Что такое норма расхода?

Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

Main Menu

  • Home
  • Лекции по теме: «Основные понятия организации производства»
  • Шпаргалки по организации и нормированию труда
  • Понятие деятельности и ее организации
  • Шпаргалки по организации производства
  • Лекции по оперативно-производственному планированию
  • Лекции по организации производства
  • Лекции по стратегическому планированию
  • Лекции по планированию и контролю на предприятии
  • Шпаргалки по планированию на предприятии

Норма расхода

Норма расхода – это плановая величина максимально допустимых затрат материальных ресурсов на производство единицы продукции, установленная при определённых организационно-технических условиях.

С помощью норм определяется потребность в ресурсах, финансах, разрабатываются материальные балансы, организуется обеспечение предприятий и цехов сырьём, материалами, энергией, топливом и осуществляется контроль над их расходованием.

По времени действия различают перспективные, годовые и оперативные нормы расхода сырья и материалов. По степени агрегирования продукции различают групповые и индивидуальные нормы расхода.

Методика нормирования включает установление структуры норм, выбор измерителя, способов получения и обработки исходных данных, определение влияния отдельных факторов на величину отходов и конструирование норм. Измеритель должен полностью и точно характеризовать технические условия потребления материалов. Так, в прокатном производстве измерителем может являться 1 т годного проката (физической или теоретической массы), 1 м определенного профилеразмера (рельсов, труб), 1 м2 листового проката.

Применяются следующие методы нормирования: суммарный (статистический метод) и аналитический (опытно-лабораторный и расчетно-аналитический методы). Статистический метод основан на изучении динамики фактического расхода за длительный период с последующей экстраполяцией или отражением результатов намечаемых мер по экономии нормируемых материалов. Этот метод не позволяет выявить действительных возможностей сокращения потерь, поэтому он применяется лишь в отдельных случаях.

Опытно-лабораторный метод основан на специально организованных наблюдениях (балансовые плавки или балансовые прокатки). Он успешно применяется для разработки технологических нормативов потерь и отходов при стабильном характере технологического процесса и как контрольный для установления потерь и отходов при выполнении отдельных операций (нагреве слитков и заготовок, огневой зачистке, отборе технологических проб). Расчетно-аналитический метод предусматривает глубокий предварительный анализ причин образования отходов, изучение факторов, определяющих их величину в конкретных условиях работы цехов; используются также статистические данные, анализируются лучшие показатели и методы их достижения.

При разработке норм все потери и отходы подразделяются на: технологически неизбежные, объективно обусловленные принятым технологическим процессом, типом оборудования, видом и качеством исходных материалов, и организационно-технические, обусловленные требованиями к получаемому продукту, состоянием оборудования, а также отступлениями от технологического процесса и установленной организации производства. Технологические потери и отходы являются основными формообразующими элементами, их следует рассчитывать на основе дифференцированных нормативов, устанавливаемых в результате специальных исследований с выявлением количественного влияния определяющих факторов. Организационно-технические потери и отходы определяются условиями поставки продукции (например, мерными и кратными длинами проката), колебаниями качественных характеристик исходных материалов (массы слитка или заготовок), квалификацией обслуживающего персонала, состоянием оперативного планирования. Нормы потерь по организационно-техническим причинам, отражающим конкретные условия работы, устанавливают на основе динамики фактического расхода и заданий по снижению норм в соответствии с намечаемыми мероприятиями.

В плане материально-технического обеспечения содержатся расчеты потребности в сырье, материалах и топливе, их заготовительной стоимости и величин запасов. Планируемая потребность предприятия в каждом виде материалов, поставляемых извне М, включает потребность на выполнение производственной программы Мп, для ремонта и эксплуатационных нужд Мр, для реализации мероприятий по техническому развитию и повышению эффективности производства Мт, разности остатков на конец О2 и начало О1 планируемого периода за вычетом оборотных материалов и вторичных ресурсов Р, образуемых на предприятии:

М = Мп + Мр + Мт + О2О1Р.

Потребность на производство определяется суммой произведений плановых норм расхода Нрi; на объем производства Qi по всем потребителям

Мп = ,

где п — число потребителей данного вида материалов на предприятии.

Аналогично (по возможности) рассчитываются потребности для ремонтных, эксплуатационных нужд и технического развития.

Существует два способа обеспечения производства: пассивный и активный.

Пассивный способ снабжения цехов и производственных участков состоит в потому, что работники цеха (участков) самые получают материальные ресурсы со склада, т.е. своими средствами осуществляют погрузку, транспортирование и разгрузку выданных им материалов. При активном способе снабжения доставку материальных ресурсов со снабженческих складов в цеха и на участки организовывает и осуществляет отдел материально-технического снабжения.

Активный способ снабжения имеет ряд преимуществ перед пассивным, в т.ч.:

t улучшение использования транспортных средств вследствие сокращения простоев под погрузкой и разгрузкой;

t уменьшение затрат на внутренние перевозки, в том числе за счет более полного использования грузоподъемности транспортных средств;

t ликвидацию сверхнормативных запасов в цехах и сокращение документооборота;

t улучшение организации производства, так как освобождает работников производственного аппарата цехов и участков от оформления документов на получение материальных ресурсов, организацию их доставки с составов к месту потребления и др.

Для оценки использования материальных ресурсов применяются следующие основные показатели:

1. Коэффициент использования материалов производства:

Ки.м. = ,

где Рпол – полезный расход материального ресурса;

Нр – норма расхода.

2. Расход материала на единицу технической характеристики:

Рт.х. = ,

где Пт.х. – выбранный параметр технической характеристики (шт., кВт, и др.).

3. Показатель выхода продукта:

Кв = ,

где – количество годного продукта в натуральном выражении;

– количество фактически израсходованного сырья, материалов в натуральном выражении.

4. Коэффициент извлечения продукта из исходного сырья и др.

Нормы расходы топлива

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в горючем (бензине, газе или дизтопливе) для различных видов автотранспорта на конкретный километраж.

Норма расхода топлива, как правило, устанавливается из расчета литров горючего на 100 км пути.

Для каких целей используются нормы расходы топлива

Нормы расхода топлива для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, газ или дизтопливо, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать топливо со счетов компании согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Данные показатели нормы расхода топлива необходимы для:

определения себестоимости конкретной перевозки и всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;

ведения расчетов с сотрудниками организации, которые пользуются транспортными средствами в служебных целях.

учета затрат на топливо при налогообложении предприятий.

Порядок расчета нормы расхода топлива

При определении нормы расхода топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Чтобы выяснить нормативные величины расхода горючего для конкретного автомобиля, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).

После этого необходимо открыть нужную таблицу в нормах расхода топлива, утвержденных Минтрансом РФ и найти точную марку автомобиля.

В этой таблице приведены нормы расхода бензина для конкретного автомобиля.

Если предприятие использует автомобильный транспорт, который не прописан в нормативном акте, составленном Минтрансом РФ, предприятие может рассчитать для него нормы списания топлива самостоятельно.

Документальное оформление списания топлива

Как правило, на предприятиях, которые занимаются грузоперевозками, топливо списывается на расходы на основании нескольких документов:

путевого листа (указывается маршрут и пробег автомобиля, остаток топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);

акта на списание ГСМ (на его основании можно списать смазочные материалы — например, масло).

Порядок оформления путевого листа

Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем предприятия в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты.

Эти реквизиты перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

наименование и дата составления документа;

наименование экономического субъекта, составившего документ;

содержание факта хозяйственной жизни;

величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.

К обязательным реквизитам путевого листа относится следующая информация:

наименование и номер путевого листа;

сведения о сроке действия путевого листа;

сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

В числе прочего, в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания одометра при выезде и возвращении в гараж.

На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.

Порядок учета и списания топлива

Бухгалтерский учет топлива

Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.

Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета 10 «Материалы».

Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу»).

При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина.

Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».

В бухгалтерском учете проводки будут следующими:

Дебет счета Кредит счета Наименование операции
10.3 «Топливо» 60 «Расчеты с поставщиками» Отражена операция по приобретению бензина у поставщика
10.3 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Отражена операция по приобретению ГСМ через подотчетное лицо
19 60,71 Отражен НДС по покупке ГСМ
20 (23, 25, 26, 44, 91) — счета учета расчетов 10.3 Списано расчетное (или фактическое) количество бензина

Налоговый учет списания топлива

На данный момент Налоговый Кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ).

Читайте также  Какие телевизоры работают от Вайфая?

То есть, в налоговом учете списание ГСМ можно отражать в составе в материальных расходов или учитывать в составе прочих расходов.

Если автомобильный транспорт выполняет транспортировку грузов, то расход дизтоплива/газа/бензина на него относится к материальным расходам.

Если же транспорт используется в служебных целях, то использование топлива на него отражается в составе прочих расходов.

При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии.

Решать вопросы с налоговой инспекцией при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке.

Поэтому при формировании учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету стоит определить, каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.

Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором необходимо прописать:

рассчитанные лимиты по расходу.

При этом, разрабатывая собственные нормы, следует учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), тип автомобиля (расход у грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия.

Также стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, так как зимой расход топлива будет выше.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Понятие норматива ГСМ
  2. Кто устанавливает нормы ГСМ
  3. Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
  4. Зачем нужны показатели норм ГСМ
  5. От чего зависит величина показателя ГСМ
  6. Что утверждает Минтранс
  7. Сезонные нюансы для ГСМ
  8. Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Что такое норма расхода?

НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

Rate setting expenditure for materials. Basic rules

Дата введения 1984-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 9.02.83 N 713

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ИЗДАНИЕ (февраль 2009 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1988 г. (ИУС 11-88)

Настоящий стандарт устанавливает общие правила нормирования расхода материалов, классификацию и методы разработки норм расхода материалов, показатели использования материалов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормирование расхода материалов проводят с целью установления их планового количества, необходимого для изготовления изделий и обеспечения наиболее рационального и эффективного использования сырья и материалов в производстве.

Нормированию подлежат все виды сырья и материалов.

1.2. Нормирование расхода материалов включает решение следующих задач:

— анализ производственных условий потребления материалов и данные передовых отечественных и зарубежных предприятий, выпускающих аналогичные изделия;

— установление норм расхода материалов на основе научно обоснованных нормативов;

— внедрение норм расхода материалов;

— контроль прогрессивности норм расхода материалов и соблюдения норм расхода материалов в производстве, при планировании, учете материальных затрат и материально-техническом обеспечении производства;

— выполнение технических и организационных мероприятий, обеспечивающих более рациональное и эффективное использование материалов;

— периодический пересмотр норм расхода материалов с целью снижения удельной материалоемкости изделия на основе обязательного внедрения безотходных и малоотходных технологических процессов при изготовлении изделий с учетом совершенствования их конструкции и достижений науки, техники, технологии и передового опыта, обеспечивающих выполнение заданий по среднему снижению норм расхода материалов.

Читайте также  В каком российском городе изготавливают шины Matador?

1.3. Нормативы — поэлементные составляющие норм, характеризующие:

— удельный расход сырья или материалов на единицу массы, площади, объема, длины при выполнении производственных процессов (лакокрасочные покрытия, сварочные работы и т.д.);

— размеры технологических отходов и потерь сырья и материалов по видам производственных процессов.

Нормативы измеряют в натуральных единицах или в процентах.

1.3.1. Нормативы удельных расходов и нормативы отходов и потерь сырья и материалов в производстве по видам производств могут быть:

— межотраслевыми (например, для группы отраслей машиностроения);

1.3.2. Нормативы расхода материалов применяются для расчета индивидуальных норм и их анализа с целью выявления возможных резервов экономии материалов.

1.3.3. Норма расхода — максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства.

1.4. В составе нормы расхода материала следует учитывать:

— полезный расход материала;

— технологические отходы, обусловленные установленной технологией производства;

Состав норм расхода устанавливают в отраслевых методиках и инструкциях применительно к особенностям производства данного вида продукции (работы). Произвольное изменение состава норм расхода не допускается.

1.4.1. К полезному расходу материала на изделие относят то его количество, которое овеществлено в этом изделии.

1.4.2. К технологическим отходам материала относят то его количество, которое не овеществлено в изделии, но затрачено на его производство.

Учет технологических отходов должен быть организован на каждом предприятии наряду с учетом первоначально используемых материалов.

В составе технологических отходов следует учитывать отходы, используемые в качестве исходного материала для изготовления других изделий.

1.4.3. К потерям материалов следует относить количество материала, безвозвратно теряемое в процессе изготовления изделия.

1.5. В норму расхода материалов не включают:

— отходы и потери, вызванные отступлениями от установленных технологических процессов и организации производства и снабжения (например, потери материала при транспортировании и хранении);

— отходы и потери, вызванные отступлениями от предусмотренного сортамента, требований стандартов и технических условий;

— расход сырья и материалов, связанных с браком, испытанием образцов, ремонтом зданий и оборудования, изготовлением оснастки, инструмента, средств механизации и автоматизации, наладкой оборудования, упаковкой готовой продукции.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛА

2.1. Нормы расхода материала классифицируют по следующим основным признакам:

— степени укрупнения объекта нормирования;

— степени укрупнения номенклатуры материалов;

2.2. По степени укрупнения объекта нормирования нормы расхода материалов подразделяют на индивидуальные и групповые (средневзвешенные).

2.2.1. Индивидуальные нормы определяют расход нормируемого вида сырья и материалов на производство единицы продукции (работы) (деталь, сборочную единицу, продукт в единицах массы или объема).

2.2.2. Групповые нормы рассчитывают как средневзвешенные величины расхода сырья и материалов по установленной отраслевой номенклатуре на планируемые объемы производства одноименных видов продукции (грузовых автомобилей, металлорежущих станков, колесных тракторов и т.п.) или работ по министерствам и ведомствам в целом, а при необходимости — по объединениям и предприятиям.

2.3. По степени укрупнения номенклатуры материалов нормы расхода подразделяют на сводные и специфицированные.

2.3.1. Специфицированные нормы (в номенклатуре для производства) рассчитываются для определения расхода на производство единицы продукции (работы) конкретных видов сырья и материалов в ассортименте, т.е. по типосорторазмерам, маркам, профилям, составу.

В течение года в специфицированных нормах расхода следует оперативно отражать текущие изменения конструкции изделия, рецептуры продукции, технологии производства, которые учитывают при обеспечении текущей потребности цехов и участков в сырье и материалах, контроле за их расходом. По истечении года эти изменения суммируют и учитывают в нормах на производство единицы продукции (работы) при их пересмотре на планируемый год.

2.3.2. Сводные нормы рассчитывают для определения расхода однородных видов сырья и материалов на изготовление изделия или номенклатурной группы изделий, по которым ведется расчет потребности и составляются балансы при разработке планов экономического и социального развития.

2.4. По периоду действия нормы расхода материала подразделяют на годовые и пятилетние.

2.4.1. Годовые нормы расхода (индивидуальные, групповые) определяют среднегодовую плановую величину расхода сырья и материалов на производство единицы продукции (работы) и являются основой для определения плановой потребности производства в сырье и материалах при годовом планировании.

2.4.2. Нормы расхода по годам пятилетнего периода разрабатываются по важнейшим видам сырья и материалов на производство продукции (работ) по установленной номенклатуре и используются для балансовых расчетов при разработке планов экономического и социального развития на пятилетний период.

3. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

3.1. Для разработки норм расхода материала используют расчетно-аналитический или опытный метод.

3.2. При расчетно-аналитическом методе нормы расхода материала разрабатываются на основе прогрессивных показателей использования материала и установленного настоящим стандартом состава норм.

Полезный расход материала, принимаемый за основу при расчете, устанавливают по номинальным размерам детали с учетом средней величины допуска на размер.

Основной исходной информацией при расчете норм расхода материалов являются:

— чертежи деталей (карты раскроя), сборочных единиц, спецификации;

— нормативы расхода материалов на единицу обрабатываемой поверхности, длины, массы или других параметров;

— нормативы отходов и потерь.

3.3. Опытный метод разработки норм расхода материалов заключается в определении затрат материалов, необходимых для производства изделий, на основе данных измерений полезного расхода, технологических отходов и потерь, определяемых в лабораторных условиях или непосредственно в условиях производства.

3.4. При нормировании расхода материалов следует исходить из условия обязательного планового внедрения прогрессивной технологии, в том числе безотходных и малоотходных технологических процессов.

3.5. Уровень внедрения безотходных и малоотходных технологических процессов должен быть объектом ежегодного планирования на промышленном предприятии.

3.6. Прогрессивность технологических процессов должна оцениваться уровнем технологических отходов сырья и материалов.

Ориентировочные критерии оценки прогрессивности технологических процессов по уровню технологических отходов приведены в приложении.

3.7. Порядок разработки, рассмотрения, утверждения, корректировки и контроля за выполнением норм расхода материалов должен соответствовать отраслевым нормативно-техническим документам, разработанным на основе «Основных положений по нормированию расхода и запасов сырья и материалов в производстве», утвержденных Госпланом СССР.

4. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ

4.1. Устанавливают следующие основные показатели использования сырья и материалов:

— коэффициент извлечения продукта из исходного сырья.

4.2. Коэффициент использования характеризует степень использования сырья и материалов в производстве продукции (работы) и определяется отношением полезного расхода (массы, теоретического расхода) к норме расхода материалов, установленной на производство единицы продукции (работы).

4.3. Коэффициент раскроя характеризует степень использования материалов при их раскрое и определяется отношением массы (объема, площади, длины) всех видов заготовок, полученных из исходного материала, к массе (объему, площади, длине) используемого материала.

4.4. Расходный коэффициент — показатель, обратный коэффициенту использования, определяется отношением нормы расхода сырья, материалов, установленной на производство единицы продукции (работы), к полезному их расходу.

4.5. Показатель выхода продукта (полуфабриката) применяют для оценки эффективности использования сырья и материалов в производстве и для расчетов планов производства продукции из планируемых для переработки сырья и материалов или потребности в исходных материалах на планируемый объем производства продукции. Он определяется отношением количества произведенного продукта (полуфабриката) к количеству фактически израсходованного исходного сырья, материалов (например, выход литья из металлической части шихты, поковок и штамповок из слитков и проката).

4.6. Коэффициент извлечения продукта из исходного сырья характеризует степень использования полезного вещества, содержащегося в соответствующем виде исходного сырья. Он определяется отношением количества извлеченного полезного вещества из исходного сырья к общему количеству, содержащемуся в этом сырье.

4.7. Показатели использования сырья и материалов служат для оценки уровня прогрессивности установленных норм расхода сырья и материалов на производство единицы продукции и экономичности конструкции изделий (по сравнению с достигнутым уровнем соответствующих показателей образцов передовой отечественной и зарубежной техники). Они определяются отношением соответствующих норм расхода на единицу изделия к выбранному параметру его технической характеристики (например, мощность, грузоподъемность, производительность).

Состав и структура нормы расхода

Процесс нормирования материальных ресурсов − это процесс разработки нормативных показателей расхода сырья, материалов, топлива и энергии.

Нормативный показатель − это переменная величина, выражающая конкретное количественное значение объекта нормирования.

Объект нормирования − вид продукции или работ, на производство которых определяется норма расхода сырья, материалов, топлива и энергии.

Выбор объекта нормирования должен учитывать наличие натурально-вещественной связи между продукцией и видом нормируемого материального ресурса.

Исходная база нормирования представляет собой совокупность нормативных актов и источников информации, используемых в процессе нормирования материальных ресурсов. Состав исходной базы нормирования определяется в ходе подготовки и разработки конкретных нормативных показателей. Например, при разработке индивидуальных норм расхода металла на продукцию машиностроения в состав документации входят:

• полная конструкторская спецификация деталей на изделие с указанием чистых масс деталей, их количества в изделии и марок материалов;

• чертежи деталей и узлов, поковок, отливок и штамповок;

• реестр мероприятий по улучшению качества и модернизации изделий;

• технические условия на изготовление и поставку продукции.

Технологическая документация будет включать:

• карты технологических процессов: технологического раскроя, согласования обработки;

• акты взвешивания заготовок и готовых деталей, имеющих сложную форму.

Качество исходной базы нормирования во многом определяет точность расчёта и прогрессивность норм расхода материальных ресурсов.

Наряду с качеством исходной базы нормирования большую роль играет выбор единиц измерения.

Норма расхода материальных ресурсов − это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, энергии на производство единицы продукции или для выполнения определённого объёма работ заданного качества при существующих организационно-технических условиях производства.

Из определения нормы расхода явно вытекают её характерные черты.

1. Норма расхода − это не любой, а максимально допустимый расход материальных ресурсов.

2. Норма расхода устанавливается на единицу выпускаемой продукции или определённый объём работ.

3. Норма расхода тесно связана с качеством продукции.

4. Норма расхода − категория динамичная, при изменении организационно-технических условий производства нормы пересматриваются.

Читайте также  Как посчитать расход топлива на километраж?

Для научно обоснованного нормирования материальных ресурсов необходимо определить состав нормы, её структуру и факторы, влияющие на формирование и величину каждого нормообразующего элемента.

Состав нормы расхода в общем виде для предприятий большинства отраслей промышленности формируется из следующих элементов:

Нр = Р пол + О техн + О ор,

где Р пол — полезный расход (чистый вес);

О техн — технологические отходы и потери;

О ор — организационно-технические отходы и потери.

Первым и основным элементом нормы расхода является полезный расход (чистый вес), то есть полезное потребление материальных ресурсов на производство продукции или выполнение определённого объёма работ без учёта каких-либо отходов и потерь.

Полезный расход (чистый вес) − это количество материальных ресурсов вещественно входящее в готовое изделие, составляющее его окончательный вес и характеризующее конструкционную материалоёмкость.

Данная величина определяется различными терминами (например: чистый вес изделия, узла, детали; чистая площадь − в обувном производстве, выход годного продукта − при переработке сырья).

Чистый вес детали − это вес детали в окончательно обработанном виде в соответствии с чертежами и техническим условиями.

Различают теоретический и фактический вес детали.

Теоретический чистый вес определяется по чертежам, расчётам на основании данных об объёме детали, удельном весе материала.

Фактический чистый вес определяется путём взвешивания деталей, изготовленных в соответствии с чертежами и техническими условиями.

Технологические отходы и потери − это дополнительные затраты материальных ресурсов, обусловленные особенностями технологического процесса. К этим затратам относят, например, металлическую стружку при обработке на металлорежущих станках, неполное извлечение металла из руд, угар металла при его нагреве перед прокаткой, ковкой и штамповкой, остатки ткани при раскрое в швейном производстве и т.д.

Состав технологических отходов и потерь чрезвычайно многообразен. Основные факторы их формирования рассматриваются при изучении процесса нормирования расхода конкретных видов материальных ресурсов: металлов, топлива, строительных материалов, лесоматериалов и др.

Все отходы делятся на возвратные и безвозвратные.

Возвратные (используемые) отходы − это остатки материальных ресурсов, которые могут найти применение на данном предприятии либо могут быть реализованы для дальнейшего использования другим предприятиям.

Безвозвратные отходы − это такие остатки материальных ресурсов, которые не могут быть использованы на данном этапе технического развития производства. К ним относятся, например, потери металла на угар, потери на усушку древесины.

Организационно-технические отходы и потери включают технически неизбежные отходы и потери материальных ресурсов, величина которых независима от особенностей технологического процесса. Например, концевые отходы, связанные с немерностью или некратностью размеров проката или лесоматериалов.

Мерность исходного материала − это соответствие его размеров размерам заготовки, положенным в основу расчёта нормы расхода.

Кратность исходного материала − это соответствие его размеров расчётным размерам заготовок, обеспечивающих получение при раскрое целого (кратного) числа заготовок без остатка.

Такие потери учитываются не по всем производствам, так, например, они отсутствуют в строительстве.

В норму расхода материальных ресурсов не включают потери и отходы, вызванные нарушениями технологического режима, отступлением от утверждённых нормативов потерь при транспортировке и хранении, затраты на испытание образцов, ремонт оборудования, изготовление инструмента и оснастки, упаковку продукции. В состав нормы расхода не включается расход материалов, связанных с браком продукции.

Установление величины полезного расхода происходит исходя из объёма изделия или детали на какой-либо стадии её обработки и удельного веса материала, взятого из соответствующих справочников.

Объём детали (изделия) рассчитывается на основе технической документации (чертежи, технологические карты) по формулам.

При определении величины полезного расхода производится сравнительный технический анализ конструкций деталей и изделий. Осуществляется проверка целесообразности выбора запаса прочности, применения наиболее экономичных видов материалов.

Установление величины технологических отходов и потерь предусматривает тесную взаимосвязь анализа производственных условий потребления материальных ресурсов с техническим обоснованием применяемых технологических процессов.

Объектами анализа при определении величины уровня технологических отходов являются:

1) стадии технологических процессов производства продукции;

2) перечень применяемого оборудования, приспособлений, инструмента, оснастки;

3) технологические режимы работы оборудования, определяющие характер и уровень производственного потребления данного вида материальных ресурсов.

Исходные данные для расчётов − технологические карты, рецептуры, регламенты, справочные данные.

Определение величины организационно-технических отходов и потерь основано на анализе организационно-технических условий потребления материальных ресурсов. Целью анализа при этом является поиск условий, обеспечивающих снижение потерь и отходов.

Помимо состава большую роль играет и структура нормы расхода материальных ресурсов, которая характеризует количественное соотношение отдельных элементов состава, выраженное в процентах или через коэффициенты. Структура норм расхода является основой для экспертизы норм расхода и запасов, т.к. влияние тех или иных мероприятий по снижению расхода материала неоднозначно влияет на каждую группу составляющих. Например, экономия по составляющей «чистый вес детали» может быть достигнута лишь в результате изменения конструкции или использованием новых прогрессивных материалов, в то время как технологические потери могут быть снижены в результате замены технологии (литьё в песчано-глинистые формы на точное, обработка на металлорежущих станках штамповкой) при сохранении класса точности обработки. Организационно-технические отходы и потери можно снизить как технологическими приёмами (снижение угара металла достигается применением нагрева в инертной среде, пылеуносы могут быть снижены более эффективными приёмами улавливания и очистки газов, регенерацией сырья), так и организационными (расширить сортамент проката, согласовать с поставщиком форму заказа).

К факторам нормообразующим относят главные условия и причины, определяющие количественное значение нормативных показателей материальных ресурсов.

Эти факторы разбивают на три укрупнённые группы − конструкционные, технологические и организационно-экономические.

Степень влияния факторов каждой группы на величину конкретного показателя зависит от отрасли промышленности. Например, в обрабатывающих отраслях на величину нормативных показателей наибольшее влияние оказывает конструкционные и технологические, к которым относят: технический уровень и качество продукции, количество деталей в изделии и сложность их геометрической формы, требования к надёжности и долговечности, физико-химические свойства (характе­ристики) исходных материалов, тип используемого оборудования.

Меньшее, но заметное влияние оказывают организационно-экономические факторы − возможность получения материалов кратных размеров, в минусовых допусках (прокат), не прутком, а в бухтах или рулонах.

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Норма расхода бензина — это утвержденные Минтрансом стандарты, которые используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. К аждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Как считать

Чиновники выделили три основных понятия:

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: