Для чего нужен датчик наружной температуры?

Датчик наружной температуры воздуха: устройство, расположение и точность вычислений

Нет ли ошибки в показателях датчика температуры наружного воздуха?

В большинстве современных автомобилей помимо температуры двигателя можно сегодня встретить еще один температурный показатель. Речь идет о температуре на улице. Вы обращали внимание, что иногда температура воздуха, которая показывается на приборной панели или информационно-развлекательном дисплее, резко меняется? Задумывались ли вы о правдивости данной температуры?

А знаете ли вы, где находится внешний термометр в машине? Интернет-издание 1gai.ru объясняет тайну датчика температуры наружного воздуха в автомобиле.

Датчик температуры наружного воздуха часто фиксируется в задней части переднего бампера.

Датчик наружной температуры Prius установлен сразу за номерным знаком, внутри бампера, примерно в 30 см от земли.

Сначала давайте узнаем, где чаще всего устанавливается температурный датчик, который измеряет температуру наружного воздуха.

Возьмем для примера такие автомобили, как Toyota.

Например, у автомобилей Toyota Prius и Toyota Aqua датчик температуры расположен на нижнем конце передней панели бампера, ниже конца радиатора, на высоте около 30 см от земли по направлению к внешней периферийной решетке. В Toyota Sienta датчик расположен почти на этом же месте: в нижней правой части передней решетки радиатора, на высоте 30 см от земли, только в отличие от Toyota Prius и Toyota Aqua сдвинут вправо.

В случае с автомобилями Toyota нет большой разницы в монтажном положении температурного датчика, неважно, о какой модели идет речь (седаны, гибриды, внедорожники и т. д.). Почти всегда этот автокомпонент в основном устанавливается между внутренней частью передней решетки радиатора и радиатором.

Обратите внимание на датчик температуры воздуха на правой стороне бампера, вокруг внутренней части

Так как датчик температуры воздуха расположен близко к подкапотному пространству, на него, вероятно, влияет тепло двигателя. Но на самом деле такие датчики расположены таким образом, чтобы наружный воздух в достаточной степени оказывал на них существенное влияние.

Например, когда автомобиль находится в движении, влияние тепла двигателя минимально, так как на температурный датчик воздействует окружающая среда. То есть этот датчик предназначен для контроля температуры наружного воздуха, только когда автомобиль находится в движении. Когда автомобиль долгое время стоит на месте с заведенным мотором, показания температуры воздуха могут существенно отличаться от реального значения.

А как насчет, например, автомобилей Volkswagen? На наш запрос представитель компании ответил, что в основном все автомобили бренда имеют датчик температуры воздуха в задней части переднего бампера.

Кстати, благодаря этому датчику в автомобилях Volkswagen работает система предупреждения об образовании гололедицы на улице. Тем, кто не знает, напомним, что это система предупреждения водителя, информирующая об опасности замерзания поверхности дороги. Как правило, при падении температуры до 4 градусов по Цельсию в машине раздается предупреждающий сигнал, а на дисплее приборной панели (в зависимости от типа транспортного средства) отображается предупреждение об опасности гололедицы.

Кстати, сигнал тревоги издается, например, когда температура с минусовым значением поднимается выше нуля градусов, но не превышает 4 градусов по Цельсию. Но как только температура наружного воздуха становится более 4 градусов, система предупреждения об опасности замерзания дороги прекращает информировать водителя об опасности.

Насколько велика разница между обычным уличным термометром и наружным датчиком температуры воздуха в автомобиле?

Температура капота была измерена и достигла 81,0 градусов.

Датчик наружной температуры автомобиля в то же время показал 40,0 градусов. Если асфальт новый и слишком черный, температура, которая отображалась на дисплее в машине, была бы немного выше.

Вот пример эксперимента, который был проведен блогером из Японии. 18 августа 2019 года, когда была зафиксирована самая высокая этим летом температура в Токио (среднее значение 35,2 градуса), автовладелец решил сравнить показатели температуры воздуха, которые показывали ручной электронный градусник и автомобильный датчик температуры. В момент замеров автомобиль черного цвета стоял на асфальтированной парковке под солнечными лучами (машина простояла с 12:00 до 14:00).

Температура наружного воздуха, которую показал электронный термометр, составляла 38,8 градуса. Спустя два часа автоблогер замерил температуру на поверхности капота, которая составила 81 градус. Так нагрелся на солнце капот черного цвета. Затем автолюбитель включил зажигание и посмотрел, какую температуру показывает температурный датчик. Его значение составило 40 градусов.

Как видите, разница огромна. Даже с учетом официальных данных о погоде в тот день температурный датчик имеет довольно-таки большую погрешность, не говоря уже об огромной разнице между температурой на поверхности капота и температурой, зафиксированной автомобильным датчиком температуры воздуха.

Разница между реальными значения температуры воздуха и датчиком зависит в первую очередь от асфальтового покрытия. Есть асфальт с сильным отражением солнечных лучей. В этом случае температура на дисплее машины может не иметь ничего общего с реальным значением температуры воздуха. Как правило, температура на приборной панели немного выше реальных значений. Особенно когда машина стоит на месте с включенным двигателем и кондиционером. Но как только вы начинаете движение, разница в температуре уменьшается при попадании ветра на датчик.

Датчик температуры наружного воздуха устанавливается в основном в передней решетке радиатора или под передним бампером в таком месте, чтобы предотвратить воздействие тепла от двигателя и кондиционера. Также, как правило, датчик расположен так, чтобы не подвергаться прямому воздействию солнечных лучей.

Что касаемо высоты, чтобы нивелировать воздействие тепла, исходящего от земли, датчик обычно располагают примерно на 30 см над дорожной поверхностью. При таком расположении датчик должным образом воспринимает движущийся ветер во время движения машины. Также месторасположение температурного датчика удобнее для простой конструкции проводки.

Кстати, попутный ветер, который воздействует на датчик во время движения транспортного средства, играет важное значение для точного измерения температуры. Дело в том, что, несмотря на то что датчик расположен на 30 см от земли, тепло от земной поверхности влияет на конечные показатели температуры. Благодаря попутному ветру это влияние уходит. Именно поэтому в большинстве автомобилей температурный датчик устанавливается как можно в более высоком месте, например как можно ближе к нижнему краю передних фар.

Обратите внимание, что в некоторых автомобилях датчик температуры воздуха может быть установлен в неприметной части зеркала, но это, как правило, исключение.

Как температурный датчик в машине сообщает температуру воздуха на приборную панель?

Итак, датчик в передней части машины определяет температуру воздуха, но как он передает данные на приборную панель? Дело в том, что датчик температуры наружного воздуха является функциональным автокомпонентом, который работает с устройством под названием «Термистор», фиксирующим изменение температуры воздуха на улице.

Этот элемент использует свойство полупроводника, заключающееся в том, что его электрическое сопротивление изменяется с небольшим изменением температуры. Например, это устройство используется для работы автоматического климат-контроля, который в зависимости от температуры наружного воздуха регулирует выставленную в салоне температуру.

Термисторы, используемые в автомобилях, называются термисторами с отрицательным температурным коэффициентом. Когда температура повышается, значение сопротивления уменьшается, а изменение температуры и значения сопротивления практически равны, поэтому оно используется для датчика температуры.

Кроме того, термистор PTC (положительный температурный коэффициент) используется в качестве датчика для обнаружения повышения температуры, поскольку значение сопротивления быстро увеличивается при достижении определенной температуры. Устройство отображения в автомобиле измеряет ток, протекающий от термистора PTC, предусмотренного в датчике наружной температуры, и отображает его как наружную температуру.

Не беспокойтесь об ошибке температуры

Внешний термометр, отображаемый на приборке, показывает температуру на улице в каждый момент времени в зависимости от ситуации, в которой находится автомобиль. Если вы продолжите движение по шоссе в течение длительного времени, температура упадет, а если вы припарковались на стоянке, где асфальт отражает тепло и солнечные лучи в течение длительного времени, температура будет иметь тенденцию повышаться.

Лучше не слишком беспокоиться о температуре наружного воздуха и погрешности плюс-минус 3 градуса. Однако, если имеется значительное отклонение, например в 5 градусов или более, существует вероятность сбоя датчика, поэтому, пожалуйста, проведите диагностику. И помните, что значения температуры наружного воздуха вам необходимы не в качестве обычной функции комфорта.

Датчик температуры наружного воздуха встроен в ваш автомобиль для того, чтобы вы знали, какую температуру комфортнее всего выставить в салоне. Напомним, что для оптимального климата в салоне и более эффективного расхода топлива не следует выставлять на климатической установке слишком большую разницу между температурой наружного воздуха и температурой в салоне. Оптимально, когда разница составляет 3-5 градусов.

Датчик температуры снаружи: принцип работы, определение неисправностей и замена своими руками

Ручной тормоз перестал работать: самые распространенные причины и способы устранения неполадки

Lada Niva 2024 года нового поколения и Grand Niva: они уже превзошли Land Rover Defender. Все, что известно о моделях

Китайцы рассказали, почему не покупают новый Chery Tiggo 3, несмотря на то, что он стоит всего 644 тысячи рублей

Популярное за неделю

За них нужно заплатить всего 500 тысяч рублей, а ездить они будут почти вечно. Самые надежные кроссоверы и все для России

Даже Lada Vesta оказалась лучше нового Kia Sorento 2022. Почему производитель обманул покупателей?

Почему не стоит торопиться с покупкой Toyota Highlander в РФ. Новый Nissan Pathfinder 2022 почти идеален

Новое поколение Lada Niva впервые показали на видео: внедорожник получил абсолютно новую внешность

Никогда не покупайте старую Toyota Corolla на вторичном рынке. Или почему Ford Focus II лучше «японца»?

Практически любое современное транспортное средство оборудовано не только показателем температуры двигателя, но и соответствующим датчиком, чтобы отслеживать температурный режим снаружи транспортного средства. В данном случае, датчик температуры входит в состав климатической системы автомобиля или в основу бортового компьютера. Впоследствии, после обработки данных корректная информация выводится напрямую на приборную панель авто. Это позволяет автомобилисту своевременно отслеживать изменение температурного режима и в случае необходимости покидать транспортное средство подготовленным к перепаду температур. Разумеется, далеко не все автовладельцы имеют представление о принципе работы этого устройства, из-за чего здесь предстоит наглядно рассмотреть все наиболее важные моменты.

Читайте также  Куда заливать антифриз Шкода Октавия?

Для чего производители устанавливают датчик температуры в автомобиль

На первый взгляд, использование данного датчика может показаться бессмысленным любому автомобилисту, у которого всегда под рукой есть смартфон, где можно отследить любые погодные изменения. Разумеется, это серьезное замечание, однако, погодные условия на протяжении дня чаще всего меняются и в обед температура за бортом автомобиля явно не будет такой же, как и в утренние часы. В частности, полезным наличие такого устройства в автомобиле будет для тех автомобилистов, кто совершает длительную поездку на большое расстояние и в пути не имеет возможности посмотреть показания на своем смартфоне.

Также, с учетом показаний датчика температуры снаружи автомобиля, можно устанавливать работу климатической системы в салоне авто, чтобы впоследствии не испытывать дискомфорт из-за резкого изменения температурного режима. К примеру, если за бортом в текущий момент 5 градусов Цельсия, то на климатической установке будет достаточно выставить 20 градусов, чтобы внутри транспортного средства присутствовали комфортные условия. Если таким образом подходить к делу, то можно серьезно экономить на расходе топлива.

В некоторых современных моделях транспортных средств наружный датчик температуры напрямую отвечает за работу печки в салоне автомобиля. При этом, если устройство вышло из строя, то оно будет автоматически показывать отрицательную температуру за бортом, из-за чего при включении климатической установки автоматически начнет запускаться печка, чтобы появилась возможность как можно быстрее прогреть остывающий салон транспортного средства, из-за чего автомобилист может испытывать определенный дискомфорт.

Принцип работы датчика температуры снаружи

Практически все датчики температуры воздуха снаружи автомобиля имеют одинаковый принцип работы. В данном случае за основу берется эффект изменения конкретной величины полупроводникового элементы от температуры. В случае повышения температуры показатели сопротивления значительно уменьшаются. В ситуации с понижением температурного режима процесс носит обратный характер. Чтобы автомобилисту не приходилось долго вдаваться в подробности и разбираться с датчиками температуры современных транспортных средств, где это устройство дополнительно имеет целый ряд вспомогательных элементов, можно проследить за принципом работы приспособления на примере стандартного компонента от любой модели ВАЗ.

Куда устанавливается датчик температуры

Чаще всего такое полезное приспособление монтируется за радиаторной решеткой автомобиля либо устанавливается под передний бампер. Производители таким образом минимизируют риск попадания тепла от кондиционера или силового агрегата машины. Кроме того, такой вариант установки позволяет защитить элемент от прямых солнечных лучей, под воздействием которых приспособление может демонстрировать недостоверные показания. Чтобы этот компонент в летний период времени не нагревался от раскаленного асфальтированного покрытия, его монтируют на высоте более 30 см от дорожного покрытия. Учитывая эти важные моменты, производители могут разместить датчик температуры в наиболее доступном месте, чтобы не пришлось прокладывать большое количество дополнительной проводки. На практике же точное размещение этого устройства напрямую зависит от компании, выпустившей авто.

Размещение наружного датчика температуры в зависимости от марки авто

Современные автопроизводители самостоятельно определяют, где будет размещаться это устройство в зависимости от конструктивных особенностей производимых транспортных средств. В частности, можно выделить следующие закономерности:

  • практически на всех автомобилях Volkswagen этот датчик размещается на задней части переднего бампера;
  • если говорить про японские модели марки Toyota, то здесь этот элемент чаще всего располагается на нижнем конце передней панели бампера в 30 см от земли;
  • что касается российских транспортных средств ВАЗ, то здесь датчик температуры размещается на специальный кронштейн за бампером почти у самой земли;
  • производитель BMW устанавливает этот элемент возле переднего правого колеса, а именно в подкрылок бампера.

Подобное размещений датчика температуры снаружи позволяет получать максимально достоверные показатели изменения температурного режима за бортом транспортного средства в текущий промежуток времени.

Также такое размещение этого элемента позволяет защитить его от попадания влаги. Более того, производителя чаще всего помещают сам датчик в соответствующий защитный кожух, чтобы вода не могла попасть на само устройство, и тем самым повредить его или изменить текущие достоверные показатели температурного режима на улице.

Что необходимо, чтобы определить неисправность датчика

К сожалению, как и любой другой механизм в автомобиле, датчик наружной температуры с течением времени может выйти из строя, после чего на приборную панель будут выводиться недостоверные сведения. Что же касается точных данных, то они доступны утром в тот момент, когда транспортное средство еще не успело прогреться, а кроме того, на авто установлено исправное приспособление. Если же автомобилист стал замечать, что данный компонент показывает недостоверные сведения, то, по всей видимости, требуется замена, однако, перед этим стоит проверить устройство на работоспособность. Для этого не требуется ехать в сервисный центр, по той простой причине, что все необходимое можно выполнить самостоятельно.

Как правило, процесс проверки датчика температуры снаружи состоит из следующего ряда достаточно простых и последовательных действий со стороны автомобилиста:

  • изначально требуется сопоставить показания датчика, а также обычного термометра, установленного за окном;
  • сведения с разных устройств должны быть примерно одинаковыми (допускается погрешность в один градус);
  • далее требуется запустить двигатель в автомобиле, прогреть его, а также прокатиться на расстояние в пару километров;
  • если в процессе поездки показания на щитке приборов будут периодически меняться, то вероятнее всего в кожух датчика попала влага;
  • как правило, влага попадает в кожух датчика температуры в том случае, когда этот элемент установлен неправильно;
  • если всему виной в действительности влага, то после остановки автомобиля устройство необходимо будет демонтировать, вынуть из кожуха и протереть;
  • чистый компонент следует вернуть на прежнее место, а после выполнить подключение к питанию.

В том случае, когда после этих манипуляций показания все еще не соответствуют действительности, то проще будет приобрести новое устройство и выполнить замену датчика температуры воздуха снаружи автомобиля.

Как подобрать датчик температуры

Чтобы этот компонент в автомобиле работал исправно, необходимо правильно подобрать устройство, руководствуясь некоторыми рекомендациями специалистов, а именно:

  • выбирать следует устройство, опираясь на марку и модель авто;
  • в процессе выбора стоит отказаться от самых дешевых вариантов;
  • рекомендуется покупать оригинальный датчик или качественный аналог;
  • также необходимо сопоставить прежний элемент с новым устройством, так как на одинаковые автомобили в разные года могут устанавливаться совершенно разные приспособления по типу крепления или подключения.

Производитель в такой ситуации рекомендует остановиться на оригинальной детали, однако, можно воспользоваться и более дешевым аналогом, но только от проверенной и надежной компании.

Как правильно заменить датчик температуры

На первый взгляд, процесс замены этого элемента в автомобиле кажется достаточно простым, однако, некоторые автомобилисты могут здесь совершить целый ряд ошибок. Именно поэтому процедуру монтажа стоит рассмотреть пошагово:

  • в первую очередь демонтируется старое устройство;
  • изначально отключается питание от датчика;
  • далее требуется снять соответствующее крепление;
  • место, где был установлен компонент, необходимо очистить от грязи;
  • новое устройство следует предварительно проверить на работоспособность;
  • далее требуется монтировать элемент в положенное место;
  • в конце выполняется подключение и последующее тестирование.

Если автомобилист не имеет представления о том, где расположен датчик температуры в его автомобиле, и не знает, как самостоятельно выполнить замену, то лучше обратиться к специалистам в ближайшем и проверенном сервисном центре.

Вывод

Многие современные автолюбители наивно полагают, что наружный датчик температуры в автомобиле — это полностью бесполезная опция, от которой нет особого толка. Однако, если углубиться в детали, то становится очевидно, что производители попросту не стали бы оборудовать транспортные средства ненужными функциями. Датчики температурного режима за бортом ориентированы, в первую очередь, на автомобилистов, которым приходится преодолевать большие расстояния на своих авто, и у которых нет возможности в дороге отслеживать погодные условия при помощи смартфона или иного гаджета. Более того, в некоторых современных автомобилях это устройство позволяет автоматически подбирать оптимальный режим для климатической системы, что в свою очередь направлено на комфорт водителя и пассажиров. Автор: Олег Мокров

Датчик температуры окружающей среды автомобиля

Почти во всех современных автомобилях, кроме датчика, показывающего температуру двигателя, есть другой прибор, показывающий температуру снаружи авто. Датчик температуры окружающей среды в машине, входит в систему климат-контроля, а также бортового компьютера. Поступающую информацию можно увидеть на приборной панели.

Для чего нужен датчик измерения температуры окружающей среды

Применение датчика может показаться бессмысленным, так как всегда можно посмотреть погоду с помощью любого гаджета. Это верно, однако, погода имеет свойство меняться, и в обед она будет далеко не такая, как с утра. Особенно полезными показания датчика будут для тех, кто совершает длительные поездки. Это водители такси, междугородних автобусов, дальнобойщики.

Также, основываясь на показаниях датчика температуры наружного воздуха, можно устанавливать необходимую температуру в салоне. Например, если на улице 5 °C, то в салоне можно настроить около 20 °C. Такой подход также поможет сэкономить топливо.

В некоторых моделях, измеритель внешней температуры отвечает и за работу печки. Если датчик не исправен и показывает минусовую температуру, то при включении обдува автоматически включается печка, чтобы прогреть охлаждающийся салон.

Принцип работы датчика

Все датчики измерения температуры имеют одинаковый принцип работы. За основу взят эффект изменения величины сопротивления полупроводникового элемента от температуры: при увеличении температуры, показатели сопротивления уменьшаются. Для наглядного примера можно взять показания счетчика с отечественного ВАЗа:

Читайте также  Сколько времени делают карточку в Беларусбанке?

Все значения специально приводятся с погрешностями, для большей точности измерительного прибора и достоверности его показаний.

Где находится датчик температуры окружающей среды

Как правило, датчик температуры окружающей автомобиля среды, устанавливается за передней решеткой радиатора, либо под бампером (тоже спереди). Данные меры приняты, чтобы минимизировать тепло, поступающее от кондиционера или двигателя, и спрятать измеритель от воздействия теплых солнечных лучей.

Чтобы устройство не нагревалось от теплого асфальта, его прикрепляют на высоте около 30 см над поверхностью. Данное расположение позволяет легко разместить датчик, используя минимум дополнительной проводки. Однако, точное расположение внешнего агрегата зачастую зависит от марки автомобиля.

Примеры зависимости от марки машины:

  1. Во всех автомобилях фирмы Volkswagen измеритель установлен в задней части переднего бампера. Также, расположение зависит и от модели машины.
  2. В автомобилях Toyota Prius и Toyota Aqua, датчик находится на нижнем конце передней панели бампера, в тридцати сантиметрах от земли, в то время как в модели Toyota Sienta его можно найти на том же месте, только с небольшим сдвигом в правую сторону.
  3. В хорошо знакомой для всех линейке российских автомобилей ВАЗ, датчик температуры воздуха крепится почти у самой земли на кронштейн за бампером.
  4. Немецкие производители BMW помещают устройство возле переднего правого колеса, в подкрылке бампера.

Такое расположение необходимо для достоверных показателей. Помимо этого, на устройство не должен попадать поток встречного воздуха и не должна попадать влага.

Для защиты от вышеперечисленного прибор вставляется в специализированный «кожух»:

Как определить неисправность устройства

Определить, что счетчик сломан, можно по явному несоответствию данных на дисплее с температурой на улице. Наиболее точные показания всегда будут с утра, когда автомобиль еще не прогрелся.

Процедура проверки проста:

  1. Сперва необходимо сверить показания термометра за окном, с показанием счетчика в непрогретой машине. Они должны быть примерно одинаковыми.
  2. Следующим шагом нужно завести, прогреть автомобиль и совершить небольшую поездку в пару километров.
  3. Если на протяжении поездки показания будут изменяться, то скорее всего, в датчик попала влага из-за неправильного расположения прибора.
  4. В данном случае, после остановки его нужно будет демонтировать из крепления в автомобиле, вынуть из кожуха и протереть сухой тряпочкой.
  5. Чистый аппарат можно вставить на прежнее место и подключить.

Если после процедуры, показания все-равно будут далеки от достоверных, то легче будет купить новый. Главное при выборе — подбирать прибор, опираясь на марку и модель автомобиля.

Видео по теме

Для чего нужен датчик наружной температуры?

О необходимости проведения измерений люди задумались очень давно. И чем дальше уходила наука, тем более точные измерения требовались ученым. Так постепенно возникали и усовершенствовались приборы для измерения температуры, влажности, давления, движения, скорости и многие другие.

Температура — один из основных параметров, который необходимо было научиться измерять и держать под контролем. Если не брать во внимание привычные домашние термометры, то гораздо более сложные и высокоточные измерители температуры можно встретить на любом промышленном предприятии.

Практически невозможно назвать технологический процесс, который люди не стремились бы автоматизировать. Но любая автоматизация требует контроля, который осуществляется путем измерения различных физических величин, будь то давление, скорость, влажность или температура. Кстати, на температурные измерения приходится добрая половина подобных измерений. Так, на средней атомной станции наберется около полутора тысяч контрольных точек, а на опасном химическом производстве таких измерителей температуры еще больше.

Безопасность превыше всего.

Как измеряют температуру

Температуру измеряют при помощи датчиков. Датчик — это специальное устройство, которое способно воспринимать внешние физические воздействия и преобразовывать их в электрический сигнал. В частности, температурные датчики являются преобразователями температуры.

Полученный в результате температурного воздействия на датчик электрический сигнал может быть преобразован через специальные электронные устройства в напряжение, ток или заряд, т.е. в определенный формат выходного сигнала.

Существует большое количество типов температурных датчиков, которые отличаются как физическими принципами работы, так и материалами, из которых они изготавливаются. Часто датчики температуры размещают в труднодоступных местах, например, в атомных реакторах или плавильных печах. Но при помощи температурных датчиков решаются и гораздо более простые повседневные задачи, например, с их помощью происходит регулировка температуры воды в отопительной системе, без них не обходятся даже современные стиральные машины, электрические духовые шкафы или варочные панели.

Такое разнообразие функций и задач, которые выполняют датчики температуры, сказывается на их ассортименте. В зависимости от назначения и области применения конкретного датчика он будет обладать определенным набором технических характеристик.

Датчики температуры могут существенно отличаться друг от друга, прежде всего, диапазоном измерений, точностью, помехоустойчивостью и быстродействием. Тем не менее, все температурные датчики работают по одному принципу: принципу преобразования. Другими словами, измеряемая температура при помощи первичного преобразователя преобразуется в электрическую величину.

Почему именно в электрическую? Во-первых, электрический сигнал можно довольно просто передавать на большие расстояния. Во-вторых, электрический сигнал легко обрабатывать, что обеспечивает высокую точность измерений.

Классификация датчиков температуры

Можно найти множество классификаций температурных датчиков разной степени дифференциации. Мы предлагаем разделить датчики на две группы: пассивные и активные.

Пассивный датчик не требует дополнительный источник энергии. Пассивные датчики, как правило, максимально просты с точки зрения конструкции. Основным функциональным элементом в них является сенсор (термосопротивление). В результате воздействия температуры, терморезистор меняет свое сопротивление.

Чтобы получить показания проведенных температурных измерений, к пассивным датчикам дополнительно подключают преобразователи температуры. Существует специальная тарировочная таблица, в которой указаны значения термосопротивлений в Ом относительно температуры. Прибор сопоставляет полученное значение терпосопротивления с указанным в таблице и отражает показания на своем дисплее или в виде аналогового, цифрового сигнала. К пассивным датчикам температуры, представленным на нашем сайте, прилагается руководство по эксплуатации, в котором можно посмотреть таблицу сопротивлений, например, здесь.

Стандартная таблица термосопротивлений выглядит так:

Как выбрать внешний датчик температуры для котла отопления

Датчики температуры, используемые в котлах, могут быть внутренними и дополнительными внешними (выносными). Внутренние регулируют работу котла в зависимости от температуры теплоносителя, что подразумевает не самый точный способ измерения и наличие инертности. Внешние температурные датчики передают информацию о температуре воздуха в помещении или на улице, что позволяет совершенно точно регулировать мощность котлоагрегата, стабильно поддерживать заданный уровень температуры даже при постоянных резких изменениях погодных условий.

Стоимость наружных датчиков в пределах 1 300-2 500 рублей, подключить и настроить их работу можно самостоятельно.

Читайте в статье

Как происходит взаимодействие датчика с котлом

В зависимости от модели котла, существует 2 способа взаимодействия: напрямую и через комнатный термостат.

Подключить датчик температуры напрямую можно лишь к моделям котлов с наличием такой возможности (соответствующая автоматика и клеммная колодка/разъем на котле), о такой возможности сообщается в технических характеристиках модели. Например, возможность подключения термодатчиков имеют такие модели, как: линейка Baxi ECO Four, линейка Baxi LUNA-3, Buderus Logamax U072, Viessmann Vitopend 100-W и большинство других современных моделей газовых котлов.

Подключение внешнего управления напрямую поддерживают и электрические, а также твердотопливные котлы.

Если котел имеет простую малофункциональную автоматику, внешний датчик лучше подключить через электронный комнатный термостат с возможностью программирования. Программирование работы котла позволяет задать шаблон работы системы отопления, например, снизив температуру до 15 градусов на рабочее время, когда хозяев нет дома, что позволит существенно сэкономить на отоплении, вне зависимости от вида используемого топлива. Стоимость хорошего термостата порядка 1 500-3 000 руб., но окупается он, при грамотном использовании, за несколько месяцев эксплуатации.

Пример комнатного программируемого термостата (модель – Teplocom TS-Prog-2AA8A).

Комнатный термостат уже имеет встроенный датчик температуры, измеряющий температуру в помещении, в котором он установлен. Чтобы реализовать погодозависимое управление, необходимо докупить универсальный уличный датчик температуры. Терморегуляторы, уже имеющие в комплекте датчик уличной температуры, продаются крайне редко. Однако зачастую в комплекте поставки имеется термодатчик для теплых полов.

Как выбрать комнатный термостат и экономить до 30% в месяц на отоплении

В целом, для организации оптимальной схемы контроля системы отопления достаточно три датчика температуры: внешний комнатный, уличный и для теплых полов.

Устройство и принцип работы

Термодатчики – это в большинстве случаев термочувствительные жидкости или металлы, помещенные в небольшой герметичный корпус: при нагревании термочувствительные жидкости расширяются, а металлы образуют сопротивление или термоэлектрический эффект (когда контакты соединенных проводников находятся при различных температурах).

Таким образом, с помощью механического воздействия термочувствительных элементов информация передается на термостат или напрямую на автоматику котла, которые регулируют мощность горелки, включают или выключают котел. Информация с внешних термодатчиков всегда является приоритетной, это значит, что термостат задает режим работы котла (вплоть до полного отключения или внепланового розжига) вне зависимости от программы внутренней автоматики.

Уличные модели дополнительно помещены в пластиковый защитный корпус, защищающий их от механического воздействия и влаги.

Существующие виды

Классификация по способу измерения температуры

  • термопары – самые первые и высокоточные датчики, но точность их показаний довольно трудно снять и интерпретировать в программу автоматики. Их действие основано на взаимодействии двух разных металлов, спаянных между собой. При их нагревании возникает слабый электрический ток;
  • терморезисторы – более простые в интерпретации и точные датчики, действие которых основано на увеличении сопротивления термочувствительных материалов при росте температуры внешней среды;
  • манометрические датчики – их действие основано на расширении термочувствительной жидкости или газа при нагреве, что в создает определенное давление в закрытом объеме;
  • цифровые – это современные сенсоры (цифровые термометры), работающие по принципу вычисления и преобразования. Отличаются высокой точностью (до 0,5°C) и большим диапазоном измеряемых температур (от -55°C). Известные примеры – DS18B20, LM75A.
Читайте также  Почему комнатный гранат сбрасывает листья?

Установленный на стену уличный датчик температуры в защитном корпусе.

Классификация по способу размещения

  • накладные – прикладываются к трубам, радиаторами или системе водяных теплых полов;
  • погружные – погружаются в теплоноситель, например, опять таки, в системе водяных теплых полов;
  • комнатные – слабозащищенные от внешних воздействий, имеющие небольшой диапазон измеряемых температур поэтому предназначенные для измерения воздуха исключительно в помещении;
  • уличные – устойчивые к несильным механическим воздействиям и влаге, часто дополнительно защищенные корпусом, имеют более высокий диапазон измеряемых температур.

Обратите внимание, что небольших беспроводных датчиков не бывает, поскольку для их питания, считывания и передачи сигнала нужен как минимум контроллер. Поэтому беспроводным может быть термостат, включающий в себя комнатный датчик, но не сам небольшой термодатчик для котла отопления.

Как выбрать выносной термодатчик

Выбор зависит от того, как датчик будет взаимодействовать с котлом: напрямую или через термостат.

Подключаемый напрямую к котлу

Здесь выбор невелик: как правило, это 1-3 модели, разработанные тем же производителем, что и котел. Их совместимость с конкретными моделями или линейками моделей котлов указана в технических характеристиках и инструкции. Кабель для соединения термодатчика с котлом (обычно двухжильный с сечением от 0,5 мм 2 ) необходимо докупать отдельно. Точные требования к сечению и сопротивлению указываются в инструкции датчика.

Подключаемый к термостату

В редких случаях уличный датчик идет в комплекте с комнатным термостатом, но чаще всего в комплекте прилагается датчик для измерения температуры теплых полов. Для учета уличной температуры к термостату подключают универсальные уличные датчики температуры: от Gira, Tim, Shuft (ATF2-NTC10K) или Теплолюкс (TST02). Здесь важно обратить внимание на:

  • диапазон измеряемых температур – например, у Теплолюкс TST02 он от +5 до +45°С, что неприменимо в холодное время года;
  • степень влагозащиты;
  • точность измерения/погрешность – допустимой считается погрешность в +-1°C, хорошим результатом – +-0,5°C;
  • длинна кабеля – как правило, кабель длинной 2-6 м уже соединен с термодатчиком.

Как подключить термодатчик к котлоагрегату

Уличный датчик температуры для котла отопления устанавливается с наружной стороны стены отапливаемого здания с соблюдением таких требований:

  • стена должна быть исключительно северной или северо-восточной, для избежания попадания прямых солнечных лучей. Если попадание все равно предполагается, необходимо защитить сенсор козырьком;
  • по возможности необходимо избегать установки датчика в места повышенной влажности и высокой степенью образования плесени;
  • стена должна иметь толщину и степень теплоизоляции, достаточную для исключения нагрева датчика теплом отапливаемого помещения;
  • не рекомендуется и установка измерительного прибора вблизи кондиционера, дымохода, вытяжных или приточных каналов, любых других конструкций, способных повлиять на результаты измерения.

Сам датчик крепится к стене анкерными болтами, например 5х25, подключается к соответствующему разъему/клемме котла или термостата при помощи двухжильного кабеля (параметры сечения и сопротивления указываются в инструкции датчика температуры), соединения герметично изолируются муфтой.

Правильная установка и подключения не вызывает особых проблем, поскольку подробные алгоритмы всегда описываются в инструкции.

В регулировке и калибровке датчики температуры не нуждаются, а работоспособность и точность проверяется на практике (по комнатной температуре).

Датчик температуры окружающей среды: расположение, устройство, схема и особенности

Практически любой современный автомобиль оснащается большим количеством датчиков. Одни считывают температуру ОЖ, другие — давление в системе смазки. Мы же поговорим о том, для чего нужен датчик температуры окружающей среды, как он устанавливается и где расположен в зависимости от марки автомобиля.

Общие сведения

Как уже было отмечено выше, различные датчики на авто ставятся не просто так. Они необходимы для эффективной работы системы в целом. Что же касается контроллера температуры наружного воздуха, то он по большей части носит информационный характер и показывает температуру за бортом. Но это касается не всех систем. Иногда датчик температуры охлаждающей среды подключен к электронным системам двигателя. Это нужно для запуска мотора в холодное время года и является очень удобным дополнением к функции «автозапуск».

К сожалению, далеко не все автомобили имеют встроенный на заводе датчик температуры. Во многих моделях ВАЗ такового не предусмотрено. Но не беда, рассмотрим, как его установить и чем примечателен данный процесс.

Где находится датчик температуры окружающей среды?

На разных марках автомобилей контроллер имеет различное расположение. Обусловлено это в большинстве случаев конструктивными отличиями машин. К примеру, на БМВ можно поставить датчик температуры непосредственно за бампером, а на ВАЗ — нет.

Тем не менее понять, где находится датчик температуры окружающей среды, достаточно просто. Нужно найти его номер в электрической схеме, и на этом все. В большинстве случаев он устанавливается около радиатора, обычно перед или за ним. Но бывает, что его монтируют сбоку. Главное требование — отсутствие температурных воздействий со стороны двигателя. Мотор греется и влияет на контроллер. Тот, в свою очередь, будет давать неверные показания.

«Лада Гранта»: монтаж датчика

Данный автомобиль оснащается контроллером только в максимальной комплектации. В остальных же случаях присутствует подготовка, то есть имеются все необходимые разъемы и провода для подключения. Это сделано для того, чтобы у водителя была возможность выполнить монтаж самостоятельно.

Тем не менее перед монтажом желательно проверить, отобразит ли приборная панель показания контроллера. Для этого необходимо нажать кнопку суточного пробега и включить зажигание. Так мы запускаем самодиагностику, в результате отображаются все индикаторы. Во время диагностики повторно нажимаем кнопку суточного пробега, что должно вызвать на дисплей версию 090 или же выше. Это укажет на возможность установки датчика

Непосредственно установка

Как было отмечено выше, датчик температуры окружающей среды ВАЗ установить несложно. Особенно если все разъёмы предусмотрены заводом-изготовителем. Следующий этап — покупка датчика. Сложного ничего нет, идем в автомагазин и приобретем нужную нам вещь. Наиболее оптимальное место расположения датчика — вблизи радиатора. Массу можно накинуть на приваренную шпильку. Провода протянуть нужно в салон. Как это будет делаться, зависит только от вас. Самый удобный и короткий путь — через заглушку сцепления.Конечно без разборки панели приборов не обойтись. Демонтируем её и ищем 25-й контакт. Он как раз и предназначен для контроллера температуры окружающей среды. Показания на бортовом компьютере обычно появляются автоматически. Если же этого не случилось, сбрасываем клемму АКБ на 10-15 минут. После этого все должно заработать. Датчик температуры окружающей среды ВАЗ стоит копейки. Его установка не занимает много времени.

Как устанавливается датчик температуры окружающей среды на «Приоре»

Штатная комплектация предусматривает наличие данного контроллера. Но бывают случаи, когда он по тем или иным причинам отсутствует. К примеру, взяли машину б/у, а датчика нет или есть, но не работает.

Впрочем, это не большая и проблема. Правда, для установки или замены потребуется снимать бампер, так как не всегда получается подлезть. Расположен он непосредственно за передним бампером и установлен на переднюю часть кузова. Если есть кондиционер, то таких датчиков будет два. Прежде всего необходимо проверить работоспособность старого. Наиболее оптимальный вариант — взять бытовой термометр и сравнить показания. Отклонения могут быть вызваны излишним напряжением на контактах.

Если датчик отсутствует, то устанавливаем его в соответствующее гнездо. Жгут проводов должен быть, поэтому остается только подсоединить и радоваться результату. Если же старый датчик барахлит, то вынимаем его, включаем зажигание и проверяем напряжение на соединительной колодке (жгут проводов). Оно должно быть в диапазоне 3,5 В. Если напряжение не поступает, значит, проблема где-то в цепи. Прозваниваем и устраняем.

Об установке контроллера на «Калине»

Давайте разберемся, как на данном авто установить датчик температуры окружающей среды. «Калина», к сожалению, нередко не имеет даже необходимых проводов, поэтому в салон их придется тянуть самостоятельно.

Для установки нужно снять бампер и установить датчик, желательно перед радиатором. Проводов всего два — масса и сигнальный. Массу цепляем за ближайший болт, например от гудка. Сигнальный провод приматываем к жгуту скотчем, хотя более предпочтительно использовать пластиковые хомуты. В салон вывести удобнее всего через заглушку, установленную возле аккумуляторной батареи. Снимаем приборку и подсоединяем датчик. Обычно температуру показывает сразу, даже клеммы скидывать не придется. Теперь вы знаете, где стоит датчик температуры окружающей среды на автомобилях ВАЗ.

В заключение

Как вы видите, ничего сложного в подключении нет. Самый трудозатратный процесс — снятие и установка бампера. После этого можете быть уверены: практически никаких усилий прилагать не придется. Зачастую датчик предусмотрен, но не работает. Причина может быть не только в контроллере, но и в проводке, а также плохих контактах. К счастью, все эти нюансы устраняются с помощью мультиметра и жидкости ВД-40.

Рекомендуется ставить оригинальные датчики, а не китайские аналоги. Последние плохи тем, что могут выдавать неверные показания. Соответственно, особого смысла от такого устройства нет. Оригинал же обычно служит довольно долго и всегда работает стабильно. Бывают, конечно, случаи, когда контроллер перегорает. Виной тому — повышенное напряжение на датчик. Где-то в цепи возможно короткое замыкание. Прежде чем ставить новое устройство, рекомендуется устранить все неполадки в проводке.

Вот и разобрались, где стоит датчик температуры окружающей среды, как он работает и устанавливается. Все предельно просто. Главное — иметь желание и немного свободного времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: