Как проходит итоговое собеседование в 9 классе?

Собеседование по русскому на ОГЭ в 9 классе: темы, подготовка и критерии оценки

Итоговое устное собеседование по русскому языку — обязательная часть ОГЭ с 2019 года. Эта статья — шпаргалка для тех, кто хочет успешно пройти этот этап и получить допуск к государственным экзаменам 9 класса.

Сроки и формат проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.

Всё собеседование занимает примерно 15 минут. Экзаменатором будет учитель по любому предмету, не преподающий в классе испытуемого школьника.

Экзамен состоит из нескольких частей. Вы приходите, знакомитесь с экзаменатором и приступаете к выполнению заданий. Если структура знакома и изучена заранее, трудностей не возникнет.

Разберёмся, что представляет из себя итоговое устное собеседование для девятиклассников.

Структура собеседования по русскому языку в 9 классе

Собеседование является составной частью ОГЭ по русскому языку. Чтобы быть допущенным к экзамену в мае-июне, необходимо пройти устное собеседование.

Задача этой части экзамена — проверить умение девятиклассника создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Собеседование по русскому состоит из четырёх частей:

  • чтение текста вслух,
  • подробный пересказ прочтённого текста с включением приведённого высказывания,
  • монологическое высказывание,
  • диалог с экзаменатором.

Темы итогового собеседования

На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти демонстрационные варианты, критерии оценивания и спецификацию итогового собеседования для 9 класса текущего учебного года.

Примерные темы, которые будут на экзамене, можно узнать из демонстрационных версий работ. Например, первая часть демоверсии 2021 года включает в себя текст о Юрии Гагарине.

Во второй части демонстрационного варианта 2021 года — темы для беседы: «Праздник», «Поход», «Мода». Нужно выступить с монологическим высказыванием, а затем поучаствовать в диалоге с экзаменатором по выбранной теме.

Как правило, для устного собеседования выбираются довольно простые темы. Большинство школьников легко справляются с заданиями. По отзывам девятиклассников, темы экзамена иногда могут показаться немного странными — как будто предназначены для разговора с иностранцем.

Критерии оценивания собеседования по русскому языку в 9 классе

На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти демонстрационные варианты, критерии оценивания и спецификацию итогового собеседования для 9 класса текущего учебного года. В критериях ФИПИ указаны детальные требования к каждому из заданий.

Основными критериями для чтения текста вслух являются интонация и темп чтения. Для пересказа текста — сохранение микротем, факты, подбор высказывания, способы цитирования и подробность пересказа. В задании на монолог важно будет сказать всё по делу, использовать не менее 10 предложений, хорошо и связно оформить речь. В диалоге критерии примерно те же самые — выполнение коммуникативной задачи и учёт речевой ситуации.

На протяжении выполнения всех заданий собеседования по русскому в 9 классе нужно соблюдать грамматические, орфоэпические, речевые нормы.

Общее количество баллов за выполнение всей работы — 20. Участник устного собеседования получает зачёт и допускается к ОГЭ в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

Как подготовиться к собеседованию по русскому языку в 9 классе

Изучите регламент

В спецификации на сайте ФИПИ вы найдёте подробное пошаговое объяснение того, как проходит эта часть экзамена. Изучите алгоритм досконально — так вы будете знать, чего ожидать от экзаменатора, и не растеряетесь от непривычной ситуации.

Тренируйтесь на демонстрационных вариантах

Подготовка обязательно включает в себя непосредственную отработку формата. Практикуйтесь на доступных в Сети демоверсиях. Следите, чтобы ваши ответы соответствовали критериям оценивания, указанным в официальных материалах.

Введите чтение в привычку

Если вы хорошо владеете русским языком, грамотно пишете, умеете складно изъясняться и обладаете богатым словарным запасом — устное собеседование в 9 классе не составит проблемы.

Много читайте, чтобы обогатить словарный запас и сделать речь выразительной. Читайте вслух, если переживаете за интонацию или темп речи — ведущие критерии первого задания.

Участвуйте в открытых вебинарах

В «Фоксфорде» регулярно проводятся занятия, посвящённые подготовке к государственным экзаменам — в том числе бесплатные. Например, на одном из открытых занятий обсуждались трудные задания из ОГЭ-2021. Это отличная практика как перед самим экзаменом, так и для общего развития перед устным собеседованием.

Резюме

Итоговое устное собеседование — обязательное условие для допуска к государственному экзамену в конце девятого класса. И чтобы успешно подготовиться к этому этапу и получить заветный допуск, начните с изучения регламента проведения итогового собеседования 9 класса. Так вы будете знать, чего ожидать. Кроме того, нужно практиковаться на демонстрационных вариантах. Их можно найти на официальном сайте ФИПИ и в других открытых источниках. Старайтесь побольше читать и приходите на занятия «Фоксфорда». Наши эксперты разбирают самые сложные задания простым языком.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Готовимся к итоговому собеседованию

В феврале девятиклассников ждёт первое серьёзное экзаменационное испытание — итоговое собеседование по русскому языку. Пусть оно проходит в школе и оценивают его знакомые учителя, но подготовка всё равно необходима. В нашей статье — советы родителям, как помочь ребёнку.

Что такое итоговое собеседование: из чего состоит, как оценивается

Итоговое собеседование — это устный экзамен, который даёт допуск к основной итоговой аттестации (ОГЭ).
Собеседование состоит из 4 заданий, за которые можно получить максимум 20 баллов:

  1. чтение текста — 2 балла;
  2. пересказ текста — 5 баллов;
  3. монологическое высказывание — 3 балла;
  4. диалог с экзаменатором — 2 балла.

Остальные 8 баллов начисляют за отсутствие ошибок (стилистических, фактических и других).
Оценка за испытание не ставится, итогом экзамена станет «зачёт» (10–20 баллов) или «незачёт» (0–9 баллов). Так что всё, что требуется сделать девятикласснику, — спокойно и уверенно пройти рубеж в 10 баллов и (по возможности) набрать больше.

Готовиться к устному собеседованию теперь можно и с «ЯКласс»: к началу второго полугодия редакция разработала онлайн-тренажёр по новым стандартам ОГЭ (входит в функционал Я+).

Первое задание: чтение вслух

Казалось бы, нет ничего проще, чем прочитать текст без ошибок. Однако и здесь есть подводные камни: темп, интонация, правильное произношение слов.
Темп не должен быть слишком медленным или чересчур быстрым. Читать нужно спокойно, уверенно, естественно.
Интонация должна соответствовать смыслу и пунктуационному оформлению предложений.

  • В предложениях с вопросительным знаком логическое ударение нужно ставить на то слово, которое формирует вопрос: «Какие произведения Гоголя о России мы знаем?»
  • В восклицательных предложениях необходимо выделять голосом слова, отражающие основной смысл высказывания: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

В разделе «ОГЭ по русскому языку» также есть теоретический материал — советы по подготовке.

Основное внимание следует уделить правильному произношению слов. Вот самые «ошибкоопасные» места.

  1. Числительные. Перед экзаменом нужно повторить закономерности их склонения. Посмотреть примеры словосочетаний с числительными можно в разделе «Склонение имён числительных».
  2. Имена собственные. Если встретились незнакомое имя или необычная фамилия, на них стоит обратить особое внимание. Обычно в начале текста, когда имя героя упоминается в первый раз, в нём будут проставлены ударения (например: «Никола́й Никола́евич Асе́ев»). Есть несколько подсказок, которые помогут поставить ударение правильно: во французском языке абсолютное большинство ударений падает на последний слог (Стендаль, Гюго), в английском — чаще на первый (Диккенс).
  3. Сложные слова. Существительные и прилагательные, образованные сложением основ, заслуживают особого внимания. Например, существительные «газопровод», «нефтепровод», «мусоропровод» не имеют ничего общего со словом «прОвод», зато связаны с глаголом «проводить», поэтому ударение в каждом из них падает на последний слог.

Второе задание: пересказ

Для большинства школьников это задание оказывается самым сложным. Многие пытаются запомнить текст слово в слово (а сделать это за 2 минуты невозможно) и в итоге сбиваются уже на первом абзаце. Вот советы, которые научат ребёнка пересказывать.

  1. Разбейте текст на микротемы, как во время написания изложения. Если дословное содержание ускользнёт из памяти, вы всё равно не уйдёте от основной структуры и перескажете общий смысл микротемы своими словами. Условно говоря, постарайтесь определить, «про что» каждый абзац.
  2. Обращайте внимание на точные факты. Когда и с какого космодрома стартовал корабль «Восток»? Как назывался первый сборник стихотворений Е. Евтушенко? На каком острове Тихого океана занимался исследованиями Миклухо-Маклай? Ошибок в датах, географических обозначениях и названиях быть не должно. Если всё-таки что-то забыли, уйдите от неловкого момента: «Изучая жизнь папуасов Австралии и Океании, путешественник пришёл к выводу о том, что все человеческие расы равны…»
  3. Не увлекайтесь частностями. Выбирайте суть, опирайтесь на глаголы. Тексты для пересказа в основном представляют собой биографии, поэтому структура везде одинакова: общие сведения о человеке — одно конкретное достижение (подвиг, книга, путешествие, спортивный рекорд) — остальные заслуги перед человечеством — след в истории (или роль в настоящем). Можно использовать глаголы и словосочетания «родился», «начал интересоваться», «изучал», «предпринял экспедицию», «занимался», «стал знаменит», «открыл», «достиг» и другие.

В пересказ необходимо органично встроить цитату. Заучивать её наизусть не нужно: она будет перед глазами.

Чаще всего школьники ставят цитату в конец пересказа, но можно и начать с неё, соединив цитирование с основными биографическими сведениями.

Для вставки цитаты можно использовать следующие клише.

  • Недаром академик такой-то говорил о нашем герое: «…!»
  • Заслуги такого-то и его роль в истории подтверждает высказывание такого-то: «. ».
  • Завершая рассказ (разговор) о таком-то, нельзя не вспомнить слова такого-то: «. ».

Третье задание: монологическое высказывание

Чтобы проверить, умеет ли ученик строить высказывания разных типов речи, экзаменатор предложит выбрать для составления монолога одно из заданий:

  1. описать фотографию (описание);
  2. рассказать случай из жизни (повествование);
  3. поразмышлять на абстрактную тему (рассуждение).

Нужно продумать высказывание так, чтобы в нём было не менее 10 фраз (не предложений, а именно фраз). На всё выделяется 1 минута.
Многие школьники уверены, что описание картинки — самый простой вариант, но это не всегда так. Фотография может быть чёрно-белой (если учитель распечатает её в таком виде), изображённого на ней может не хватить для полноценного монологического высказывания. Поэтому, выбирая тему, нужно сразу оценить, хватит ли слов, чтобы её раскрыть.

Разберём каждый тип монолога.

Описание строится на перечислении предметов и их особенностей, передаче впечатления от увиденного. Например, описание семьи, катающейся на санях, может выглядеть так:
На фотографии изображена счастливая семья на зимнем отдыхе.
Мать, отец, дочка и сын мчатся с горы на санках. У них весёлые, довольные лица. Все улыбаются. Светит яркое солнце, на снегу лежат тени от ёлок. Снег глубокий, синий. И люди, и природа полны гармонии.
Этот снимок вызывает ощущение уюта, радости, удовольствия. Хорошо побыть вместе на природе!

Повествование включает в себя несколько этапов истории, складывается в сюжет. Здесь важно упомянуть, с чего всё началось, что произошло потом, каким был следующий шаг, к чему это привело. Слова-помощники: «однажды», «затем», «вдруг», «потом», «после этого», «с тех пор». Например, вот так можно составить рассказ о походе на природу:
Однажды мы всем классом отправились в поход. Это было в конце мая после шестого класса.
Мы приехали на место и начали ставить палатки. Кто-то справился быстро, а кто-то возился целый час. Чтобы быстрее разжечь костёр и начать готовить обед, мы стали помогать друг другу.
Мне понравилось готовить на костре гречневую кашу с тушёнкой. На воздухе даже простая еда очень вкусная! Когда мы всё приготовили, поели и помыли тарелки, началось самое интересное — посиделки у костра. Мы разговаривали, пели песни, а потом разошлись по палаткам.
Поход всем запомнился. Если бы не комары, это было бы лучшим приключением в моей жизни.

Рассуждение напоминает по структуре итоговое сочинение. Сначала нужно дать определение понятия, затем прокомментировать его, привести несколько примеров из жизни или литературы, сделать вывод. Примером может стать размышление о том, что такое совесть:
Совесть — это внутренние представления человека о добре и зле. Совестливый человек знает, как поступать можно, а как нельзя. Делая неверный шаг, такой человек страдает, его терзают муки совести.
В жизни часто бывает, что приходится идти на сделки с совестью. Например, одноклассники хотят убежать с урока, и ты бежишь вместе с ними, чтобы не выглядеть предателем. Всё начинается с малого, но ни к чему хорошему это не ведёт. Из бессовестных людей вырастают предатели, воры, убийцы. Много таких примеров в книгах Владислава Крапивина. Его мальчишки — настоящие герои, которые между предательством и гибелью выбирают второе.
Совесть необходима человеку, чтобы оставаться человеком.

На «ЯКласс» ребёнок может найти подробные рекомендации по подготовке к монологу.

Читайте также  Какая Разболтовка на Рено Симбол?

Четвёртое задание: диалог с экзаменатором

На итоговом собеседовании нужно ответить на три вопроса по теме монолога.
Как строить высказывания?

  1. Отвечать полно и развёрнуто. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что совесть — это голос Бога внутри человека?» не стоит отвечать одним словом, нужно пояснить ответ. Вместо «Да» или «Нет» — «Да, я думаю, что совесть связывает нас со всем лучшим, что есть на свете» или «Такое мировоззрение мне не близко, потому что я считаю, что человек сам решает, что ему делать».
  2. Говорить правду. Если вопрос касается личного жизненного опыта, но вам нечем блеснуть, не стоит сочинять небылиц — ложь откроется при первом же уточняющем вопросе. Если спросят, бывали ли вы в опере, без вздохов и стыда можно ответить: «Нет, не приходилось, но было бы интересно попробовать».
  3. Избегать эмоционального дискомфорта. Бывают вопросы, которые задевают болезненные моменты. Если спрашивают об отношениях в семье или о чувстве влюблённости, не надо насиловать себя исповедью. Лучше сказать, что по личным причинам на этот вопрос отвечать не совсем удобно. Баллы за такой ответ не снимут. Главная задача экзаменатора — услышать, как ребёнок умеет строить высказывание в диалоге. И ничего личного!

Порепетируйте в спокойной домашней обстановке и убедитесь: сдать собеседование совсем не сложно.

Устный ОГЭ по русскому языку: как подготовиться к итоговому собеседованию

Экзамены все усложняют и усложняют, а ученикам ничего не остается, кроме как приспосабливаться и готовиться. С одной стороны, это может расстроить. С другой же, некоторые из них не представляют особой сложности, если просто хорошо учиться в школе. Один из таких экзаменов — итоговое собеседование на ОГЭ (или устный русский ОГЭ). Что на нем будет, как готовиться и на какие баллы рассчитывать — рассказываем в этой статье.

Из чего состоит итоговое собеседование

Чтобы написать устный русский ОГЭ, разберемся со структурой экзамена. Для того, чтобы успешно сдать итоговое собеседование, необходимо пройти через 4 этапа:

  1. Чтение текста. Потребуется выразительно прочитать текст объемом не более 200 слов, На подготовку дается 2 минуты, так что у вас будет время пробежать глазами и выделить основные моменты.
  2. Пересказ текста. После прочтения экзаменатор попросит пересказать своими словами прочитанное. На подготовку к этому этапу дается еще 1 минута.
  3. Монолог. Подготовить и рассказать монолог на одну из трех тем, которая вам попадется. Время для подготовки — 1 минута.
  4. Диалог. На последнем этапе нужно будет поговорить с принимающим экзамен на любую тему, в которую он вовлечет сам.

За устный русский ОГЭ можно получить 20 баллов, но системы оценок нет. Достаточно набрать 10 баллов, чтобы получить зачет, и нет обязательного минимума на каждое задание. Даже если не сдадите один раз, у вас будет вторая и третья попытка. О том, сколько можно получить за каждый из этапов, рассказываем ниже.

Советы по блоку “Чтение текста”

Тексты, чтобы написать устный русский ОГЭ, чаще всего посвящены каким-либо значимым событиям или людям, поэтому во время подготовки лучше всего пробежаться по тексту в поисках слов, которые вам мало знакомы. Это могут быть имена, места, обозначения, числительные (более двухсот, а не более двухста).

Обратите внимание и на пунктуацию. Так как читать вам придется вслух, нужно интонационно ставить паузы там, где запятые и завершать предложения там, где точки. Если в тексты встречается фамилия с инициалами, то нужно говорить их полностью или только фамилию.

Не торопитесь, читайте спокойно и выразительно. Но и не медлите, уложиться нужно в 2 минуты. Избегайте слов “классно”, “круто”, “прикольно” — за них будут сниматься баллы. Если сейчас вы понимаете, что с этим могут возникнуть проблемы — начните читать статью вслух. А лучше прочитайте книгу, а потом перескажите ее другу, чтобы отработать не только первый этап, но и второй.

Максимальное количество баллов за задание — 2.

Пересказ текста — секреты

Помимо обычного пересказа, когда вы будете сдавать устный русский ОГЭ вам дадут карточку с дополнительным материалом, который обязательно нужно включить в свой пересказ. Для этого заранее продумайте, куда вы вставите эту информацию.

Помимо этого экзаменатор будет оценивать:

  • Все ли микротемы переданы. Поэтому выделите главные мысли и не забудьте передать их. Рассказывайте подробно, чтобы было понятно, что вы хорошо поняли текст.
  • Есть ли фактические ошибки. Если есть возможность обойти стороной точные цифры или названия — лучше так и сделать. За ошибку с вас снимут балл.
  • Как хорошо включена в пересказ цитата из карточки. Учить ее не нужно, потому что она будет перед глазами, но вставляйте информацию лаконично. Где именно это делать — зависит от текста и вашего желания.
  • Наличие ошибок при цитировании. Чтобы не запутаться в логике, лучше использовать прямое цитирование, а не косвенное.

Получить за это задание можно 5 баллов: если нет грамматических, орфоэпических и не более трех речевых ошибок.

Лучше всего поможет практика. Во-первых, вы подготовитесь и сдадите устный русский ОГЭ, а во-вторых, это хороший способ запоминать вообще любую информацию.

Подготовка к монологу

После того, как вы пришли на устный русский ОГЭ и дошли до этапа «Монолог», стоит определиться с выбором темы, на которую он будет. На карточке будет три типа:

  • Описание (описывать что-либо на основе фотографии);
  • Повествование (тема, воспоминания про которую должна идти из личного опыта);
  • Рассуждение (вопрос, на который нужно поразмышлять и ответить).

Можете выбирать любую, но помните, что у вас будет всего минута на подготовку. А еще то, что к повествованию и рассуждению будут вспомогательные вопросы, на которые тоже нужно ответить в процессе монолога.

Следите за тем, чтобы размер монолога соответствовал критериям:

  1. Речь должна быть длиннее 10 фраз. Это не значит, что нужно набрать 10 предложений. Каждая грамматическая основа — отдельная фраза.
  2. Монолог должен длиться не более 3 минут.

Всего за задание можно получить 3 балла:

  • Если в ответе достаточно фраз, нет ошибок и есть ответы на вопросы из карточки.
  • Если ваша лексика чистая, без сленга.
  • Если ваш монолог аккуратно выстроен, без резких переходов с одной темы на другую, с плавным перетеканием из одного вопроса в другой.

Ознакомьтесь с видами монологов подробнее, чтобы быстро выбрать нужный и заработать баллы для того, чтобы сдать устный русский ОГЭ. Сделать это можно здесь.

Диалог

К этому заданию не будет подготовки, поэтому нужно сразу переключиться на последний этап, в котором основная задача — давать полные ответы на вопросы собеседника. Не отвечайте одним словом, рассказывайте свое мнение, объясняйте свою позицию, выбирайте правильные слова. Так вы получите 2 балла за последний этап и еще по 2 за отсутствие речевых ошибок в двух первых и двух последних заданиях и сдадите устный русский ОГЭ.

Порядок проведения экзамена

Стоит сказать об организационных моментах, чтобы на самом экзамене не возникло вопросов.

  1. Результаты за устный русский ОГЭ придут в течение 5 дней с момента проведения.
  2. Дефекты речи не влияют на количество баллов.
  3. Экзамен будет записываться.
  4. К итоговому собеседованию есть кодификатор и спецификатор с критериями и описанием, которые можно скачать на сайте ФИПИ.

Устный русский ОГЭ — это обычная проверка общего развития учеников, поэтому его бояться не стоит. Если вы умеете читать, запоминать, говорить и вести диалог — у вас все получится. Чтобы быть уверенными в этом на все сто процентов, скачайте чек-лист по подготовке от преподавателя онлайн-школы Умскул. А еще не волнуйтесь, ведь на этом экзамене как никогда важно не путаться в мыслях и уверенно говорить. Выдохните, у вас все получится!

Процедура проведения итогового собеседования в 9 классе 2021

Процедура проведения итогового собеседования в 9 классе отличается от процедуры проведения ОГЭ. Итоговое собеседование является первым серьезным испытанием для школьников. Переводные экзамены в конце учебного года никогда не вызывали страха у обучающихся, ведь они проходили в форме обычной контрольной работы, каких в году было немало. Да и присутствие другого учителя в качестве ассистента нисколько не смущало. Итоговое собеседование — это совсем иной вид контроля. Прочитав данную статью, вы узнаете, как проходит испытание. Это поможет избавиться от страха неизвестности и придаст уверенности во время его прохождения.

  1. Сроки проведения
  2. Место проведения
  3. Регламент проведения
  4. День проведения собеседования
  5. Материалы для проведения испытания
  6. Ожидание
  7. Подготовка аудитории
  8. В аудитории
  9. Спустя 15 минут
  10. Второгодники

Сроки проведения

Как и итоговое сочинение в 11 классе, собеседование в 9 классе имеет закрепленную дату проведения — первая среда февраля.

Читайте также  Как ездить на заднем приводе зимой?

Предусмотрены также и дополнительные сроки проведения итогового собеседования. Они определяются Рособрнадзором и становятся известны в начале учебного года.

В эти дни повторно участвовать в процедуре будут те 9-классники, которые не смогли набрать нужное количество баллов для получения зачета.

Место проведения

Сдавать зачет выпускники будут в стенах родной школы. Это для многих хорошая новость, ведь дома, как говорится, и стены лечат. В кабинете, где знакома каждая мелочь, чувствуешь себя увереннее. Конечно, это не обязательно должен быть классный кабинет. Для проведения устного собеседования выделяют обычно несколько кабинетов. Все дело в том, что одна аудитория рассчитана на 15 учащихся. Если в классе больше обучающихся, то и кабинетов будет ровно столько, чтобы вместить всех школьников. Территориально они должны находиться рядом. Комната ожидания, в которой все дети находятся до входа в аудиторию, одна на всех. А так как школьники, сдавшие экзамен, не должны контактировать с теми, кто еще через это не прошел, то и аудитории должны быть рядом с этой комнатой.

Кстати, на территории, которая определена для проведения зачета, соблюдается особый тихий режим. У других школьников ведь идут занятия. И дети, как правило, на перемене ведут себя шумно. Поэтому вблизи отведенных для собеседования аудиторий нужно создать все необходимые условия, чтобы выпускников не отвлекал лишний шум. В этот день рекомендовано отказаться от звуковых оповещений на уроки и перемены.

Регламент проведения

На одного выпускника отводится 15 минут. Этого времени вполне достаточно для выполнения всех заданий. Однако указание на время условно. Если выпускник не уложился в 15 минут, ему позволят закончить выступление. Но отклонение возможно на 2-3 минуты. Больше времени выпускнику дать не смогут.

Как показывает практика, времени обычно уходит меньше. Многие выпускники справляются за 12-13 минут. Больше времени обычно требуется тем, кто испытывает трудности при выполнении какого-либо задания.

День проведения собеседования

Вот и наступил этот волнительный день. Выпускники с тревогой на душе и ожиданием лучшего приходят в школу как обычно, к первому уроку. Для них проводится линейка с инструкцией о правилах поведения. Затем все выпускники отправляются в комнату для ожидания.

Материалы для проведения испытания

Материалы становятся доступны незадолго на начал испытания. Ответственный за проведение собеседования (обычно это завуч) скачивает эти задания на компьютер и распечатывает количество комплектов, равное числу выпускников. Кабинет, в котором проходит распечатка, называется штабом. В нем также устанавливается система видеонаблюдения. Ответственный за проведение собеседования распечатывает материалы, а после окончания испытания готовит документы для передачи в районный центр образования.

Ожидание

Собеседование начинается в 9 часов. Но лишь для некоторых. Ведь заходить в аудиторию нужно строго по одному. Обычно дети сами определяют, кто будет первым, кто вторым. Выходить из комнаты ожидания и гулять по коридорам запрещено. Организатор вне аудитории находится за дверью. Он сообщает о том, что выпускника ждут в аудитории, и сопровождает всех по пути в кабинет.

У многих выпускников есть много свободного времени до зачета. Особенно, если вы 10-й в очереди. Чем занять себя в это время? Лучший способ — почитать книгу. Можно полушепотом, чтобы приготовиться к первому заданию, чтению текста вслух. Если читать совсем не хочется, можно просто побеседовать с одноклассниками.

Подготовка аудитории

Сначала скажем о том, как готовят аудиторию для проведения итогового собеседования. Предварительно, за день до экзамена, в кабинете устанавливают аппаратуру. Выступление каждого выпускника записывается на видео. Так как школьные кабинеты не оснащены видеонаблюдением, эту функцию в день зачета выполняют ноутбуки. Они устанавливаются таким образом, чтобы охватить выпускника (должно быть видно его лицо), учителя-собеседника и эксперта.

Кроме указанных трех человек в аудитории во время проведения собеседования никто не должен присутствовать. Имеет право заходить лишь технический специалист, но только в тот момент, когда в аудитории нет выпускников.

Также в аудитории устанавливаются средства аудиозаписи. Эту функцию обычно тоже выполняет ноутбук. Но он уже находится на столе, за которым сидит выпускник. Для более качественной записи используют микрофон. Он должен быть у выпускника, так как каждое сказанное слово должно быть хорошо слышно в записи. Речь собеседника обычно стандартна, да и говорят учителя громче школьников. Так что им микрофон не нужен.

В аудитории

Как только выпускник оказывается в аудитории, он должен занять свое место в аудитории. Многие при ответе пытаются встать, как на школьном уроке. Этого делать не нужно. На зачете важна комфортность и спокойствие. Ведь перед вами собеседник.

Собеседник подсказывает, что нужно сделать, когда говорить. Так приблизительно выглядит само испытание.

  • Первоначально нужно зарегистрироваться. Необходимо громко представиться, показать паспорт учителю собеседнику. Он сделает необходимые записи и объявит о начале испытания.
  • Начинается отсчет времени. Собеседник предлагает выполнить первое задание, предлагает познакомиться с текстом для чтения и подготовиться к ответу. По истечении 2-х минут выпускник читает текст вслух.
  • Собеседник предлагает перейти к заданию 2, рассказывает подробности о подготовке и ответе (2 минуты на подготовку, можно пользоваться черновиком, необходимо включить в пересказ высказывание). После истечения времени на подготовку собеседник забирает текст и предлагает приступить к ответу.
  • Собеседник знакомит с темами для монолога и диалога, предлагает выбрать одну из них, назвать ее. После выбора темы учитель дает карточку для подготовки. Дает на подготовку 1 минуту, затем слушает ответ.
  • После ответа собеседник предлагает приступить к диалогу. Учитель задает вопросы по теме предыдущего задания. Выслушивает ответы выпускника.
  • По окончании ответа выпускнику предлагается прослушать сделанную аудиозапись его ответов и убедиться в ее качестве: голос должен звучать громко, слова должны быть отчетливы, никаких посторонних звуков при ответе быть не должно.
  • После выполнения всех заданий собеседник объявляет об окончании испытания. Выпускник покидает аудиторию.
  • Во время выполнения заданий 1, 2 и 3 собеседник не имеет права подсказывать и задавать вопросы.

Спустя 15 минут

Вот 15 минут собеседования позади, и вы свободны. Вернуться в комнату ожидания вы уже не можете. Ведь контактировать прошедшим испытание и готовящимся к нему запрещено.

Что же делать дальше? А это зависит от администрации школы. Организация режима дня выпускников в этот день определяется директором и завучем.

Есть два пути развития действий.

Школьники, побывав в аудитории и пройдя итоговое собеседование, отправляются домой. Как и во время всех экзаменов, уроки в день собеседования отменяются. Выпускники испытывают определенный стресс во время участия в итоговом собеседовании, им нужно отдохнуть.

Но может быть и по-другому. На этот день составляется расписание. И выпускники после итогового собеседования идут на уроки. Это весьма неудобно для многих, ведь возможна такая ситуация, когда на уроке присутствует лишь три школьника. Остальные еще находятся в комнате ожидания.

Второгодники

Кстати, выпускники, которые были оставлены на повторное обучение по итогам сдачи ОГЭ в прошлом году, от прохождения итогового собеседования освобождаются. Они уже в свое время прошли это испытание и доказали своим умения читать, пересказывать, составлять монологи и участвовать в диалогах.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Что такое итоговое собеседование в 9 классе и как его пройти?

Сдаем ОГЭ за 9 класс

С 2019 года введено определение знаний школьника по русскому языку в форме итогового собеседования. Что это такое и как проводится — в этом материале.

Итоговое собеседование — составная часть ОГЭ

Для определения знаний школьника девятого класса по русскому языку с 2019 года введено собеседование. Это можно расценивать, как шаг к значительному упрощению экзамена. В случае, если бы писалась письменная работа, результаты у многих учащихся могли быть заметно хуже.

Тем не менее, недооценивать собеседование по русскому языку не следует. Определены четкие критерии, по которым школьник должен показать свои знания.

Результаты ОГЭ влияют на оценки, которые будут занесены в аттестат при окончании девятого класса.

На собеседовании проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы и доносить до собеседника свою точку зрения. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться.

Из чего состоит собеседование

В итоговом собеседовании по русскому языку существует четыре задания:

  • 1. Чтение текста
  • 2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации
  • 3. Монолог
  • 4. Диалог с экзаменатором

За собеседование ставят зачёт или незачёт. Все четыре задания оцениваются максимум в 19 баллов. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите экзамен, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных.

Чтение текста

Что требуется. В первом задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к чтению даётся 2 минуты.

Пример текста, предлагающийся на собеседовании:

* Пример задания на чтение текста из демоверсии ФИПИ

Как подготовиться к чтению текста?

На подготовку отводится две минуты. За это время постарайтесь сразу подготовиться и к пересказу: запомнить самые важные детали, сделать необходимые пометки в черновике. Позже у вас не будет на это времени.

Обратите внимание на:

  • Незнакомые имена и фамилии
  • Незнакомые или сложные слова
  • Географические названия
  • Числительные

Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения.

Не забудьте про детали. Если в тексте встречается сначала полное имя персонажа, например, Сергей Павлович Королев, а дальше сокращенная форма — С.П. Королев, нужно и в этом случае прочитывать инициалы полностью — «Сергей Павлович».

При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.

Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

Баллы. За чтение можно получить максимум 2 балла.

Пересказ текста

Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали.

Пример пересказа текста.

Перескажитe прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королева, выдаюшегося конструктора и ученого, о Ю.А. Гагарине:

«Ом открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее — он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее. »

Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Читайте также  Какая коробка на Лада Веста св кросс?

* Это пример задания на пересказ текста из демоверсии ФИПИ

К пересказу предъявляется два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите высказывание, характеризующее персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

  • Все ли микротемы переданы
  • Допущены ли фактологические ошибки
  • Насколько точно в пересказ включено высказывание
  • Сделаны ли ошибки при цитировании

Совет: Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 1 минуту во время подготовки к пересказу. Потом его заберут. Однако вы сможете использовать те пометки, которые успели сделать для себя в черновике.

Перед экзаменом уточните у организаторов, можно ли при ответе пользоваться карточкой с высказыванием или записью цитаты в черновике. Если такой возможности не будет, не стремитесь выучить высказывание наизусть. Главное — понять его смысл и пересказать с помощью косвенной речи: «Сергей Королев говорил о Гагарине, что он…» При цитировании высказывания нужно обязательно упомянуть его автора.

Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.

Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.

Отдельно оценивается правильность речи при чтении и пересказе:

  • Нет грамматических ошибок — 1 балл
  • Орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки в слове, в котором не проставлено ударение — 1 балл
  • Нет или не более трёх речевых ошибок — 1 балл
  • Отсутствие искажения слов — 1 балл

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

Монолог

В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи:

  • описание,
  • повествование
  • рассуждение.

Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.

Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут.

Пример задания на монолог:

* Примеры заданий для монолога из демоверсии ФИПИ

Советы. Обязательно отвечайте на вопросы из карточки. Иначе вы потеряете 1 балл.

Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла.

Он оценивается по трём основным критериям:

1. Соответствие коммуникативной задаче

Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке.

2. Учёт речевой ситуации

1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любого сленга.

3. Речевое оформление

Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения. И если в ней нет логических ошибок.

Диалог

Экзаменатором-собеседником может быть любой преподаватель с высшим образованием. Он не сообщит вам заранее, на какую тему будет с вами общаться. Просто начнёт задавать вопросы, вовлекая вас в диалог. В карточке экзаменатора есть список примерных вопросов, но он может задавать и другие вопросы по этой теме.

Для диалога рекомендуется выбрать не ту тему, по которой вы произносили монолог.

Пример задания:
«Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста. давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.»

Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка и литературы. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может оценивать ответы по аудиозаписи.

Советы. Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы. Вам не обязательно соглашаться с экзаменатором. Вы можете отстаивать свою точку зрения, но делать это нужно логично и последовательно.

Баллы. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл.

Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга.

Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм и правильность произношения слов.

Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.

За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Что нужно знать о порядке проведения экзамена

✔ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

✔ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

✔ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

✔ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если вы не уложитесь в это время, вам дадут до 30 минут.

✔ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

✔ Спецификацию и кодификатор итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.

Для более подробной информации о критериях оценки школьника при проведении итогового собеседования посмотрите рекомендации ФИПИ по этому вопросу.

Итоговое собеседование учащихся 9 класса

Уважаемые учащиеся и родители 9 класса 2020-2021 учебного года.

Проект демонстрационных материалов к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе опубликован на сайте ФИПИ.

День проведения итогового с обеседования – 10 февраля 2021 года.

1). Даты проведения:

1) основной срок (вторая среда февраля) – 10 февраля 2021 года

2) дополнительный срок 1 (вторая рабочая среда марта) – 10 марта 2021 года

3) дополнительный срок 2 (первый рабочий понедельник мая) – 17 мая 2021 года

Об итоговом собеседовании в 9 классе

1. Собеседование по русскому языку проводится в устной форме.
2. Итоговое собеседование является для выпускников девятых классов допуском к ГИА.
3. Собеседования включает 4 типа заданий :
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

4. На подготовку каждого задания участнику будет даваться около минуты .

5. Общее время ответа (включая подготовку) около 16 минут.

6. Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России , таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

7. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись .

8. Собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах .

9. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .

10. Общее количество баллов за выполнение всей работы — 19.

11. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов .

Демоверсии итогового собеседования:

Согласно новому порядку проведения ГИА-9, итоговое собеседование становится допуском к ОГЭ. В 2020 году основной этап итогового собеседования пройдёт 12 февраля.

. Итоговое собеседование по русскому языку проводится для обучающихся, экстернов во вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в образовательную организацию по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседовании по русскому языку. Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях и (или) в местах, определенных ОИВ (далее вместе – места проведения итогового собеседования по русскому языку).

Комплекты текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку доставляются Рособрнадзором в ОИВ, учредителям образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования (далее – учредители), в загранучреждения в день проведения итогового собеседования по русскому языку. Если по объективным причинам доставка комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку в день проведения итогового собеседования по русскому языку невозможна, доставка комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку осуществляется в более ранние сроки. Хранение комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и позволяющих обеспечить его сохранность. Вскрытие комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку до начала проведения итогового собеседования по русскому языку не допускается. Для лиц, указанных в пункте 44 настоящего Порядка, продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут.

Проверка ответов участников итогового собеседования по русскому языку завершается не позднее чем через пять календарных дней с даты его проведения. Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачёт» или «незачёт».

Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны: получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат («незачет»); не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально; не завершившие итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально. Утверждённая демоверсия. Общее количество баллов за выполнение всей работы –

Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. Критерии оценивания идут в комплекте с демоверсией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: