Какие темы будут в Гиа по биологии?

Как подготовиться к ОГЭ по биологии в 2021: план и материалы для подготовки

Если ученик сдает биологию, с большой вероятностью он хочет идти в медицинский, чтобы стать врачом. Но врач — это профессия, которую не выбирают в последний момент. Если человек хочет работать в медицине, то это обычно из семьи, либо из детства, либо просто судьба. Исключения — те, кто хочет сразу всего, и не может определиться, кем же он хочет стать. Эта статья для всех, кто хочет знать, как подготовиться к ОГЭ по биологии. Ведь она про необходимые основы.

Структура экзамена

Любая подготовка начинается с изучения подробностей об экзамене. Структура в ОГЭ по биологии схожа с ЕГЭ, так что в 11-м классе вам будет легче готовиться, если вы не передумаете сдавать в девятом. Вариант состоит из двух частей:

  • С кратким ответом — 24 задания;
  • С развернутым ответом — 5 заданий.

Так во многих предметах. Однако, в ОГЭ по биологии три уровня сложности: базовый, повышенный и высокий. Заданий всего 29. Чтобы узнать, как подготовиться к ОГЭ по биологии, разделим их по этим уровням:

  • Базовый — 16 номеров;
  • Повышенный — 9 номеров;
  • Высокий — 4 номеров.

Чтобы еще больше структурировать задания, разделим их по типу ответов:

  • № 1 — ответ в виде слова или словосочетания;
  • № 2-19 — ответ в виде цифры;
  • № 2024 — ответ в виде последовательности цифр;
  • № 25–29 — развернутый ответ.

Все эти задания нужно решить за 3 часа. На ОГЭ разрешено иметь калькулятор и линейку.

Оценивание заданий ОГЭ по биологии

Как подготовиться к ОГЭ по биологии и получить пятерку на экзамене? Нужно заработать от 36 первичных баллов. Все они распределены по двум частям:

  • 1 часть: 24 номера — 34 балла.
  • 2 часть: 5 номеров — 13 баллов.

По оценкам баллы распределены так:

  • «5» — 36–45 баллов;
  • «4» — 25–35 баллов;
  • «3» — 13–24 балла;
  • «2» — 0–12 баллов;

Минимальный проходной балл для сдачи экзамена — 13.

План подготовки к ОГЭ по биологии

Перед началом подготовки необходимо составить план. Это поможет всегда быть в курсе, на какой стадии вы сейчас находитесь, и легче будет двигаться к достижению своей цели. Если вы не знаете, как подготовиться к ОГЭ по биологии, то вот основные моменты, которые нужно пройти:

  1. Изучить демоверсию. Вы поймете, какие задания встретятся на экзамене, что от него ждать и на каком уровне подготовки вы находитесь сейчас.
  1. Скачать кодификатор. Вторая базовая задача, которую нужно сделать при подготовке к любому экзамену — ознакомиться со списком тем и вообще всего, что может там быть. Разделите все темы по месяцам и учите так, чтобы успеть все и выучить и повторить. Берите в расчет, что в конце года вы будете паниковать, потому что времени будет все меньше. Четко двигайтесь по плану, чтобы ничего не перемешать в голове.
  1. Посмотрите спецификацию. В ней можно узнать, за какие задания дают больше всего баллов, а за какие меньше всего.
  1. Составить расписание занятий. Оно поможет вам держать под контролем свою подготовку, чтобы не забросить ее. Составляйте расписание с учетом отдыха, не стоит ставить себе 12-часовую подготовку в день.
  1. Начать готовиться. Это самый простой ответ на вопрос о том, как подготовиться к ОГЭ по биологии.

Можно составить свой, распечатать его и повесить на стенку, чтобы каждый день или неделю ставить галочки напротив тем, которые вы уже прошли.

Темы для подготовки к ОГЭ по биологии

Чтобы подготовиться к ОГЭ по биологии, нужно знать, что изучать. На экзамене будут проверять знание этих тем:

  • Биология как наука. Самый обманчивый блок, потому что кажется самым простым. Из-за этой уверенности в нем совершают больше всего ошибок, так что будьте внимательны и перепроверяйте каждое задание.
  • Система, многообразие и эволюция живой природы. На эту тему будут задания из курса ботаники, зоологии, микробиологии. Обширная тема, в которой спрашивают то, чему обычно уделяется мало внимания.
  • Признаки живых организмов. Здесь проверяются знания о строении и функциях клеток разных царств. Будьте внимательны в вопросах наследственности и изменчивости, так как на них часто ошибаются.
  • Человек и его здоровье. В этом блоке встречаются задания по всем двенадцати системам, так что это самый масштабный блок. Нужно хорошо знать каждую, чтобы не застрять на одном из вопросов во время экзамена.
  • Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Задания об экологических факторах, проблемах, правилах поведения в окружающей среде.

Если вы будете хорошо знать эти темы, то хорошо сдадите экзамен. Осталось только подготовиться, подобрав правильные материалы.

Материалы для подготовки

Чтобы подготовиться к ОГЭ по биологии, нужно тщательно изучить все темы. Если вы хорошо учились с 5 по 9 класс, то вам останется лишь повторять эти темы до тех пор, пока они не запомнятся. Если же вы плохо знаете предмет, то вам нужно будет учить все с самого начала. Для обоих случаев подойдут такие варианты изучения материала:

  • Учебники за 5-9 класс. На экзамене будут проверять школьные знания, так что стоит обучаться по школьным учебникам. Выбирайте хороших авторов с понятными объяснениями. Некоторые из них: Крыжановский В.А., Мустафин А.Г., Чебышев Н.В., Соловков Д.А.
  • Пособия для подготовки. Они созданы для того, чтобы готовить вас к ОГЭ. В них нет ненужной информации, собраны только темы, которые действительно будут вам полезны. Рекомендуем брать авторов: Скворцов П.М., Саленко В.С., Онищенко А.В.
  • Открытый банк заданий ФИПИ. В нем можно прорешать все задачи по всем темам, чтобы прийти на экзамен подготовленным. Ведь недостаточно просто знать теорию, важно уметь применять эти знания.
  • Онлайн-вебинары от Умскул. Самый действенный способ подготовиться к ОГЭ по биологии с преподавателями, которые знают всю актуальную информацию, кураторами, которые сами сдали экзамены на высокий балл и командой, которая поможет развиваться и улучшать свой результат.

Чтобы подготовиться к ОГЭ по биологии, надо не откладывать подготовку, а готовиться усердно и много. Можно избежать ошибок прошлых выпусков и сократить путь до получения высоких баллов, но нельзя подготовиться, не применяя усилий. Так что, если вы хотите хороших результатов, то все зависит только от вас, ведь именно вы выбираете свою подготовку.

Рабочая программа по подготовке к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по биологии

предусматривает проверку усвоения основных знаний и умений по следующим разделам:

  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (6 класс)
  2. Животные (7 класс)
  3. Человек и его здоровье (8 класс)
  4. Общие закономерности живого( 9 класс) .

Скачать:

Вложение Размер
rp_po_podgotovke_oge_biologiya.docx 33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак Муниципальный район Ермекеевский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ММО

учителей географии, биологии зам. директора по УВР директор МОБУ СОШ с.Рятамак

химии, истории и обществознания _____ /Н.Х.Исламова/ _______/И.Н.Сафиуллина / протокол № _____ «_____» _______ 20__г. «____» ________20__г. руководитель ММО

по подготовке к ОГЭ по биологии в 9-х классах

на 2020-2021 учебный год

Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по биологии

предусматривает проверку усвоения основных знаний и умений по следующим разделам:

  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (6 класс)
  2. Животные (7 класс)
  3. Человек и его здоровье (8 класс)
  4. Общие закономерности живого( 9 класс) .

На уроках биологии в 9 классе учащиеся изучают разделы: Введение в основы общей биологии; Основы учения о клетке; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Основы учения о наследственности и изменчивости; Основы селекции растений, животных и микроорганизмов; Происхождение жизни и развитие органического мира; Учение об эволюции; Происхождение человека; Основы экологии.

Для подготовки к ОГЭ на уроках биологии в 9 классе тем занятий программой не предусмотрено. В связи с этим актуальна реализация программы подготовки к ОГЭ по биологии «Готовимся к ОГЭ по биологии»

Цель программы : Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии.

  1. Повторить, закрепить, углубить знания и умения по курсу основной школы 6, 7, 8 класса ;о важнейших признаках основных царств живой природы – растения, животные, грибы, бактерии, человек
  2. Систематизировать знания по морфологии, анатомии, физиологии растений, животных, человека
  3. Отработать навык решения заданий типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по биологии.
  4. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
  5. формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

Виды деятельности: : работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, работа с микроскопом, Интернет ресурсами

Формы проведения занятий: лекция, практическая работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

  • признаки биологических объектов : живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
  • сущность биологических процессов : обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека , его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Раздел 1 Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Общие свойства и уровни жизни. Методы изучения живых объектов. Клетка как биологическая система. Органические и неорганические вещества: Ткани организмов

Раздел 2. Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Раздел 3 Животные

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Раздел 4 Человек и его здоровье

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение .

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

Раздел 5 Решение заданий типовых вариантов ОГЭ

Календарно –тематическое планирование

элективного курса в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по биологии»

ОГЭ по биологии в 2022 году

Планируете сдавать в 2022 году ОГЭ по биологии – предлагаем детально разобраться, каким будет экзамен для 9 классов, введут ли очередные изменения в структуру КИМов и наполнение заданий, когда будет известна дата проведения ГИА, а также какой должна быть подготовка.

Изменения ОГЭ по биологии 2022

Экзамен по биологии идет ровно три часа — 180 минут.

Этого времени прекрасно хватает, чтобы прорешать задания, проверить их и перенести в бланк ответов. Еще на ОГЭ по биологии 2022 можно пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором.

В 2022 году глобальных изменений не ожидается, ведь ОГЭ по биологии было реформировано в 2021 году, хотя при ближайшем рассмотрении, изменения в КИМах прошлого года тоже не очень значительные:

  • Сократили количество заданий — с 30 до 29. Так вышло, что в первой части работы убрали два задания, а во второй части добавили одно. При этом максимальный первичный балл не изменился.
  • Новое задание второй части — это задание 26. Здесь мы можем почувствовать себя настоящими учеными, которые проводят эксперимент. Это задание проверяет исследовательские умения.
  • В 24 задании добавились новые объекты. Например, в демоверсии предложили поработать с фотографией кошки вместо привычных листьев и лошадей.

Точная дата проведения ОГЭ по биологии в 2022 году будет известна только в начале весны, когда будет очевидной эпидемиологическая ситуация в регионах. Но уже сегодня в Рособрнадзоре заявили, что единой даты для всех 9-классников не будет. Каждый регион или даже школа будут устанавливать свои дни для проведения экзамена в рамках предложенного периода.

Структура КИМов

На ОГЭ по биологии в 2022 году 9-классникам предстоит выполнить 29 заданий.

Вариант КИМа состоит из двух частей:

  • задания с кратким ответом – 71% работы;
  • задания с развернутым ответом – 29% работы.

Их можно разделить на три уровня сложности:

Уровень Кол-во заданий
Высокий 4
Повышенный 9
Базовый 16

Кстати, структура ОГЭ похожа на ЕГЭ. Если вы успешно сдадите экзамен в 9 классе, готовиться в 11 классе будет проще.

Первая часть состоит из 24 заданий, в ответе на которые нужно указать цифру или слово. Задания бывают пяти разных форматов:

Формат задания Кол-во
1 Ответ в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного варианта 16
2 Ответ в виде слова 1
3 Несколько ответов из предложенного списка 3
4 На установление соответствия 3
5 Определить правильную последовательность 1

Во второй части ОГЭ 2022 года по биологии будут 5 заданий с развернутым ответом. Именно эти задания вызывают больше всего вопросов у выпускников 9 класса, поэтому при подготовке я советую обратить на них пристальное внимание и как можно чаще тренироваться в их решении.

  • №25 и №29 — решение практических задач. Например, задача на подсчет энергетической и пищевой ценности продукции. В этих заданиях легко набрать максимальный балл, если следить за оформлением и не допускать арифметических ошибок.
  • №26 — анализ научных методов. Это новое и достаточно сложное задание. Для его выполнения нужны не только теоретические знания, но и умение абстрагироваться и делать выводы.
  • №27 — работа с текстом. Нужно прочитать текст и, опираясь на него, ответить на три поставленных вопроса
  • №28 — анализ таблицы. Анализируем таблицу и пользуемся знаниями из теоретического курса, отвечаем на вопросы.

Оценивание

Если вы решите все 29 заданий идеально, то получите 45 первичных баллов — потом их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

  • за первую часть (24 задания) 32 балла;
  • за вторую (5 заданий) 13 баллов.

Дальше первичные баллы ОГЭ 2022 по биологии переведут в оценку по рекомендованной ФИПИ таблице:

Оценка Баллы
5 36-45
4 25-35
3 13-24
2 (не сдал) 0-12

Обратите внимание, что минимальным баллом ОГЭ по биологии в 2022 году будет 13, но для поступления в профильные классы или лицеи потребуется набрать минимум 33 первичных балла, что соответствует «твердой четверке».

Подготовка

Чтобы сдать экзамен, нужно изучить пять теоретических блоков. Хотя количество заданий в разных блоках различается, для получения максимального балла нужно подготовиться к каждому из блоков.

Биология как наука

Задания, которые проверяют знания о роли биологии в формировании современной картины мира. Есть вопросы о биологических науках и их методах, об уровнях организации жизни и свойствах живых организмов. Этот блок кажется самым простым, но по статистике именно в нем допускается много ошибок. Обратите на него особое внимание при подготовке!

Признаки живых организмов

Этот блок проверяет знания о строении и функциях клеток разных царств, информацию из области генетики и селекции. Самое сложное тут — это вопросы о наследственности и изменчивости, а также о способах разведения животных и выращивания растений. Имейте в виду, что этот блок не входит в большинство школьных учебников — нужно изучить его самостоятельно.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Задания из курса ботаники, зоологии и микробиологии. Классификация и систематика основных царств живой природы. Важно, что сюда входят задания об эволюции и устойчивости экосистем, а этим темам в книгах по подготовке к ОГЭ уделяется слишком мало внимания.

Человек и его здоровье

Самый масштабный блок. Содержит задания об анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. Разбираем строение и жизнедеятельность органов и их систем, санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Два задания об экологических факторах, проблемах, о правилах поведения в окружающей среде. Также упоминается взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Как я сказала выше, экологии редко уделяют достаточно внимания — учтите это при подготовке.

Теперь вы знаете все необходимое для ОГЭ по биологии: структуру экзамена, типы заданий и основные темы. Самое время приступить к подготовке! Изучайте теорию, отрабатывайте ее на практике и решайте варианты — тогда у вас будут все шансы сдать экзамен на отлично.

Решу ОГЭ биология: чего ждать от экзамена 2022 году?

Сознательные восьмиклассники уже сейчас начинают задумываться о прохождении итоговой аттестации в 2022 году. Если вы поставили перед собой цель «Решу ОГЭ биология», то вам будет интересна эта статья, в которой мы рассмотрим предварительную структуру, содержание и другие особенности государственного экзамена.

Изменения в программе ЕГЭ по биологии

Согласно решению Минпросвещения, в 2021 году из-за пандемии ОГЭ по биологии проводиться не будет. Будет логичным предположение, что действующие нормативные документы без изменений «перейдут» в следующий год и будут актуальны для нынешних восьмиклассников. Наш разбор основан на утвержденных спецификации и кодификаторе ФИПИ, которые в текущем году претерпели немало изменений в сравнении с 2020 годом:

  • из первой части ОГЭ исключили два задания;
  • во второй части добавилось одно задание;
  • за счет коррекции структуры максимально возможный результат снизился с 30 до 29 баллов.

Новое задание №26 высокого уровня сложности направлено на использование научных методов при изучении биологических объектов. При этом проверяется способность наблюдения, описания, проведения простейших экспериментов, то есть исследовательские навыки. Задание №26 оценивается в 2 балла и, по замыслу авторов, на формулировку развернутого ответа школьникам понадобится около 10 минут.

Также в КИМ ОГЭ изменена формулировка задания №24 на умение сопоставлять морфологические признаки организма с заданными моделям. Разработчики расширили перечень объектов для анализа, предложив проанализировать четыре варианта изображений животного и определить соответствие породы определенным стандартам. За правильный ответ на задание №24 повышенного уровня сложности участник может получить 3 балла.

Структура КИМ ОГЭ

Контрольные измерительные материалы состоят из двух блоков заданий:

  • часть 1 из 24 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом, за которые можно получить 32 балла или 71% от максимального результата за весь ОГЭ. Этим вопросам уделим максимум внимания в этой статье;
  • часть 2 из 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности, на которые требуется дать развернутый ответ. Суммарно второй блок дает 13 баллов или 29% от максимального результата за весь ОГЭ.

В работе представлены задания по пяти содержательным разделам:

  • 3-4 задания на понимание значения биологии, как естественной науки, и ее вклада в понимание существующей картины мира, использование биологических методов для практического исследования живых организмов;
  • 6-7 заданий на понимание клеточного строения, процессов функционирования органов, систем и самих живых организмов, их размножения, владение понятиями наследственности и изменчивости, методами разведения животных и выращивания растений;
  • 6-7 заданий на знание царств живой природы, классификации животных и растений, эволюционных закономерностей усложнения и развития живых организмов, биосферы;
  • 9-10 заданий на знание основ происхождения человека, строения и функций его тканей, органов и систем, иммунитета, здорового образа жизни;
  • 2 задания на знание экологических особенностей и проблем, взаимосвязях существующих экосистем и правил поведения для защиты живой природы.

Решу ОГЭ биология: часть 1

В части 1 представлено несколько типов заданий, которые мы обязательно разбираем на курсах ОГЭ по биологии. Наиболее простым для понимания являются 16 вопросов с выбором номера правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Примером может служить задание №11, в котором предлагается на основе анализа рисунка определить, какой орган содержит рецепторы, помогающие человеку выполнять упражнения.

Для ответа на подобный вопрос необходимо проанализировать рисунок и понять, что для выполнения подобных упражнений на равновесие должен работать вестибулярный аппарат, и вспомнить, что за эту функцию отвечают полукружные каналы внутреннего уха человека. В итоге в графу «ответ» необходимо записать цифру «1».

Также в КИМ имеется 1 вопрос, где требуется записать ответ в виде слов или словосочетания. К примеру, в опыте в емкость с амебами поместили кристалл соли, после чего они выстроились в одном направлении и начали уползать в противоположную сторону. От участника ОГЭ требуется указать, какое свойство лежит в основе этого явления. Правильный ответ — раздражимость, благодаря которой амебы уползают от кристалла соли, яркого света или механического раздражителя.

Есть в работе 3 вопроса на выбор нескольких правильных ответов, где требуется записать ряд цифр, соответствующих правильным вариантам. Наиболее сложными в части 1 следует считать 3 задания, в которых участник должен установить соответствие между двумя рядами данных. К этому типу относится уже упомянутое 24 задание. В демоверсии в нем даны морфологические признаки кошки серо-белой породы и предлагается выбрать соответствие конкретному изображению.

Часть А. Сравнивая окрас на фото кошки со схематическим изображением характеристик, мы без труда обнаружим, что наша порода соответствует типу №2 «биколор».

Часть Б. Сопоставляя форму ушей нашей кошки и предложенные схемы, выберем вариант с загнутыми назад ушами (№4). Аналогичным образом определяются признаки на рисунках В и Г, а также в части Д, где дано описание породы «американский кёрл» и необходимо определить, относится ли к этой породе кошка. При ответе на подобные задания необходимо внимательно изучить исходную информацию — ее вполне достаточно для поиска правильного ответа.

Еще одно задание части 1 посвящено составлению последовательности из заданных элементов. В частности, в задании №22 предлагается составить инструкцию по проращиванию огуречных семян. Даже если вы незнакомы с этим процессом, последовательность легко вычисляется логически. К примеру, нужно сначала взять тарелку и уложить на нее сухую фильтровальную бумагу (пункт 5), а затем смочить бумагу водой (пункт 3). В обратном порядке эти действия не имеют смысла.

Вот мы и разобрали задания первой части, подготовившись к которой, вы можете выполнить свою установку «Решу ОГЭ биология на высокий балл».

ОГЭ по биологии

В 2019 году более 15 тысяч московских девятиклассников выбрали ОГЭ по биологии. Этот экзамен популярен у ребят, которые планируют поступать в медицинские колледжи или продолжать обучение в 10 классах химико-биологического профиля. Подробно о подготовке к итоговой аттестации и порядке сдачи этой дисциплины – в материале ниже.

Как подготовиться

Итоговая аттестация по биологии требует от школьника немалых усилий. Дело в том, что именно сейчас подход к сдаче ГИА по этому предмету претерпевает серьезные изменения. Задания от простого пересказа материала школьного учебника трансформируются в более практическую плоскость. Специалисты предлагают использовать такой план подготовки к ОГЭ по биологии:

  • Сначала определить уровень владения предметом, выполнив тренировочный тест. Это поможет выявить пробелы в знаниях и определить, на какие темы необходимо обратить особое внимание. Если результат совсем нерадостный, стоит подумать о дополнительных курсах или работе с репетитором.
  • Дальше нужно переходить к повторению теоретической части, начиная с 5 класса. Некоторым придется зазубривать материал, поскольку объем текстовой информации большой. Неплохо помогают в этом видеоуроки, которые можно найти в интернете.
  • Необходимо закреплять материал собственноручно написанным конспектом. При этом желательно оформлять побольше схем, таблиц, графиков и рисунков. Такой подход улучшает запоминание, поскольку, помимо зрительной, подключается и моторная память. Также эксперты советуют вести словарь для записи биологических терминов.
  • После повторения теории нужно переходить к выполнению заданий. Сначала лучше разобрать тестовые задачи. При этом, выбирая подходящий вариант, необходимо аргументировать свое решение, а не просто угадывать ответ. Затем можно переходить к заданиям с развернутым ответом.

Каждый месяц желательно выполнять репетиционный вариант экзамена. Это покажет динамику роста знаний, выявит слабые места, над которыми нужно еще поработать, и даст уверенность в собственных силах. Если возникли затруднения, не нужно стесняться обратиться за помощью к учителю.

Школьники, которые уже сдавали ОГЭ по биологии, утверждают, что достаточно просто учить на уроках новый материал, а повторение и отработку заданий начать за 3-4 месяца до экзамена. Тем, у кого есть пробелы в знаниях за предыдущие классы, лучше целенаправленно заняться их устранением уже в начале учебного года.

Демоверсия

При помощи демонстрационного варианта школьники знакомятся с тем, как сформулированы и скомпонованы задания ОГЭ по биологии, какие типы ответов необходимо на них давать – краткие или развернутые. Аналогичные задачи будут размещены в контрольно-измерительных материалах реального экзамена.

Демоверсия ОГЭ по биологии публикуется на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) в открытом доступе. В ней, кроме непосредственно заданий, даны пояснения, как нужно заполнять бланки ответов, чем можно пользоваться ученику на экзамене и т.д. С помощью демонстрационного варианта можно проводить репетицию испытания в домашних условиях.

Кодификатор

В кодификаторе ученик найдет всю официальную информацию о том, какие знания, умения и темы будут проверяться на ОГЭ по биологии. Сведения скомпонованы в две таблицы. В первой перечислены основные компоненты школьной программы, которые должен усвоить десятиклассник:

  • знание основных признаков биологических объектов: от хромосом, клеток и генов до отдельных живых организмов и их популяций;
  • понимание сущности биологических процессов – дыхания, питания, выделения, раздражимости, круговорота веществ, превращения энергии и др.;
  • знание строения человеческого организма, особенностей его жизнедеятельности и поведения;
  • умение объяснить роль в жизни человека различных организмов и их взаимосвязь, эволюцию животных и растений, ценность биологического разнообразия, необходимость сохранения окружающей среды и зависимость здоровья людей от ее состояния;
  • способность изучать биологические объекты и процессы, распознавать представителей флоры и фауны и классифицировать их;
  • умение самостоятельно находить нужную информацию и пользоваться полученными знаниями в реальной жизни.

Во второй части содержатся сведения о тех направлениях подготовки и отдельных темах, которые необходимо знать школьнику:

  • роль биологии и способы изучения живых организмов, их основные признаки;
  • научная классификация биологических видов, понятие о таксонах;
  • эволюционное учение Ч. Дарвина;
  • анатомия человека и его здоровье, соблюдение гигиенических и санитарных норм, здоровый способ жизни, факторы риска, оказание первой доврачебной помощи;
  • биосфера и роль человека в ней, экологические вопросы.

Только поэтапное прохождение всех вопросов по классификатору дает возможность подготовиться к ОГЭ по биологии буквально «с нуля». В противном случае всегда остается риск пропустить или не обратить должного внимания на какую-либо тему, и попасть в сложную ситуацию на экзамене.

Ресурсы для подготовки

Чтобы самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии, в первую очередь, нужно внимательно изучить всю официальную информацию, размещенную на сайтах «ГИА9» и Федерального института педагогических измерений. Здесь есть множество ценных советов, но основное – это самая свежая и точная информация относительно проведения итоговой аттестации. В спецификации расписано, как проходит экзамен, уровень сложности заданий и критерии их оценивания. Читать официальные документы не очень увлекательно, но иногда необходимо.

При подготовке к ОГЭ по биологии глубокая проработка теории – обязательный элемент, без которого не удастся ответить даже на тестовые вопросы экзамена. Такой материал лучше всего осваивать по учебникам. Среди рекомендуемых специалистом книг следует отметить следующие:

  • Б.М. Медников «Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся»;
  • Д.А. Шабанов, М.А. Кравченко «ОГЭ. Биология. Универсальный справочник»;
  • Ю.А. Садовниченко «Биология. Карманный справочник»;
  • Г.И. Лернер «ОГЭ-2019. Биология. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами».

Также для выполнения тренировочного ОГЭ многие школьники пользуются тематическими интернет-ресурсами. Они дают возможность самостоятельно сформировать для себя экзаменационный вариант, подобрав вопросы по разным темам, или воспользоваться вариантами, которые ежемесячно готовят менеджеры сайтов. Так, на портале «Сдам ОГЭ» предлагается около полутора тысяч заданий, скомпонованных по 30 темам. Хорошо структурированный материал можно найти на веб-сайте «ЯндексРепетитор».

Как сдать

На сдачу ОГЭ по биологии выделяется 180 минут (3 часа). Вся работа состоит из 30 заданий и разделена на две части. Первая часть – это 26 тестовых вопросов с кратким ответом, вторая – 4 задачи с развернутым ответом. На испытании школьнику доступен только черновик, непрограммируемый калькулятор и линейка.

Ответы на задания первой части вписываются в бланк ответов №1, а второй – в бланк №2. Результаты могут иметь разный вид:

  • вопрос № 1 – слово или словосочетание;
  • №2–19 – цифра, указывающая на номер правильного варианта;
  • №20–26 – последовательность цифр;
  • №27–30 – развернутое объяснение.

Предварительная подготовка дает возможность ученику выбрать на испытании наиболее оптимальный темп выполнения заданий. Важно не задерживаться надолго на вопросах первой части, но и спешка – плохой помощник. На самые простые задачи имеет смысл тратить по 3-4 минуты, тогда останется время для обдумывания сложных. Если возникли затруднения на каком-то вопросе, лучше его пропустить и вернуться к нему в конце экзамена.

Ответы рекомендуют записывать сначала в тексте работы, а затем, за 15-20 минут до окончания времени, переносить в специальные бланки. При этом важно быть внимательным, чтобы не ошибиться при записи большого количества цифр. Также стоит следить за разборчивостью почерка и пользоваться ручкой с яркими черными чернилами.

Оценивание работ

Максимальный балл ОГЭ по биологии – 45. Что касается сложности заданий, то контрольно-измерительные материалы содержат вопросы разного уровня.

Уровень сложности задачи Число заданий Максимальный первичный балл Процент от максимально возможного результата
Базовый 18 18 40
Повышенный 9 19 42
Сложный 3 8 18
Итого 30 45 100

«Цена» каждого отдельного вопроса напрямую зависит от сложности. Здесь есть свои особенности по сравнению с другими предметами. У проверяющих экспертов имеется таблица с эталонами ответов, на которые они ориентируются, начисляя баллы:

  • задания с кратким ответом №1–19 оцениваются просто – в 1 балл по принципу «правильно-неправильно»;
  • упражнение №20 приносит 1 балл, если в ответе содержится любая цифра из имеющихся в эталоне, но за лишние символы оценка снижается;
  • задачи №21 и №22 также стоят 1 балл, но для его получения необходимо, чтобы с эталоном совпали две цифры;
  • задания №23 и №25 приносят 1 пункт при условии, что ученик допустил не больше 1 ошибки, в противном случае ставится 0;
  • в упражнении №24 один балл дают, если на двух любых позициях ответа вписаны не те символы, что в эталоне;
  • правильный и полный ответ на задачу №26 приносит 3 балла, за каждую ошибку снимают 1 пункт;
  • упражнения второй части оцениваются экспертами по специально разработанным критериям: задание №27 может дать 2 балла, а упражнения №28–30 – по 3 балла.

Пересчет первичных баллов в стандартную оценку производится по такой шкале:

Количество первичных баллов Итоговая отметка
0-12 2
13-24 3
25-35 4
36-45 5

Как видим, для достижения минимального допустимого результата нужно набрать всего 13 баллов. Поэтому те ученики, которым нужно просто сдать ОГЭ, могут сосредоточить свое внимание на вопросах первой части – их вполне достаточно для получения проходной отметки. Для четверки или пятерки нужно поработать и с вопросами, предполагающими развернутый ответ. Для отбора в профильный класс рекомендованный минимум составляет 33 первичных балла.

Девятиклассники, осознанно выбравшие для сдачи ОГЭ биологию, могут проверить не только свои знания по предмету, но также сформированность своего естественнонаучного мировоззрения, творческого мышления, умения формулировать мысли. Это поможет понять, стоит ли им в дальнейшем поступать в университеты на специальности, связанные с медициной, ветеринарией, сельским хозяйством, психологией и педагогикой.

Подготовка к огэ по биологии. Биология как наука. Методы биологии: теория и практика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Биология наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ботаника — наука о растениях,

Зоология – наука о животных,

Микология — о грибах,

Вирусология — о вирусах,

Микробиология — о бактериях.

Анатомия — наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных — строение животных.

Морфология — наука, изучающая внешнее строение организмов

Физиология — наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Цитология — наука о клетке.

Гистология – наука о тканях.

Систематика — наука, о классификации живых организмов. Классификация — разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

Палеонтология — наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

Эмбриология наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Этология – наука о поведении животных.

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Селекция — наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

Эволюционное учение – изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

Антропология – наука о возникновении и развитии человека.

Клеточная инженерия — направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

Генная инженерия — направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

Бионика — направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Метод – это способ познания действительности.

1. Наблюдение и описание.

4. Эксперимент или опыт

ЭТАПЫ научного исследования

Проводится наблюдение над объектом или явлением

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом

СВОЙСТВА ЖИВОГО

Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии — важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на­личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ­ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

Раздражимость — способность организма реагировать на внеш­ние или внутренние воздействия.

Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность — свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

Рост и развитие.

Рост — количественные изменения (например, увеличение массы).

Развитие — качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

Саморегуляция — способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности — гомеостаз.

Приспособленность (адаптация)

Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм – реакция организма на длину светового дня).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: