Какой расход топлива у т 80?

Танк Т-80У с газотурбинным двигателем

В конце 40-х годов ХХ века газотурбинные двигатели прокладывали себе путь в основу движущей силы авиации. Методом проб и ошибок инженеры передовых стран доводили их до совершенства, внося модели летательных средств в списки рекордов скорости, а имена пилотов — в некрологи. Со временем надежность моторов улучшилась, и они перестали превращать технику и экипаж в пепел. Следующая мысль, которая посетила инженеров: а почему бы не установить газотурбинный двигатель на боевую технику? С таким «сердцем» динамика машин заставит капиталистов открыть рты! Мысль развилась в идею, а идею воплотили в жизнь в 1969 году, когда увидел свет первый в мире рабочий танк с газотурбинной силовой установкой. Назывался он тогда «Объект 219 СП2». Сейчас же больше известен как Т-80.

Сегодня речь пойдет о более поздней модификации — Т-80У. Само собой, интересует вопрос: а в чем же различия? Углубляться не будем, вкратце — по сравнению с оригинальной машиной масса увеличилась с 42 до 46 тонн, а табун «лошадей» — с 1000 до 1250, на броне появилась активная защита «Контакт-5».

Газотурбинный двигатель ГТД-1250

ГТД-1250 — доработанный двигатель от вертолета Ми-2. Огромная мощность газотурбинного двигателя — это, конечно, хорошо. Но есть и существенный минус: высокий расход (400 граммов горючего на одну лошадиную силу в час). Это означает, что за час танк «выпивает» почти полтонны топлива! Только для того, чтобы просто запустить турбину, нужно целых 70 литров. Такой «холодный пуск» не снился ни одному американскому «биг-блоку»! Поэтому почти весь свободный внутренний объем танка занимают топливные баки. Однако с появлением вспомогательной силовой установки, питающей системы машины без запуска ГТД, расход топлива заметно снизился. По рассказам экипажа, он стал даже ниже, чем у танков с двигателями внутреннего сгорания. Кстати, ВСУ настолько мощная, что может «прикурить» свой же газотурбинный мотор.

Рабочие циклы ГТД: впуск, сжатие, расширение и выпуск. Три основных составляющих: компрессор (нагнетает воздух), камеры сгорания и турбина (передает мощность через редуктор). Силовой агрегат входит в состав моноблока с трансмиссией. Вся система весит 1050 кг и крепится в силовом отделении тремя опорами. Двигатель непригоден для войскового ремонта, а про полевые условия вообще речь не идет. Возможный максимум — замена навесного оборудования. Турбина легко запускается при температурах от -40 до +40 градусов, а «раскручивается» до рабочих 26 000 оборотов за 3 минуты, практически не расходуя масло. ГТД «употребляет» любой вид топлива, но лучше использовать дизель, так как октановые числа бензина уменьшают ресурс. В двигатель заливают 45 литров авиационного масла ЛЗ-240, в коробку передач — 60 литров трансмиссионного масла ТСЗП-8.

Двигатель: Газотурбинный (ГТД-1250)
Мощность: 1250 л.с.
Макс. скорость:
— по шоссе 90 км/ч
— по грунту 65 км/ч
Масса: 46 000 кг

Двигатель запускается двумя способами: «с воздуха» и со стартера. Роторы компрессора раскручиваются с помощью двух электромашин. Когда слышишь нарастающий свист турбины, мурашки бегут по коже: будто ветер гудит перед надвигающейся бурей. Никакой вибрации, просто особенное акустическое сопровождение. Проходит пара минут, двигатель выходит на рабочие обороты, можно стартовать… Но зачем же здесь три педали?

Коробка передач у Т-80У, как ранее говорилось, полуавтоматическая. Правая педаль — газ, по центру — тормоз, а слева — педаль РСА (расшифровывается как регулируемый сопловой аппарат). Он состоит из поворотных лопаток в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворота этих лопаток можно регулировать частоту вращения свободной турбины (которая через редуктор соединена с трансмиссией) и заставить машину тормозить двигателем во время движения.

Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80У нет. Эту роль также выполняет тот самый РСА. При переключении передач педаль РСА нужно утопить до упора. В этом случае лопатки соплового аппарата поворачиваются на 80 градусов от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Таким образом, обороты падают и можно переключить скорость. Причем переместить рычаг КП можно только при выжатой педали РСА, поскольку в другом положении система механически и электрически блокирует гидросервопривод переключения передач. Иначе турбину просто-напросто разнесло бы на части, ведь ротор двигателя раскручивается до 26 000 оборотов в минуту. Такое и спортбайкам не снилось! Кстати, именно отсутствие РСА в более раннем двигателе ГТД-ЗТ «Объект 167-Т» привело к разрушению лопаток турбины во время испытаний.

Но мы отвлеклись, а пора в бой! Турбина посвистывает, выжимаем педаль РСА, врубаем первую передачу, отпускаем педаль и…танк Т-80У с ГТД стартует с задержкой, в отличие от дизеля, который сразу срывает машину с места. Как VW Golf с «роботом» DSG первых генераций! Но после этой небольшой задержки накатывает плавная и мощная волна разгона. Пошла вторая скорость, третья — танк прет словно под напором урагана, вырывающегося из сопла двигателя. Т-80У создавался как скоростной маневренный танк для прорыва обороны и важных направлений. «По паспорту» на твердом покрытии машина способна развить 70 км/ч. Но, по словам мехвода, и 90 км/ч для нее не проблема. Охотно верится, но пробовать не будем.

Ход танка мягкий, не заставляет волноваться за сохранность зубных пломб. По ощущениям езда на Т-80У напоминает таковую на БМП-3, которая, между прочим, в два раза легче нашей машины. На рычаги машина отзывается проворно и понятно. Изменять угол поворота можно на полном ходу. Нет ощущения, как на Т-72Б3, когда долго тянешь рычаг фрикциона, а зацепление происходит только в конце хода. К тому же отсутствует момент жесткого переключения фрикциона на пониженную передачу. И вот танк уже плавно совершает вираж. Можно даже не бояться «встретиться» лицом с краем люка!

Удивительная подвижность! По нашим ощущениям, да и по словам механика-водителя, танк Т-80У — самый маневренный из тех, на которых приходилось служить. Он настолько проворный и шустрый, а управление им настолько чувствительное, что, если нужно, можно без проблем сделать даже полицейский разворот. Мощный, быстрый и с прекрасным выбором вооружения.

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

В танке Т-80 необычно почти всё: газодизельный двигатель, расход топлива, скорость, отсутствие жёсткой механической связи между мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот нечаянно заглохнуть тут просто невозможно. И это тоже необычно. И то, что первый заметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же здания Верховного Совета Российской Федерации с народными депутатами внутри, тоже интересно.

А ну-ка быстро!

Ч тобы там ни говорили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Точнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночью и другим интересным штукам. Но задача у неё одна: уничтожить как можно больше других таких же пушек и людей внутри них.

Поэтому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других стран. Наши танки должны быть в состоянии угробить любой танк НАТО, а любой танк НАТО — размолотить наш танк. Поэтому часто основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже затем — защите. С Т-80 получилось несколько иначе: от него в первую очередь требовали. скорость!

С 1969 по 1980 год основным танком Советской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если в начале 70-х это было нормальным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже слишком низкой. И это несмотря на то, что дизель 5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам достаточно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Увеличить скорость можно было только одним способом — изобретать принципиально новый мотор. Учитывая среднюю массу танков такого типа в 40 тонн, новый двигатель должен был быть мощнее предыдущего на очень приличную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе построили опытный “объект 278” — машину с газотурбинным двигателем ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

Задолго до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) советским конструкторам пришла в голову просто невероятная идея поставить в танк двигатель от вертолёта. Нет, ну а что: тут и хорошая мощность, и надёжность… Такой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Но и это чудо техники надежд не оправдало: оно слишком сильно тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало слишком много горючего, а места для экипажа практически не осталось вовсе. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости почти до 60 км/ч (а это было очень хорошим показателем), танк придётся переделывать полностью: не справлялись трансмиссия и ходовая часть. Волей-неволей (точнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципиально нового танка. Но обязательно — с газотурбинным двигателем.

Разработка и испытания нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и получилось, что танк стал быстрее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё наоборот

К чему сейчас стремятся практически все автопроизводители? Кроме получения прибыли, конечно же? Да, все хотят сделать машину, которая внутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка такой мысли не было.

Снаружи танк и вправду получился большим: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Внутри всё обстоит иначе.

В башне сидят два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, поэтому их места оборудованы перископами, а место наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером. Кроме того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из своего люка.

Прежде чем попытаться проникнуть на место мехвода, посмотрим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

Ещё внимание привлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до пяти метров, хотя военные почему-то это называют бродом. Для этого надо установить комплект, который по большому счёту нужен только для забора воздуха. А воздух тут — это вопрос жизни и смерти.

Есть у американцев такой танк — M1 Abrams. Дружелюбные солдаты с его помощью распространяли демократию почти по всему миру. Например, в Персидском заливе. В основном он там воевал с иракскими Т-55 и Т-72, причём с последними — с трудом. Так вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень быстро. А пока ГТД был ещё жив, американским военным приходилось постоянно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли. А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха сделана совсем иначе. Во-первых, тут стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления. Во-вторых, пыль отсасывается двумя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль или песок всё-таки попадут в мотор. Точнее, две — система сдува пыли и система вибрационной очистки. Первая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а вторая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в том случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура тут поднимается далеко за 1 000 С.

Читайте также  Какой клиренс у Skoda Kodiaq?

А где же тормоз?

Сиденье водителя выглядит неказисто. Но мы же в танке, тут мелочей не бывает… Поэтому в сиденье есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от возможного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут в себе и топливные баки, установленные внутри корпуса. Итак, вот оно — место водителя. Обзор здесь получше, чем в Т-62, да и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно почти ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Попробуем сочетать практику с теорией. И начнём с того, что хотя педали три, это не совсем привычные нам сцепление, тормоз и газ. Тут всё сложнее. Классического сцепления тут нет вообще. Бортовых планетарных коробок передач вообще две, а рычаг КПП — один. И всё-таки при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, особенно на нижних передачах.

Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт изменения угла поворотных лопаток в проточной части двигателя перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с трансмиссией. Эту педаль используем и как сцепление, чтобы включить передачу, и с её же помощью тормозим двигателем. Прежде чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль надо выжить. Лопатки РСА встают в такой угол, при котором турбина переходит в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой передач и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стену. Так, отпускаем педаль и удивляемся. Танк едет не сразу, а с небольшой задержкой. Отчего она появляется — я точно сказать не могу. Зато потом…

Разгон у танка очень резвый! А по сравнению с дизельным — и не такой шумный. Если слушать танк, встав позади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже внутри громче всего слышны вопли турбин. И ещё одна особенность — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дури не надо. А вот понимать, как они работают, просто обязательно.

Со стороны алгоритм кажется сложным. Если рычаг потянуть не сильно, то передача с этого борта просто выключится. Тянем дальше — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого мало, тянем ещё. Теперь бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавно. Настолько, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть только на первой передаче. Ну, или задней. Кстати, всего передних передач четыре, задняя — одна.

Так же, как и Т-62, Т-80 радует очень плавным ходом. Тут стоит похожая индивидуальная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. А вдобавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только обеспечивают неожиданный от танка комфорт, но ещё и не так сильно шумят.

Ложки дёгтя

Во-вторых, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха ( до 4 кг/с) , что как его не очищай, пыль внутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается достаточно быстро. Приплюсуем сюда первый недостаток и грустно вздохнём. Правда, турбину можно заменить отдельно. В-третьих, этот мотор чудовищно дорогой в производстве. За его цену можно купить десяток дизелей. И, наконец, последнее. Гигантский расход топлива сильно сокращает запас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 километров, а у того же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, максимальная скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.

Основной боевой танк Т-80 (Россия)

Характеристики основного боевого танка Т-80

Характеристики приведены для Т-80Б

История создания танка Т-80

Основной боевой танк Т-80 разрабатывался с 1968 года в СКБ-2 Кировского завода, как дальнейшее развитие основного танка Т-64. Первоначально, планировалось просто заменить дизельную силовую установку оригинала на газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. конструкции В.Я.Климова, и именно в таком виде первый прототип Т-80, «объект 219 сп 1», был изготовлен в 1969 году.

Однако изменение массо-габаритных и динамических характеристик танка по сравнению с оригиналом было слишком серьезным, поэтому уже для второго прототипа «объект 219 сп 2» была разработана более совершенная ходовая часть, и башня новой формы. Фактически, это был уже принципиально другой танк, сходство которого с Т-64 в основном касалось пушки с механизмом заряжания, а также отдельных конструктивных элементов.

6 августа 1976 году основной танк Т-80 был принят на вооружение СССР, став первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой, а также первым в мире основным танком с противоснарядной динамической защитой.

Чертеж основного танка Т-80УД

Производство Т-80 было развернуто:

  • На кировском заводе (ЛКЗ), с 1976 по 1990 г.г.
  • На «омсктрансмаше» (ОЗТМ), с 1985 по 1998 г.г. выпускалась модификация Т-80У
  • На харьковском заводе им.Малышева (ХЗТМ), с 1985 по 1991 г.г., выпускалась модификация Т-80УД (дизельный).

Всего было изготовлено примерно 10000 танков Т-80 всех модификаций. Танк экспортировался за рубеж, и в настоящее время состоит на вооружении армии Российской Федерации. Из стран эксплуатантов можно выделить:

  • Россия (около 4 тысяч Т-80, большая часть на хранении).
  • Ангола (число неизвестно).
  • Белоруссия (около 70 машин).
  • Йемен (поставлено 66 Т-80).
  • Кипр (поставлено 82 танка).
  • КНДР (около 80 танков Т-80У).
  • Пакистан (поставлено 320 танков Т-80УД).
  • Узбекистан (число неизвестно, модификация Т-80БВ).
  • Украина (на хранении на 2013 г. находилось 165 танков Т-80).
  • Великобритания и США, получили от Украины некоторое количество Т-80.

Достоинства и недостатки основного танка Т-80

С момента принятия на вооружение, и по сей день, не утихают споры на счет целесообразности использования «восьмидесяток» и их боевой эффективности. Аргументы противников и сторонников Т-80 одинаково логичны, однако и те и другие, далеко не «железобетонные», и в основном касаются даже не самого танка, а его «турбины» — ГТД. Спор о боевых качествах этой уникальной машины уже давно превратился в вялотекущий «холивар» по типу «кто сильнее — слон или кит?». Далее приведен примерный список достоинств и недостатков Т-80, которые встречаются наиболее часто.

Т-80 называют «летающим танком». Но не потому, что он очень быстр, а от того, что на испытаниях его пришлось продувать в самой настоящей аэродинамической трубе, чтобы убедиться, что ГТД хорошо «пережевывает» пыль!

  • Газовая турбина позволяет без прогрева завести танк даже при температуре -40 градусов по Цельсию.
  • ГТД вещь всепогодная, всесезонная и всеядная — один и тот же танк можно использовать в самых разных климатических поясах без необходимости переоснащения силовой установки дополнительными фильтрами и и т.п. Вид топлива для такой машины не критичен — главное, чтоб горело хорошо!
  • ГТД имеет исключительную мощность, а благодаря особенностям конструкции ходовой части Т-80, позволяет обеспечить танку очень плавный ход (в том числе при стрельбе), и в то же время очень высокую проходимость.
  • Танк с ГТД не заглохнет наткнувшись на прочное препятствие, по типу каменной стены.
  • Расход топлива для ГТД, не менее, чем в 1,5-2 раза выше, чем для дизеля. Соответственно, при сопоставимом объеме топлива, запас хода танка с ГТД, существенно меньше.
  • ГТД на порядок сложнее дизельного двигателя в обслуживании, и более требователен как к техническому персоналу, так и к условиям ремонта.
  • 1 ГТД Т-80 по стоимости примерно соответствует 10 дизелям от Т-72. При этом, основное вооружение и защита трех советских основных танков Т-64, Т-72 и Т-80 примерно одинаковые, и Т-80 здесь не выделяет совершенно ничем.

Конструкция танка Т-80

Внутренняя компоновка основного танка Т-80 классическая, состоит из трех отделений.
Отделение управления расположено в передней части корпуса, здесь размещается рабочее место механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено «противоминное» крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.

Боевое отделение находится в средней части танка, включает в себя башню с 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46-1, снабженной двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания той же конструкции, что и на танке Т-64, и размещенную в корпусе кабину, состыкованную с башней. В кабине расположен механизм заряжания, справа от пушки находится место командира танка, слева — наводчика. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемет ПКТ, радиостанция Р-123М и пульт управления М3. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком. За стенками кабины размещен кольцевой конвейер механизма заряжания.

Боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность — 6 — 8 выстр./мин., при заряжании вручную она снижается до 1 — 2 выстр./мин.
Для ведения огня из пушки используется оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49. Прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости и позволяет с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000 — 4000 м. Данные по дальности до цели автоматически вводятся в прицел. Автоматически вводятся также поправки на скорость движения танка и данные о типе выбранного боеприпаса. Для стрельбы ночью пользуется прицел ТПН-1-49-23.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая коробка передач смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.

Гусеницы Т-80 имеют обрезиненную беговую дорожку, опорные катки также обрезинены. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 6 узлах подвески.

Самая интересная особенность танка Т-80, его Газотурбинный двигатель. Он выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.
Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съемными металлическими сетками.

Основные модификации танка Т-80

  • Т-80 (объект 219 сп 2) — базовый вариант. Боевая масса 42 т. Эки-паж 3 человека. Серийное производство осуществлялось на ЛКЗс 1976 по 1978 г.
  • Т-80Б (объект 219Р, 1978 г.) — танк имеет комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и систему управления огнем 1АЗЗ. Вооружение — пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. С 1980 г. устанавливаетя двигатель ГГД-ЮООТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б, с 1982 г. — пушка 2А46М-1 «Рапира-3».
  • Т-80БВ (1985 г.) — Т-80Б с установленным на башне и корпусе комплектом навесной динамической защиты.
  • Т-80У (объект 219АС, 1985 г.) — танк имеет комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш». Вооружение — пушка 2А46-М1, боекомплект 45 выстрелов (из них 28 в механизме заряжания), усовершенствованная многослойная комбинированная броня с встроенной динамической защитой, система запуска дымовых гранат 902Б, система ППО ЗЭЦП «Иней», встроенное оборудование самоокапывания, навесной колейный трал КМТ-6. С 1990 г. — двигатель ГТД- 1250 мощностью 1250 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К119М. Боевая масса 46 т.
  • Т-80УД (объект 478Б «Береза», 1987 г.) — отличается от ранних моделей 6-цилиндровым двухтактным турбопоршневым дизелем 6ТД мощностью 1000 л.с., а также зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением. С 1988 г. оснащается встроенной динамической защитой.
  • Т-80УМ (1992 г.) — танк оснащен тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, радиостанцией Р-163-50У.
  • Т-80УК — командирский вариант Т-80УМ. Оснащен системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, комплексом оптикоэлектронного подавления «Штора-2», радиостанциями Р-163-У и Р-163-К. Также установлены навигационная система ТНА-4 и генератор автономного питания АБ-1-П28.
Читайте также  Какой геймпад можно подключить к айфону?

Специальная пожарная машина СПМ — родственник Т-80

Машины на базе танка Т-80

  • Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
  • Самоходная артиллерийская установка2С7 Пион.
  • Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
  • Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
  • Плавающий транспортёр ПТС-4.
  • Траншейный экскаватор БТМ-4М.

152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80

Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:

  • Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
  • «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
  • БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Основной боевой танк Т-80

Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. Разработки танковых ГТД в СССР начались в 1955-1958 годах. Тогда были изготовлены и испытаны два опытных газотурбинных двигателя мощностью 1000 л. с. В дальнейшем работы по танковым ГТД проводились в Омске Отдельным КБ №29 (1961-1965 гг.), ОКБ Челябинского тракторного завода и с 1968 года Научно-производственным объединением им. Климова.Коллектив последнего создал газотурбинный двигатель, получивший наименование ГТД-1000Т. В конструкции боевой машины частично использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, автомат заряжания, отдельные узлы системы управления огнем и броневой защиты.

Новый двигатель, увеличившаяся масса танка и изменившиеся динамические характеристики явились причинами разработки новой ходовой части: гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидроамортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками, опорных и поддерживающих катков, ведущих и направляющих колес новой конструкции.

Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-72, однако в целом это новая машина с повышенным уровнем боевых и технических характеристик. Рассмотрим подробнее модификацию танка Т-80БВ, который был принят на вооружение в 1985 году. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек. Механик-водитель размещен в центре отделения управления. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного, как на танках Т-64 и Т-72. Предусмотрен обогрев рабочего места механика-водителя за счет отбора воздуха от компрессора ГТД.

Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64Б. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления). В моторно-трансмиссионном отделении продольно расположен моторный моноблок, что потребовало некоторого увеличения длины корпуса по сравнению с Т-64А. Газотурбинный двигатель выполнен в блоке со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, кинематически связан с двумя бортовыми планетарными коробками передач. В состав моноблока входят собственно ГТД, воздухоочиститель, масляные баки и радиаторы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры и приводные агрегаты: топливоподкачивающий насос, компрессор, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, генератор, стартер и масляный насос трансмиссии.

Моноблок массой 1050 кг крепится в корпусе на трех опорах. В МТО размещено четыре топливных бака емкостью 385 литров, общий запас топлива в забронированном объеме составляет 1140 литров. Основным вооружением танка является танковая 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка. Боекомплект состоит из 38 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 28 из которых размещены во вращающемся транспортере автомата заряжания такого же типа, как на танке Т-64БВ. Система управления огнем 1АЗЗ включает прицел-дальномер 1Г42 с электроблоком, танковый баллистический вычислитель 1В517, блок разрешения выстрела 1Г43, стабилизатор вооружения 2Э26М, комплект датчиков, преобразователь напряжения с регулятором частоты и напряжения.

С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм. Для стрельбы по воздушным целям имеется зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм, установленный на основании люка командира танка. Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные преграды, остальное бронирование корпуса и башни монолитная стальная броня, с большим дифференцированием толщин и углов наклона, дополнительная защищенность от кумулятивных снарядов достигнута установкой комплекта навесной динамической защиты. Защита от оружия массового поражения обеспечивается прочностью и жесткостью корпуса и башни, применением подбоя и надбоя, системой герметизации и подачи очищенного воздуха в обитаемые отделения.

Для постановки дымовых завес используются ТДА и дымовые гранатометы. Корпус танка сварной, верхняя лобовая деталь имеет угол наклона 68° от вертикали. Башня литая, борта корпуса защищены резинотканевыми противокумулятивными экранами. Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала. На Т-80БВ установлен газотурбинный двигатель ГТД -1000ТФ, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной силовой турбиной. Сопловой аппарат турбины регулируемый, что обеспечивает торможение танка двигателем, ограничивает частоту вращения турбины и предотвращает ее разнос при переключении передач. Мощность двигателя — 1100 л. с. Он приспособлен для работы на реактивных топливах ТС-1, ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах.

Процесс пуска двигателя автоматизирован, раскрутка роторов компрессоров осуществляется двумя электромашинами. Двигатель выполнен в одном блоке с понижающим редуктором, который обеспечивает связь с бортовыми коробками передач. Общая емкость топливной системы составляет 1840 литров. Трансмиссия танка механическая, планетарная. Она состоит из двух агрегатов, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением. В состав трансмиссии входит также масляная система, обеспечивающая смазку агрегатов и работу гидросервоприводов. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой БКП обеспечивают четыре передачи вперед и одну назад. Гусеничный движитель состоит из гусениц с обрезиненной беговой дорожкой и резинометаллическими шарнирами, опорных катков с резиновыми шинами и поддерживающих катков с наружной амортизацией, цельнометаллических направляющих колес и ведущих колес, механизмов натяжения червячного типа.

На танке применена индивидуальная, торсионная подвеска с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых, вторых и шестых узлах подвески. Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, обеспечивающим преодоление водных преград глубиной до пяти метров без ограничения ширины. Характерна воздухопитающая труба увеличенного диаметра. Модернизация танка Т-80 привела к появлению основного танка Т-80У. Эта машина представляет собой дальнейшее развитие танка Т-80Б. Усовершенствования коснулись всех основных боевых и эксплуатационных свойств. Прежде всего, значительно повышена живучесть танка за счет изменения конструкции броневых преград, включения встроенной динамической защиты, некоторого увеличения массы материала, отпущенного на бронирование. Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя благодаря использованию нового комплекса управляемого вооружения, повышению характеристик оружия и системы управления огнем.

Показатели подвижности возросли вследствие применения более мощного ГТД (1250 л. с.), совершенствования трансмиссии и приводов управления движением. Танк принят на вооружение в 1985 году. С 1987 года в Харькове было освоено производство модификации с дизельным двигателем, получившей индекс Т-80УД. Использование двухтактного дизельного двигателя привело к конструктивным изменениям в трансмиссии и приводах управления движением. Имеются и другие конструктивные отличия, например в установке зенитного пулемета. Основные же характеристики остались без изменений. С целью улучшения противоминной стойкости танка сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а подвешивается к крыше (подбашенному листу). Слева за сиденьем установлен пиллерс, повышающий жесткость конструкции. В боевом отделении, в отличие от танка Т-80БВ, дополнительно размещено семь выстрелов (немеханизированная боеукладка). Несколько изменилось взаимное расположение приборов вследствие введения дублированного управления огнем и использования тепловизора.

Топливные баки размещены в отделении управления, в боевом отделении и в МТО. Емкость внутренних топливных баков составляет 1090 литров. Еще 680 литров топлива помещается в пяти наружных баках. Можно устанавливать на танк три дополнительные бочки по 200 литров каждая. Таким образом, возимый запас топлива достигает 2370 литров. Для питания потребителей электроэнергией и подзарядки АКБ при неработающем основном двигателе, подачи электроэнергии совместно с АКБ при запуске и прокрутке основного двигателя, на танке имеется газотурбинный энергоагрегат с генератором мощностью 18 кВт он размещен в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке. Пульт управления энергоагрегатом находится в отделении управления. Основным вооружением является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М-1. Прицел-дальномер/прибор наведения имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях и панкратическую систему увеличения от 3,6 до 12 крат. Он обеспечивает наведение и стабилизацию информационного лазерного луча, измерение и индикацию дальности до целей и выработку сигналов управления приводами пушки и башни.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода экипажа из танка имеется устройство встроенного контроля, состоящее из целика на дульной части ствола, длиннофокусного объектива и призмы между защитным стеклом и головкой прицел-дальномера. Боекомплект к пушке состоит из 45 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В его состав входит выстрел с управляемой ракетой 9М119, имеющей кумулятивную боевую часть. Основная часть боекомплекта размещается во вращающемся транспортере механизма заряжания (28 выстрелов). Другие артиллерийские выстрелы находятся в немеханизированных укладках в корпусе и башне (7 снарядов и зарядов в отделении управления, остальные — в боевом отделении). Комплекс управления огнем обеспечивает поиск целей и слежение за ними командиром и наводчиком, автоматический ввод поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных, наведение и стабилизацию пушки и спаренного с ней пулемета, пуск и автоматическое наведение ракеты, целеуказание от командира. Функционально он объединяет комплекс управления пушкой и спаренным пулеметом; комплекс управляемого оружия. Стабилизатор вооружения включает усовершенствованный малогабаритный электрогидравлический привод вертикального наведения пушки и электромашинный привод башни.

Ночной прицельный комплекс наводчика включает тепловизионный прицел, которым может пользоваться и командир танка с помощью своего видеосмотрового устройства, и параллелограммный привод с устройством ввода поправок в положение осветителя. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью артиллерийскими снарядами, целеуказание. Комбинированный дневной/ночной прицел ТКН-4С командира имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости. В состав прицела входят два дневных оптических канала (1-кратного и 7,5-кратного увеличения) и пассивно-активный ночной канал. В качестве вспомогательного оружия танк имеет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62-мм и зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм. Комплекс управляемого вооружения 9К119 состоит из аппаратуры, установленной в танке и выстрела с управляемой ракетой. Для наведения ракеты используется полуавтоматическая система дистанционного управления по лучу лазера. Дальность стрельбы ракетой — до 5000 метров. Корпус имеет сварную конструкцию с большими углами наклона носовых деталей.

Верхний лобовой лист — комбинированный, с углом наклона 68° от вертикали. Башня литая, в лобовом секторе имеет комбинированную броневую защиту. Динамическая защита выполнена во встроенном варианте и обеспечивает прирост защищенности как от кумулятивных, так и от кинетических снарядов Защита экипажа от поражающих факторов ОМП обеспечивается системой коллективной защиты, аналогичной системе танка Т-80БВ. В комплект машины входят индивидуальные противорадиационные жилеты. Танк оснащен быстродействующей системой ППО ЗЭЦ13 «Иней». На танке установлен 1250-сильный газотурбинный двигатель ГТД-1250, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми компрессорами и свободной силовой турбиной. Основным топливом считается дизельное. Кроме того, разрешается использовать низкооктановые бензины, реактивные топлива. Трансмиссия имеет, по сравнению с танком Т-80БВ, некоторые отличия, обусловленные повышенной мощностью двигателя и использованием гидротормоза. Ходовая часть такая же, как у танка Т-80БВ.

Газотурбинный танк Т-80У: тест-драйв и комментарии эксперта

Т-80 – первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели. Быстро выяснилось, что они неспособны нормально работать в наземных условиях – вибрация и облака пыли быстро выводили ГТД из строя. Пришлось разрабатывать двигатель с самого нуля. Но откуда вообще возникла идея устанавливать газотурбинный двигатель на танк? «Во-первых, таким образом хотели решить проблему повышения боеготовности машины в условиях нашего сурового климата, – говорит Сергей Суворов, военный эксперт, кандидат военных наук, в прошлом – офицер-танкист. – Для того чтобы танк с дизельным двигателем мог начать движение при температурах от 0 до –20°С, необходимо для начала разогреть двигатель с помощью специального устройства – подогревателя – в течение 20–30 минут, затем запустить силовой агрегат и еще прогревать его около 10 минут на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не поднимется примерно до 40°C. Таким образом, зимой требуется в общей сложности 30–40 минут для выхода танка по тревоге из парка, что в боевых условиях немало. Газотурбинный танк может трогаться с места уже через 45 секунд после нажатия на кнопку пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха.

Читайте также  Что дает ТВ приставка Xiaomi?

Второе преимущество ГТД – так называемый коэффициент приспособляемости двигателя. Чем выше его значение, тем проще может быть конструкция коробки передач. Коробка передач Т-80 схожа с той, что установлена на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд – в результате вместо семи передач их всего четыре. А упрощение всегда означает повышение надежности и удешевление конструкции, снижение утомляемости механика-водителя. Впрочем, сам по себе газотурбинный двигатель заметно дороже дизельного».

Не задохнуться в пыли

Еще одним толчком для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков стали интересоваться в США. В условиях холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло пропустить такую информацию мимо ушей. Нашей оборонке пришлось срочно приступить к работе, и в результате Т-80 появился на свет раньше своего газотурбинного собрата-конкурента – танка M1A1 Abrams – на несколько лет.

Одной из главных задач, которую предстояло решить конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Та система очистки воздуха, которую в результате удалось сделать, уникальна, и аналогов в мире ей нет. Газотурбинный Abrams тоже имеет систему очистки, однако в ходе американской операции в Ираке «Буря в пустыне» выяснилось, что в условиях песчаной бури американский танк мог двигаться или стоять на месте с работающим двигателем не более 15 минут. Затем приходилось останавливаться и вытряхивать песок из бумажных фильтров. В Т-80 с пылью боролись прямоточные циклоны – вихревые газоочистители. Кроме того, пневмовибратор стряхивал песок с наиболее подверженного загрязнению соплового аппарата. После остановки двигателя пыль также стряхивалась с лопаток турбины, и на них не происходило запекания песка в виде стекловидной массы.

Комфорт и чистота

«Когда Т-80 движется на тебя, на расстоянии до 30 м машины совсем не слышно, – рассказывает Сергей Суворов. – Первое, что доносится до слуха, – это лязг зубьев ведущих колес. Танк не дымит, выпуская практически чистый горячий воздух. Я служил на Т-80 и думаю, что в плане комфорта среди отечественных танков ему не было равных до появления Т-90АМ. Сказки о комфорте в танках западного производства так и остались сказками. Уровень эргономики во всех «абрамсах», «леопардах», «меркавах» и прочих «челленджерах» примерно на уровне Т-55 или Т-62. В «восьмидесятках» при –35°С механик-водитель раздевался да нательного белья, я сидел в башне на командирском месте в хромовых сапогах. Никаких рукавиц – тонкие кожаные перчатки. На других машинах в холод без нескольких слоев одежды, меховых варежек, шерстяной маски на лицо и валенок в башне не поездишь».

Т-80У – наиболее совершенная на сегодня машина из всего семейства Т-80. В этой модификации, появившейся в 1985 году, был применен новый комплекс вооружения. Несколько лет спустя тот же комплекс поставили на танк Т-72Б, после этого и ряда доработок танк получил наименование Т-90. Он располагает более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. у предшествующих модификаций).

В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка танков Т-80БВ, включающего несколько тысяч машин, и хотя официально параметры программы не объявлены, можно предположить, что итогом станет боевая машина, не уступающая по боевым свойствам Т-80У (а по некоторым показателям превосходящая его). Вероятно, будет произведена замена двигателя на ГТД-1250, танк оборудуют системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Также машина получит современную динамическую защиту.

На пути к гибриду

Одна из главных претензий, предъявляемых танку Т-80, – прожорливость его газотурбинного двигателя. С этим трудно поспорить – ГТД действительно потребляет больше топлива, чем дизель. «Основной вид горючего для этого танка – дизельное топливо, – говорит Сергей Суворов, – но Т-80 может ездить и на керосине, и на смесях бензина. Как-то во время службы на Урале я столкнулся с ситуацией, когда мои танки ездили практически на воде. Баки нам заправили какой-то белой, похожей на молоко жидкостью, в которой воды было, наверно, не меньше 50%. Я тогда задавал себе вопрос – сколько бы на этой адской смеси проехал Abrams? А Т-80 ездили как ни в чем не бывало. При этом температура воздуха в тот день была ниже –10°С. Но проверку батальон сдал. Правда, потом от влаги начались проблемы в работе топливной системы двигателя».

Как считает Сергей Суворов, относительно низкая экономичность Т-80 связана не только и не столько с применением ГТД, сколько с конструкцией именно танковых газотурбинных двигателей. В отличие от дизеля, мотор Т-80 имеет более низкую приемистость. Чтобы набрать максимальные обороты, а следовательно, и мощность, дизелю надо полсекунды, а ГТД-1000/1250 – секунды три-четыре. Если на пути танка яма, механик-водитель должен бросить педаль газа, то есть сократить подачу топлива. Двигатель резко сбрасывает обороты, и танк фактически останавливается. Потом механик снова нажимает педаль подачи топлива, но требуется еще несколько секунд, пока турбина раскрутится снова. Чтобы не стоять в ямах, танкистов обучали раскручивать турбину до максимальных оборотов, а затем в яме замедляться с помощью системы торможения. Танк при этом не глохнет – так как нет жесткой связи между турбиной двигателя и трансмиссией, между ними связь только газодинамическая, однако топливо продолжает литься рекой. «В танковом газотурбинном двигателе была изначально применена не совсем правильная идеология подачи топлива, – объясняет Сергей Суворов. – Например, в ряде авиационных газотурбинных двигателей после запуска автоматически поддерживается заданное значение постоянных оборотов, а регулирование мощности на валу осуществляется за счет изменения подачи топлива, без изменения частоты вращения турбины. Если бы в танковом двигателе существовала такая же система, тогда и расход топлива был бы почти таким же, как на дизеле». Впрочем, конструкторская мысль не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, который по экономичности не уступает дизелям.

«Летающая» восьмидесятка: танк с душой самолета

Советское руководство полвека назад приняло революционное решение о создании газотурбинного танка. Так появился легендарный Т-80. За выдающиеся скоростные характеристики свои называли его «летающим», а чужие за высокие боевые качества дали имя «танк Ла-Манша».

Настоящая танковая битва разыгралась в феврале 1993 в Абу-Даби. На оружейной выставке IDEX впервые сошлись старые враги — отечественный Т-80У и американский M1A2 Abrams. Сражение было мирным. Танкисты не стреляли друг в друга. Им предстояло показать динамические и маневренные характеристики машин.

Российская восьмидесятка на большой скорости с лихими поворотами, словно раллийный болид, пронеслась по танкодрому. Гвоздем выступления стал прыжок Т-80У с трамплина. 46-тонная машина пролетела 14 метров и, мягко приземлившись, продолжила движение.

M1A2 попытался повторить этот трюк, но съехал на бок с трамплина и сошел с дистанции. Так был посрамлен хваленый Abrams, а Т-80У заслужил репутацию «летающего» танка.

Турбина вместо дизеля

На конец 1960-х годов пришелся пик научно-технической революции, когда во всех сферах жизни внедрялись инновационные решения. Советское руководство решило устроить революцию в танкостроении. 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного танка.

По такому принципу устроены вертолетные газотурбинные двигатели (ГТД). Советские конструкторы поначалу попытались их адаптировать к танку, но ничего не вышло. Тяжелейшие условия работы боевых бронированных машин быстро разрушали ГТД вертолетов.

НПО имени Климова разработала танковый газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных сил. В 1970 году его установили опытном «объекте 219» — прототипе Т-80.

Плюсы и минусы ГТД

Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при установке на танки и другие тяжелые боевые машины:

— Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;

— По ресурсу ГТД в два-три раза превосходят поршневые двигатели;

— Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя самолета;

— Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно минуты.

Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных недостатков:

— Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;

— ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли. В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных условиях;

— Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в 104 000 рублей.

Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.

«Танк Ла-Манша»

В 1976 году на вооружение советской армии был принят Т-80. Это был первый газотурбинный танк в мире. Серийное производство другого танка с ГТД — M1 Abrams — начнется только через четыре года, в 1980 году.

Восьмидесятка постоянно совершенствовалась. В 1978 году на вооружение была принята модификация Т-80Б, а затем и Т-80БВ. Эти машина получили более мощный двигатель ГТД-1000ТФ в 1100 лошадиных сил.

Это были элитные и секретные танки. Ими в первую очередь комплектовались ударные соединения Группы советских войск в Германии. Тогда-то их на Западе и назвали «танками Ла-Манша».

Считалась, что танковые дивизии на Т-80Б после начала большой войны должны быстро прорвать оборону стран НАТО и примерно через неделю выйти к северо-западным берегам Франции — к проливу Ла-Манш. В Германии ходили слухи, что русские «реактивные» танки на дорогах легко обгоняли даже автобусы.

Шедевром советского танкостроения стал танк Т-80У, принятый на вооружение в 1985 году. Его оснастили двигателем ГТД-1250 мощностью в 1250 лошадиных сил. Производство этих машин развернули на Омском заводе транспортного машиностроения. Один из этих танков и станет триумфатором IDEX-1993.

В 2019 года Омский завод транспортного машиностроения отправил Вооруженным силам РФ первую партию модернизированных танков Т-80БВМ.

«Это новая модернизированная версия машины Т-80, которая получила и новый модернизированный двигатель, усиленное бронирование и улучшенное средство управления огнем. Эта машина на порядок лучше предыдущих версий Т-80», — сказал директор завода Игорь Лобов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: