Сколько по времени идет зачет?

Сколько по времени идет зачет?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 “Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность”

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962) приказываем:

Утвердить прилагаемый Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Министр науки
и высшего образования
Российской Федерации
В.Н. Фальков
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С. Кравцов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.

приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от “30” июня 2020 г. № 845/369

Порядок
зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливает правила зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях (далее соответственно — зачет, результаты пройденного обучения).

2. Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения:

а) документа об образовании и (или) о квалификации, в том числе об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве;

б) документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа).

Форма и порядок подачи заявления, в том числе возможность его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается локальным нормативным актом организации.

3. Порядок зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 , а также подтверждаемых документами об обучении, выданными иностранными организациями, устанавливаются локальным нормативным актом организации.

4. Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся (далее — часть осваиваемой образовательной программы), и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).

5. Зачету не подлежат результаты итоговой (государственной итоговой) аттестации.

6. Организация производит зачет при установлении соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы (далее — установление соответствия).

С целью установления соответствия организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (далее — оценивание).

Процедура установления соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения, определяются локальным нормативным актом организации.

7. Зачтенные результаты пройденного обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации по соответствующей части осваиваемой образовательной программы.

8. Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в порядке, установленном локальными нормативными актами организации 2 .

9. При установлении несоответствия результатов пройденного обучения по освоенной ранее обучающимся образовательной программе (ее части) требованиям к планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы организация отказывает обучающемуся в зачете.

Решение об отказе в письменной форме или в форме электронного документа с обоснованием причин отказа в течение трех рабочих дней направляется обучающемуся или родителю (законному представителю) несовершеннолетнего обучающегося.

10. Не допускается взимание платы с обучающихся за установление соответствия и зачет.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598.

2 Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Обзор документа

Урегулированы вопросы зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных программ в других образовательных учреждениях.

Для зачета родители (законные представители) обучающихся направляют заявления, а также:

— документы об образовании и (или) о квалификации, в т. ч. об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве;

— документы об обучении, в т. ч. справки об обучении или о периоде обучения, документы, выданные иностранными организациями (справки, академические справки и иные документы).

Образовательная организация сравнивает полученные результаты с результатами своей программы.

Обучающийся, которому произведен зачет, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. на ускоренное обучение.

Сколько по времени идет зачет?

от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13

В соответствии с Программой организационно-методических мер по введению в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998-2000 годы, утвержденной 25 марта 1998 года Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

Приложение
к письму Минобразования России
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13

Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

1. Общие положения

1.2. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:

— экзамен по отдельной дисциплине;

— комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;

— зачет по отдельной дисциплине;

— курсовая работа (проект)*;

* Подробное описание организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования содержится в «Рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

1.3. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.

1.4. Государственный образовательный стандарт в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее — Государственные требования) предусматривает объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию, и устанавливает верхний предел числа экзаменов, проводимых в учебном году, — не более 8 экзаменов.

Объем времени, отводимый на аттестацию, может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения, установленного Государственными требованиями.

1.5. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводится с целью определения:

— соответствия уровня и качества подготовки специалиста государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части Государственных требований;

— полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;

— сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;

— наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.

2. Планирование промежуточной аттестации

2.1. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации:

— экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины;

— комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам;

— зачета по отдельной дисциплине;

— курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена Государственными требованиями;

— контрольной работы по отдельной дисциплине.

При планировании необходимо, чтобы по каждой дисциплине рабочего учебного плана, включая дисциплины по выбору и дисциплину «Физическая культура», была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.

2.2. При выборе дисциплин для экзамена по дисциплинам образовательное учреждение может руководствоваться следующим:

— значимостью дисциплины в подготовке специалиста;

— завершенностью изучения учебной дисциплины;

— завершенностью значимого раздела в дисциплине.

В случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине в каждом из семестров.

2.3. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам образовательное учреждение должно руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и приложении к диплому.

2.4. По завершении всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов, как экзаменами по дисциплине и комплексными экзаменами по двум или нескольким дисциплинам, должно быть охвачено не менее 60% дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности. В одном учебном году предполагается не менее 6 дисциплин.

2.5. Зачет по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации может предусматриваться образовательным учреждением по дисциплинам:

— которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;

— на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне представлений и знаний.

2.6. Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, может предусматриваться образовательным учреждением по тем дисциплинам, которые в основном предполагают решение практических задач.

3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине

3.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине, объем контрольной работы самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением. Зачет и контрольная работа проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.

3.2. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам

4.1. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам

4.1.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее чем за две недели до начала сессии.

4.1.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам допускаются студенты, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по данной дисциплине или дисциплинам.

4.1.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.

4.1.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.

Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.

4.1.5. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается образовательным учреждением в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.

4.1.6. Основные условия подготовки к экзамену:

4.1.6.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.

Читайте также  Можно ли использовать телевизор в качестве монитора?

4.1.6.2. В период подготовки к экзамену могут проводиться консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

4.1.6.3. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

— наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;

4.2. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам

4.2.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 академического часа.

4.2.2. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена — не более трех часов на учебную группу.

Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена — не более трех часов на учебную группу.

Экзамены по специальным дисциплинам, связанным с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями и т.п., принимаются двумя-тремя преподавателями соответствующей предметной (цикловой) комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого студента.

4.2.3. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:

— уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам);

-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

— обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Образовательные учреждения могут использовать другие системы оценок успеваемости студентов, согласованные с учредителем.

4.2.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине.

4.2.5. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Условия передачи и повторной сдачи экзамена определяются образовательным учреждением.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Когда и как проходит сессия у первокурсников

Все, что ты хотела узнать о первой (и не только) сессии

Ты поступила на первый курс и резко окунулась в мир вузовских предметов, а впереди вообще — экзамены Все новое, непонятное и немного пугающее… Мы тебя прекрасно понимаем!

Чтобы тебе было легче адаптироваться и морально подготовиться к сессии, мы собрали все, что нужно о ней знать. Рассказываем просто и понятно — из личного опыта. Без всех вот этих умных слов из регламентов👌

Важно знать

Количество сессий зависит от университета — их может быть 2 или 4 в год.

Время сессии: зимняя — декабрь/январь, летняя — май-июль (но не дольше 3 недель в этот период)

Первая сессия в году: по модульной системе — середина осени, по обычной — декабрь/январь

Расписание экзаменов тебе скинут заранее — примерно за месяц

Сессия делится на экзамены, зачеты и дифференцированные зачеты (это зачеты с оценкой)

Экзамены сдаются устно или письменно, в зависимости от требования преподавателя

Группа имеет право заранее попросить у преподавателя материалы для подготовки к экзамену

Знания оценивают по 5 и 100-балльной шкале

Пересдача — не конец света!

Сколько сессий в году

Количество сессий не зависит от курса. Здесь все решает регламент университета.

👉 Есть два варианта разделения учебного года — семестры и модули. От этого зависит количество сессий: 2 или 4.

Классическая система

Это когда год разделен на два семестра. Соответственно, сессии тоже две . В конце каждого семестра ты будешь сдавать зачеты и экзамены по всем предметам, которые проходились за это время. Все просто!

👉 Осенний семестр заканчивается зимой — экзамены проходят в конце декабря-январе. Весенний заканчивается летом, экзамены — в мае-июле. Сессия длится не дольше 3 недель.

Модульная система

Эта система чуть запутаннее. Тут год делят на семестры, а семестры — на модули. Чаще всего модулей 4, но может быть 5. Сессий столько же, сколько модулей.

Некоторые предметы рассчитываются на семестр, другие на модуль. Сессия будет в конце каждого модуля, сдают все предметы, которые закончились. Те, что были рассчитаны на семестр, сдаются в конце семестра.

Какие бывают системы оценивания

Система оценивания в универе очень отличается от школьной. Чаще всего она совмещает несколько шкал. Не пугайся, это не так сложно, как может показаться. В школе мы привыкли к баллам от 2 до 5, эти оценки в вузе сохранятся. Но к ним добавится еще 100-балльная система.

👉 В универе обычно 5 и 100-балльная система. За экзамен ставят оценку от 2 до 5, текущую успеваемость оценивают в баллах от 1 до 100.

Чаще всего в универе существует рейтинг студента. Это твоя личная ведомость с успеваемостью. Ты получаешь определенное количество баллов за задания. Сумма — на усмотрение преподавателя. Например, делаешь презентацию на заданную тему, получаешь за нее максимум 10 баллов. Если считать по школьным меркам, 10 — это «пятерка».

Все эти баллы проставляет преподаватель, считает тоже он, иногда староста. Если ты решишь стать старостой, каждый препод поделится с тобой тонкостями подсчетов, не переживай.

👉 По итогу всех занятий, то есть перед экзаменом, у тебя будет общая сумма баллов по каждому предмету. Она может быть просто допуском к экзамену или прибавляться к баллам за него.

Если текущий рейтинг (твоя сумма баллов за семестр) суммирует с экзаменом, для оценки «отлично» тебе нужно будет заработать минимум.

Пример: баллы за семестр и экзамен делятся 60 на 40. То есть 60 баллов ты зарабатываешь за выполнение заданий во время учебы, 40 получаешь на экзамене. «Тройка» — это 50 баллов. Значит за семестр тебе нужно набрать минимум 10. Чем больше, тем лучше.

👉 Лайфхак: Если баллы суммируются, можно набрать за семестр больше 50 и обеспечить себе железную «тройку». Если это зачет без оценки, можно вообще больше не париться.

Бывает так, что успеваемость за семестр не учитывается. То есть ты просто показываешь на экзамене свои знания и получаешь оценку от 2 до 5. Но по опыту заметим, сейчас такая практика — редкость, особенно в бакалавриате. Так что придется считать баллы.

Как готовиться

👉 Готовиться к сессии нужно заранее! Не повторяй ошибок всех студентов — не оставляй все на последнюю ночь.

Для начала «прощупай почву». Узнай у старших курсов, как принимает препод. Так ты сможешь понять, насколько тщательно нужно все учить.

👉 Списывать в универе стоит только в тех случаях, когда препод точно дает это делать. Если спалит кто-то принципиальный, могут быть большие проблемы.

На первых парах препод должен скинуть вопросы к экзамену. Самое позднее — за две недели до сессии. Если вопросов все еще нет — смело просите их, студенты имеют полное право получить материалы для подготовки.

👉 Раздели билеты с одногруппниками, пусть каждый напишет несколько, но качественно. Так останется больше времени на то, чтобы их выучить.

Как проходит сессия

Всего есть два варианта — устно и письменно.

Если экзамен сдается устно, ты тянешь билет, готовишься, потом идешь отвечать преподавателю лично. Оценку говорят сразу.

Письменный экзамен может быть в виде развернутого ответа или теста. Тебе дается время, за которое нужно написать ответы. Потом они сдаются на проверку. Оценку могут сказать вечером или на следующий день.

Еще бывают компьютерные тестирования. По сути, тот же письменный тест, только на компьютере. Чаще всего он сразу выдает количество баллов.

Некоторые преподаватели могут давать какую-то большую проектную работу в качестве экзамена. Естественно, она выполняется в течение семестра (модуля). Тогда уже оценка за нее и будет баллом за экзамен. Чаще всего такие штуки делаются в командах, так что это даже прикольно.

Что будет, если не сдать

Ничего не будет!

Запомни: пересдача — не конец света. Обычно по каждому предмету допустимо три попытки, но это тоже зависит от вуза.

Первая пересдача — ничего страшного! Тебя просто отправят доучивать и сдавать повторно через пару месяцев. А вот если ты не сдашь со второго раза — отправят на комиссию. После нее уже может быть отчисление. До комиссии лучше не доводить, но и убиваться из-за «двойки» не стоит. Просто как следует подготовься.

* Комиссия — группа преподавателей какого-то предмета, которая будет тебя спрашивать по всей строгости.

👉 Можешь попросить у преподавателя дополнительные задания, если тебя отправили на пересдачу. Всячески показывай, что ты заинтересована в сдаче и хочешь хорошую оценку. Обычно это помогает 😉

Первая сессия — это не страшно. Иногда даже прикольно. Так что ничего не бойся. Удачи, мы в тебя верим. ❤️

Материалы по теме

  • Идеальная укладка в школу и универ: вдохновляемся стильной прической Чарли Дамелио
  • Что купить: самые модные сумки в школу или универ
  • Маникюр на учебу: 7 трендовых нейл-дизайнов для школы и универа
  • В чем ходить на учебу: модные луки в школу и университет для парней и девчонок
  • Тест: Ответь на 8 вопросов, и мы скажем, что тебя ждет в универе
  • back to school
  • универ
  • экзамены
  • education

Общайся и следи за новостями ;)

Читай любимый журнал в электронном формате

Журнал Elle Girl

Подпишись на печатную версию журнала

  • О проекте
  • Реклама
  • Архив номеров
  • Пользовательское соглашение
  • Условия проведения конкурсов

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек — ElleGirl.ru.

© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

В университете заставляют покупать дополнительные занятия

В моем университете ряд предметов нельзя пересдать, не купив курс дополнительных занятий продолжительностью 12 часов. Официально это правило нигде не прописано, но в деканате отказывают в выдаче обходного листа, даже если преподаватель согласен принять экзамен по этому предмету.

Подскажите, пожалуйста, имеет ли право студент пересдавать предмет без оплаты дополнительных занятий? Если да, на какие документы можно ссылаться?

Юлия, закон об образовании высказывается однозначно: чтобы пересдать экзамен, нужно готовить ответы на вопросы, а не деньги.

Как и сколько раз можно просить пересдачу

Когда мы учимся — в школе, колледже, университете, — мы осваиваем образовательную программу. Удачно мы это делаем или нет, определяется в ходе аттестаций: промежуточной и итоговой.

Промежуточная аттестация — все зачеты и экзамены, кроме тех, что вы сдаете в конце обучения. Итоговая аттестация — те экзамены, которые вы сдаете в конце обучения.

Экзамены, как известно, далеко не все сдают с первого раза. Некоторые вообще на них не приходят.

Если студент не пришел на экзамен или пришел, но не сдал, возникает академическая задолженность. Исключение — если не пришел по уважительной причине. Обычно уважительные причины перечислены в локальных актах образовательной организации. Например, такой причиной, как правило, считается болезнь, но при условии, что есть справка. Могут быть и другие причины, но принимать их в качестве уважительных или нет — решает менеджер учебной программы.

Даже если уважительных причин нет, сразу отчислить учащегося не могут. У каждого студента есть право на две пересдачи — это прописано в законе. При этом образовательная организация обязана создать надлежащие условия, чтобы студент мог успешно ликвидировать академическую задолженность. Вот что должен сделать ваш университет:

  1. Установить адекватные сроки пересдачи и сообщить о них обучающемуся. Сроки устанавливает само учреждение во внутренних актах. Если студент заболел и пропустил срок пересдачи, болезнь считается уважительной причиной и пересдачу должны перенести.
  2. Если обучающийся не сдал экзамен снова, во второй раз собрать комиссию для пересдачи.
Читайте также  Что такое вылет диска колеса?

И главное — обе пересдачи бесплатны. Университет не имеет права в какой-либо форме требовать студентов заплатить за то, что они хотят ликвидировать академическую задолженность.

Ваш деканат не выдает вам документы, которые нужны для пересдачи, пока вы не оплатите курс дополнительных занятий. Получается, фактически он нарушает ваши права, поскольку не позволяет ликвидировать академическую задолженность и делает вашу пересдачу платной. А это прямо запрещено законом.

О том, что студент не должен платить за пересдачу, говорит и закон об образовании, и Минобрнауки. Оно даже выпустило письмо для вузов, где разъяснило, что и сама аттестация, и пересдачи для обучающихся должны быть бесплатными.

Может ли вуз установить свои правила пересдач

Да, образовательная организация может принимать локальные акты, которые будут регулировать процесс обучения, отчисления и другие вопросы — например, как студенту ликвидировать академическую задолженность.

Но если в таких актах есть пункты, которые ухудшают положение обучающихся по сравнению с законодательством, применяться они не будут.

Например, если университет напишет в уставе, что пересдать предмет можно только после покупки дополнительных занятий, студент вправе не подчиняться и сослаться на закон об образовании, который разрешает пересдавать бесплатно два раза.

Поэтому попросите в деканате показать вам документ , в котором написано, что получить обходной лист для пересдачи можно, только если вы купите курс. Можно снять ваш диалог на камеру, чтобы потом предъявить как доказательство, если решитесь это оспаривать, например, в суде.

Что делать в вашем случае

Напишите заявление на имя декана с просьбой назначить график пересдач, чтобы вы могли ликвидировать академическую задолженность, и отдайте его в деканат. В заявлении ссылайтесь на статьи закона об образовании и письма Минобрнауки, которые мы упомянули выше.

Заявление пишите в свободной форме в двух экземплярах. Один отдаете, на втором просите секретаря поставить отметку о принятии и дату. Если принимать откажутся, направляйте заказным письмом с уведомлением о вручении на имя декана.

Если не получите мотивированный или хотя бы какой-то письменный отказ, а потом вас отчислят, обращайтесь в суд.

Один студент Пироговки несколько раз обращался в деканат и просил допустить его до экзаменов, чтобы ликвидировать академическую задолженность, но ответа не получил. В итоге его отчислили. Мосгорсуд признал отчисление незаконным, поскольку университет не создал условия для пересдачи, которые должен был создать по закону. В итоге студента восстановили в университете.

Если проблемы с пересдачами не только на вашем факультете, можете написать заявление в ректорат таким же способом, как и в деканат.

Также можете обратиться с жалобой в Рособрнадзор, описать ситуацию и попросить проверить образовательную организацию: соблюдает ли она законодательство об образовании. Пожаловаться можно в электронном виде через форму для обращений.

Право на защиту обучающихся закреплено в законе об образовании, поэтому образовательная организация не сможет наказать вас только за то, что вы направили жалобу в ректорат или Рособрнадзор.

А даже если она это сделает, суд будет на вашей стороне: когда вы жалуетесь, вы реализуете право на защиту. А это абсолютно законно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

ВС разъяснил судам порядок зачета срока меры пресечения в срок отбывания наказания

31 июля Президиум Верховного Суда РФ утвердил Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений ст. 72 УК. Разъяснения связаны с внесением изменений в данную статью Законом о порядке зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы и Законом о назначении осужденным за преступления террористической направленности вида исправительного учреждения. Всего документ содержит ответы на 17 вопросов, возникших у судов при постановлении приговора и при его исполнении.

В комментарии «АГ» партнер АБ «КРП» Михаил Кириенко отметил, что год действия изменений ст. 72 УК закономерно породил вопросы, которые требовали разъяснений со стороны правоприменителей, в связи с чем разъяснения Верховного Суда можно признать своевременными. По его мнению, ВС дал ответы на большинство вопросов, которые эксперты определяли еще на стадии принятия Закона о порядке зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания.

Вопросы, возникающие при постановлении приговора

Верховный Суд разъяснил, что по смыслу взаимосвязанных положений ч. 3, 3.1, 4 ст. 72 УК в срок лишения свободы по правилам, предусмотренным в ч. 3.1 ст. 72 УК, засчитывается период со дня фактического задержания до дня вступления приговора в законную силу.

Также указано, что с учетом новой редакции ст. 72 УК началом срока отбывания наказания необходимо признавать день вступления приговора в законную силу, за исключением случаев, когда срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр, колонию-поселение или в тюрьму либо со дня задержания. Срок отбывания окончательного наказания в виде лишения свободы, назначенного по правилам ч. 5 ст. 69 и (или) ст. 70 УК РФ, исчисляется со дня вступления последнего приговора в законную силу.

Также ВС отметил, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 и п. 2 ч. 6 ст. 302 УПК, если время содержания под стражей, засчитанное на основании ч. 3.1 ст. 72 УК, поглощает срок назначенного наказания, то суд постановляет приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а осужденный подлежит немедленному освобождению в зале суда в силу положений п. 3 ст. 311 УПК.

Отвечая на вопрос о том, следует ли указывать в приговоре на применение ст. 72 УК при назначении лишения свободы условно, если осужденный содержался под стражей, Верховный Суд ответил отрицательно. «Вопрос о зачете времени содержания под стражей, так же как и вопрос об определении вида исправительного учреждения и режима для отбывания наказания, подлежит разрешению судом в постановлении об отмене условного осуждения по основаниям, предусмотренным ч. 2.1 или 3 ст. 74 УК РФ, либо в последующем приговоре при отмене условного осуждения по первому приговору по основаниям, предусмотренным ч. 4 или 5 ст. 74 УК РФ», – указано в ответе.

Комментируя это разъяснение, управляющий партнер АБ «ЕМПП» адвокат Сергей Егоров указал на значимость разъяснения ВС о том, что при назначении условного наказания сам по себе факт нахождения обвиняемого и (или) подсудимого под стражей или домашним арестом в ходе следствия или суда не учитывается при определении судом испытательного срока и срока условного лишения свободы. «Это может показаться несправедливым, поскольку ч. 5 ст. 72 УК РФ указывает, что при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей, наказания в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен смягчить или полностью освободить осужденного от наказания», – посчитал он.

Однако, указал Сергей Егоров, в этом же ответе ВС разъясняет, что факт нахождения обвиняемого и (или) подсудимого под стражей или домашним арестом в ходе следствия или суда должен быть учтен во всех случаях отмены условного осуждения. Такое разъяснение представляется адвокату справедливым и логичным.

Также ВС разъяснил, когда не применяются льготные правила зачета времени содержания под стражей, предусмотренные п. «б», «в» ч. 3.1 ст. 72 УК, в срок лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений: в случае назначения окончательного наказания на основании ч. 2 или 3 ст. 69 УК, когда одно из преступлений, входящих в совокупность, указано в ч. 3.2 ст. 72 УК; в случае назначения окончательного наказания на основании ч. 5 ст. 69 УК, когда по первому делу лицо осуждено за одно из преступлений, указанных в ч. 3.2 ст. 72 УК, или ему назначается отбывание окончательного наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима.

Кроме того, разъясняется, что применение данных льготных правил при назначении наказания по совокупности приговоров, если по первому приговору лицо осуждено за преступление, указанное в ч. 3.2 ст. 72 УК, возможно, если лицо осуждено по второму приговору за преступление, не указанное там, и отбывание окончательного наказания не назначается в тюрьме либо ИК строгого или особого режима.

Верховный Суд пояснил, что при назначении наказания по совокупности приговоров положения ст. 72 УК в новой редакции подлежат учету по первому приговору, если он не пересматривался: «Если в результате применения новых правил наказание по предыдущему приговору будет отбыто полностью, то окончательное наказание по второму приговору назначается без применения положений ст. 70 УК РФ».

Михаил Кириенко отметил, что в начале действия поправок в ст. 72 УК основные ожидания в части смягчения назначаемого наказания и его сокращения для лиц, его отбывающих, вызывали неоднообразное понимание со стороны судов. «Попадались примеры, когда срок содержания под стражей или домашнего ареста до 14 июля 2018 г. суды исчисляли по старым правилам, а после этой даты – по новым, что не соответствовало содержанию уголовно-правовых норм», – указал эксперт. В связи с этим он посчитал, что ВС дал обоснованное разъяснение в п. 8 документа, подчеркнув запрет обратной силы ухудшающих положений и требование обязательности использования улучшающих, закрепленных в ст. 72 УК, ко всему периоду и ко всем наказаниям, совершенным и назначенным до вступления в силу Закона о зачете времени нахождения в СИЗО в срок наказания.

Также разъяснено, что зачет времени нахождения лица под домашним арестом в срок лишения свободы осуществляется до вступления приговора суда в законную силу, если в приговоре домашний арест сохранен в качестве меры пресечения.

ВС разъяснил, что время принудительного нахождения по решению суда подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого мера пресечения в виде заключения под стражу не избиралась, в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях, засчитывается в срок лишения свободы без применения повышающих коэффициентов кратности, указанных в ч. 3.1 ст. 72 УК. Отмечается, что в этот период подозреваемый или обвиняемый не находится в условиях изоляции от общества, предусмотренных для лиц, содержащихся под стражей.

Михаил Кириенко назвал такую позицию ВС спорной, однако отметил, что это, скорее, вопрос к правоприменительному органу. «Верховный Судом избран подход четкого разграничения уголовных и уголовно-исполнительных отношений», – подчеркнул он.

Вместе с тем ВС указал, что время принудительного нахождения в медицинских организациях подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого была избрана и не отменялась на этот период мера пресечения в виде заключения под стражу, подлежит зачету в срок лишения свободы при наличии оснований с применением повышающих коэффициентов кратности.

Вопросы, возникающие при исполнении приговора

ВС указал, что коэффициенты кратности, предусмотренные в п. «б» и «в» ч. 3.1 ст. 72 УК, при решении вопросов о зачете в срок отбывания наказания периодов содержания под стражей на стадии исполнения приговора применению не подлежат. Указанные коэффициенты не распространяются на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В частности, отметил ВС, они не применяются:

  • к периоду направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу;
  • к периоду содержания осужденного под стражей в связи с его задержанием (до 48 ч) по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 6 ст. 75.1 УИК;
  • к периоду заключения под стражу осужденных в порядке, предусмотренном в п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК, а также при отмене условного осуждения к лишению свободы или условно-досрочного освобождения;
  • к периоду нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном ст. 77.1 УИК, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу.
Читайте также  Почему iPhone не появляется в iTunes?

Также ВС разъяснил, что по первому приговору возможен учет положений нового уголовного закона при пересмотре приговора, по которому окончательное наказание назначено на основании ст. 70 УК, в случае если первый приговор при наличии к тому оснований не пересматривался в порядке ст. 10 УК. «В этом случае окончательное наказание, назначенное по правилам ст. 70 УК, может быть смягчено или исключено применение указанной статьи при условии отбытия наказания по предыдущему приговору», – поясняется в документе.

Как указал ВС в ответе на 16-й вопрос, Закон о порядке зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы применяется к лицам, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания, и к осужденным, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким видом наказания. Поясняется, что в этих случаях размер оставшейся неотбытой части наказания или срок более мягкого наказания, назначенного в порядке замены неотбытой части лишения свободы, подлежит сокращению при условии сокращения срока неотбытой части наказания в виде лишения свободы. Михаил Кириенко посчитал такую позицию обоснованной.

В последнем ответе Верховный Суд указал на невозможность изменения коэффициента кратности, если осужденному изменили вид исправительного учреждения на основании ст. 78 УИК РФ. Закон не предусматривает пересмотра правил зачета наказания, примененных судом в приговоре, при изменении вида исправительного учреждения как в сторону улучшения условий отбывания наказания, так и в сторону их ужесточения, указал Суд.

Первая сессия на 1 курсе: как проходит, когда начинается и заканчивается, как сдать её успешно

Первая сессия на 1 курсе считается одной из самых сложных. А всё потому, что новоиспечённые студенты совсем не знают, что их ждёт.

Чтобы не бояться, нужно разобраться. Читайте статью и вы узнаете ответы на все важные вопросы:

  • Когда начинается и заканчивается первая сессия?
  • Как проходит сессия в колледже или университете на 1 курсе?

И, конечно, найдёте ответ на самый страшный вопрос: сколько студентов вылетают после первой сессии.

Подписывайтесь на наш информационный ресурс, чтобы быть в курсе полезных новостей. И не забывайте следить за акциями и скидками компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Сколько сессий на 1 курсе и когда они проходят

Что из себя представляет сессия и как она проходит? Мы собрали ответы на эти вопросы и готовы поделиться с вами.

Сессия — это обязательная проверка знаний студента, которая проводится строго после учебного семестра.

Первая сессия считается самой важной в жизни каждого студента. Именно в этот период первокурсник наконец начинает понимать, что такое настоящая учёба в колледже или университете, показывает свои способности и зарабатывает авторите у преподавателей.

Сессия в колледже 1 курс

Есть ли сессии на 1 курсе колледжа? Или они начинаются только у первокурсников в университете?

Конечно, и в колледжах, и в техникумах проходят не только занятия, но и экзаменационные сессии. Именно они считаются своеобразным «боевым крещением» для первокурсников. Ведь одно дело — ходить на пары и учиться. И совсем другое — показать полученные знания на экзаменах.

Так что все студенты первых курсов и университетов, и институтов, и средне-специальных учебных заведений проходят через сессии.

Сессия условно делится на три периода: написание итоговых и лабораторных работ, прохождение зачётов и сдача экзаменов. Если студент не успел сдать все письменные задания и получить за них оценки, его могут не допустить до экзаменационной части.

Когда начинается сессия у студентов первого курса

Как в колледже, так и в университете учебное время студентов делится на семестры — весенний и осенний. После каждого полугодия учащихся разных курсов ждут экзаменационные сессии — зимняя и летняя.

Когда начинается первая сессия на 1 курсе? Зимняя сессия, как правило, приходится на конец декабря, начало января. А летняя длится с конца мая и весь июнь. Кончаются обе сессии каникулами, на которых первокурсники могут выдохнуть, подвести итоги прошедшего учебного года и немного расслабиться перед следующим.

Сколько сессий на первом курсе

Сколько сессий в колледже и вузе на 1 курсе? Мы уже разобрались, что первокурсники сдают зачёты и экзамены дважды: один раз зимой, а второй — летом. Следовательно, у них всего две сессии в учебном году.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

При хорошей подготовке сдать сессию на отлично — не проблема!

Как проходит сессия на первом курсе у заочников

Студенты заочного отделения совсем иначе проходят первую сессию. У них она разделяется на две части:

  • установочная сессия;
  • экзаменационная сессия.

Первая установочная сессия у студентов первого курса заочной формы обучения начинается зимой и длится от двух недель до месяца. В этот период заочники знакомятся с преподавателями и своими сокурсниками и готовятся сдавать зачёты и экзамены. Они проходят необходимый материал, который будет сложно освоить самостоятельно. Студенты обязаны посещать эти лекции, выполнять практические задания и сдавать письменные работы, чтобы получить допуск к экзаменационной сессии.

Экзаменационная сессия у студентов заочного отделения проходит, как и у учащихся дневной формы. Они также приезжают в колледж или вуз на зачёты или экзамены, вытягивают билеты и отвечают на вопросы преподавателям.

Когда заканчивается первая сессия у студентов заочной формы обучения? Учитывая, что они, как правило, сдают зачёты и экзамены позже, чем студенты очного отделения, сессия у заочников кончается в феврале ─ марте.

Как сдают сессию в колледже или вузе на 1 курсе

Как проходит сессия в колледже или университете на первом курсе? Есть ли какие-то отличия?

Если задать этот вопрос бывшим первокурсникам, то можно услышать мнение, что различия действительно есть. Но их суть не в форме, а в том, как сами студенты относятся к сессии.

Первая сессия в колледже или университете — это сильный стресс. Студенты ещё не знают, что их ожидает, какие дополнительные вопросы может задать преподаватель и насколько тяжело или наоборот легко у них получится ответить.

В целом же сессии всегда проходят одинаково. Сначала студенты сдают все итоговые работы и получают допуск к зачётам и экзаменам. Потом изучают расписание на сессию — на каждый предмет даётся от двух до пяти дней подготовки, и приходят к нужному времени в вуз, чтобы показать свои знания.

Как сдать первую сессию: полезные советы

Как же готовиться к первой сессии в колледже или вузе, чтобы наверняка её сдать? Мы собрали полезные лайфхаки, которые точно помогут:

  • посещать все лекции и практические занятия и хорошо при этом учиться — самый очевидный и при этом трудноисполнимый для многих совет;
  • активно отвечать на парах — даже если преподаватель не поставит сразу автомат, он учтёт прошлые заслуги на экзамене;
  • приходить на консультации, которые проводят преподаватели перед экзаменами — на них можно задать вопросы и уточнить, на что точно будут обращать внимание;
  • писать шпаргалки — даже если вы ими не воспользуетесь, они помогут систематизировать информацию и запомнить главное;
  • использовать мнемотехники, ассоциативные приёмы и другие техники для запоминания больших объёмов;
  • готовиться по таймеру, используя интервальный метод, если вам надо выучить много, а во времени вы ограничены;
  • отвечать на экзамене, даже если вам не повезло и вы вытянули билет, который не знаете — это поможет показать, что вы действительно учили и повысит лояльность преподавателя;
  • высыпаться перед зачётом или экзаменом — ночью вы точно не выучите ничего нового, а вот сил наберётесь и не забудете всё, что учили.

Как выглядит интервальный метод в обучении? Это способ, при котором вы учите материал 20 или 30 минут, а потом отдыхаете от 2 до 10 минут. Осваивая информацию маленькими дозами с обязательными перерывами, можно запомнить больше и качественнее.

А если времени совсем нет, а подготовиться к зачёту или экзамену нужно, воспользуйтесь нашими советами по экспресс-подготовки.

Сколько раз можно пересдать первую сессию

Никто не застрахован от провалов. И даже первую сессию можно не сдать. Предоставляются ли повторные попытки первокурсникам или стоит забирать документы и идти работать в Макдональдс поступать в другой колледж или вуз?

На самом деле даже студент первого курса имеет право на пересдачу. И даже на целых три. Но стоит помнить о некоторых нюансах:

  1. Если первокурсник пришёл на экзамен и не сдал его, он может прийти в резервный день и попробовать ещё раз.
  2. Если студент не явился на экзамен, он может прийти на пересдачу. Однако ему необходимо предоставить справку, объясняющую его отсутствие. Если причина серьёзная, то проблем не будет, а студенту зачтут это как первую попытку.
  3. Если же студент не пришёл на экзамен без уважительной причины, его допустят к пересдаче, но преподаватель может снизить оценку даже при идеальном ответе.
  4. Если первокурсник сдал экзамен, но недоволен отметкой, у него есть право подать в деканат апелляцию. В этом случае проходит заседание комиссии, которая принимает решение, разрешать студенту пересдавать предмет или нет.

А что делать, если студент пересдавал экзамен трижды, а удовлетворительной оценки так и нет? Сдаваться не стоит. Лучше договориться о четвёртой пересдаче с преподавателем или через деканат. Иначе можно попасть под отчисление. Чтобы сдать сессию с первого раза, надо хорошо подготовиться

Сколько студентов отчисляют после первой сессии

Отчисляют ли после первой сессии? Вопрос, волнующий каждого первокурсника. Есть ли у колледжей или университетов какой-то план по отчислению, в соответствии с которым они должны исключить определённое количество студентов?

Можете не переживать, никакого тайного плана или заговора вузов точно нет. Напротив, учебные заведения заинтересованы, чтобы их учащиеся максимально успешно проходили сессии. Ведь это повышает место ссуза или вуза в общем рейтинге.

В идеале руководство колледжа или университета хочет видеть отличные отметки в каждой зачётке, чтобы с гордостью подавать контрольные ведомости в Министерство образования и повышать цены на платное обучение, мотивируя это высоким качеством учебных программ.

Но к сожалению, мы живём в реальном мире, где далеко не все студенты приходят грызть гранит науки и получать знания. Именно они и отчисляется после первой сессии, если даже четвёртая пересдача не помогла им получить проходной балл.

Также сессия на первом курсе колледжа или университета может стать последней, если студент так и не смог:

  • сдать все необходимые письменные работы;
  • выполнить все лабораторные задания;
  • пройти все нужные зачёты;
  • по всем предметам получить положительные отметки;
  • проснуться, умыться и прийти на экзамены.

К сессии не допускают студентов, у которых есть академическая задолженность хотя бы по двум предметам. А при двух неудовлетворительных отметках за экзамены, учащегося отчисляют из колледжа или вуза.

Как правило, к студентам первого курса на сессии в колледже или вузе относятся довольно лояльно. Особенно если они посещали лекции, старались отвечать на практических занятиях и показывали желание учиться.

Теперь вы знаете, как проходит первая сессия в колледже или университете, а также как готовиться, чтобы сдать её на отлично и избежать отчисления. А если понадобится помощь в написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис!

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: