Можно ли ездить по российским правам в Европе?

Какие страны признают российские водительские удостоверения

Автомобили, самолеты и поезда входят в тройку наиболее популярных видов транспорта для путешествий за границу среди россиян. Но если с воздушным и железнодорожным транспортом достаточно загранпаспорта и визы, то поездка на автомобиле создает дополнительные трудности. Поскольку не во всех странах мира признаются российские водительские удостоверения, узнаем, в каких странах действуют российские водительские права и что может их заменить.

  1. Признаются ли российские права за границей
  2. Страны, где действуют национальные российские права
  3. МВУ: что это и где требуется
  4. МВУ для проката автомобилей
  5. Рекомендации и отзывы опытных путешественников
  6. Заключение
  7. Отзывы

Признаются ли российские права за границей

Признают ли за рубежом российские права, зависит от страны. Существуют две конвенции о дорожном движении: Венская (1968 года) и Женевская (1949 года). Страны-подписанты Венской конвенции, среди которых и Россия, взаимно признают национальные водительские удостоверения, выданные в странах-членах, при условии, что эти удостоверения соответствуют требованиям конвенции.

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, требуют от иностранцев наличия международных водительских прав.

ГИБДД в России выдает оба вида этих прав. Национальные права нового образца, выдаваемые в России с 2011 года, признаются всеми членами Венской конвенции, а потому не требуют оформления других документов. Для посещения на автомобиле территории стран-подписантов Женевской конвенции потребуется международное водительское удостоверения (МВУ). Порядок его выдачи описан в разделе III Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.

Страны, где действуют национальные российские права

Российских водителей должно радовать, что большинство стран мира являются членами как раз Венской конвенции. В Европе, например, лишь несколько стран не подписали или не ратифицировали этот документ, поэтому путешествия по ЕС с российскими правами – не проблема. Перечень признающих российские права стран гораздо шире – ниже указаны все государства, где россияне с национальным водительским удостоверением могут садиться за руль авто.

Стоит отметить, что возможность пользоваться российскими национальными правами имеют лишь те россияне, которые получили удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года. Права старого образца хоть и действительны, но из-за отсутствия транслитерации на латинице не признаются на территории иностранных государств.

Национальные права позволяют управлять автомобилем только в случае краткосрочных визитов – в период от 3 до 12 месяцев с момента въезда в ту или иную страну.

Затем местные требования обязывают получить права местного образца, поскольку такие водители рассматриваются государством как местные временные или постоянные жители.

Кроме этого, даже в стране-участнице Венской конвенции может потребоваться МВУ, например, при аренде автомобиля. Рассмотрим детальнее, что собой представляет водительское удостоверение международного образца.

МВУ: что это и где требуется

Международное водительское удостоверение – документ, выдаваемый ГИБДД как дополнение к национальным правам. Поэтому в странах Женевской конвенции МВУ будет недействительным без прав национального образца – они предъявляются вместе. С оформлением международных прав проблем нет: они выдаются водителю в день обращения без дополнительной сдачи экзамена. Потребуется лишь оплатить госпошлину в размере 1,6 тысячи рублей, представить сотруднику национальные права, заявление, фото и паспорт. Форма удостоверения утверждена Приложением № 1 к Приказу МВД № 206 от 18.04.2011. С образцом МВУ можно ознакомиться ниже.

Лицевая страница второго листа

Лицевая страница третьего листа

Внутренняя страница первого листа

Внутренняя страница второго листа

Внутренняя страница третьего листа

Необходимость в МВУ возникает при перемещении по территории стран Женевской конвенции. Международное водительское удостоверение для выезда за границу не требуется, однако оно понадобится при перемещении по Австралии, Алжиру, Аргентине, Бангладешу, Малайзии, Мали, Мальте и множеству других стран, не подписавших или не ратифицировавших Венскую конвенцию.

Как показывает практика, не всегда МВУ будут обязательны. По словам туристов и по информации Консульского департамента МИД РФ, многие страны Женевской конвенции весьма лояльно относятся к национальным правам. Главное условие – наличие латинской транслитерации. Однако не рекомендуется рисковать и ездить по указанным странам без международных прав – это чревато наложением на водителя штрафов и прочими неприятностями.

МВУ для проката автомобилей

Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.

Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.

Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2021 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2021 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.

Рекомендации и отзывы опытных путешественников

Даже если планируете посетить страну Венской конвенции, желательно оформить МВУ. И дело не только в аренде: в случае ДТП, в оформлении которого будет участвовать полиция, без международного удостоверения рассчитывать на страховые возмещения не стоит. Это, как правило, условия самой страховой компании, прописанные в страховом договоре, по которым без МВУ страховка считается недействительной, независимо от страны и ее принадлежности к какой-либо из конвенций.

Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной компании «GoldCar» в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.

Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!

Заключение

Несколько основных выводов, о которых всегда стоит помнить читателям:

  • большинство стран Европы и ближнего зарубежья — члены Венской конвенции о дорожном движении, поэтому в них признаются национальные водительские права, в том числе выданные в России;
  • международные права все равно могут потребоваться – для аренды автомобиля или на случай ДТП для получения страховых выплат;
  • страны, которые не являются членами Венской конвенции, требуют МВУ даже при движении на собственном автомобиле;
  • в любом случае, в какую бы страну вы ни отправлялись на автомобиле, рекомендуем оформить права международного образца и всегда возить их с собой.

Международные водительские права: для чего нужны и где действуют

В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.

Содержание

  • Что такое международные водительские права
  • Для чего нужно международное водительское удостоверение
  • В каких странах требуют международные права
  • Международные права и популярные для отдыха страны
  • С чем можно столкнуться на практике
  • Советы
  • Как и где оформить международное удостоверение
  • Что будет, если не сделать международные права

Что такое международные водительские права

Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.

Для чего нужно международное водительское удостоверение

Права международного образца пригодятся, если собираетесь поехать на машине за границу или арендовать ее там. Кроме того, с международным удостоверением легко забронировать гостиничный номер и купить авиабилеты. Это такой же документ, как паспорт.

Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.

В каких странах требуют международные права

Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.

В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.

Сегодня международные права признают в:

  • Доминикане;
  • Египте;
  • Индии;
  • Камбодже;
  • Китае;
  • Кипре;
  • Нидерландах;
  • США;
  • Тунисе;
  • Турции и др.

С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.

При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.

Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.

Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.

ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.

Читайте также  Как работать с автозапуском?

Международные права и популярные для отдыха страны

В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…

По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.

В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.

На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.

На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.

С чем можно столкнуться на практике

Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.

Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.

Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.

Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.

Советы

Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:

  • Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
  • Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
  • Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.

Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».

Как и где оформить международное удостоверение

Для оформления прав нужны всего пять документов:

  • российский паспорт;
  • загранпаспорт;
  • российские водительские права;
  • квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
  • фотография.

С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».

Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.

Что будет, если не сделать международные права

Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.

Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.

Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.

Если же вы соберетесь сменить автомобиль, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге . Для вас мы приготовили обзоры и сравнения машин, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой проверьте историю автомобиля .

Когда найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях

В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.

По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами

В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения — с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.

При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения

Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.

Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «E», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.

Читайте также  Сколько ходят тормозные колодки барабанные?

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DE», подкатегории «D1E», категории «CE», подкатегории «C1E»и категории «BE».

При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «E» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».

В каких странах действует российское водительское удостоверение

Автопутешествия — это совершенно особый жанр. Сидишь себе, а мимо проплывают томные холмы Тосканы или разлапистые пальмы Малибу. Взять машину в аренду не сложнее, чем купить авиабилет, но часто мы сталкиваемся с вопросом — будут ли действовать наши водительские права за границей?

Ответ скрыт в недрах двух конвенций — Венской и Женевской. Страны, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, допускают использование на своей территории российских и других национальных прав. Более ранняя, Женевская конвенция, требует от подписавших её стран учитывать лишь Международное водительское удостоверение. Страны, которые не присоединились к двум этим конвенциям, признают лишь свои собственные документы. То есть, отправляясь в какое-нибудь Американское Самоа, вам нужно будет уже на месте оформить права.

Страны, в которых действуют российские права (в соответствии с Венской конвенцией)

  • Австрия
  • Багамы
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Босния и Герцеговина
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Гайана
  • Гана
  • Германия
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Заир
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индонезия
  • Иран
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Марокко
  • Мексика
  • Монако
  • Нигер
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Пакистан
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея
  • Республика Молдавия
  • Румыния
  • Сан-Марино
  • Сейшелы
  • Сенегал
  • Словакия
  • Словения
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • ЦАР
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эквадор
  • Эстония
  • ЮАР
  • Югославия

Страны, которые признают Международные права (в соответствии с Женевской конвенцией)

    • Австралия
    • Албания
    • Алжир
    • Андорра
    • Аргентина
    • Бангладеш
    • Белиз
    • Бенин
    • Ботсвана
    • Гаити
    • Гамбия
    • Гватемала
    • Гибралтар
    • Гонконг
    • Гренада
    • Доминиканская Республика
    • Египет
    • Западное Самоа
    • Индия
    • Иордания
    • Ирландия
    • Исландия
    • Камбоджа
    • Канада
    • Кипр
    • Китай
    • Конго
    • Лаос
    • Лесото
    • Ливан
    • Мавритания
    • Мадагаскар
    • Малави
    • Малайзия
    • Мали
    • Мальта
    • Намибия
    • Нидерланды
    • Новая Зеландия
    • Новая Каледония
    • Папуа-Новая Гвинея
    • Парагвай
    • Перу
    • Руанда
    • Сан-Люция
    • Свазиленд
    • Сент-Винсент и Гренадины
    • Сингапур
    • Сирия
    • США
    • Сьерра-Леоне
    • Тайвань
    • Танзания
    • Того
    • Тринидад и Тобаго
    • Тунис
    • Турция
    • Уганда
    • Фиджи
    • Французская Полинезия
    • Ямайка
    • Япония

Тут надо оговориться, что и внутри приведённых списков бывает путаница. Скажем, в США (которые подписали Женевскую конвенцию и по идее должны принимать лишь Международные права) ни в прокатной конторе, ни у полицейского не бывает вопросов к российским документам.

Все прочие страны, по умолчанию, принимают лишь собственные документы. Но прочие страны — это Тувалу и другие островные государства, то есть случай один из ста.

Как получить международные права?

Международное водительское удостоверение — это вопрос 30 минут. Вот какие документы вам понадобятся для оформления:

  • Российское водительское удостоверение
  • Паспорт гражданина РФ
  • Заграничный паспорт
  • Медицинская справка о годности к управлению транспортными средствами
  • Одна фотография (3,5 х 4,5 см)
  • Квитанция об оплате пошлины через Сбербанк (1000 рублей)

С пакетом документов вы отправляетесь в центральное ГИБДД своего города (не во всех отделениях вам могут оформить международные права) и спустя 30 минут вы готовы к автопутешествию по Гренаде и Малави.

Можно ли с российскими правами ездить в Европе

  • С каким видом удостоверения можно управлять автомобилем в европейских странах
  • Действуют ли отечественные права за рубежом
  • Соответствуют ли российские удостоверения международным стандартам
  • В каком случае обязательны международные прав
  • Какие особенности использования российских прав в некоторых странах
  • В каких странах удостоверение действительно
  • В каких европейских странах требуют удостоверение международного образца
  • Какие временные ограничения на использование российских прав в Европе
  • Наказание за нарушение конвенции

Путешествовать на личном автомобиле или разъезжать по другим странам на арендованном авто удобно и практично. Естественно у автомобилистов возникает вопрос о том, можно ли с российскими правами ездить в Европе. Ответ на него кроется в межгосударственных соглашениях и международных договорах. В разных странах отношения к российским документам различно, а потому стоит поговорить подробнее о возможностях и ограничениях.

С каким видом удостоверения можно управлять автомобилем в европейских странах

Водительские удостоверения могут быть 2-х типов:

  • национальные. Эти права выдаются водителям в порядке, установленном в определенной стране, и действуют на ее территории;
  • международные. Они предназначены для возможности использования на иностранных территориях.

Для регулирования правил пользования водительскими документами подписаны международные соглашения. Первое из них принято в 1949 году — Женевская конвенция. Она устанавливала, что для езды на территории иностранных государств, помимо национального удостоверение, необходимо иметь международные права.

Проблему пересечения границ на своем автомобиле значительно облегчила Венская конвенция 1968 года. Она обязала страны, подписавшие соглашение, принять единые правила дорожного движения, что позволило разрешить езду за границей по национальным удостоверениям. При этом такой документ должен соответствовать ст. 41 и приложениям 6, 7 Конвенции или иметь заверенный перевод на местный язык.

С учетом указанных Конвенций страны можно подразделить на несколько групп:

  1. Государства, подписавшие только Женевскую конвенцию. На их территории необходимо иметь международное водительское удостоверение.
  2. Государства, подписавшие Венскую конвенцию. В них действительны, как международные права, так и национальные удостоверения, соответствующие требованиям.
  3. Страны, не подписавшие ни одной Конвенции. На их территории действуют только национальные права данного государства. Могут быть задействованы двухсторонние межгосударственные права с особыми правилами действия документов.

В Европе большинство стран подписали Венскую конвенцию. Несколько осталось в рамках только Женевской. В третьей группе европейских государств нет.

Действуют ли отечественные права за рубежом

Российская Федерация присоединилась к Венской конвенции, а потому российские водительские удостоверения признаются действительными в странах, ее подписавших, т. е. большинством европейских государств.

В то же время, даже в них имеются определенные ограничения. Российский документ должен соответствовать приложению 6 Конвенции, устанавливающему правила его оформления. В случае несоответствия, водительское удостоверение должно иметь нотариально заверенный перевод текста документа на язык государства, где находится россиянин.

Соответствуют ли российские удостоверения международным стандартам

Последняя редакция требований к водительским удостоверениям по Венской конвенции принята в 2011 году. В ней появилось важное условие: обязательные сведения о водителе, пронумерованные цифрами от 1 до 11, в четко установленном порядке. Это новшество ускорение поиска проверяющим необходимой информации. Кроме того, изменены некоторые требования по форме и использованию иностранного языка.

После принятия новой редакции изменилось и признание российских документов за границей. Водительские удостоверения, выданные в РФ до 01.03.2011, не соответствуют новым требованиям, а потому, к ним необходим перевод на местный язык или приложение международных прав.

Удостоверения, выданные после указанной даты, полностью соответствуют установленным нормам. В них учтены следующие требования:

  1. Приведены в соответствие записи категории транспортных средств.
  2. Полностью соблюдена форма: формат А6, 3 основных листа и вкладыш на 4 листах.
  3. В нужном объеме и порядке указаны сведения о владельце, самом документе и приведена справочная информация.
  4. Имеется вложение с переводом основного текста на 8 языках.

Такое водительское удостоверение стало соответствовать международным для стран, входящих в Венскую конвенцию, и соответственно признается ими.

В каком случае обязательны международные прав

Водительское удостоверение международного образца необходимо при управлении транспортным средством в странах, подписавших Женевскую конвенцию, но не присоединившихся к Венской. В таких государствах действуют только их национальные документы и международные удостоверения. Российские удостоверения в них недействительны.

По внешнему виду международные права напоминают буклет серого цвета. Все надписи в нем делаются латинскими буквами. На лицевой стороне дается информация о самом документе: где и кем выдан, дата выдачи, срок действия, реквизиты национальных, российских прав. Здесь проставляется подпись и печать.

На 2 странице указываются ограничения по вождению, на 3 — сведения о водителе, в т. ч. Ф. И. О., дата рождения, место жительства. Допуск к определенной категории транспортных средств выделяется овалом. Форма утверждена Приказом МВД РФ от 18.04.2011 № 206 (приложение 1).

Обязательно наличие фотографии владельца. В случае наличия медицинских показаний на управление в оптических очках, автомобилист делает фото с ними, но стекла не должны иметь затемнение.

Важно учитывать, что международные права могут потребоваться даже в некоторых странах Венской конвенции при аренде автомобиля. Практически невозможно взять в аренду транспортное средство в Швейцарии, Норвегии и Бельгии без удостоверения международного образца. В Греции за вождение арендованного автомобиля без такого документа предусмотрен штраф.

Какие особенности использования российских прав в некоторых странах

Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что признание российских прав обусловлено подписанием странами определенной Конвенции. С учетом этого, необходимо перед планированием поездки на автомобиле зарубеж точно узнать о требованиях к водительским удостоверениям в той или иной стране. Может получиться так, что при пересечении границ в Европе могут возникнуть проблемы при отсутствии международного документа.

В каких странах удостоверение действительно

Российские права нового образца признаются в следующих странах Европы: Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Македония, Монако, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция.

Читайте также  Что означает Ford Fusion?

Можно ездить россиянам по национальным документам во многих странах мира: Бахрейн, Бразилия, Израиль, Иран, Кувейт, Марокко, Мексика, Пакистан, Южная Корея, Таиланд, Чили, Эквадор, ЮАР. Действительны российские права во всех бывших республиках СССР (в т.ч. в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии), кроме Киргизии.

В каких европейских странах требуют удостоверение международного образца

К европейским странам, не присоединившимся к Венской конвенции относятся: Андорра, Албания, Ватикан, Гибралтар, Ирландия, Испания, Кипр, Мальта, Нидерланды и Турция. В них для управления автомобилем необходимо удостоверение международного образца. Только Женевскую конвенцию ратифицировали: Австралия, Алжир, Аргентина, Гонконг, Египет, Индия, Иордания, Камбоджа, Канада, КНР, Ливан, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Сирия, США, Тунис, Япония.

Какие временные ограничения на использование российских прав в Европе

Несмотря на приверженность Венской конвенции, многие вводят временные ограничения действия национальных прав других государств на своей территории. Так российские права действую только в течение следующего срока:

  • 30 суток — Беларусь, Норвегия, Чехия;
  • 60 суток — Австрия, Бельгия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Португалия, Польша, ФРГ;
  • 1 год — Болгария, Великобритания, Венгрия, Италия, Румыния, Словения, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

В этих странах после истечения указанного срока необходимо получить национальные права данных государств.

Международные права в России выдаются на срок не более 3 лет. При этом он зависит от срока действия национального (российского) водительского удостоверения. При его окончании перестает действовать и международный документ.

В некоторых европейских странах имеются ограничения по аренде автомобилей, несмотря на наличие российских и международных прав. Возрастные ограничения имеются в Норвегии (с 19 лет), Австрии и Португалии (с 21 года), Болгарии (с 23 лет). Возможен отказ для граждан старше 60 лет. Многие арендодатели обращают внимание на водительский стаж.

Определенные проблемы может вызывать тот факт, что Россия не входит в Евросоюз. Несмотря на действие Венской конвенции, проверка документов полицейскими проводится с особой тщательностью. Это заметно, например, в Италии и Испании. Бдительно проверяется категории вождения и срок пребывания в стране. В некоторых странах могут потребовать предъявить международные права при аренде автомобиля.

Наказание за нарушение конвенции

За нарушение условий Конвенций в Европе предусмотрены значительные штрафные санкции. Они устанавливаются отдельно каждой страной, но, как правило, начинаются с 200 евро. При этом полиция умеет поставить так вопрос, что штраф возрастет до 1000 евро и более.

В случае повторного нарушения сумма удваивается. Надо также учитывать, что уплата такого штрафа в России после возвращения обойдется еще дороже. Придется оплатить всю сумму плюс, как минимум, банковские расходы на международные перечисления денег. Превышение может достигать 25–40 евро.

Своеобразный транспортный закон принят в Греции. Здесь при управлении арендованным автомобилем без международных прав придется оплатить штраф 200 евро, а при повторном нарушении — 400 евро. При этом ездить на своем автомобиле по Греции можно с российским удостоверением, т. к. страна подписала Венскую конвенцию.

Национальные, российские права действительны только в государствах, подписавших Венскую конвенцию. Если они получены после 2011 года, то с ними можно ездить в большинстве европейских стран.

В государствах, подписавших только Женевскую конвенцию, к российским правам необходимо дополнительно прикладывать удостоверение международного образца, выдаваемое ГИБДД.

За нарушение правил использования водительского удостоверения предусматриваются значительные штрафы.

Международное или национальное ВУ взять с собой в путешествие?!

Сегодня весь мир делится на страны, признающие российское национальное удостоверение, считающиеся только с международными правами или же требующие от автопутешественников получения местных документов. Но по факту границы между ними настолько размыты…

В последнее время, желающих отправиться в путешествие по другой стране (или даже группе стран) на своём автомобиле или, как минимум, разнообразить отдых с помощью арендного транспорта становится всё больше. Но планы на управление ТС за границей требуют дополнительной подготовки перед поездкой…

Так, к уже привычному для современного туриста «пакету» (виза, медицинская страховка, для некоторых стран – туристическая регистрация), добавляются новые пункты, для многих новичков выливающиеся в бессонные ночи изучения теории вопроса: документы для управления автомобилем, его страховка (в случае поездки на собственном транспортном средстве), правила въезда в страну (у многих стран существуют определённые технические ограничения, распространяющиеся в том числе на машины путешественников), ситуация с топливом и мн.др.

Если Вы часто бываете за границей и при этом не расстаётесь с рулём (особенно актуально, при использовании услуг каршеринговых компаний), то целесообразно оформить в дополнение к своему национальному удостоверению – международное. Этот шаг, в большинстве случаев, позволит «выиграть», как минимум, один пункт из перечня организационных вопросов в подготовке к путешествию, а иногда сэкономить время и нервы в самой поездке.

Дело в том, что сегодня весь мир делится на страны, подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года, аналогичную Венскую конвенцию 1968 года и не подписавшие ни одну из них (яркий пример – Китай, где водителю для сохранения своего статуса требуется получать местное удостоверение).

Обе конвенции были разработаны в своё время с целью стандартизации правил дорожного движения, дорожных знаков и сигналов, в странах, её подписавших. С одной лишь разницей, согласно соглашению, подписанному в Женеве, за границей водитель обязан иметь при себе международное водительское удостоверение. В то время, как в рамках Венского договора страны-участницы разработали единый формат удостоверений водителя, к которому привели свои внутренние права. Таким образом, использование на территории этих государств национальных документов стало правомерным без дополнительных условий.

Страны, принявшие Женевскую конвенцию (для управления ТС на их территории в обязательном порядке требуется международное): Австралия, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Барбадос, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Ватикан, Великобритания (включая Коронные земли и Гибралтар), Венесуэла, Гаити, Гана, Гватемала, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания (включая африканские провинции), Камбоджа, Канада, Кипр, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Республика Корея, Руанда, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Того, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Чили, Шри-Ланка, Эквадор, Ямайка, Япония.

Иногда, при уточнении статуса российского национального удостоверения в той или иной стране возникает путаница. Зачастую это связано с тем, что некоторые государства, принявшие в 1949 году Женевскую конвенцию, позже предпочли ей условия Венской. Но можно встретить и тех, кто, подписав новое соглашение, так и не ратифицировал его, тем самым, оставив на своей территории правомерными условия первого договора. Например, это Великобритания, Испания, Таиланд…

Страны, подписавшие и, что более важно – ратифицирующие, Венскую конвенцию (для управления автомобилем здесь достаточно иметь при себе действующее национальное удостоверение страны, также поддерживающей это соглашение): Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Гайана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Ирак, Иран, Италия, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР.

Но почему же так часто появляются жалобы российских туристов на отказы в аренде машин по национальным водительским правам в странах, казалось бы, придерживающихся Венского договора о дорожном движении?!

Здесь, в основном, всё дело в вопросах внутреннего сотрудничества компании по аренде автомобилей и структурой, страхующей ответственность водителя арендованного ТС. Так, в ОАЭ и некоторых странах Европы неоднократно были случаи с отказом в страховых выплатах при ДТП с туристами, виновники и участники которых не имели международных водительских прав.

О правомерности подобных требований сегодня ходит немало споров среди юристов. В том числе, МИД России на днях прокомментировал ставшее обязательным требование Греции о наличии международных прав для граждан стран, не входящих в ЕС, при аренде автомобиля в стране… В официальном заявлении сказано, что это не распространяется на жителей государств, подписавших Венскую конвенцию, в том числе – российских туристов.

По факту, сегодня уже большинство международных компаний, предоставляющих автомобили в аренду в разных уголках мира, отказывают туристам без международных удостоверений, а небольшие локальные сервисы, под угрозой штрафов и личной ответственности при дорожно-транспортных происшествиях, поднимают цены на свои услуги для владельцев исключительно национальных прав.

Практика многих путешественников подтверждает, что при желании пользоваться в чужой стране транспортным средством (как своим, так и арендованным), намного практичнее иметь вкупе с национальными правами их международную копию.

Тем более, что получение международного водительского удостоверения сегодня достаточно доступная услуга. Для этого необходимо:
– иметь национальное водительское удостоверение (а международные права имеют юридическую силу исключительно в сочетании со внутренними), со сроком действия не менее трёх лет.
– заполнить заявление на получение международного удостоверения
– предоставить при обращении в Госавтоинспекцию оригиналы документов, указанных в заявлении (российские права и паспорт)
– предоставить фотографию 35 x 45 мм, выполненную в чёрно-белом или цветном варианте на матовой бумаге
– оплатить госпошлину (1 600 рублей)

Причём, оформить услугу возможно через портал Госуслуг (подать заявление, выбрать удобное подразделение и время для получения удостоверения, оплатить госпошлину с 30% скидкой – 1 120 рублей вместо 1 600).

Единственное, что требуется учесть в этом случае – не во всех подразделениях бланки международных прав есть в наличии! Поэтому, прежде чем выбрать место для получения услуги и оплатить госпошлину (она оплачивается адресно, согласно выбранному отделению ГАИ), необходимо уточнить о возможности там выдачи прав. Такую справку легко предоставляют при телефонном обращении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: