Какие функции выполняет электронное правительство?

Какие функции выполняет электронное правительство?


Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.

Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.

Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.

В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:

  • 2002 г. – принята федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm);
  • 2008 г. – утверждена Стратегия развития информационного общества (http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html);
  • 2010 г. – принята Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) (http://government.consultant.ru/images/1/526/1526423.zip).

Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:

  • удобство получения информации о деятельности государственных органов;
  • удобство получения государственных услуг;
  • оперативность получения информации и услуг.

Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.

В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.

Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России — проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов — планируется на декабрь 2015 г.

Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг

Сведения о государственных услугах могут быть получены через:

  • официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • информационные киоски;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
  • центры телефонного обслуживания.

В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:

  • перечень так называемых «лично предоставляемых документов» — п.4. ст.7;
  • перечень документов — результатов оказания государственных (муниципальных) услуг п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9.

Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:

  • предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.

Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.

Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (http://e-democratia.ru/).

Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.

Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.


Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»

На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (http://social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы

Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.

Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:

Ролик «Электронное правительство»

Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)

Ролик «Кратко об «Электронном правительстве» Свердловской области»

* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов — электронная демократия.

Практика

Упражнение 2.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:

  • Правительство Российской Федерации
  • Администрация субъекта федерации
  • Районная администрация
  • Муниципальное образование по месту вашего проживания

Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?

Содержали ли найденные вами сайты контактные данные государственных служб (адреса, телефоны, электронная почта, график работы)? Легко ли вы их нашли?

Подсказка: рекомендуемые ИПС

Рубрики

Ссылки

Электронное правительство. Основные понятия и определения.

Для раскрытия данной темы, в первую очередь необходимо обратить внимание на основные определения.

В настоящее время существует большое количества определений «Электронное правительство» (ЭП). Сначала рассмотрим официальное определение данного термина:

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

В работах ряда ученых можно было встретить несколько трактовок электронного правительства. Так, В.И. Дрожжинов и И.Р. Агамирзян подчеркивали:

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство — новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Gartner Group (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий):

Электронным правительство — непрерывная оптимизация процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Максимально кратко «электронное правительство» можно охарактеризовать как «автоматизацию процесса предоставления государственных услуг».

Из вышеперечисленных определений, после анализа информации и изучения данной темы, я предлагаю обратить внимание на определение, которое было сформировано В.И. Дрожжиновом и И.Р. Агамирзяном :

Электронное правительство ­— новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

По моему мнению, это наиболее четкое и понятное определение выше рассмотренного термина. Представлены субъекты электронного правительства, технологии, с помощью которых происходит получение информации, а также основное направление деятельности. Это определение я считаю более кратким и ёмким. Далее в работе я буду опираться именно на это определение.

Задачи электронного правительства

  • Необходимо создать централизованную базу данных, а также надежную внутреннюю правительственную сеть, для интеграции отделений и департаментов, что предполагает совместное сотрудничество.
  • Предоставление востребованных услуг для граждан, несомненно, в надежной и удобной форме по средствам Интернет ресурсов;
  • Стремиться к демократии.

Электронное правительство должно обеспечивать:

  • Более оптимизированное администрирование, а также снижение затрат на данные процедуры;
  • Взаимоотношение между обществом и правительством, а также переход на новый и кардинально новый уровень;
  • Развитие демократии, повышение ответственности властей перед народом.

Актуальность исследования данной темы высока. Среди граждан и организаций ЭП является очень востребованным. Быстрыми темпами развиваются информационно-коммуникационные технологии, население становится более образованным и пытается минимизировать затрату времени и сил на административные процедуры. Особенно популярным является развитие следующих сфер, обратим внимание на некоторые из них:

  • Социальная. Основные субъекты: пенсионный Фонд, услуги Федеральной Миграционной Службы, Фонд Социального страхования;
  • Юридическая. Адвокатура, нотариат;
  • Экономическая. Финансы, налоги, отчеты, бизнес планы;
  • Медицинская. Больничные листы, талоны;
  • Муниципальная. ЖКХ.

А также и другие сферы деятельности населения, организаций.

Основные цели электронного правительства

Следует понимать, что электронное правительство не может быть дополнением либо аналогом традиционного правительства, как мы считаем. Это новый способ взаимодействия, по средствам использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для повышения эффективности использования и предоставления разнообразных государственных услуг. Планируется, что в будущем электронное правительство станет более актуальным и массовым в использовании, чем в настоящее время. Технологии ИКТ существенно позволяют достичь желаемого результата взаимодействия между гражданами, правительством и бизнесом.

Таким образом, предлагаю обратить внимание на основные цели электронного правительства:

  • Для электронного правительства характерно предоставлять услуг населению, а также бизнесу;
  • Одной их основных задач выявляется самообслуживание граждан для получения необходимой информации по средствам технологий ЭП;
  • Повышение квалификации граждан и осведомленность в данной области;
  • Участие населения (избирателей) во всех процессах, связанных с государственным управлением и руководством страны;
  • Снижение фактора, географической удаленности.

Электронное правительство

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

Итак, функции электронного правительства определяются следующим образом:

• организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т. п.) электронными средствами, информировани

я теми же средствами граждан о работе государственных органов;

• информационные технологии в государственном управлении;

• государство в сети Интернет;

• метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

• трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий;

• автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются; обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения;

• использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий.

Внедрение технологий электронного правительства может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

Электронное правительство позволяет, в том числе решить три основные проблемы власти: ввести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с властью по принципу одного окна (правительственного портала) и, кроме того, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, бюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам.

Электронное правительство дает гражданам больше возможностей влиять на жизнь страны путем предоставления ему возможности выражать свою точку зрения посредством интернет-технологий. В тоже время Интернет позволяет органам госвласти повышать свое значение и влияние путем предоставления новых услуг, максимально адаптированных для потребителя. Важно отметить, что электронное правительство это не автоматизация существующих процессов, не дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности, а создание новых процессов и новых взаимоотношений между «управляемыми и правящими», направленных на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Таким образом, электронное правительство является концепцией новой системы управления государством, элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это вместе со многими другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реинжиниринга государственного управления на основе создания и функционирования принципов электронного правительства.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.

2. Три стадии электронного правительства

Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним «через одно окно». Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через «одно окно» (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.

3. Десять первоочередных мер по построению электронного правительства

1. Систематически объявлять о всех правительственных заседаниях. Сообщать о времени, месте, повестке дня, а также давать информацию о возможностях для граждан подавать предложения, участвовать или наблюдать (виртуально) за ходом заседаний.

2. Разместить на главной странице веб-сайта «кнопку демократии», которая открывает пользователю специальный раздел о предназначении и миссии правительственных учреждений и организации, об основных государственных деятелях, ссылки на основные законы, детали бюджета и прочую информацию правительственной подотчетности. Публиковать информацию о том, как граждане могут наиболее эффективно влиять на политику того или иного учреждения. Здесь могут содержаться ссылки на соответствующие комитеты и органы национального/местного парламента.

Роль электронного правительства в системе государственного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Электронное правительство – это инструмент, обеспечивающий функционирование органов государственного управления за счет применения информационных технологий с целью упрощения процесса взаимодействия государства, граждан и хозяйствующих субъектов при предоставлении им государственных услуг.

Причины создания электронного правительства в системе государственного управления

Государственное управление является неотъемлемой частью современного общества. Технологии государственного управления по мере развития общества и усложнения его потребностей претерпевают существенные изменения, совершенствуясь в соответствии с требованиями времени. Одной из таких технологий, активно развиваемых на современном этапе существования российского общества, является электронное правительство.

Современное общество характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Люди на ежедневной основе используют текстовые редакторы для создания и изменения документов, табличные редакторы для выполнения подсчетов, банкоматы для получения заработной платы, платежные терминалы для совершения покупок и так далее.

Информационные технологии существенно облегчают жизнь современных людей. Именно это их качество побудило государственную власть к внедрению системы электронного правительства, призванного обеспечить упрощение взаимодействия государства и населения, а также хозяйствующих субъектов. Кроме того, информационные технологии призваны обеспечить рост эффективности функционирования органов государственного управления. Также к положительным аспектам внедрения электронного правительства в системе государственного управления можно отнести сокращение затрат на функционирование органов государственного управления и совершенствование процесса предоставления государственных услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Электронное правительство призвано обеспечить коммуникацию органов государственного управления с гражданами и хозяйствующими субъектами преимущественно посредством сети Интернет, выступающей наиболее доступным средством электронных взаимодействий.

Преимущества электронного правительства

Внедрение электронного правительства в системе государственного управления позволяет добиться положительных результатов в отношении различных аспектов государственного управления. В частности, за счет создания электронного правительства обеспечивается:

  • во-первых, приближение государственных служащих к населению и хозяйствующим субъектам при одновременном снижении значимости субъективных факторов этого взаимодействия;
  • во-вторых, обезличенное взаимодействие органов государственного управления и государственных служащих с населением и хозяйствующими субъектами при наличии контрольных механизмов, обеспечивающих возможность самостоятельного отслеживания процесса предоставления государственных услуг;
  • в-третьих, ускорение роста экономики страны за счет устранения субъективных препятствий на пути развития бизнеса, упрощение регистрационных и иных процедур в отношении хозяйствующих субъектов;
  • в-четвертых, снижение степени бюрократизации и коррупционности экономики за счет устранения прямого взаимодействия хозяйствующих субъектов, граждан и государственных чиновников, лишенных возможности требовать чего-либо от обратившихся в органы государственного управления представителей населения и бизнеса;
  • в-пятых, повышение эффективности функционирования органов государственного управления и производительности труда государственных служащих, обусловленное сокращением времени на личное взаимодействие с потребителями государственных услуг и перевода рутинных операций в автоматизированный режим;
  • в-шестых, расширение возможности участия граждан в формировании гражданского общества посредством обеспечения свободного доступа к различной информации;
  • в-седьмых, рост прозрачности работы органов государственного управления.

Система электронного правительства дает возможность осуществления открытого и прямого диалога государственной власти с населением, хозяйствующими субъектами. В этот диалог могут быть вовлечены любые социальные службы, руководители органов государственного управления различного статуса и ранга и так далее.

Электронное правительство обеспечивает доступность интерактивного взаимодействия органов государственного управления с населением и хозяйствующими субъектами.

Оценка эффективности функционирования электронного правительства в системе государственного управления

Различные преимущества создания электронного правительства в системе государственного управления, с точки зрения специалистов, тем не менее, требует оценки влияния этого правительства на эффективность функционирования государственной власти.

Правительства разных стран осуществляют разработку методологии, позволяющей оценивать эффект от внедрения электронного правительства в систему государственного управления. Помимо этого, существуют и частные разработки в данной области, суть которых сводится к следующему:

  • во-первых, концепция общественной ценности коммуникационно-информационных технологий, предложенная аналитической компанией Gartner, суть которой состоит в измерении вклада, получаемого от инвестиций в развитие информационных технологий в сфере государственного управления, в том числе за счет обеспечения роста качества обслуживания граждан, эксплуатационной эффективности информационных технологий;
  • во-вторых, модель оценки добавленной стоимости, предложенная консалтинговой фирмой Accenture, призванная адаптировать анализ добавленной стоимости для частного бизнеса по отношению к государственному сектору. В основе этого анализа находится идентификация совокупности результатов, ориентированных на граждан, дающих возможность измерения их рентабельности при функционировании электронного правительства;
  • в-третьих, концепция «выгоды граждан», предложенная консалтинговой компании Deloitte, для оценки финансовой выгоды, получаемой от функционирования электронного правительства государством, бизнесом и населением.

Основные термины и функции электронного правительства

В современном понимании термин «электронное правительство» (e-Government) трактуется прежде всего как «электронное управление государством», то есть максимальное использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий. По идее, реализация электронного правительства должна привести к положительным изменениям в отношениях правительства с тремя категориями «пользователей»: обычными гражданами, государственными служащими и представителями бизнеса. Соответственно, эти отношения обозначаются как G2C — связь государства с гражданами, G2G — между государственными органами, G2B — отношения государственных органов и бизнеса. Таким образом, электронное правительство должно модернизировать все уровни государственного управления: от межведомственного взаимодействия до взаимодействия государства и граждан.

Более технологичное определение трактует понятие «электронное правительство» как систему государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Трактовка термина «электронное правительство» во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Она, прежде всего, связана с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Трактовка термина «электронное правительство» во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе, которым она порождается. Это, прежде всего, связано с пониманием функций электронного правительства на различных этапах его становления. Например, в России и Украине, где электронное правительство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность. Например, начальник департамента правительственной информации России Андрей Коротков так говорит об электронном правительстве: «Это неточный термин, мы не должны говорить об электронном правительстве, мы должны говорить о правительстве, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о Федеральном собрании, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о судах, которые используют информационные технологии. Мы говорим о некой коммуникационной среде, которая позволяет структурам власти и структурам гражданского общества, бизнесу взаимодействовать в единых стандартах, понятных друг для друга».

Широкое понимание электронного правительства выражает не только новый характер организационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Вместе с тем очевидна и бессмысленность автоматизации существующих неэффективных процедур управления. Если провести аналогию между корпорацией и государством, то можно сослаться на известный факт, заключающийся в том, что повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационно-компьютерной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга основных бизнес-процессов.

Итак, электронное правительство призвано выполнять функции регулирования информационных отношений между основными субъектами и государственными структурами. Среди целого ряда задач, решаемых электронным правительством, следует выделить такие важнейшие его составляющие, как обеспечение равных прав и доступа к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам, предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам, осуществление электронных государственных закупок, содействие развитию интернет-экономики, регулирование взаимоотношений между основными субъектами электронного бизнеса, осуществление дистанционных фискальных и контрольных функций, оказание дистанционных консультаций, обеспечение информационной безопасности и др.

| следующая лекция ==>
Лекция №23 | Поэтапное построение электронного правительства

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Электронное правительство

«Электронное правительство» (e-Government) — часто встречающийся, в последнее время, термин. Используется, впрочем, чаще наивно-интуитивно, не особенно и задумываясь-то над содержанием понятия. Поэтому, вместо «единое окно» читаешь иногда: «одно окно» (трудно себе вообразить что-то более ужасное, чем обслуживание населения «через одно окно»).

Появился этот термин в конце 80-ых годов прошлого века в США и Канаде.

«Электронное правительство» — часть электронной экономики и демократии в стране, система для повышения степени ответственности государства перед народом, мало зависящая от географических факторов.

Впервые об электронном документообороте (в рамках СССР) заявил известный советский кибернетик В.М.Глушков в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он разработал принципы создания Общегосударственной системы автоматизированного управления всей экономикой большой страны (система ОГАС).

«Электронное правительство» направлено на изменение моделей взаимодействий в обществе.

Что это такое «электронное правительство»?

Это такая инфраструктура государства, которая интегрирует с помощью сетей Интернет в новую, единую среду, как население страны, так власть и бизнес. Основной целью такой интеграции является новая организация и поддержка новых форм оперативного, результативного и массового общения граждан и бизнеса с правительством, различного уровня властными структурами.

Актуальность «электронного правительства» определяется динамичностью многих подсистем современного государства: ФСС, ПФР, ФМС, адвокатура, суды, нотариат, бюджет, налоги, финансы, таможня, наука, образование, медицина, ЖКХ и т.д.

Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.

«Электронное правительство» предполагает:

  • информационную и коммуникационную грамотность населения;
  • наличие и государственную поддержку необходимого количества и качества (структура, содержание, «мощность») информационных систем и потоков;
  • технологическую модернизацию, оптимизацию (рационализацию) всех форм, структур и систем государственного аппарата и управления, «прозрачность» их функционирования, взаимодействия, расходования государственных средств.

Модели взаимодействия электронного правительства

«Электронное правительство» – это не дополнение или аналог «обычного» правительства. Это – новые способы взаимодействий с помощью Интернет-коммуникаций, корпоративных и социальных сетей с целью повышения эффективности предоставляемых государственных услуг.

Основные модели взаимодействий электронного правительства:

  • между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
  • между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
  • между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
  • между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).

Концепция формирования «электронного правительства» в РФ

В РФ разработана и утверждена (6 мая 2008 года) Концепция по формированию в РФ электронного правительства в рамках реализации проекта «Электронная Россия» (постановление № 721 «О внесении изменений в ФЦП «Электронная Россия»»).

Основные цели и задачи этой Концепции

  • доступные качественные услуги государства и муниципалитета – как для физических, так и для юридических лиц;
  • упрощенные, оперативные и эффективные процедуры оказания населению государственных слуг, в том числе, самообслуживания при оказании таких услуг;
  • реализация принципа «единого окна» для обслуживания физических и юридических лиц;
  • расширение доступа всех к (открытой) информации по работе органов власти;
  • расширение и поддержка доступности к такой информации;
  • расширение форм участия народа в принятии властью решений;
  • обеспечение и поддержание эффективной обратной связи типа «население — власть»;
  • усиление ответственности власти за надлежащее качество принимаемых ею решений.

Что необходимо сделать в рамках Концепции?

Для всего этого необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:

  • средств удаленного доступа к открытой и общезначимой информации всех структур власти;
  • государственных и муниципальных услуг с помощью центров доступа и сетей Интернет (по принципу «электронный киоск») и многофункциональных центров предоставления таких услуг;
  • электронного документооборота;
  • информационных систем планирования и управления;
  • нормативно-правовой базы взаимодействий участников.

Строительство «электронного правительства» и сайтов

«Сайтостроительство» для нужд «электронного правительства» предусматривает:

  • развитие сети ведомственных сайтов для доступа к ведомственным информационным системам;
  • развитие информационно-справочной системы поддержки госуслуг и взаимодействия граждан с госорганами;
  • создание порталов органов госвласти;
  • развитие интерактивного взаимодействия и электронных платежей;
  • обеспечение полного и недискриминационного доступа к ресурсам, обратной связи и обработки обращений граждан;
  • создание сети центров общественного доступа (на почте, в библиотеке и др.).

Примеры реализации Концепции по России

Из различных СМИ и сообщений в Интернет следует, что пока «электронное правительство» более или менее функционально реализовано в Сингапуре и Эстонии. А что сделано в России?

Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:

  • портал электронного представления товарной информации на таможне РФ;
  • создается в Москве интеллектуальная система борьбы с автоугонами и транспортной системы;
  • оформление (подача заявления и фотографии) внутреннего паспорта через портал;
  • начата разработка «электронного офиса» московской мэрии для работы с населением, в том числе, отслеживания общественного мнения о недостатках работы мэрии в Интернет;
  • внедрены процедуры электронного взаимодействия в арбитражном суде Московского округа;
  • разработаны и прошли опытную эксплуатацию информационные киоски доступа для проектов «Электронный Татарстан» и «Электронная Чувашия» (пилотные проекты), в частности, бюджет программы по Татарстану увеличен в полтора раза в 2012 году по сравнению с прошлогодним (до 200 млн. руб.);
  • разработана основа для «Электронного правительства» Калужской области (система, объединяющая правительство и министерства области, администрации губернатора, районов, городских округов и других точек (всего 48);
  • запущен (при содействии «Дальсвязи») социальный проект «Поколение оn-line» (обучение старшего поколения Интернет-взаимодействиям);
  • запущена в Тульской области (по программе «Электронное правительство») подготовка регистрационных документов, как для физических, так и для юридических лиц, почти две тысячи учреждений объединят в единую сеть;
  • запущена в Самарской области (по соответствующей региональной программе) интерактивная кадастровая геоинфосистема (цифровая карта), с данными о любом земельном участке (правовой статус, адрес, площадь, стоимость по кадастру), с заверением электронной подписью в Госреестре и пересылкой заявителю по e-mail;
  • запущена и функционирует в Кировской области «электронная приемная» — жители области могут направить жалобы на любой орган (любое должностное лицо) исполнительной власти;
  • реализуется переход к межведомственному электронному взаимодействию при предоставлении госуслуг в Свердловской области (по 43 типовым услугам);
  • запускается разветвленная сеть из 293 электронных терминалов по оказанию госуслуг в 160 административных зданиях Нижегородской области, где планируется осуществлять все платежи только через эти терминалы (в том числе, за связь и ЖКХ);
  • первоочередные услуги (получение субсидии ЖКХ, документов ЗАГС, постановка на учет нуждающихся в жилье и другие, всего их 17) в Курганской области принимаются в электронном виде;
  • в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;
  • в электронный вид переводят социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);
  • в Татарстане осуществляется переход к электронному журналу в школах, а в Ставрополье и еще в шести регионах страны – «облачный сервис в школах».

Это далеко не полный перечень моментов развития «Электронного правительства» в России.

Полная реализация «Электронного правительства» (трудно сказать, к какому сроку) должна позволить достижения уровня многих развитых стран и приближения к показателям стран ЕС. Ведь и по уровню компьютеризации, и доступности Рунет непреодолимого отставания от этих стран – нет.

Следует отметить, что плохо обстоят дела с эффективным инструментарием, как для разработок, так и для адаптации, а также для оценки их эффективности. Да и психологический барьер неподготовленного «чиновничества» и населения также сильно сказывается.

Электронный парламент

Концепция «электронный парламент» внесена в Думу недавно, но пока на реализацию денег не было. Сейчас финансы найдены, после выборов планируется выделение примерно 500 млн. руб.
Концепция предусматривает ряд этапов.

  • На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета.
  • На втором этапе – создание парламентского портала для населения.

После авторизации любой может внести законодательные предложения. Предложения, которые соберут на портале достаточно голосов независимых экспертов и посетителей сайта, будут затем рассмотрены в Думе. Она сейчас оснащается Wi-Fi, но есть сложности безопасного подключения к специальному модему.

Необходимо использование электронной цифровой подписи.

Электронная цифровая подпись – как элемент взаимодействия в рамках «электронное правительство»

Электронная цифровая подпись понадобится всем. Особенно, при реализации «электронного правительства».

Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей — открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.

Сертификат ключа электронной цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер сертификата, другие данные.

Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает ответственность за нарушение регламента об ЭЦП и декларирует следующие положения:

  • электронная цифровая подпись и оригинал подписи лица (правомочного лица) имеют одинаковую силу;
  • пользователь открытого ключа может требовать подтверждения сертификата ключа в удостоверяющем центре;
  • владелец сертификата ответственен (в уголовном порядке!) за последствия, возникшие при использовании (несанкционированном!) закрытого ключа;
  • неправомерное использование ЭЦП лица или доступ к нему приводит к ответственности (до уголовной!).

Важно также решить проблемы аутентификации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: