Какие стадии рассмотрения дела об административном правонарушении?

Как ведется производство об административных правонарушениях

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

  • обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
  • поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
  • заявление пострадавших;
  • сообщения в СМИ.

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

Этапы производства по делам об административных правонарушениях

Этапы производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией производства по делам об административных правонарушениях следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы, особенности.

Производство состоит из четырех частей (стадий), на каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.

Административное расследование (формальные моменты процедуры):

– установление фактических обстоятельств;

– процессуальное оформление результатов расследования;

– направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

Рассмотрение дела (сбор и анализ информации):

– подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

– анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

– доведение постановления до сведения.

Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):

– обжалование, опротестование решения;

– проверка законности постановления;

Исполнение постановления (материалам дается ход):

– обращение постановления к исполнению;

– окончание исполнения (дела).

При ускоренных производствах все стадии «сливаются» в один процесс.

Возбуждение административного дела. Поводы к возбуждению дела: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из госорганов, органов муниципального самоуправления, заявления физических и должностных лиц; сообщения в СМИ. Основание для возбуждения дела – наличие достоверных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного правонарушения. Протокол – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (предположительно); составляют его уполномоченные должностные лица.

Читайте также  Какой антифриз лучше залить в сенс?

Рассмотрение дела. Прежде всего, орган (должностное лицо) осуществляет подготовку к рассмотрению: относится ли дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы; извещены ли участвующие лица о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли материалов для рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок рассмотрения дела:

а) объявление о том, кто рассматривает, какое дело, кто привлекается;

б) устанавливается личность участников, разъясняются права и обязанности;

в) оглашается протокол;

г) заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются доказательства.

Разрешение дела – выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу (либо о прекращении дела, либо о наложении административного взыскания). Судья вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Принятие постановления – дается окончательная оценка, определяется мера воздействия – наложение административного взыскания либо прекращение делопроизводства. Решение – это юридически властный акт; он должен быть правильно оформлен, содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания).

Обжалования и опротестования постановления. Право на обжалование имеет лицо, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевший. Опротестование осуществляется прокурором. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление. Они обязаны в 3-дневный срок направить дело со всеми материалами в соответствующий суд, вышестоящий орган. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы, протеста – 10 дней; 1 день – на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает исполнение постановления по делу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1.КоАП)Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном

Тема 11 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях

Тема 11 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях – это один из видов

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27. 1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность лица и

СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТАТЬЯ 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СТАТЬЯ 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения 1. Лицо, которое управляет транспортным средством

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении кратко

Правонарушения в нашем государстве совершаются гораздо чаще, чем преступления. Существует ли какой-то особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.

Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

Процессуальные основания для рассмотрения дела

Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа — трое суток.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

Рассмотрение дела

При непосредственном рассмотрении дела наиболее полно и ярко раскрывается все содержание правоприменительной процедуры. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении обусловлен целенаправленностью задач и предметностью.

Что служит непосредственным предметом правоприменения в административном производстве? Согласно заключениям юристов, это конкретный случай. Здесь проявляется нормативно-правовая урегулированность общественных отношений и действенность юридических гарантий. Необходимо это для четкого и неукоснительного соблюдения законных интересов и прав граждан.

Что является целью рассмотрения дела? Согласно закону, это установление конкретных обстоятельств нарушения закона. Должны быть выяснены факты с последующим их оцениванием. В конечном итоге к виновному лицу применяются меры административного взыскания.

Согласно статьям 29.7-29.13 КоАП РФ, процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях включает в себя слушание дела, установление явки субъектов производства, проведение экспертизы (судебно-медицинской, лингвистической или другой) и вынесение соответствующего определения.

О материалах дела

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде состоит из множества различных этапов. Каждый этап подлежит обязательной регламентации. Большую роль играет процедура разъяснения участникам производства их обязанностей и прав. Обязательному рассмотрению подлежат ходатайства и отводы, поданные различными заявителями.

Нередко в ходе судопроизводства принимается заявление об отводе или самоотводе. Речь идет о ситуациях, когда судья или иное должностное лицо решает приостановить производство на определенный срок. Надо сказать, что причины для отвода должны быть очень веские. В противном случае появится риск неправильного вынесения постановления.

Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях включает в себя огромный бюрократический пласт. Разные бумаги формируются и регистрируются почти на каждом этапе судопроизводства. Однако самую важную роль играет конечный документ. Именно о нем будет рассказано далее.

Постановление по делу

Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

  • о прекращении делопроизводства;
  • о назначении наказания в виде административной санкции.

Постановление должно выноситься в следующих случаях:

  • появление исключающих вину факторов;
  • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
  • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

Определение по делу

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика. Самый частый пример — порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе. Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение — документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу. Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем голосования. По итогу определение подписывается судьей.

Читайте также  Когда нужно доливать антифриз?

Определение, постановление, протокол о нарушении — список итоговых судебных документов на этом не исчерпывается. Стоит также выделить представление — нормативный акт, в котором указываются условия и причины выявленного правонарушения. По сути, представление необходимо для дальнейшей профилактики преступлений закона. Часто документ выносится и при нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.

Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

О сроках рассмотрения дела

Официально установленный срок административного делопроизводства — 15 суток. Отсчет этого срока начинается в момент получения судьей протокола по делу и дополнительных материалов.

Столь краткий порядок рассмотрения дела об административного правонарушения может быть продлен. Однако решение о продлении должен принять сам судья, но только при наличии действительно веских причин. Выносится мотивированное определение судебного органа, в котором указываются требования к продлению срока не более чем на месяц.

Существует конституционная норма (статья 22), в которой указывается срок задержания лица за административное нарушение. Так, до вынесения судебного постановления гражданин не может находиться под административным задержанием сроком более чем 48 часов.

О стадиях расследования

Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести. Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором. В таком случае выносится постановление.

Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима. Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования — один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

Где рассматривается дело?

Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

Продление срока изучения дела

Выше уже было указано, что срок административного правонарушения может быть продлен. Но какие на то должны быть причины? Закон говорит о случае, когда участники судопроизводство подают ходатайство о пересмотре дела. Это самый распространенный сценарий продления производства. Еще одна причина заключается в появлении новых обстоятельств. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования сроком не более, чем на месяц.

Таким образом, безосновательное продления сроков запрещается. В Российской Федерации действует презумпция невиновности, согласно которой человек, чья вина не доказана в судебном порядке, считается невиновным. А невиновному человеку не очень хочется пребывать в заточении. Поэтому обязательно должны быть основания для продления делопроизводства, и касаться они должны самого ответчика.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в 2021 году

С вопросами административного права сталкиваются все граждане, независимо от своего статуса, занимаемой должности или рода деятельности. Данная отрасль охватывает такие сферы как: работа в государственных учреждениях на госслужбе, отношения на дорогах, взаимоотношения граждан, общественный порядок и многое другое. Соответственно, в силу большого количества предусмотренных норм и правил, в данной области устанавливается наибольшее число нарушений.

[blockquote_2]Правонарушением принято называть противоправное действие (либо же бездействие) лица (физ., юр.), за которое законодательством предусматривается ответственность. Административным называют то, что рассматривается и предусматривает выбор наказания по КоАП. [/blockquote_2]

Правонарушения в данной сфере расцениваются как представляющие наименьшую опасность общественности, поэтому слишком строгих последствий такой деликт не повлечёт. Но стоит знать об особенностях рассмотрения таких дел, чтобы в случае неприятностей уметь отстоять свои права и сохранить справедливость. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Органы, в компетенцию которых входит рассмотрение подобного плана дела

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов. Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

Видео – Административное производство

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения, если данное дело касается административного правонарушения, четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП.

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию. В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений). Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права. Нарушение любого из указанных пунктов прямо влияет на процесс, ведь может стать поводом для начала нового рассмотрения или пересмотра дела в дальнейшем. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке. Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения. Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения. Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу. Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Важно! В Протоколе должен быть указан не только номер статьи, а и четко расписано её название, т.к. влияет на определение ведомственности, а затем – на установление меры ответственности.

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование). Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении. Если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела, то копия документа может высылаться по почте в течение трёх дней. Как должна выглядеть копия постановления, выдаваемая участникам процесса

Читайте также  Когда в пмр надо менять резину?

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.

Этапы административного процесса

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей. Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом. Компетентный в правовых вопросах специалист обязательно подскажет, на что стоит обратить внимание, как защитить вам собственные интересы, как подать апелляцию (если будет нужно) и т.д.

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано административное дело, не могут его рассматривать в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних и некоторые другие рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Этот срок может быть продлен мотивированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются и анализируются все обстоятельства правонарушения: оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства Закон устанавливает процессуальные требования к порядку рассмотрения административного дела: объявляется, кто рассматривает дело (должность, Ф.И.О. либо название органа), какое дело подлежит рассмотрению, устанавливается явка участников производства по делу, им разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и т.д. (ст. 29.7 КоАП).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с кодексом.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних, административной комиссией и др.).

Принятие и оформление решения (постановления) по делу. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Таким образом, постановление выносится, если разбирательство по делу закончено. В постановлении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: имел ли место состав правонарушения, дается его юридическая квалификация по статье кодекса или закона субъекта РФ, указывается наказание либо основания прекращения производства по делу и др.

Принятие определения означает, что дело может быть рассмотрено в другое время, другим субъектом или по нему необходимо провести дополнительное расследование.

Доведение принятого решения до сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического (юридического) лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Кодекс РФ об административных правонарушения строго регламентирует такую процедуру, как рассмотрение дела об административном правонарушении. Причем этот порядок, права участников дела одинаковы для всех. Независимо от того, нарушено ли федеральное законодательство и ответственность закрепляет КоАП РФ. Или законы субъектов РФ, местных органов, ответственность за нарушение которых устанавливает закон субъекта России. Глава 29 КоАП РФ содержит требования к указанной процедуре.

Поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении — это неотъемлемая часть порядка привлечения к административной ответственности, то нарушение правил может стать веским аргументом при обжаловании постановления об административном правонарушении.

До рассмотрения дела об административном правонарушении

Любое дело в сфере административной ответственности начинается с выявления события правонарушения. Закон возложил возбуждение дела об административном правонарушении на определенные органы. В соответствии с правилами подведомственности административных дел. Какой конкретно орган составляет протокол? Это зависит от состава административного правонарушения и, соответственно, статьи Особенной части КоАП РФ (закона субъекта РФ), которую должностные лица вменяют гражданину или организации.

Однако составитель протокола не всегда рассматривает дело. КоАП РФ может не дать ему таких полномочий. И в таком случае материалы дела об административном правонарушении направляются в уполномоченный орган, должностному лицу или в суд.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается после составления протокола об административном правонарушении. Или сразу после выявления нарушения, о чем на сайте размещена информация (постановление об административном правонарушении).

После получения материалов дела уполномоченный орган или суд начинают подготовку дела к рассмотрению.

Подготовка к рассмотрению

Материалы дела об административном правонарушении анализирует орган или суд, к которым они поступили. На этой стадии уполномоченное лицо проверяет соблюдение правил подведомственности, требований к содержанию протокола, иных документов, наличия отводов. Они проверяют полноту дела и собранные доказательства. А также наличие ходатайств. Обратите внимание, что по общему правилу ходатайство в рамках привлечения к административной ответственности должно быть подано в письменном виде.

На этой стадии возможна замена лица, которому поступили материалы. Основание — родственная связь с правонарушителем, потерпевшим, защитником или представителем по доверенности по административным делам. А также иная личная или косвенная заинтересованность в результатах рассмотрения дела. Правило об отводе распространяется и на суд, и на членов административной комиссии, и на любых иных лиц, которые будут рассматривать дело.

После разрешение вышеуказанных вопросов, уполномоченное лицо назначает место и время рассмотрения дела. Одновременно в суд оно может вызвать иных лиц, истребовать доказательства. Если поступило ходатайство об отложении дела о рассмотрении по месту жительства нарушителя, принимается соответствующее решение.

Когда собранных материалов по делу недостаточно для рассмотрения дела, уполномоченное лицо их возвращает на доработку. При нарушении правил подведомственности материалы дела перенаправляются в полномочную инстанцию.

Как проходит рассмотрение дела об административном правонарушении

Местом рассмотрения дела в большинстве случаев является место совершения административного правонарушения. Исключения устанавливает статья 29.5 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого составлен протокол, всегда может просить о передаче дела по месту своего жительства. Учтите, что это время приостанавливает срок давности привлечения к административной ответственности. Специально затягивать, рассчитывая, что срок истечет, не имеет смысла. Но иногда такой способ помогает. Например, человек знает о грядущих изменениях законодательства РФ. И что вскоре его поступок перестанет считаться правонарушением. Так было с изменением допустимой концентрации алкоголя в крови (с 0 до 0,16). И лицо, у которого органы ГИБДД выявили, допустим, 0,10 промилле в крови, намеренно подавало ходатайство о передаче дела по месту своего жительства. Закон принимали за это время. И дело подлежало прекращению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: