Какую тормозную жидкость можно заливать?

Ультимативный гид по тормозной жидкости: всё, чего вы не знали о тормозной жидкости, но вообще-то знать стоит

Качество тормозной жидкости и соблюдение условий её эксплуатации — залог безотказной работы всей тормозной системы, а значит, и вашей безопасности. О том, как работает тормозная жидкость, как она устроена, как её подобрать и когда менять, читайте в этой статье.

Немного физики торможения

Современные тормоза работают по принципу гидравлического пресса. Чтобы понимать этот принцип, рассмотрим гидравлическую систему из двух поршней разного диаметра.

Если нажать на первый поршень, то сила, перемещающая второй, будет равна приложенной к первому, умноженной на соотношение площади второго поршня к площади первого (F2=F1·S2/S1). В нашем случае площадь второго поршня больше, чем у первого, поэтому и сила, возникающая при его перемещении, также больше. Чем меньше цилиндр, к которому прилагают усилие, по отношению ко второму цилиндру, тем больше усилие, возникающее на гидравлическом рычаге, и меньше расстояние перемещения второго поршня.

При торможении колодки прижимаются к барабанам или дискам за счёт энергии, которую тормозная жидкость передаёт от главного тормозного цилиндра к колёсным.

Из-за возникающих сил трения и резко возрастающего давления в тормозной системе жидкость нагревается, а резиновые уплотнения пропускают воздух. Содержащаяся в нём влага насыщает тормозную жидкость и снижает температуру её кипения. При интенсивном торможении «переувлажнённая» жидкость закипает с образованием паровых пробок и становится сжимаемой. Дальнейшая эксплуатация такой жидкости приводит к холостому ходу педали и отказу всей тормозной системы. Производители считают максимально допустимым пределом эксплуатации тормозную жидкость с 3,5% влаги, и чем температура её кипения выше, тем эта жидкость качественнее. При минусовых температурах перенасыщенная влагой жидкость частично промерзает и блокирует работу тормозной системы.

Другой важный показатель тормозной жидкости — её вязкость. Жидкость с высокой вязкостью густеет при отрицательных температурах, и её трудно продавить педалью тормоза, в то время как слишком низкая вязкость повышает шанс частичного вытекания жидкости из тормозной системы и образования пузырей воздуха, которые приводят к тем же последствиям, что и при закипании.

Из чего делают тормозную жидкость

В зависимости от состава, тормозные жидкости бывают гликолевые, силиконовые и минеральные — на основе касторового масла и бутилового или этилового спирта в соотношении 1:1. Последние устарели, поэтому их практически не используют. У них хорошие смазывающие свойства, низкая гигроскопичность, но слишком низкая для современных автомобилей температура кипения, а при температуре –20 градусов они густеют.

Гликолевые тормозные жидкости — это жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 (почему они так называются, мы расскажем отдельно, а пока об их свойствах), высокая гигроскопичность которых обусловлена эфирами полигликолей в их составе, а в случае DOT 4 — ещё и эфирами борной кислоты. Преимущества тормозных жидкостей на гликолевой основе — низкая вязкость, хорошие смазывающие свойства и высокая температура кипения, а недостаток — упомянутая выше гигроскопичность. Массовая доля эфиров в таких жидкостях — 98%, а оставшиеся 2% занимают антикоррозийные, смазывающие и другие присадки. Использование некачественных тормозных жидкостей — без этих присадок — приводит к коррозии металлических деталей, разрушению резиновых соединений, разгерметизации тормозной системы и вытеканию тормозной жидкости.

Силиконовые тормозные жидкости — жидкости DOT 5 на основе кремниево-органических полимеров — не впитывают воду, не агрессивны к резине и металлам, не густеют при низких температурах, но обладают низкими смазывающими свойствами, что приводит к быстрому износу сальников.

Как определяют класс тормозной жидкости

Министерство транспорта США (DOT — Department of Transportation) утвердило нормы температуры кипения и вязкости для разных классов тормозных жидкостей в федеральном стандарте США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Согласно этим нормам, в ходе исследований измеряют температуру кипения «сухой» и «увлажнённой» тормозной жидкости. «Сухая» — тормозная жидкость в герметичной заводской упаковке. «Увлажнённой» считают тормозную жидкость с 3,5% воды. Вязкость измеряют при –40 и +100 градусах Цельсия. Сходные требования присутствуют в международном стандарте для тормозных жидкостей на гликолевой основе (ISO 4925), американском национальном стандарте общества автомобильных инженеров (SAE J 1703) и японском промышленном стандарте (JISK2233).

Согласно FMVSS 116, тормозные жидкости разделяют на классы:

— жидкости класса DOT 3 предназначены для автомобилей с барабанной тормозной системой или дисками на переднем тормозе, подходят для езды без частых оттормаживаний вне плотного автомобильного потока;
— DOT 4 — для автомобилей с дисковыми тормозами, оптимальны для езды в режиме «разгон-торможение» в черте города с плотным автомобильным потоком;
— DOT 5 — для спецтранспорта с высоким разогревом тормозов и без ABS;
— DOT 5.1 — для спортивных автомобилей с высокими температурными нагрузками на тормоза.

В 2005 году международная организация стандартизации разработала стандарт ISO 4925 тормозных жидкостей Class 6, предназначенных для автомобилей с ABS.

Чтобы тормозная жидкость была причислена к тому или иному классу, она должна пройти испытания. К примеру, в июле 2007 года тормозную жидкость ROSDOT 4 производства «Тосол-Синтез» испытали на соответствие международным стандартам ISO 4925, SAE J1703, SAE J 1704 и FMVSS 116 по классу DOT 4. Тесты проходили в аккредитованном американским Минтрансом научно-исследовательском центре Abic Testing Laboratories, в штате Нью-Джерси. Проверку, после которой ROSDOT 4 получила заключение о соответствии этим стандартам, проводили при участии AMECA — американского Агентства по аккредитации производителей автомобильных комплектующих. Это обеспечило компании выход на зарубежные рынки в качестве сертифицированного производителя тормозной жидкости DOT 4. Теперь ROSDOT 4 поставляют в США, Австралию, Китай и европейские страны.

В ходе лабораторных испытаний измерили температуру кипения сухой и увлажнённой тормозной жидкости производства «Тосол-Синтез», а также проверили химическую стабильность при низких и высоких температурах, кинематическую вязкость, коррозионную агрессивность, воздействие на резины различного типа, водородный показатель PH, вязкость при температуре –40 градусов, а также совместимость с другими тормозными жидкостями класса DOT 4 и водой. Протестировали ROSDOT 4 и в стендовых условиях имитации тормозной системы.

Минимальная температура кипения «сухой» тормозной жидкости для соответствия FMVSS 116 DOT 4, SAE J 1704 и JIS K 2233 class 4 — 230 градусов, а «увлажнённой» — 155 градусов. Требования к показателю вязкости при –40 градусах по этим стандартам — не выше 1800 кв мм/с, по ISO 4925 для этого же класса — не выше 1500 мм²/с. По результатам испытаний тормозная жидкость ROSDOT 4 превзошла эти показатели. Её температура кипения в «сухом» виде составила 270, а «увлажнённой» — 175 градусов. Вязкость при -40 градусах — 1170 кв. мм/с. Разработанная компанией «Тосол-Синтез» тормозная жидкость ROSDOT 6 для автомобилей с системой ABS полностью превзошла требования стандарта ISO 4925 CLASS 6.

Что делать, чтобы тормозная жидкость не подвела

1) Соблюдайте инструкцию и проверяйте качество. Используйте класс тормозной жидкости, рекомендованный производителем вашего автомобиля. Если тормозная жидкость мутная, неоднородная по консистенции и образует осадок, то перед вами продукт низкого качества или подделка.

2) Проверяйте уровень и своевременно меняйте. При использовании тормозной жидкости перед каждой длительной поездкой проверяйте, чтобы её уровень в бачке не опускался ниже метки «МIN» и не поднимался выше «МАХ». Откажитесь от долива тормозной жидкости в пользу полной её замены, чтобы исключить эксплуатацию перенасыщенной влагой смеси с промежуточными свойствами новой и «отработанной» жидкости. Стандартные рекомендации по замене — каждые два года или каждые 40 тысяч километров пробега, но реальный срок службы при высокой температуре и влажности окружающей среды сократится.

3) Учитывайте совместимость при смешивании. Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, изготовленные компанией «Тосол-Синтез» на одинаковой основе, можно смешивать друг с другом в любых пропорциях, добавляя жидкость более высокого класса в жидкость более низкого, но никак не наоборот! Правильная смесь будет обладать свойствами той жидкости, класс которой ниже. Жидкости указанных классов от других, а тем более разных, компаний смешивайте только после консультации с их официальными представителями, чтобы избежать непредсказуемых изменений свойств полученной смеси.

Не смешивайте тормозные жидкости с разной основой — ни в коем случае нельзя смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 с DOT 5, так как первые сделаны на основе эфиров гликолей, а последняя — на основе силикона! Если пренебречь этим правилом, произойдёт расслоение и ухудшение или потеря функциональных свойств тормозной жидкости. Именно поэтому, согласно стандарту FMVSS 116, для исключения случайностей жидкости класса DOT 5 окрашивают в красный цвет, а остальные — в жёлтый.

Тормозная жидкость — важнейшая часть тормозной системы. Если выражаться фигурально, это её «кровь», от состояния которой зависит ваша жизнь. Универсальных жидкостей, которые подойдут любому автомобилю, нет, но теперь вы знаете, как подобрать для вашего.

Тормозные жидкости для автомобилей — виды, совместимость

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.
Читайте также  Чем можно разрезать шину для клумбы?

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания — чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

avtoexperts.ru

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемым и, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3.«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» — не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

Читайте также  Как получить чек по QR коду?

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

DOT 5.1. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневы й. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности , хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности , а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Какую тормозную жидкость выбрать: обзор отечественных и зарубежных производителей

Виды тормозной жидкости

Техническая документация любого транспортного средства содержит информацию о требуемых стандартах для жидкостей, которые можно использовать. Не рекомендуется отклоняться от этих требований, чтобы избежать износа и повреждений элементов системы торможения авто. То же самое касается смешивания жидкостей (некоторые все же можно смешивать при необходимости). Ниже приведены основные виды жидкостей для тормозной системы.


Есть разные виды тормозной жидкости

Таблица. Классификация тормозной жидкости.

Вид ТЖ Описание
DOT 3 Высокотехнологичная гликолевая жидкость, отличающаяся высокой окислительной активностью. Температура кипения составляет 150°С. Жидкость DOT 3 преимущественно используется для автомобилей, оснащенных барабанным типом тормозов.
DOT 4 Одна из наиболее распространенных видов ТЖ. Используется практически на всех быстроходных транспортных средствах с дисковой тормозной системой. Температура кипения начинается с отметки в 160°С, увлажненная жидкость закипает при большей температуре (около 240°С).
DOT 4+ Модифицированная, то есть обновленная DOT 4 с немного лучшими показателями. Главное отличие – это температура кипения (улучшенная DOT 4+ закипает уже при 180°С).
DOT 5 Жидкость на силиконовой основе, используемое преимущественно для спортивных автомобилей, где тормозная система подвергается интенсивным нагрузкам. DOT 5 имеет высокую коррозийную стабильность, за счет чего жидкость закипает при очень высоких температурах (от 1800°С).
DOT 5.1 Еще одна разновидность ТЖ с более продолжительным сроком службы и высокими температурными показателями. Жидкость изготовлена на гликолевой основе.

Обратите внимание! Тормозную жидкость также можно классифицировать на импортные и отечественные образцы. Вторые, безусловно, уступают по качеству, хотя их можно использовать для недорогих моделей авто.


Тормозная жидкость Motul DOT 5.1

На что обращать внимание при выборе?

Чтобы выбрать хорошую тормозную жидкость, необходимо знать, на какие характеристики нужно обращать внимание в первую очередь. К основным характеристикам относятся антикоррозийные свойства, способность к поглощению влаги, температура кипения и, конечно же, вязкость. Рассмотрим каждый из критериев отдельно.


Схема устройства тормозной системы современного автомобиля

Антикоррозионные свойства

Используемая жидкость не должна оказывать воздействия на различные детали, выполненные из резины, пластика и металла. В противном случае начнется процесс разрушения материала, в результате чего образуется протечка. Поэтому качественная ТЖ должна обладать высокими антикоррозийными свойствами.

Тормозная жидкость должна обладать антикоррозийными свойствами

Гигроскопичность

Важный параметр тормозной жидкости, показывающий ее способность к поглощению влаги. Дело в том, что при сильном нагревании жидкости появляется конденсат, который, в свою очередь, после охлаждения попадает в состав тормозной жидкости, нарушая тем самым свойства и негативно влияя на ее качество. К тому же в зимнее время вода замерзает, а лед может повредить трубки и нарушить работу системы. Хорошая тормозная жидкость должна иметь низкий уровень гигроскопичности.


Проверка тормозной жидкости

Температура кипения

В процессе работы тормозов состав сильно нагревается, причем не только при активном нажатии педали тормоза, но и при спокойной езде по городским улицам. Если ТЖ закипает, то в системе появляются воздушные пузырьки, способные образовать воздушную пробку. Как результат, происходит проваливание педали, а эффективность тормозов при этом снижается. Чтобы подобных неисправностей не возникло в дороге, используемая тормозная жидкость должна закипать при очень высоких температурах.

Зависимость температуры кипения ТЖ от содержания воды в ней

Вязкость

Главная характеристика тормозной жидкости – это вязкость. Вещество не должно менять свою структуру при рабочих условиях. Если же вязкость поменяется, то система торможения будет работать нестабильно. Также жидкость с низкой вязкостью может вытекать из системы. Если говорить о высокой вязкости, то такая жидкость будет густеть при низких температурах. Поэтому качественная ТЖ должна сохранять вязкость под воздействием высокой и низкой температуры.

Вязкость тормозной жидкости

На заметку! Со временем даже самая дорогая тормозная жидкость будет терять свои свойства, поэтому нужна периодическая замена. Как правило, менять ТЖ рекомендуется каждые 50-60 тыс. км.

Лучшие отечественные марки

  • SINTEC SUPER DOT 4


Не лучший вариант для использования

Технический раствор отечественного производства. Удовлетворительные показатели вязкости сохраняются и при сильном морозе, и при высокой температуре. Точка кипения составляет 240 градусов, что неплохо для тормозухи минимального ценового сегмента. Но уже через 30 тысяч километров пробега закипание наступает при 150 градусах, что свидетельствует о низком показателе гигроскопичности. Химический состав этого раствора не позволяет нейтрально взаимодействовать с металлическими и резиновыми деталями системы. Довольно скоро появляется коррозия и деформации резины.

Цена: от 100 руб.

  • ROSDOT 4


Через 1 год требует замены

Изначальные параметры вязкости остаются без изменений при различных температурных режимах. Точки экстремумов также не оказывают влияния на вязкость. Закипает эта тормозуха при температуре 255 градусов. После годовая эксплуатации точка кипения опускается до 160 градусов. Соответственно об удовлетворительных показателях гигроскопичности говорить не приходится. Нейтральное химическое взаимодействие с деталями системы и невысокая стоимость могут перекрыть иные недостатки.

Цена: от 269 руб.

  • ЛУКОЙЛ DOT 4


Неплохой вариант за эти деньги

Лабораторные исследования показывают, что данный состав имеет низкие значения вязкости, что может повлечь нестабильную работу тормозов при экстремальных температурных значениях. Процесс кипения начинается при 240 градусах. Этот показатель снижается до 170 градусов после пробега 60 тысяч километров. Это хороший показатель по гигроскопичности. Антикоррозийные свойства являются положительной стороной этого продукта. При постоянном использовании контур автомобиля останется без существенных изменений физических характеристик.

Цена: от 190 руб.


Средние характеристики

Приличная вязкость обеспечивает возможность использования на территориях с различными климатическими поясами. Температура кипения составляет 230 градусов по Цельсию. По истечении периода в 2 года раствор потребуется заменить из-за значительной утраты гигроскопичности и температуры кипения. За состояние самой системы можно особо не переживать. Химический состав обеспечивает нейтральное взаимодействие с элементами тормозов машины.

Цена: от 150 руб.

Как выбрать тормозную жидкость?

При ограниченном бюджете обращать внимание следует на продукты от отечественных производителей, например, Аляска DОТ-4. Жидкость стоит недорого, а по качеству мало чем отличается от более дорогих аналогов. То же самое можно сказать о Sintec EURO DOT 6. Это отличный вариант, если финансы ограничены.


Выбор тормозной жидкости

Безупречным лидером в данной области является MOBIL BRAKE FLUID UNIVERSAL DOT 4 – это лидер во всех направлениях. Поэтому при наличии приличной суммы денег лучше покупать этот продукт. Как уже ранее отмечалось, тормозная жидкость закипает при очень высоких температурах, сохраняет вязкость и обеспечивает надежную работу узлов тормозной систему на протяжении длительного промежутка времени.

Читайте также  Как айфон 7 ввести в режим восстановления?


При выборе учитывайте и свои финансовые возможности

Для жителей южной или средней полосы России, которым нужна импортная тормозная жидкость, нужно рассмотреть вариант покупки VAG DOT-4. Это отличный продукт, стоящий немного. К тому же VAG DOT-4 имеет хорошие свойства. Не стоит использовать данную жидкость только тем людям, которые проживают в холодных северных регионах страны.


Производители авто рекомендуют заливать только один тип жидкости

Тормозная жидкость: какая бывает и как выбрать

Тормозная жидкость одна из важнейших в системе автомобиля, от её качества зависит и безопасность автомобиля, и жизнь водителя и участников дорожного движения в случае аварийной ситуации. Она оказывает непосредственное влияние на работу тормозной системы и важно вовремя менять этот компонент. В связи с чем вопросом, какую тормозную жидкость заливать , задаются не только начинающие водители, но и более опытные пользователи. Об этом и поговорим.

  1. Роль тормозной жидкости
  2. Какую тормозную жидкость заливать : классификация
  3. Какой производитель лучше

Роль тормозной жидкости

Для начала хотим ещё раз уточнить важность тормозной жидкости в системе автомобиля. Она отвечает за своевременную и быструю остановку автомобиля и очень важно поддерживать её состояние на должном уровне и в случае необходимости совершать полную замену.

Некоторые производители прописывают рекомендации о том, с какими сортами можно смешивать их продукт. На деле этого делать не рекомендуется, в первую очередь потому, что не всегда удаётся точно вспомнить, что именно залито в тормозную систему. А рисковать в данном вопросе совсем не стоит.

Тормозная жидкость передаёт через гидравлический привод усилие, возникающее от нажатия водителем педали тормоза, к тормозным механизмам колес. Колодки и диски получают импульс, вследствие чего автомобиль останавливается. Навык и привычку проверять состояние и уровень тормозной жидкости (а также моторного масла, антифриза и стеклоочистителя) формируют у воителей ещё в автошколе.

Что касается неприятностей, которые могут приключиться, то тут несколько вариантов событий:

  • Температура кипения некачественной тормозной жидкости недопустимо мала. Если учесть тот факт, что даже хороший продукт со временем теряет свои свойства и показатель снижается до 150-170 градусов. В этой ситуации велик риск закипания, а, следовательно, появление воздушных пробок и отказ тормозной системы.
  • Следующий сценарий следующий. Некачественная жидкость имеет повышенную гигроскопичность. Она довольно быстро накапливает излишнюю влагу и значительно увеличивает низкотемпературную вязкость в зимнее время. Результат всё тот же, что и в предыдущем варианте.

Поэтому к решению вопроса, какую тормозную жидкость заливать , следует подходить очень ответственно. Причём важно не только выбрать качественный продукт, но и не смешивать его со старым, а произвести полную замену.

Какую тормозную жидкость заливать : классификация

Чем руководствоваться при выборе тормозной жидкости? В первую очередь рекомендациями производителя транспортного средства. В сопроводительных документах к автомобилю чётко прописаны все рекомендации, касающиеся использования любых технических жидкостей.

Мы предлагаем разобраться в классификации жидкостей, которая поможет в дальнейшем выбрать именно тот вариант, который рекомендован в инструкции к транспортному средству. Как правило, разделение происходит по двум показателям: вязкости и температуре кипения. При этом следует учитывать, что в процессе использования продукт изменяет свои свойства.

  • DOT-3 . Это наиболее распространённый класс тормозной жидкости. Основные преимущества: доступная цена, широко представлена на прилавках автомаркетов. Такой тип преимущественно используется в автомобилях, не развивающих большой скорости, а, следовательно, не требуют резкого и частого торможения. Тормозная жидкость класса DOT-3 очень быстро накапливает влагу и соответственно требует более частой замены.
  • DOT-4 . Эта категория продукта значительно медленнее впитывает влагу, чем предыдущая версия. Кроме этого, она имеет более высокую температуру закипания. Если ваше транспортное средство регулярно испытывает перегрев в системе торможения, то именно этот класс тормозной жидкости лучшим образом для неё подойдёт. Предпочесть её следует водителям с агрессивной манерой езды. Стоимость продукта немного выше предыдущей, найти её на прилавке магазина тоже довольно просто. Недостаток данного класса в том, что жидкость довольно агрессивна к системам автомобиля, изготовленным из резины. В случае протечки тормозная жидкость способна растворить краску и спровоцировать возникновение коррозии. Этот недостаток относится и к третьему классу.
  • DOT-5 . Это более современный класс тормозной жидкости, которая изготавливается из материалов на основе силикона. Они не разъедают детали автомобиля, различные уплотнители и резиновые прокладки. Такой продукт практически не впитывает влагу, но при этом очень чувствителен к присутствию. Воздушных пузырьков в магистралях тормозной системы. Данный тип тормозной жидкости не приемлет смешивания с другими, поэтому решив залить её, обязательно промыть всю систему.

Это основная общепринятая классификация автомобильной химии, предназначенной для обеспечения работы тормозной системы.

Какой производитель лучше

Какую тормозную жидкость заливать, вопрос многогранный. Помимо подходящего класса, важно учесть репутацию производителя и качество его продукта. К сожалению, не все товары, присутствующие на прилавках, соответствуют не только ожиданиям пользователя, но и заявленных характеристикам.

Мы от себя рекомендуем использовать следующие товары:

  • SINTEC SUPER DOT 4: укладывается в характеристики своего класса с большим запасом, нареканий и замечаний не имеет;
  • ЛУКОЙЛ DOT 4: аналогично предыдущему имеет отличную температуру кипения и вязкость, которая отлично вписывается в рамки заявленного класса;
  • Hi-Gear DOT4: выполняет все требования, выставленные для этого класса.

Класс DOT-4, конечно, лучше DOT-3. Но нередко возникает вопрос, что лучше DOT 4 или DOT 5.1? Ответ прост — лучше использовать то, что рекомендует производитель.

Если у вас ещё остались вопросы, какую тормозную жидкость заливать, можете смело задавать их в обсуждениях. Попробуем разобраться и ответить на них. Делитесь статьёй в социальных сетях и оставайтесь с нами.

Лучшая тормозная жидкость

Для нормальной работы тормозной системы немаловажное значение имеет залитая в контур жидкость. Автовладелец должен максимально ответственно подходить к выбору ТЖ.

Для того, чтобы быть уверенным в безотказности системы остановки машины, лучше приобретать исключительно тормозухи, возглавляющие рейтинг рабочих жидкостей.

Важные критерии тормозной жидкости

Независимо от марки и модели транспортного средства к тормозной жидкости предъявляется одинаковый ряд требований. В таблице ниже кратко рассмотрены основные критерии ТЖ, на которые следует обратить внимание перед покупкой.

Критерий Примечание
Высокая температура кипения ТЖ не должна закипать даже при интенсивном торможении
Смазывающие свойства В тормозной системе не должны наблюдаться заклинивания
Вязкость ТЖ не должна сильно густеть при снижении температуры
Защита от образования коррозии Металлические поверхности, которые контактируют с ТЖ, не должны покрываться ржавчиной
Гигроскопичность Чем меньше ТЖ впитывает влагу, тем лучше

Рейтинги производителей ТЖ

Выбрать единый бренд, который выпускает наилучшую тормозную жидкость для автомобиля, невозможно. Многие производители изготавливают хорошую ТЖ, которая по одним критериям лучше, чем у конкурентов, а по другим хуже. В различных рейтингах преимущественно лидируют нижепредставленные производители тормозной жидкости:

  • Liqui Moly;
  • Mobil;
  • Motul;
  • Bosch;
  • Castrol;
  • Sintec.

Liqui Moly DOT4

Тормозная жидкость Liqui Moly обладает высокой температурой кипения как в начале эксплуатации, так и через пару лет, даже после насыщения влагой. ТЖ обладает отменными антикоррозийными свойствами и не оказывает разрушающего воздействия на тормозные шланги и резиновые уплотнители. Жидкость долгое время не густеет, но все же в регионах с холодным климатом на морозе становится вязкой, поэтому подходит не для всех.

Mobil Brake Fluid Universal DOT 4

Тормозная жидкость Mobil имеет один из лучших пакетов присадок. Это снижает впитываемость влаги и продолжительное время позволяет сохранять первоначальные эксплуатационные свойства. Во время мороза ТЖ имеет отменную текучесть. Антикоррозийные, противоизносные и смазывающие свойства у тормозухи также на высоте.

Motul DOT 5.1 Brake Fluid

Тормозная жидкость Motul обладает крайне низкой гигроскопичностью. Закипание тормозухи наступает при достижении температуры 272°С. ТЖ отлично подходит для регионов с холодным климатом. Высокая текучесть остается и при температуре -40°С. Обильный пакет присадок позволяет уберечь элементы тормозной системы от быстрого износа. В составе также имеются ингибиторы коррозии, предотвращающие ржавление металлических поверхностей.

Bosch DOT-4

Над созданием тормозной жидкости Bosch работает целый научный отдел компании. Поэтому ТЖ обладает одними из лучших технических характеристик. Вязкость тормозухи подобрана таким образом, чтобы обеспечить стабильную передачу рабочего давления и избежать загустевания жижи при существенных отрицательных температурах.

Тормозная жидкость имеет собственноразработанный пакет присадок. Химические компоненты снижают риск закипания жижи. Поэтому образование паровых пробок наблюдается крайне редко. Жидкость обладает длительным сроком службы и не сильно впитывает влагу.

Castrol React DOT4 Low Temp

ТЖ Castrol имеет высокую температуру закипания. Она рекомендована владельцам, предпочитающим спортивный стиль. Вязкость жидкости подобрана таким образом, чтобы была возможность ее использования в северных регионах.

Отзывы

Люблю резко тормозить. ТЖ Bosch ни разу не закипала.

Живу на Севере. Даже в сильный мороз Castrol не застывает.

ТЖ Liqui Moly слабо впитывает влагу. При проверке через 2 года тестер показал, что жижа пригодна к использованию.

Заливаю и масла и ТЖ бренда Mobil. Продукция компании меня устраивает.

Авто у меня старое. ТЖ Motul летом немного протекает, зато зимой сильно не густеет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: