

Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.

Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.

Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно здесь.

Виды антифризов

Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.

Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.

Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.

Правильная классификация антифризов

Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.

Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:

  1. Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
  2. Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.

За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.

На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.

В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.

G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.

  • Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
  • Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).

    Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

    Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?

    Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!

    Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.

    Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!

    Нужно долить. Как не ошибиться?

    Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.

    Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.

    Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

    Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.

    При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

    Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:

    1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
    2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
    3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
    4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

    Таблица смешивания антифризов различных стандартов.

    Как правильно поменять антифриз?

    Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!

    Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.

    Читайте также  Как правильно делать узи простаты?

    Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:

    1. Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
    2. Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
    3. Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.

    Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.

    Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.

    Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.

    Антифриз: различие, цвета и составы

    Какими бывают антифризы по цвету, составу, качеству? Чем они отличаются друг от друга и от тосола? Как сориентироваться в разнообразии видов, и какой антифриз все-таки лучше заливать в двигатель автомобиля?

    Итак, давайте разбираться по порядку.

    Антифриз – это жидкость, служащая для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Производители придают ей особые свойства, чтобы она не вскипала при высоких температурах, но и не замерзала на морозе. Для этого ее изготавливают из спирта и дистиллированной воды. Кроме того, в антифризы добавляют специальные присадки – ингибиторы коррозии, за счет чего повышается срок службы мотора и период эксплуатации самого антифриза.

    Виды антифриза

    Сегодня все антифризы можно условно поделить на 4 типа:

    1. Традиционные.
    2. Гибридные.
    3. Карбоксилатные.
    4. Лобридные.

    Рассмотрим отдельно каждый из этих видов.

    Традиционные антифризы

    Традиционные антифризы содержат исключительно неорганические присадки. В их число входят силикаты, которые тонкой пленкой обволакивают двигатель изнутри и тем самым существенно снижают теплоотдачу.

    Традиционные антифризы являются самыми дешевыми, но и срок их службы не превышает 2-х лет. Кроме того, уже при температуре 100–110 градусов они вскипают и начинают образовывать осадок.

    Кстати, наш старый-добрый советский ТОСОЛ – это тоже традиционный антифриз . Сегодня этот вид антифриза практически не используется. В новые машины на заводе его не заливают, и лишь владельцы советских машин продолжают покупать его для своих «Волг», «Москвичей» и «Жигулей».

    Антифриз гибридный G11 зеленый

    По одним классификациям G11 – традиционный антифриз, по другим – гибридный (то есть тот, в котором используются как неорганические, так и органические присадки).

    В принципе все зависит от производителя. Одни фирмы ставят маркировку G11 на гибридные жидкости, другие же бессовестно клеят этикетки «G11» на канистры с традиционной «охлаждайкой».

    Как правило, G11 продается в зеленом цвете. Срок службы – 2–3 года. Не подходит для современных автомобилей.

    Антифриз карбоксилатный G12 красный

    G12 имеет ту же базу, что и G11. Но по сути G12 стал своеобразным эволюционным прорывом в производстве антифризов. Существенная разница достигается за счет применения карбоновой кислоты.

    Усовершенствованные присадки в G12 выдерживают более высокие температуры и при этом не образуют термоизолирующей пленки в рубашке двигателя. Именно это и нужно современным высокооборотным автомобилям. Конечно, отсутствие защитной пленки делает мотор более уязвимым к коррозии и кавитационных прцессов, но химики-технологи нашли выход и из этой ситуации: антикоррозионные присадки оказывают «адресное» воздействие на очаги повреждения металла.

    Карбоксилатные антифризы лучше защищают двигатель от коррозии и кавитации. Кроме того, срок их службы почти вдвое выше, чем у традиционных или гибридных антифризов. G12 нуждается в замене примерно раз в 5 лет.

    G12 выпускается в красном цвете. Этот класс антифризов сегодня считается самым распространенным. Он подходит как для современных машин, так и для отечественных «старушек».

    Антифриз лобридный фиолетовый: G12+, G12++ или G13

    Деление антифризов по классам настолько условно, что в разных источниках лобриды маркируются по-разному. Одни утверждают, что G12+ – это уже лобрид. Другие пишут, что G12+ и G12++ – лишь улучшенные версии карбоксилатного антифриза G12, а G13 – это совершенно новый вид.

    Здесь работает одно правило: чем выше класс, тем дольше срок службы охлаждающей жидкости. В составе лобридного антифриза G12+ органическая основа и немного минеральных присадок. Такая жидкость способна прослужить без замены до 10 лет.

    G13 – антифриз на базе пропиленгликоля. Во всех предыдущих жидкостях в качестве спирта в основе использовался этиленгликоль. Такой антифриз более экологичен и долговечен. Его производители считают, что G13 вообще никогда не нуждается в замене. G13 рекомендован для спортивных машин и форсированных автомобилей.

    Что касается цвета, то G12 выпускается в красных оттенках, G13 – в фиолетовых.

    Антифриз и его свойства

    Итак, какими свойствами должен обладать антифриз, чтобы его можно было смело заливать в двигатель автомобиля? Требуемые характеристики:
    Низкая температура замерзания. Важно, чтобы автомобиль не испытывал проблем со стартом и движением даже при сильных морозах. Это достигается за счет добавления в антифриз спиртов (этиленгликоля или пропиленгликоля).

    Высокая температура кипения. Кипящий антифриз – угроза для двигателя. Если жидкость вдруг вскипела, автомобиль как минимум встанет посреди дороги. Кроме того, кипение активизирует коррозию металлов внутри двигателя.

    Низкая вспениваемость. Повышенная вспениваемость охлаждающей жидкости – это снижение теплоотдачи двигателя, риск образования воздушных пробок, а в результате – перегрев и даже поломка мотора.

    Высокая кавитационная устойчивость. Кавитация (гидроудары и вибрации, возникающие в процессе сгорания топлива в цилиндрах) вызывает местное разрушение металла, усиливает образование осадка, ухудшает теплопроводность антифриза.

    Низкая агрессивность по отношению к резиновым и пластиковым деталям. Резина и пластик склонны к высыханию, потере эластичности, растрескиванию. Охлаждающая жидкость должна защищать их от этого.

    Способность защищать двигатель от коррозии. Смесь воды и спирта – катализатор коррозионных процессов на поверхности металлов и их сплавов. В чистом виде такая жидкость – смерть для мотора.

    Чтобы антифриз выполнял все эти функции, он должен иметь очень сложный и сбалансированный состав, в котором с предельной точностью вымерено количество всех присадок. И качественные антифризы соответствуют этим требованиям, что, несомненно, радует.

    Осталось только найти этот самый «качественный антифриз». На рынке сотни марок охлаждающей жидкости, и далеко не все они хорошего качества. Именно поэтому автопроизводители прямо в сопроводительной документации к машинам указывают, антифризами каких конкретных марок они рекомендуют пользоваться.

    Антифриз – это не бензин: за период владения автомобилем вы замените его от силы 1–2 раза. Но не в меру сообразительный русский человек и тут пытается смухлевать, – залить в двигатель более дешевый антифриз неизвестного бренда. Поверьте: экономия от этого будет минимальной, а вот риск испортить движок некачественной охлаждающей жидкостью очевиден.

    Антифризы, о которых вы даже не слышали

    А может, и слышали, но не использовали на практике.

    Итак, самый распространенный вид антифриза – моноэтиленгликолевый. В Европе уже можно купить более эффективный и «чистый» пропиленгликолевый антифриз. Также встречаются диэтиленгликолевые и триэтиленгликолевые антифризы. Однако в действительности видов охлаждающей жидкости куда больше. Среди них:

    Солевые.

    Солевой антифриз – это простой водный раствор соли или соляной кислоты. Температура замерзания таких растворов – соответственно минус 20 и минус 35 градусов. Однако такая смесь пагубно влияет на двигатель: она буквально разъедает металлы. Поэтому использовать солевые антифризы можно только кратковременно, в вынужденной ситуации, когда ехать нужно, а нормальной «охлаждайки» нет.

    Спиртовые.

    Спиртовые антифризы не замерзают даже в самые суровые морозы. Но такую горючую жидкость лучше не использовать в двигателе. Их применяют для пневматических тормозов и приготовления стеклоочистителей.

    Глицериновые.

    Глицериновые антифризы при отрицательных температурах становятся более вязкими, а при минус 40 градусах и вовсе перестают выполнять свои функции. В двигателе автомобиля такая жидкость не к месту, но в отопительных системах ее успешно применяют.

    Специальные антифризы для систем отопления.

    Те антифризы, которые мы используем в автомобилях, не подходят для систем отопления. Главная причина – их высокая токсичность. Охлаждающие жидкости для систем отопления изготавливают на базе глицерина или пропиленгликоля.

    Антифризы и стандарты

    Единого стандарта на антифризы и их обозначение нет. В каждой стране используется свой. Например, в США для этиленгликолевых жидкостей действует норма соответствия ASTM, а для пропиленгликолевых – SAE. Volksvagen ориентируется на допуски G11, G12, G12+. В Японии в обозначении указывается даже цвет антифриза. В нашей стране имеется ГОСТ, но разрабатывался он еще при СССР и теперь на него никто не смотрит.

    Впрочем, каждый производитель вводит собственные стандарты на состав, цвет и обозначение антифриза, поэтому рядовому потребителю порой сложно сориентироваться в этом беспорядке.

    Здесь вы можете более подробно узнать об отличиях G11, G12, G12+, G12++, G13 и G13+, о составе антифризов, их цвете и характеристиках, о том, как проверить качество антифриза при покупке. А также о том, что лучше: тосол или антифриз. И в каких случаях допустимо применять ту или иную охлаждающую жидкость, можно ли смешивать антифриз с тосолом или делать «коктейль» из разных марок антифриза.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: