Куда можно выкинуть колеса?

Прием шин на утилизацию: избавляемся от старых покрышек за деньги или бесплатно

Ежедневно в нашей стране десятки, а то и сотни автомобилистов меняют изношенные шины на новые.

Старые покрышки долго пылятся в гараже либо сразу за ненадобностью выбрасываются на свалку.

Такая же участь зачастую ожидает резиновые отходы, прокладки, сальники, другие изделия из резины.

Не надо торопиться выбрасывать шины и изделия РТИ. Их можно профессионально переработать и вдохнуть в них новую жизнь. Кроме того, избавиться от покрышек б/у можно с получением небольшого дохода.

В данной статье мы дадим адреса предприятий по переработке резины и пунктов приема покрышек.

Способы сдать автопокрышки и РТИ

Измельчая покрышки и РТИ при помощи специального оборудования, специализированные предприятия получают из них отличное сырье для дальнейшего производства новых шин, строительных и хозяйственных изделий.

Поэтому лучше всего после смены резины сдать старые покрышки на переработку.

Существует несколько параллельных направлений по сдаче отработанных резинотехнических изделий, в зависимости от клиентов, их целей и потребностей, а также от самого принимающего предприятия:

  1. Бесплатная сдача шин.
  2. Сдача покрышек за деньги.
  3. Сдача резины с доплатой от самого сдающего.

Бесплатный прием

От населения и от предприятий с различной формой собственности осуществляется прием изношенных шин, прокладок, резаных автомобильных, мотоциклетных, велосипедных камер.

Многие водители сами заинтересованы, чтобы освободилось пространство своего гаража, улучшилась экологическая обстановка родного города, поэтому готовы сдать покрышки не только за деньги.

С вознаграждением: цена резины за тонну и штуку

Иногда владельцы перерабатывающих предприятий оплачивают сданный материал в виде незначительных денежных сумм. Более серьезные пункты приема отработанных покрышек в Москве принимают сырье по установленной цене.

От предприятий, организаций, частных, индивидуальных предпринимателей шины принимаются:

  1. Нешипованные автомобильные шины до R22,5 – 4000 рублей за одну тонну.
  2. Шипованные шины и покрышки размером от R22,5 до R28 – 6000 рублей за тонну.

Цены на автопокрышки для физических лиц:

Диаметр шины Стоимость, руб
12-15 50
16-18 75
19-22,5 150
Камеры 30

Кроме оплаты за сданные покрышки, многие специализированные автосервисы предлагают целую сеть самых разнообразных услуг:

  • выгодные скидки на покупку новой резины;
  • снижение стоимости шиномонтажных услуг;
  • обслуживание вне очереди;
  • бесплатная подкачка колес в любое время суток.

Сдаем платно: сколько придется внести клиенту?

Бывает и по-другому.

У специализированных шиномонтажных компаний, приемных пунктов авторезины имеются договора, заключенные с предприятиями по глубокой переработке резинового сырья.

Обычно эти предприятия всегда загружены работой, поскольку материала у них более чем достаточно.

Поэтому мини заводы неохотно принимают от автовладельцев их изношенные шины.

Другое дело приемные пункты и шиномонтажи.

При смене резины они предлагают автовладельцам оставить снятые покрышки у них бесплатно, либо внести небольшую плату за утилизацию.

Фактически это оплата последующей доставки шин. Она может колебаться в пределах 50-100 рублей. Затем на основании договора все сырье, находящееся на территории шиномонтажа, сдается мини-заводам для дальнейшей переработки.

  • не нужно тратить свое время и деньги для поиска и доставки старых шин в приемный пункт, по факту их вывоз обойдется бесплатно;
  • избавление от мусора законным способом;
  • забота об экологии и чистоте своего района.

Куда и почем сдать?

Переработка резинового сырья, отходов РТИ в промышленных масштабах является сложным, хлопотным мероприятием.

Однако предприимчивые дельцы давно создали собственный бизнес, основанный на измельчении, разложении, создании материала для повторного изготовления резиновых изделий для промышленных нужд.

Ведь отработанные РТИ являются ценным сырьем, которое можно эффективно использовать.

Куда же можно сдать старые шины за деньги?

Прием покрышек, РТИ осуществляют автосервисы, специализирующиеся на обработке резины, профильные предприятия страны и мини-заводы по ее переработке.

В одном только Южном округе города Москвы насчитывается пять подобных приемных пунктов. Во всей Москве их двадцать восемь. В области только официально зарегистрированных заводов, перерабатывающих отходы резины, числится более 80.

Почем принимают старые покрышки? Цена за 1 кг, тонну или штуку принимаемых покрышек из резины зависит от размера колеса.

Размерность до R22,5 оплачивается по 4 рубля за 1 килограмм. За колеса размером от R22,5 до R28 платят по 6 рублей за 1 килограмм.

Правила приема резины гласят, чтобы изделия при сдаче были чистыми, вымытыми, без масляных следов, посторонних включений.

Покрышки надо сдавать с текстильным и металлическим кордом. Они должны быть без дисков, наружным диаметром не более 1200 мм.

Автомобильные камеры необходимо освободить от вентилей. Внутри не должно быть посторонних предметов, металлических остатков. За деньги принимают только шины, сохранившие первоначальную форму и размеры.

Адреса предприятий в крупных городах России

Во всех российских мегаполисах и крупных городах страны эффективно налажена сдача использованных шин и РТИ. Такая практика существует во всем мире, мы здесь не являемся исключением.

Ниже в таблице приводятся наиболее популярные пункты, где принимают старые автомобильные покрышки б/у и резину на переработку за деньги, а также телефоны, по которым вы можете узнать цены на них:

Город Наименование Условия Контакты
Ростов-на-Дону Компания «ЭкоСпас» ул. Курская, д. 12. +7 (863) 242-49-11
Саратов ЭКОСТЕП-САРАТОВ ООО ул. Радищева, д. 37. +7 (8453) 52-56-56
Санкт-Петербург Вторресурс Принимаем бесплатно покрышки грузовых авто Старо-Петергофский проспект, 8Г. 8-964-342-48-70
Санкт-Петербург ЗАО «ТЭСМА» Принимаем на переработку грузовые импортные шины. Режим работы: Пн-Пт Кушелевская дорога, д. 26. 967-50-32, 921-74-44
Москва Производственная база «Ховрино» Бесплатно. С 7:00 до 23:00 Промзона № 46 «Коровино» пр.пр. 5206. 78-й км МКАД внутренняя сторона. 8(495) 792-22-72, 8(903) 792-22-72
Москва Производственная база «Юг» Бесплатно. С 7:00 до 23:00 Востряковский пр-д, д. 10, стр. 131. 31-й км МКАД внутренняя сторона. 8(926) 001-93-50
Нижний Новгород ООО «НПО Промэкология» ул. Яблоневая, д. 26. 8(831) 413-08-89
Псков ООО «АСПО Сервис» ул. Декабристов, д. 15/44. +7(8112) 73-32-32
Новосибирск ООО «Альбион-С» ул. Серебренниковская, д 4/3. (383) 218-78-50, 218-77-05
Дмитров, МО Дмитровский завод РТИ Бесплатно. Принимаются шины легковых и грузовых авто, а также РТИ. Вывоз от 200 легковых или 100 грузовых шин. Московская область, Дмитровский район, село Внуково, 126, тел. 8 929 65 65 770

Порядок и документы для юридических лиц

Закон РФ предусматривает уплату штрафа за ненадлежащую утилизацию использованных покрышек. Предприятия всех форм собственности обязаны сдавать их на переработку, получая документы для отчетности.

Обратившись к официальному представителю по утилизации использованных покрышек в своем населенном пункте, заявитель должен оформить документы:

  1. Договор на утилизацию покрышек.
  2. Акт об утилизации шин. Этот документ подтверждает выполненную работу и является свидетельством утилизации промышленных отходов в соответствии с экологическими требованиями.

При сдаче на утилизацию использованные покрышки загружаются на предприятии и доставляются в ближайший пункт приема, там они выгружаются собственными силами.

Оформляется договор и акт сдачи шин на утилизацию. После подписи документов всеми ответственными лицами транспорт покидает территорию приемного пункта.

Дальнейшая судьба резиновых отходов

На шредере осуществляется выдергивание нитей корда и предварительное дробление резины на крупные фракции.

Получаются резиновые чипсы диаметром 30-40 мм.

Второй этап утилизации шин предусматривает более мелкое дробление до размера 7-8 мм. Фракции охлаждаются, что позволяет их измельчать в роторной дробилке до сечения 1-2 мм.

Через вибросита полученная крошка просеивается. Текстильный код остается в стороне. В результате выходит готовая к употреблению резиновая масса.

Ее используют для промышленных целей и изготовления:

  • новых покрышек;
  • резиновой обуви;
  • массивных резиновых плит для комплектации железнодорожного полотна;
  • добавок в асфальтобетонную смесь;
  • кровельных материалов.

Более подробно о производстве резиновой крошки из шин читайте здесь.

Куда еще можно деть шины б/у?

Существует бесчисленное множество вариантов использования снятой изношенной резины помимо ее приема на переработку в специальные пункты за деньги.

Часто народные умельцы изготавливают из них лавочки, чтобы сидеть возле подъезда или в своем дворе.

Из «лысых» покрышек получаются отличные вазоны для цветов, если в них насыпать земли.

Дачники используют шины для выращивания огурцов и других овощей, закопав в землю. Они хорошо удерживают влагу в своих полостях.

Часто приходится видеть оригинальные ограды вокруг частных владений, выполненные в виде стопок колес.

Из использованных покрышек изготавливают разнообразные поделки в виде лебедей с длинными шеями, которые затем раскрашивают. Шины б/у разрезают вдоль всего диаметра и из них получаются отличные поилки для домашней птицы и скота.

Шины от трактора МТЗ — идеальное сырье для создания гусениц для техники.

Это лишь немногие из вариантов того, куда можно деть старую резину и отходы в виде изношенных колес.

Выводы

Во всех развитых мировых государствах поставлено на поток движение по утилизации РТИ, покрышек, аккумуляторов, макулатуры и других отходов. Ни один цивилизованный человек не позволит себе бросить в кусты использованную шину, масляный фильтр, оберточную бумагу.

Россия принадлежит к развитым цивилизованным странам. Потому чистота окружающей среды для нас стоит на первом месте. Сдавая использованные шины на переработку, мы бережем нашу экологию от загрязнения.

Прочитав статью, вы узнали, куда можно сдать старые автомобильные покрышки б/у и резину на переработку бесплатно или за деньги и по какой цене.

Сдаём старые шины в утиль: зачем это, куда обращаться и сколько это стоит

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемой «Куда девать отслужившие свое шины?». Вариантов находилось немало: от «новаторских» клумб на даче и детских площадок до безответственного складирования в ближайшем лесу или, в лучшем случае, около мусорного контейнера во дворе. Только вот о том, что шины содержат хоть и малоопасные, но токсичные вещества и подлежат специальной утилизации, особо никто и не задумывается…

В большинстве европейских стран вопрос утилизации продуман с момента выпуска каждой шины и отправки покупателю. Где-то в ее стоимость изначально включены расходы на переработку, и автолюбителю нужно всего лишь отвезти использованные шины в специальный приемный пункт. В Швеции, например, владельцу автомобиля нужно заплатить 80 евроцентов за сданную шину. Все остальное – не его заботы.​

Читайте также  Какие комплектации у Вольво хс90?

В России же дело обстоит несколько иначе. Если в крупных городах приемные пункты использованных шин все же появились, но работают они в основном с оптовиками, то на периферии система сбора и утилизации шин находится или в зачаточном состоянии, или ее просто не существует.

Ситуацию пытаются изменить крупные шинные дилеры, которые не только готовы принимать отработанные шины у частных лиц сами или через партнеров, но и гарантировать их отправку на переработку. Кстати, вблизи Москвы действуют два крупных предприятия по утилизации шин: в Чехове и в Радужном, что во Владимирской области.

В небольших шиномонтажах у вас также могут принять использованные шины за какую-то символическую плату, только не факт, что дальнейшая их судьба сложится в соответствии с законодательством. А оно, между прочим, в сфере утилизации шин существует достаточно давно.

Это, в частности, Федеральный закон No 89-ФЗ от 24.06.98г «Об отходах производства и потребления» (редакция от 2014 года) и ГОСТ Р 54095-2010, именуемый как «Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».

Одна из главных статей закона за номером 47 обозначена как «Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства». Не будем приводить все ее пункты, но основные положения обязывают всех пользователей, как юридических, так и физических лиц, во-первых, сдавать отработавшие шины на утилизацию. Во-вторых, деятельность предприятий по утилизации и переработке является лицензируемой.

В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин предложены, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки и производство из нее.

Однако в приведенном выше ГОСТе от 2010 года есть и такие пункты:

9.3 Захоронение можно использовать только при отсутствии других целесообразных методов.

9.3.1 Размещение покрышек, завершивших жизненный цикл, посредством захоронения в окружающей среде допустимо, только если другие способы повторного использования материалов или восстановления энергии неприменимы.

В Европе же какое-либо захоронение использованных шин просто запрещено на основании директивы 1999/31 /ЕС «О захоронении отходов на полигонах». Не случайно в странах ЕС 82% отслуживших свое покрышек проходит переработку. Похожая ситуация – в Японии и США, правда, у американцев законодательство в этом вопросе различается от штата к штату.

Справедливости ради отметим, что, по данным исследований как американских, так и европейских ученых, сами по себе использованные покрышки не представляют особого вреда и относятся к 4-классу опасности для окружающей среды. То есть малоопасны.

Но при определенных условиях, например, при кислой или щелочной почве произойдет постепенное разрушение металлического каркаса с выбросом вредных соединений меди, цинка, свинца и кадмия. Их процентное содержание мизерно: от 0,001 до 0,02 % к массе шины, но тем не менее экологи бьют тревогу.

Другое дело, что их сжигание в атмосфере тут же переводит класс опасности шины в максимальный второй или даже первый. Это связано с присутствием в продуктах горения токсичных пиролизных масел, а также упомянутых выше соединений металлов.

Именно поэтому наиболее предпочтительные по всему миру способы утилизации – переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования или сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах. В этом случае можно получать калорийное жидкое топливо.

В России резиновая крошка находит применение в основном при изготовлении покрытия детских и спортивных площадок, производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов с резиновым наполнителем. Есть и технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин.

Несмотря на то, что добавление крошки в асфальт в несколько раз повышает его износостойкость, эта методика применяется у нас крайне мало. В первую очередь из-за дороговизны процесса. На переработку тонны покрышек в крошку потребуется порядка 500-700 кВт электроэнергии. В то же время в дорожном строительстве США резиновую крошку применяют давно и практически повсеместно.

Один из нюансов переработки и утилизации шин заключается в их конструкции. Шины для грузовых автомобилей, цельнометаллокордовые или ЦМК, можно несколько раз восстанавливать. Но при полном износе каркаса для утилизации таких шин требуется дорогостоящее оборудование и особые технологии.

С легковыми моделями все обстоит несколько проще. Нужно лишь вырезать металлизированное бортовое кольцо, и шину можно отправлять либо в пиролизную печь, либо в специальный шредер для получения разнофракционной крошки. Оставшиеся части металла удаляются путем магнитной сепарации.

Ежегодный объем пришедших в негодность шин по России составляет около 1,2 млн тонн. Увы, но до сих пор в переработку от этого количества попадает не более 10-15%. Все остальное валяется по обочинам дорог или на свалках. В чем же тогда проблема? Ведь на рынке существует огромное количество предложений по оборудованию для утилизации шин.

Если посмотреть их, то получается, что небольшой цех по производству резиновой крошки можно разместить на площади в 80 кв.м, а стоимость комплекта оборудования в зависимости от марки и страны происхождения составит от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей.

Но индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса, похоже, не рвутся в эту производственную нишу. С учетом нынешнего законодательства получается очень хлопотно. Мало того, что нужно получать государственную лицензию, так еще и предприятие не разместишь там, где удобно. На утилизацию отходов с установленным классом опасности действуют строгие экологические ограничения.

Проблемы пытаются решить члены Ассоциации производителей шин (АПШ). В последние годы ими было выдвинуто предложение о создании в России объединения производителей и импортеров шин, которое бы занималась вопросами утилизации шин. Но и это предложение пока находится лишь в стадии рассмотрения и проработки. И опять же все упирается в законодательство и подзаконные акты, в которых будут прописаны все нормативы утилизации шин.

Дело еще и в том, что на сегодняшний день потребность в продуктах переработки шин в России составляет не более 50% от ежегодного количества отправленных в утиль. То есть порядка 600 тысяч тонн использованных шин остаются неутилизированными. Но даже это можно считать идеальным вариантом. В действительности на начальном этапе шинные производители готовы утилизировать не более 10-15% выпущенных в обращение шин.

5 вариантов, куда деть старые шины и не попасть на штраф

Ежегодно в России скапливается порядка 800 тысяч тонн использованных шин. Но пока только малый процент обретает вторую жизнь. Вот, например, в этом году стараниями «ЭкоШинСоюза» было отправлено на переработку 70 тысяч тонн. И для России это большое достижение, поскольку до 2017 года эта категория отходов почти никак не учитывалась и практически не сортировалась. Сейчас же в старые шины, так же как и в стекло, пластик, бумагу, пытаются вдохнуть новую жизнь. Мы предлагаем вам 5 вариантов экологичного подхода к отработавшим свое покрышкам.

1. Сдать резину в шиномонтаж

Минус: могут не взять, поскольку не имеют точек сбыта.

Плюс: если возьмут — это почти гарантия того, что отправят на переработку. Кстати, появилась инициатива размещать узнаваемые баннеры у тех шиномонтажей, которые работают напрямую с фирмами, утилизирующими этот вид мусора. Надпись на нем будет примерно следующего содержания: «Сдаем куда надо».

2. Бросить в специальный контейнер

Минус: их всего 350 по стране.

Плюс: в крупных городах они есть — их геолокацию уже нанесли на специальную карту, и скоро она будет в свободном интернет-доступе.

3. Продать

Минус: замучаетесь искать покупателя.

Плюс: есть шанс его все же найти и заработать.

4. Сделать клумбу

Минус: не очень эстетично.

5. Устроить из покрышек своеобразный шлагбаум, к примеру на дачном участке

Минус, плюс: смотри пункт 4.

Кстати, в сфере обращения с данным видом отходов грядут серьезные перемены, причем на законодательном уровне. Минприроды намерено ввести мораторий на самостоятельную реализацию РОП (расширенной ответственности производителя). То есть вопрос сбора, утилизации и переработки шин уже не будет в ведении производителей и импортеров шин, которые на сегодняшний день используют свои механизмы сбора. Законодатели хотят отдать все на откуп единому монополисту. Экосбор соответственно увеличится. Производители и импортеры начнут платить за утилизацию в 8 раз больше, чем платят сейчас. Их это, разумеется, не радует. Кстати, на сегодняшний день каждый производитель шин тратит в России на их утилизацию примерно 200 миллионов рублей в год.

Уточним и напомним: принцип РОП законодательно введен в России 1 января 2015 года и предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизируют произведенную продукцию, которая утратила потребительские свойства. Цель РОП понятна. Это снижение объема отходов и обеспечение максимальной вторичной переработки. Для выполнения этих требований в 2017 году как раз и была создана некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз».

Что создают в России из старых шин?

  1. Термоэластопласты. Полимерные материалы с высокоэластичными свойствами.
  2. Резиновую крошку, которую можно сделать элементом дорожных покрытий.
  3. Аналоги каучука.
  4. Альтернативные источники энергии.

Имейте ввиду

  • для физических лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выявление и пресечением таких правонарушений занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Если в результате сжигания покрышек был причинен вред здоровью человека, то к нарушителю применяется уголовная ответственность.

Читайте также  Как правильно настроить IP камеру?

Интересная статистика

  1. С 2017 по 2019 год в стране было утилизировано 130 тысяч тонн отработанных шин.
  2. В России ежегодно образуется порядка 800 тысяч тонн отработанных шин.
  3. В результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено около 350 спецконтейнеров в России для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров.
  4. «ЭкоШинСоюз» сейчас работает с девятнадцатью утилизаторами (переработчиками).
  5. На то, чтобы полностью избавить страну от старых покрышек, может уйти не менее 20 лет.
  • А что, если оставить всесезонку за зиму?

Можно ли выбрасывать старые шины на помойку?

Водители обычно эксплуатируют старые шины до последнего и покупают новые в межсезонье перед плановой сменой резины. Они ездят на изношенных покрышках до наступления снегопадов, а затем, поменяв их на новые зимние колеса, ищут способы утилизации. Самый популярный — это сбросить старые шины в придорожную канаву или оставить в лесу. Таких стихийных свалок на съездах междугородних трасс предостаточно.

Еще один способ утилизации — отнести четыре покрышки в пункт приема твердых отходов, то есть попросту выбросить в мусорный контейнер. И иногда еще колеса оставляют в магазине, где были приобретены новые покрышки. Но эта услуга платная и не всегда пользуется популярностью.

4 класс опасности

Согласно ГОСТу 12.1.007-76 под названием «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», отработавшие свой срок службы автомобильные шины относятся к веществам четвертого класса опасности. А это значит, что в результате их неправильного хранения и переработки может пострадать окружающая природная среда. После воздействия на природу веществ 4 класса опасности восстановление нарушенного экобаланса происходит в течение минимум трех лет. Вредные вещества попадают в грунтовые воды и загрязняют почву в радиусе более 50 метров от места складирования.

Именно поэтому из старых покрышек нельзя мастерить ограждения на дачах и использовать в качестве клумб. Необходимо изолировать их от контакта с открытой почвой.

Законодательный запрет

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», применительно к веществам 4 класса опасности запрещается:

  • сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

Другими словами, сброс старых покрышек в лесу, в водоотводных дренажных канавах или на стихийных свалках запрещен, потому как опасен в первую очередь для людей, живущих поблизости. За такие деяния положены штрафы. Кроме того, запрещено сжигать старые колеса из-за образующегося едкого черного дыма.

Штрафы и арест

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), за незаконное сжигание и захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф:

  • для физических лиц штраф составляет от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50000 рублей;
  • для юридических лиц — от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате сжигания покрышек на стихийных свалках пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, то для виновников бедствия наступает уголовная ответственность. Статья 250 УК РФ гласит, что «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев».

Можно ли выбрасывать старые шины на помойку?

Водители, сменившие несколько автомобилей, наверняка сталкивались с дилеммой — куда девать отслужившие свое покрышки. Казалось бы, вопрос риторический — взять и выбросить.

Или как вариант — использовать в качестве клумб, ограждений или, к примеру, для оформления спортивных или детских площадок.

К сожалению, ни одна из вышеперечисленных опций не является приемлемой, и все потому, что автомобильные шины вредны для экологии, а именно — относятся к 3 — 4-му классу опасности для окружающей среды.

Считается, что в течение минимум трех лет вредные вещества могут попасть в грунтовые воды и загрязнить почву в радиусе более 50 метров. И это только если оставить отслужившие свое «баллоны» валяться где-нибудь во дворе. Если попробовать, к примеру, утилизировать их посредством сжигания, класс опасности сразу повысится до первого — второго. Дело в том, что в атмосферу в этом случае будут выбрасываться токсичные пиролизные масла и вредные для здоровья соединения металлов.

Согласно законодательству РФ, за незаконное захоронение и сжигание покрышек предусмотрен административный штраф — о 1 тыс. до 2 тыс. рублей для физических лиц, от 2 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц, от 2 тыс. до 50 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и от 10 тыс. до 250 тыс. рублей для юридических лиц.

Если же при сжигании покрышек пострадала окружающая среда или погибли птицы или животные, то речь идет и вовсе об уголовной ответственности. Статья 250 УК РФ предполагает штраф в размере до 80 тыс. рублей, либо арест на срок до трех месяцев.

Особо подчеркнем, что с 2021 года в России запретили использовать автомобильные покрышки во дворах и на газонах для создания различных скульптур и ограждений. Также категорически запрещено сооружать из покрышек укрепления для берега, создавать из них спортивные тренажеры и детские аттракционы. Более того, после выхода закона о запрете правоохранительные органы обязаны заставить вас убрать колеса во дворах, приусадебных и земельных участках.

В этом случае старая резина станет головной болью УО/ТСЖ, отвечающих за содержание придомовой территории. Соответствено, ответственность за нарушение при проверке надзорным органом также будет возложена на организацию, управляющую домом.

Что остается коммунальщикам? Правильно! Они попытаются установить личности автовладельцев, которые оставили шины на помойке у дома. Причем в крупных городах сделать это будет не столь сложно, поскольку дворовые пространства, как правило, оснащены камерами видеонаблюдения. Установив личность нарушителя, представители УО/ТСЖ могут обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь их к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. УО/ТСЖ имеет право также взыскать с бывших владельцев шин убытки через суд.

Старые покрышки можно отнести в магазин, где была приобретена новая резина. Однако это платная услуга. Цены варьируются в зависимости от аппетита владельцев, но, как правило, речь идет о взимании 50 рублей за покрышку.

Возможно также отвезти старую резину в специальные контейнеры, которых, впрочем очень и очень немного — порядка четырех сотен на всю страну. Тем не менее, в крупных городах такие точки имеются, и их геолокацию не сложно выяснить в Сети.

Можно поступить даже еще проще — дать объявление о продаже отработавших свое колес за минимальную цену или о безвозмездной передаче частному лицу или конторе. Очень нередко такая тактика срабатывает. В России действует немало компаний по утилизации, которые принимают использованные шины от частных лиц, взимая за это небольшую плату.

Есть и такой вариант — обратиться к крупным шинным дилерам, которые заинтересованы принимать отработанные шины у частников и, что не менее важно, гарантируют их отправку на переработку. Или, скажем, можно направиться в официальный пункт приема вторсырья. При этом долго искать такие конторы не потребуется. Дело в том, что очень часто они совмещены со станциями шиномонтажа или магазинами запчастей. Причем в ряде случаев приемка осуществляется бесплатно, а иногда — за символическую цену (от 100 до 250 рублей за комплект колес).

Распространенная мировая практика — переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования или сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах.

В первом случае измельченную резину применяют для изготовления покрытий детских и спортивных площадок, а также в производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов.

Существует также технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин. Именно по этой причине ваши старые покрышки вполне могут заинтересовать работающих в нашей стране шинников. И, наконец, набирает обороты технология добавления крошки в асфальт, что, как известно, в несколько раз повышает его износостойкость.

Хранение и утилизация шин: что об этом нужно знать

Где хранить? В идеале — в гараже или на складе, сухом, вентилируемом, на расстоянии не менее метра от отопительных устройств. Температура в помещении даже в самые лютые морозы не должна опускаться ниже -35°C, а летом не подниматься выше +35. Перед отправкой на хранение шины и/или колеса нужно помыть, чтобы убрать грязь и все, что может негативно повлиять на резину. Можно хранить их и на открытом балконе, если нет другого места. Главное — защитить от осадков и влияния солнечного света. Ультрафиолет — один из главных врагов резины. Он меняет ее свойства, делает более дубовой, склонной к растрескиванию. Поэтому обязательно накрываем шины непрозрачным водонепроницаемым материалом или упаковываем в специальный чехол.

Каковы последствия неправильного хранения шин? Разные и печальные. Из-за чрезмерной влажности становится хрупким каучук, шины начинают быстрее стареть, а диски и сердечники в шипах ржавеют. Если шина хранилась под прямыми солнечными лучами (когда солнечный свет попадает через стекло, то ничего страшного) или с нарушениями температурного режима, она может потерять эластичность, пересохнуть, обрасти трещинами и грыжами. Естественно, долго она служить уже не сможет. Из-за трещин и грыж покрышка может лопнуть на ходу.

При эксплуатации задубевших шин могут неприятно удивить характеристики торможения, плавности хода и информативности руля. Зимние колеса, пролежавшие на жаре, вообще могут начать «плавиться». Это приведет к неравномерному истиранию протектора и преждевременному износу шин. Если оставить колеса надолго рядом с источником тепла, то высокая температура также может привести к расслоению корда. Тогда колеса можно сразу везти в утиль.

Не менее опасно и неправильное складирование шин. Заталкивать их в узкое пространство и придавливать чем-либо тяжелым — плохая идея. Шина, которая долгое время поддавалась деформации, выпрямится лишь частично. Свою первоначальную форму она не вернет уже никогда, и сесть герметично на обод колеса ей вряд ли суждено.

Правильным считается хранить шины без дисков, в вертикальном положении, например, на стеллаже, а не сложив друг на друга. Считается, что у нижнего колеса из-за постоянного давления может деформироваться борт покрышки. При переобувке такие шины не смогут правильно отбалансировать, и не факт, что вообще получится надеть их на диск. А если получится, то велик риск, что колесо разбортируется во время движения. Однако здесь важно уточнение — согласно ГОСТу, хранить вертикально нужно только шины с шириной профиля 215 мм и более. А значит, покрышки для Соляриса можно складывать стопкой. В рекомендациях производителей шин такого разделения нет.

Помимо вертикального положения шины рекомендуется переворачивать на определенный угол. Какой именно? Никто толком не знает. В ГОСТе Р 54266-2010 есть только упоминание, что нужно поворачивать, меняя зону опоры. В рекомендациях по хранению шин от компании Continental о том, какой это должен быть угол, не сказано ни слова. У Nokian вообще отсутствует такой пункт, а в Bridgestone просто скопировали текст ГОСТа. Yokohama советует периодически поворачивать шины на 30–40 градусов. Как часто это надо делать, тоже неясно. Согласно ГОСТу — каждые три месяца. Continental полагает, что каждые четыре недели, а Yokohama рекомендует в два раза чаще.

Может, это потому что сами производители не соблюдают это требование? Шины к нам завозятся морскими контейнерами и в них же хранятся, пока ждут растаможки. Даже если покрышки там расположены вертикально, как это предписывает ГОСТ, то никто в здравом уме не будет их регулярно поворачивать на определенный угол. Часто шины транспортируют, уложив их «елочкой». Вряд ли они расположены вертикально и в «шинных отелях». Вместимость склада при таком варианте хранения падает в несколько раз, а правильная оптимизация затрат — один из законов бизнеса. Компании, которые утверждают, что хранят шины вертикально, скорее всего, лукавят. Представляете, сколько сил и времени понадобится грузчикам и кладовщикам, чтобы повернуть все шины на складе? А если этого не делать, то шины застоятся в одном положении, а это может привести к радиальному биению колеса. Кстати, Nokian допускает хранение в стопках не более восьми штук в высоту, а Continental и Yokohama — нет. На практике штабель из четырех покрышек вряд ли приведет к деформации боковины даже нижней шины. Таким образом, если соблюдать другие условия хранения, то шины без дисков можно хранить как угодно — хоть вертикально, хоть горизонтально.

Чего нельзя делать с шинами без дисков, так это их подвешивать. Это может привести к деформации «плечевой зоны», которая прилегает к диску и обеспечивает герметичность колеса, и в таком случае колесо может подтравливать воздух. Подвешивать можно колеса в сборе. Металлический диск исключает возможность какой-либо деформации колеса или шины. Горизонтально хранить шины на дисках тоже допускается. Однако как часто их нужно перекладывать и нужно ли вообще — вопрос спорный. Согласно ГОСТу — раз в три месяца — но этот документ не делает разницы между просто шинами и колесами в сборе. Рекомендации шинных производителей снова разнятся. Сontinental считает, что каждые четыре недели. А в рекомендациях Yokohama об этом ни слова.

Можно ли вертикально хранить колеса в сборе? Ведь в точке контакта с поверхностью есть риск деформации шины, что может повлиять на ее форму и баланс впоследствии. Yokohama и Continental считают, что нельзя. Goodyear с ними не согласен. Bridgestone не рекомендует, но и не запрещает. На самом деле вертикальное хранение допустимо. Для этого рекомендуется уменьшить давление в шинах до 0,5–1 атмосферы и периодически поворачивать их. На какой угол — снова загадка. Как часто? Судя по рекомендациям, которые касаются хранения колес, установленных на автомобилях, — не реже чем раз в месяц.

Утилизация

Что делать с отслужившими свое шинами? Вариантов немало. Можно порадовать жену оригинальной клумбой на даче или сделать качели для ребенка. Некоторые не парятся и просто складируют их возле мусорного контейнера во дворе. Другие, вообразив себя мафиози, прячущими труп, вывозят покрышки в лес. Кстати, в России полностью запретили утилизировать шины, закапывая их в землю, только в 2018 году. Сейчас делать этого не стоит, ибо есть риск нарваться на штраф — от 1000 до 2000 рублей для физических лиц (статья 8.2 КоАП РФ). А если в результате сжигания покрышек пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, для пироманов-любителей может наступить и уголовная ответственность.

Чем опасны неутилизированные шины? Сами по себе они не представляют особого вреда, потому и относятся к четвертому классу опасности для окружающей среды. Например, остатки пищи и осколки стекла — тот же малоопасный класс. Но при определенных условиях, например, при кислой или щелочной почве, может произойти постепенное разрушение металлического каркаса с выбросом вредных соединений меди, цинка, свинца и кадмия. Их процентное содержание мизерно, но достаточно для того, чтобы экологи начали волноваться. Основная опасность от выброшенных старых шин в том, что при горении они сразу переходят в максимальный второй или даже первый класс опасности. В первую очередь это связано с присутствием в продуктах горения токсичных пиролизных масел.

Цивилизованные люди сдают старые шины на утилизацию. На заводах резину обычно перерабатывают двумя способами — сжигают в пиролизных печах или отправляют в шредер. Первым способом, не получившим в нашей стране широкого распространения, добывают синтетическую нефть, из которой при дополнительной переработке производят многие горюче-смазочные материалы — бензин, солярку, масло и т. д. Например, в США более 100 миллионов изношенных шин ежегодно перерабатывают в дизельное топливо, а одна покрышка приравнивается к 30 литрам нефти.

В России куда более популярна механическая переработка в резиновую крошку. Ее используют в основном при изготовлении покрытия для детских и спортивных площадок, производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов с резиновым наполнителем. Есть и технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин. В некоторых странах ее добавляют в асфальт, что в несколько раз повышает его износостойкость, но у нас, в отличие, например, от США, эта методика применяется редко. В первую очередь из-за дороговизны процесса.

В России от старых шин можно избавиться как бесплатно, так и за деньги. Безвозмездно этим занимаются чаще всего шинные центры, участвующие в экологических программах, и крупные заводы по переработке резинотехнических изделий. Например, широкая сеть пунктов приема старых шин есть у Дмитровского завода РТИ. В Новосибирске этим занимается компания «Альбион-С», представляющая перерабатывающий завод в Бердске.

Можно ли нажиться на сдаче старых шин? Можно, некоторые шинные центры стимулируют таких клиентов скидками. А вот разбогатеть не получится. Оплата по минимальной ставке — около 30 рублей за шину. Столько, например, платит компания «Аластар» из Крыма. Но предложений по покупке шин от частных лиц в любом случае мало. Даже небольшие заводы по переработке РТИ предпочитают иметь дело с оптовиками.

Чаще всего платить за приобщение к экологическим идеям приходится самому автовладельцу. Сколько? Вот пример объявления от компании «Золотарь» из Владивостока, которая занимается вывозом и утилизацией отходов I-IV классов опасности — «Прием шин (покрышек) на утилизацию — 30 руб./шт. Вывоз бесплатно». Это, кстати, дешевле, чем предлагалось заплатить участникам экопроекта «Свалкам нет», действующего во Владивостоке. Там ставки были не более 60 рублей за одно колесо легкового автомобиля или внедорожника и не более 300 рублей — грузовика. При этом на шиномонтаже за это могут попросить еще больше. Например, у московской сети шинных центров «Шина-33» целая тарифная сетка на услуги утилизации. Цены зависят от размера и типа резины. За нешипованные R13 — 50 рублей, за R19 — 100. Зимняя резина дороже. Утилизация одной шипованной шины диаметра R19 обойдется в 150 рублей. Ценник явно завышен, если учесть, что фактически это оплата последующей доставки шин на предприятие по глубокой переработке резинового сырья, с которым у шинного центра заключен договор.

В Европе вопрос утилизации продуман с момента выпуска каждой шины и отправки ее покупателю. Как правило, в стоимость шин уже заложены расходы на переработку, и автовладельцу нужно лишь отвезти использованные покрышки в специальный приемный пункт. Чтобы быть экологически ответственным в России, нужны лишние деньги и время — ресурсы, которых всегда не хватает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: